Новости физико-математического факультета

Реализован первый этап исследовательского проекта

В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".

Подробнее

30 октября 2024

ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова

IMG 20240920 WA0004

 

Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.

Помним. Любим. Благодарим. Скорбим

Коллектив физико-математического факультета ТГПУ

Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru

Подробнее

20 сентября 2024

ВНКСФ-28

WhatsApp Image 2024 04 12 at 12.04.19

 

1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.

Подробнее

8 апреля 2024

2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»

По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».

ФНУ 1

Подробнее

23 октября 2023


Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

РУССКАЯ ИЗБА, ЧАЙ С БЛИНАМИ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ – ТАКОЙ РОССИЮ УВИДЕЛИ СТУДЕНТЫ ИИЯМС ИЗ КЕНИИ

РУССКАЯ ИЗБА, ЧАЙ С БЛИНАМИ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ – ТАКОЙ РОССИЮ УВИДЕЛИ СТУДЕНТЫ ИИЯМС ИЗ КЕНИИ

Образовательная программа Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Кении, помимо занятий, включает и ряд специальных мероприятий, расширяющих знания студентов о России. Одним из таких стала творческая встреча «Знакомство с русской культурой».

Подробнее

8 октября 2025

ТГПУ работает над выпуском учебного пособия базового уровня для граждан Кении и запуском второй площадки Центра открытого образования на русском языке

ТГПУ работает над выпуском учебного пособия базового уровня для граждан Кении и запуском второй площадки Центра открытого образования на русском языке

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.

Подробнее

17 сентября 2025

Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска Иностранные студенты Института иностранных языков и международного сотрудничества из Китая прогулялись по историческим местам города Томска и познакомились с уникальными архитектурными памятниками и любимыми местами отдыха томичей.

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.

Подробнее

15 сентября 2025

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову  с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!


Подробнее

10 сентября 2025

День знаний в ИИЯМС

1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.

Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.

После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.

Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.

Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.

 

 

Подробнее

5 сентября 2025


Новости 1 - 5 из 897
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости института физической культуры и спорта

Межвузовские соревнования по спортивной аэробике «Ритмы весны»

arobica1        

 

     C 13 по 15 мая в Томске прошли в рамках Всероссийских соревнований, Межвузовские соревнования по спортивной аэробике «Ритмы весны» г. Томск 2019г.
      Участниками соревнований стали не только студенты ВУЗов, но и спортсмены Пермского края, Свердловской области, Новосибирской области, Алтайского края, Томской области.
      Особо следует отметить победу наших студентов в номинации индивидуальное выступление мужчины 18 и старше, где ребята показали достойное выступление и завоевали заслужено: 1 место Голещихин Александр и 2 место Аюкасов Тимур.

Поздравляем наших ребят и желаем им удачи в дальнейших соревнованиях!

Подробнее

17 мая 2019

... ещё один МАСТЕР СПОРТА

       В соответствии с приказом Министерства спорта РФ № 67 нг от 29 апреля 2019 г. «О присвоении спортивного звания «Мастер спорта России» за подписью министра спорта России П.А. Колобкова, Черткову Леониду Сергеевичу, студенту 562 группы ФФКиС присвоено звание Мастер спорта России по плаванию.

ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!

Информация предоставлена доцентом кафедры плавания Вязигиным А.Ю.

 

 

 

 

 

Подробнее

13 мая 2019

ФЕСТИВАЛЬ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ/ИНСТИТУТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

    С 26-28 апреля 2019 года на нашем факультете прошёл фестиваль студентов факультетов/институтов физической культуры и спорта педагогических вузов Сибирского федерального округа. В нём приняли участие как команда нашего факультета, так и гости из Барнаула и Новосибирска. Три дня команды соревновались друг с другом не только на спортивных аренах, но и ...

Подробнее

27 апреля 2019

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НАУКИ NAUKA 0+

     23 апреля 2019 года на нашем факультете работала секция "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" в рамках XXIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных "НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ".
    Было заслушано и обсуждено 12 докладов, из которых 4 признаны лучшими ...

Подробнее

24 апреля 2019

Итоги выступления пловцов ТГПУ на межвузовской Универсиаде – 2019

      С 13 по 14 апреля 2019 года на голубых дорожках бассейна «ТПУшный» «кипела» вода во время соревнований по плаванию среди команд университетов г. Томска. Пловцы нашего университета в этом году выступили достаточно успешно!
     Главный судья соревнований по поручению областной Федерации плавания был назначен доцент кафедры плавания, канд. пед. наук, мастер спорта России международного класса Вязигин Алексей Юрьевич.
     Представитель нашей команды – зав. кафедрой плавания, профессор, мастер спорта СССР Безотечество Константин Игоревич.

 Чемпионами и призёрами Универсиады стали:

- Чертков Леонид, 562 гр. ФФКиС на дистанциях 50 и 100 м в плавании на спине. Он же занял 3 место на дистанции 100 м баттерфляем;
- Евсеева Альбина, 582 гр. ФФКиС на дистанциях 50 м на спине, 100 м вольным стилем. Она также завоевала 2 место на дистанции 100 м в плавании на спине;
- 3 место на дистанции 100 м в плавании брассом занял Пресняков Степан, студент 862 гр. ФПСО;
- 2 место в эстафетном плавании 4х50 м заняла мужская сборная команда ТГПУ в составе: Чертков Леонид, 562 гр., Алиев Эмиль, 582 гр., Тимофеев Михаил, 582 гр. и Железняк Евгений, 562 гр.;
- 3 место заняла команда смешанной эстафеты 4х50 м вольным стилем в составе: Чертков Леонид, Евсеева Альбина, Додонова Александра (магистрант ФФКиС гр. 571 М) и Алиев Эмиль;
- 3 место в комбинирован эстафете 4х50 м заняла женская команда в составе: Евсеева Альбина, Терентьева Екатерина, 561 гр., Додонова Александра и Свирина Евгения, 482 гр. ФМФ;
- 3 место в комбинирован эстафете 4х50 м заняла мужская команда в составе: Чертков Леонид, Пресняков Степан, Железняк Евгений и Алиев Эмиль.

Поздравляем наших чемпионов и призёров с успешным выступлением!

 Информацию предоставил зав. кафедрой плавания, профессор Безотечество К.И.

Подробнее

15 апреля 2019


Новости 96 - 100 из 271
Начало | Пред. | 18 19 20 21 22 | След. | Конец

Новости технолого-экономического факультета

ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)

С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР

Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».

Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».

Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.

В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.

Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.

Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).

Алгоритм подачи заявки по ссылке:

Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru

Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.

Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать  скан-копии документов для зачисления.

Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:

КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60

КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.

Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.

Контактные лица:

Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru

Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru

Подробнее

10 сентября 2025

День знаний

1-sentyabrya-116.gif

Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!

Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.

Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.

Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!

На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:

  1. Бакалавров групп

751, 752

753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1

  1. Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
  2. Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится

с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1

с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1

Внимание! Вход в корпуса по паспортам!

Подробнее

29 августа 2025

Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»

5278429698168322413.jpg

Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.

Подробнее

26 августа 2025

Памятка для абитуриента 2025

ТЭФ приглашает на  образовательные программы:

Бакалавриат

 Магистратура

Прием документов

Вступительные испытания

Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»

Подробнее

2 июля 2025

ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»

школа_мечты.jpg

По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!

Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича  и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Подробнее

Подробнее

23 июня 2025


Новости 1 - 5 из 719
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости биолого-химического факультета

ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология» 15 мая 2025 г в СибГМУ состоялся межвузовский этап Региональной олимпиады студентов вузов Томской области по дисциплине: «Нормальная физиология».

Подробнее

17 сентября 2025

Встреча с первокурсниками 2025

Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20. 

IMG 5453

Подробнее

28 августа 2025

НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ

Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.

Подробнее

19 мая 2025

Практическая биология 8-9 классы

На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.

Подробнее

26 марта 2025

День открытых дверей на БХФ

25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).

Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.

Подробнее

26 марта 2025


Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

В ТГПУ завершились курсы повышения квалификации для учителей по новому предмету ОБЗР

В ТГПУ завершились курсы повышения квалификации для учителей по новому предмету ОБЗР 11 октября в Томском государственном педагогическом университете успешно завершились курсы повышения квалификации для преподавателей-организаторов и учителей учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). 

Подробнее

13 октября 2025

Приглашаем принять участие в мероприятиях

Приглашаем принять участие в мероприятиях Уважаемые друзья!

Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.

Подробнее

1 октября 2025

В Томской области завершилась интенсивная программа повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

В Томской области завершилась интенсивная программа повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». 

Подробнее

16 сентября 2025

ЦДОРК ТГПУ принял участие в организации и проведении программы повышения квалификации для советников директоров по воспитанию

Логотип на стр. НовостиС 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.

Подробнее

11 сентября 2025

ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года

На логотип Август проЕжегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.

Подробнее

4 сентября 2025


Новости 1 - 5 из 341
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости историко-филологического факультета

ИТОГИ РАБОТЫ СЕКЦИИ «РУСИСТИКА И ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» в рамках МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА «ПЕДАГОГИКА XXI века: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ» (22 апреля 2021)

Работа секции «Русистика и языковое образование» кафедры русского языка ТГПУ в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» проходила в формате онлайн. Участие в 3-х подсекциях «Медиадискурс. Языковая личность. Медиаобразование» (руководитель А.В. Болотнов), «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель Н.С. Болотнова) и «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» (руководитель С.М. Карпенко) приняли 88 человек, включая преподавателей ТГПУ и Сургутского педагогического университета, аспирантов, магистрантов, студентов 1-5 курсов ИФФ. Особенно массовым было участие в подсекции, посвященной медиалингвистике и медиаобразованию (35 человек).

В 36 докладах, прозвучавших на секции «Русистика и языковое образование», были отражены вопросы, связанные с современными направлениями в русистике и современной методике преподавания русского языка: медиалингвистикой, лингвокультурологией, когнитивной лингвистикой, теорией речевой коммуникации, стилистикой художественной литературы, коммуникативной стилистикой текста, теорией речевых жанров, методикой обучения русскому языку. В работе всех 3-х подсекций активное участие принимали зрители и слушатели, которые задавали вопросы в общем чате и через микрофон, делились впечатлениями, оценивали доклады, давали советы.

В подсекции «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» прозвучали глубокие и интересные доклады аспирантов С.А. Иванченко и А.В. Шутовой, посвященные анализу идиостилевых особенностей эпистолярия М.А. Волошина и специфике поэтической картины мира О.Э. Мандельштама. Творчество М.И. Цветаевой стало объектом внимания сразу нескольких докладчиков, которые обратили внимание на языковую личность поэта (Н.В. Захарчевская), специфику восприятия поэтом образа Пушкина (доклад М.С. Гончарова), лирические циклы Цветаевой и их лингводидактический потенциал (Е.С. Татаринцева). Разным аспектам лирики А.А. Ахматовой, включая методический, и поэтическому мастерству автора были посвящены доклады Якимовой Ю.А., Агеевой А.Л., Алексеенко М.В., Логиновой А.А.

Ономастическое пространство в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» было исследовано Кукуриной Т.Н., новообразования в творчестве футуриста В. Шершеневича рассмотрено в докладе Е.К. Дементьевой, функциональный аспект цветонаименований в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» был подробно описан Т.Е. Петровой. Особенностям отражения концепта «дружба» в лирике Р. Рождественского был посвящен доклад Евграфовой К.Ю. По мнению участников, заседание подсекции прошло в доброжелательной и творческой атмосфере.

Подсекция «Медиадискурс. Языковая личность. Медиаобразование» включала доклады, посвященные актуальным проблемам современной медиалингвистики, лингвоперсонологии, теории речевой коммуникации, медиаобразования. Каждый доклад был интересен и сопровождался вопросами и суждениями присутствующих на заседании участников. В докладе преподавателя кафедры Сургутского педагогического университета Самарцева Вадима Юрьевича присутствующие отметили качественную проработку материала, связанного с использованием медиаресурсов в образовательном процессе. Большой интерес вызвал доклад Новиковой С.Ю., посвященный анализу медиадискурса публичной личности синкретичного типа. Анализу речевых портретов разных типов информационно-медийных языковых личностей (журналистов, политиков, ученого) были посвящены доклады Панковой Е.В., Монастыревой Ю.И., Тимошенко Н.С., Пешкичевой И.Ю. Медиадискурс публичных языковых личностей, рассмотренных в исследованиях студентов разных курсов, был исследован достаточно глубоко, с выявлением индивидуальных и типовых особенностей, жанрово-стилевой специфики.

Несколько докладов, прозвучавших на заседании, были посвящены актуальным методическим аспектам использования медиаресурсов в образовательном процессе. Культура общения в Интернете стала объектом исследования в докладе Ю.С. Зарембо. Особенности этикетного речевого жанра «комплимент» в интернет-коммуникации были рассмотрены в докладе Птушкиной И.В. Об изучении текстов публицистического стиля в школе рассказала Хомченко Ю.А. Особенностям восприятия медиатекстов обучающимися старших классов был посвящен интересный доклад М.П. Козловой. Присутствующие благодарили докладчиков за очень полезную информацию, важную в прикладном аспекте. В целом заседание прошло в деловой, продуктивной, дружеской обстановке. Аудитория активно участвовала в обсуждении каждого доклада, отмечала актуальность выбранных тем.

В работе подсекции «Актуальные проблемы русистики и языкового образования» приняли участие 23 человека – студенты, магистранты и преподаватели историко-филологического факультета. Было заслушано 12 докладов. Тематика докладов была разнообразной. Анализ концептов работа/праздность, болезнь/здоровье в лингвокультурологическом аспекте проведён в исследованиях К.А. Мирсковой и А.Д. Поповой, изучению концепта правда на уроках русского языка в рамках проектной деятельности было посвящено выступление Новиковой Е.А. В работах А.Е. Бухрот и Р.В. Исуповой рассматривалась окказиональная лексика в функциональном аспекте, методические вопросы окказионализмов освещались в докладе В.К. Ворожейкиной.

Магистрантами были подготовлены доклады, посвящённые проблеме реализации компетентностного подхода в школьном образовании – о жанровых особенностях школьного сочинения рассказала К.И. Костина, о вопросах лексикографии в школьных учебниках по русскому языку – Д.Р. Газизова, о роли произведений устного народного творчества в развитии текстовой компетенции обучающихся – Т.О. Борина.

Были подготовлены доклады на материале произведений художественной литературы – стилистические функции в рассказах А.П. Чехова анализировала В.Н. Кириченко, структурно-семантический аспект колоративной лексики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» разрабатывался О.Н. Дибровой, особенности воплощения образа автора в лирике А.А. Ахматовой изучала Н.А. Посаженникова. Участники конференции отметили хороший уровень докладов, интересную тематику и содержательность выступлений. При обсуждении результатов работы студенты отметили, что опыт участия в научном мероприятии был интересным и полезным.

По итогам работы секции «Русистика и языковое образование» подготовлено 30 статей для сборника материалов Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения». Авторы лучших статей и докладов отмечены Дипломами и Благодарностями.

Подробнее

26 апреля 2021

Поздравляем Валентину Егоровну Головчинер!

Искренне поздравляем доктора филологических наук, главного научного сотрудника, профессора кафедры русской литературы ТГПУ Валентину Егоровну Головчинер с министерской наградой – присвоением почётного звания «Почётный работник сферы образования Российской Федерации» за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд.

Подробнее

19 апреля 2021

Подведены итоги Межвузовского конкурса творческих работ «Современный русский язык и русская культура»

В рамках Недели русского языка (22-27 марта) на ИФФ ТГПУ проводился Межвузовский конкурс творческих работ «Современный русский язык и русская культура». На конкурс было представлено 29 эссе бакалавров и магистрантов историко-филологического факультета ТГПУ, а также студентов медико-биологического факультета СибГМУ.

Участники конкурса рассуждали о роли русского языка в современном мире, о развитии современного русского языка, о роли нелитературных стратов, о проблемах грамотности носителей языка и речевой культуры. В работах затрагивались вопросы использования диалектной лексики, сленга, феминитивов, сокращения слов.

По результатам конкурса определены победители:

Среди студентов ТГПУ

1 место – Петрова Татьяна, гр. 391. Тема эссе: «Слово как источник счастья».

2 место – Большакова Анастасия, гр. 382. Тема эссе: «Какого цвета русский язык?»

3 место – Косумбекова Екатерина, гр. 3901 РЯ. Тема эссе: «Страница из дневника».

Проскурякова Дарья, гр. 3901 РЯ. Тема эссе: «О великом, могучем, правдивом…».

Среди студентов МБФ СибГМУ

1 место – Новосёлова Юлия, гр. 4916. Тема эссе: «Русский литературный язык и диалекты».

2 место – Романенко Полина, гр. 4916. Тема эссе: «Что такое русская культура».

3 место – Усов Валерий, гр. 4916. Тема эссе: «О значимости и значении русского языка».

В конкурсе участвовали:

391 гр. Кокорина Э., Посаженникова Н., Верхоланцева А.,

392 гр. Бывшева М., Евграфова К., Ларина А., Мирскова К.,

381 гр. Байдагулова Т., Клышова К.

382 гр. Кириченко В.

303 гр. Никифоров В.

304 гр. Чупурова Е.

4916 МБФ СибГМУ Баранова А., Гукало Е., Драконова А., Иванова А., Малеёнок Е., Малышкин А., Мунгалова Д., Николаева Н., Черемных Е., Шамилова М.

Благодарим студентов, принявших участие в конкурсе, и поздравляем победителей!

Фрагменты из эссе конкурсантов о русском языке.

 

Байдагулова Татьяна, ИФФ, 381 гр. Эссе на тему «От кого зависит судьба русского языка?»

А больше всего я хочу, чтобы наш язык всегда оставался великим, могучим, правдивым и свободным. Я не могу пока ответить на вопрос, что ждёт наш язык в будущем, но одно я знаю точно: судьба русского языка зависит от нас. Константин Георгиевич Паустовский однажды сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Давайте же никогда не забывать об этом.

Большакова Анастасия, гр. 382. Эссе на тему «Какого цвета русский язык?»

Так много цветов соединил в себе великий и могучий русский язык! Этот эксперимент позволил мне с разных сторон взглянуть на родной язык, ещё раз убедиться в его многогранности. Действительно, очень непросто уместить его в какой-то один цвет, ведь он невероятно богат, интересен и сложен. Можно сказать, что наш родной язык “всецветный”, он имеет как светлые оттенки, отражающие его значимость, так и темные, даже мрачные, скрывающие его отрицательные стороны.

Евграфова Кристина, гр. 392. Эссе на тему «Безграмотность как актуальная проблема современного общества»

Американский философ, социолог и футуролог Элвин Тоффлер высказался по поводу безграмотности: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Я поддерживаю его суждение на этот счет.

Кокорина Эльвира, гр. 391. Эссе на тему «Речевая культура в XXI веке

Я, обучаясь на преподавателя русского языка и литературы, всё чаще обращаю внимание на то, как актуальна проблема речевой культуры. Начинаю замечать это, наблюдая и за собой. Я понимаю, что сленг в обществе будет всегда, и в какой-то степени это нормальное явление. Но только в том случае, если молодые люди научатся его контролировать. Всегда необходимо учитывать уместность тех или иных слов в общении. При этом не нужно забывать о том, как прекрасен литературный язык и о том, как замечательно быть многогранным человеком, который может поддержать разговор о современных технологиях, используя новые слова, может писать и общаться, используя литературный язык. И я надеюсь, что современная молодёжь будет совершенствовать знания в области русского языка и свою речевую культуру.

 

Кириченко Василина, 382 гр. Эссе на тему «Как повысить грамотность?»

Сейчас такое время, когда социальные сети очень популярны, поэтому я предлагаю писать своим друзьям чаще, но писать правильно, следуя нормам русского языка. Данный способ будет практикой написания текста. Да, сначала это займет много времени, но потом вы увидите результат. Существует множество приложений для телефона, которые помогут вам освоить правила русского языка. Иногда я слушаю грамотную речь профессионалов на их выступлениях. Таким образом, я обогащаю свой словарный запас. Конечно, никто не отменял словари. Я приобрела себе небольшую маркерную доску и пишу на ней правила, которые вызывают у меня трудности. С помощью разноцветных ручек я выделяю новые слова для запоминания. Это хороший способ разнообразить ваш учебный процесс. Согласитесь, что скучно писать только шариковой ручкой на бумаге.

Посаженникова Наталья, 391 группа. Эссе на тему «Русский язык глазами иностранцев»

Слышать устную речь русского человека не менее странно для иностранцев. Мы часто отвечаем на вопрос «Чем занят?» – «Да ничем, работаю». Для нас это привычная фраза, которой никто не придаст значение. Но для человека, который только учит русский язык, она будет означать: «Ничего не делаю, но в то же время я занят своей работой». Такие конструкции могут показаться необычными, но мы к ним уже привыкли.

Косумбекова Е., гр. 3901 РЯ. Эссе на тему «Страница из дневника»

Здравствуй, дорогой дневник.

Сегодня, как никогда, захотелось с тобой поделиться мыслями. Весь день провела за прочтением книги Сесилии Храпковской и Агнес Вольд «Школа здравого смысла для будущих родителей». Оказывается, малыш слышит и распознает голоса, еще находясь в утробе. Я только сейчас об этом задумалась. Ты только представь: младенец, еще не родившись, уже слышит родной язык, который становится частью его жизни. И именно мы, родители, в дальнейшем прививаем любовь малыша к этому языку.

 

Ларина Анастасия, гр. 392. Эссе на тему « Культура речи современного человека»

Язык постоянно меняется, развивается. Обладать высокой речевой культурой – значит соблюдать нормы литературного языка: следить за произношением, словоупотреблением. Иногда внешность человека кажется привлекательной, но стоит ему начать выражать свои мысли, вся его красота меркнет. Неграмотность собеседника сразу же портит впечатление о нём, а его авторитет в глазах окружающих стремительно падает. Эта мысль была очень точно высказана знаменитым древнегреческим философом Сократом еще в пятом веке до нашей эры: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

 

Клышова Кристина, гр. 381 Эссе на тему «О современном русском языке»

C развитием общества развивается и язык, как в зеркале отражая жизнь своего народа. Если такие процессы можно назвать прогрессивными, то пренебрежительное отношение к нормам и правилам языка не служит его развитию, приводя к упадку культуры общения и культуры языковой общности вообще. К сожалению, широкое распространение интернет-общения в чатах, обмен sms-посланиями не способствует повышению грамотности. Тем не менее, несмотря на негативные явления в русском языке, а также сокращение говорящих на нем в мире, нет поводов для уныния. Не зря же для нашего языка стали привычными эпитеты «великий» и «могучий».

 

Мирскова Ксения, гр. 392. Эссе на тему «Проблема сокращения слов в современной письменной речи»

Необходимо следить за своей речью. Сохранение нашего русского языка, забота о нём – гарантия развития и сохранения культуры, которая богата образцами чудесных произведений русских литературных классиков, где во всей красе и величии предстает наш могучий русский язык.

Не стоит забывать русский литературный язык. Следует участвовать в борьбе за совершенствование языка, воспитывать новое поколение в полной гармонии с ним и учить не засорять русский язык различными сокращениями, жаргонами и ненормативной лексикой. Дмитрий Андреевич Фурманов говорил: «Надо любить и хранить те образцы русского языка, которые унаследовали мы от первоклассных мастеров». И я с этим абсолютно согласна.

 

Петрова Татьяна, гр. 391, ИФФ, ТГПУ. Эссе на тему «Слово как источник счастья»

Одно слово может иметь, как покажется на первый взгляд, разные значения для каждого из нас. Для кого-то любовь – это пространство, в котором ты находишься ежесекундно, восхищаясь всем, что тебя окружает, и принимая мир таким, какой он есть. Для кого-то любовь – это просто взаимоотношения между мужчиной и женщиной, полные заботы и теплоты. Разные формулировки, но есть общая прямая. У любви один глагол – отдавать. Если любовь – пространство, в котором ты находишься, то ты и есть источник этой любви. То, что в тебе самом – проекция в окружающий тебя мир. В тебе есть любовь – любовь есть вокруг. Ты отдаешь ее и получаешь, но уже в большем размере. Это как костер: чем больше положишь в огонь дров, тем больше он будет давать тепла.

Если же любовь – крепкие отношения между мужчиной и женщиной, полные уважения и взаимопонимания, то снова действует закон: что отдаешь, то и получаешь.

Таким образом, одно слово как непомерный, мощный вагон информации и, чтобы добраться до этого вагона, найти суть слова, нужно пройти обширный маршрут по рельсам своего ума. Миновать полмира, прочитать сотни книг, сменить десятки учителей – путь, в котором собирается длинный состав, то есть поезд под названием «Мировоззрение».

 

Проскурякова Д. гр. 3901 РЯ. Эссе на тему «О великом, могучем, правдивом…»

Стоит отметить, что русский язык – это язык высокой мировой культуры, язык литературы и театра, оперы и кино. И. А. Бродский точно заметил: «Это язык порождает поэтов, а не поэты порождают язык… И, имея такой язык, как русский, мы должны понимать: поэзия неизбежна. И пока существует этот язык, будет происходить нечто замечательное». Вся многогранность, неисчерпаемость и гибкость его, она на страницах бессмертной классики. И унаследовав такое пышное творческое наследие в лице Л.Н. Толстого, А. П. Чехова, В. А. Жуковского и др., мы связаны отныне узами ответственности перед последующими поколениями. Ценить эти образцы русского языка подобно драгоценным камням – вот наша миссия сегодня и завтра. Народная мудрость гласит: « Как потопаешь, так и полопаешь».

Без уважительного отношения к родному языку невозможно не то чтобы совершить великое открытие, но и просто сходить за покупками в магазин. «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» − предостерегает нас А. К. Толстой. Так давайте же с безграничным чувством уважения будем относиться к вековому труду целого поколения. Холить и лелеять, оберегать и обогащать «наш прекрасный русский язык»! Во имя своего великого будущего.

Чупурова Екатерина, группа 304, ИФФ. Эссе на тему «Современный русский язык и русская культура»

Современный русский язык – яркий и многогранный. Он не стоит на месте, а развивается и живет вместе с обществом. Многие века он вырабатывал свои особые нормы, кристаллизовался мастерами слова – поэтами и прозаиками, и вышел на высокий уровень среди других языков мира. Благодаря всем своим качествам наш язык считается языком межнационального общения. Мне очень нравится мой язык, и я очень рада, что являюсь его носителем. Он красив, он родной, он мой.

Мунгалова Дарья, гр. 4916 МБФ СибГМУ. Эссе на тему “Русский литературный язык в современном мире”

Таким образом, можно сделать вывод, что изменения в русском языке неизбежны, так как наш мир не стоит на месте и постоянно развивается. Нужно постоянно следить за своей речью и совершенствоваться в изучении русского языка, больше читать классической русской литературы, смотреть отечественные художественные фильмы прошлых лет. Я думаю, что самый хороший собеседник – это тот человек, который не только следит за своей речью, но и умеет грамотно использовать свой родной язык.

 

Новосёлова Юлия, 4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему «Русский литературный язык и диалекты»

«Язык вмещает в себя всё: и характер народный, и опыт, и историю, и философию, и верования, и чаяния, и тяготы в долгом пути. И духовное здоровье нации, нравственное её состояние, прежде всего, замечаются народным языком... Пока жив язык — жива и нация»? – справедливо отмечал В. Г. Распутин. Нельзя не согласиться с этим утверждением. А поскольку страна у нас огромна территориально, в разных ее уголках язык наш функционирует по-разному. Отсюда рождается его величие и богатство, многообразие. Жители разных территорий пользуются своей особой лексикой, иначе – диалектами. Эти «особые» слова как опознавательный знак, откуда человек родом, как формировалась его речь. Диалекты открывают нам историю края, культуру региона. Особенно интересно узнавать значение и пути распространения диалектных слов, потому что раньше не было интернета и мобильного телефона.

Романенко Полина, гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему «Что такое русская культура»

В русской культуре есть своя особая система ценностей, включающая такие понятия как: совесть, справедливость (ведь раньше в общинах все распределялось почти поровну, что крепко засело в менталитете у русских), упорство, трудолюбие, честь, неприхотливость, смелость, дружелюбие, ведь русскому человеку постоянно приходилось выживать, адаптироваться к новым обстоятельствам и новым соседям. При этом у русских богатство и зажиточность не считается за ценность, им намного важнее, что представляет сам человек. Русские крайне не любят обман, трусость и алчность. Русский человек очень сильно склонен к самопожертвованию и страданию, что собственно очень хорошо передается через отечественную литературу и фольклор. У русских очень сильно ценится самопожертвование во имя чего-то светлого: родины, чести, справедливости. В русском обществе конкретный человек не сможет получить высокий статус и уважение к нему без его искренней личной жертвенности. «Бог терпел, и нам велел» гласит известная русская народная пословица.

 

Шамилова М. гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему «Русский литературный язык»

Когда я начала размышлять об этой проблеме, мне вспомнился один забавный случай из жизни, когда я около 10 минут пыталась вспомнить русский синоним к английскому слову "лайфхак", получившему широкое распространение, чтобы объяснить бабушке его значение. А ведь существует замечательное русское слово "хитрость", которое прекрасно подходит для обозначения того, что мы называем "лайфхаком". Этот пример наглядно иллюстрирует, что проблема широкого распространения заимствованных слов в русском языке сейчас очень актуальна.

Я думаю, что остановить интеграцию иностранных слов в современную речь будет трудно, да, может быть, это и не нужно, ведь в некоторых случаях внедрение иностранных слов полезно и необходимо. Мы же, в свою очередь, должны следить за чистотой речи, стараться меньше использовать жаргонизмы и заимствованные слова и способствовать развитию культуры речи населения, а особенно подрастающего поколения и молодёжи. 

Русские люди должны гордиться тем, что являются носителями такого красивого и выразительного языка, а также беречь и приумножать его богатство.

 

Николаева Наталья, гр. 4916. Эссе на тему «Русский литературный язык в современном мире»

Русский язык богат и разнообразен. Обороты речи и рифмы, которыми пользовались наши великие поэты, известны всему миру. Театральные постановки и пьесы захватывают дух. Русские народные сказки – мудрость, сохранившаяся спустя многие поколения. Все это является проявлением литературного языка – это наша гордость и наше наследие, которое русский народ должен сохранить и преумножить.

Подводя итог, я хочу сказать о том, что русский литературный язык, несмотря на сложности и многочисленные правила, является нашим достоянием. Каждый русскоговорящий человек не просто должен, а обязан совершенствоваться в знаниях своего родного языка и знать его историю. Лишь читая книги и развиваясь, мы сможем сохранить литературный язык, а значит и всю русскую культуру, поскольку «бессмертие народа – в его языке» (Ч.Т. Айтматов).

Усов Валерий, гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему: «О значимости и значении русского литературного языка»

Так, например, немецкий философ и историк Фридрих Энгельс считал, что русский язык всемерно заслуживает изучения как сам по себе, ибо это один из самых сильных и самых богатых живых языков, так и ради раскрываемой им литературы. Он видел в произведениях русской классики прекрасное, ощущал изящество и эстетику русского литературного языка. Французский писатель и переводчик девятнадцатого века Проспер Мериме писал о русском языке как о богатейшем из всех европейских наречий и кажущемся нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. И действительно, ведь на свете нет ничего, что бы не способен был описать русский литературный язык. В произведениях русской литературы отображены все краски языка. С русским языком писатели и поэты проводили множество экспериментов: существуют произведения, написанные без глаголов, без определённых букв, что доказывает особое значение русской литературы. Русский язык – первый язык, на котором были произнесены слова вне нашей планеты, в космическом пространстве.

 

Гукало Евгения, гр.4916, МБФ, СибГМУ. Эссе на тему: «Культура речи: к вопросу о её значимости и актуальности»

Культура речи очень важна для современного социума. Она развивает в человеке более высокий уровень духовности. Речь – наиболее часто используемый способ выражения себя для человека, и делая свою речь более богатой и интересной, человек учится выражать себя и свое мнение более полноценно.

Материал предоставили:

канд. филол. наук, доцент С.М. Карпенко

канд. филол. наук, доцент А.С. Савенко

 

Подробнее

5 апреля 2021

Подведены итоги олимпиады по русскому языку на ИФФ

С 22 по 29 марта 2021 года в рамках «Недели русского языка» для студентов 1-4 курсов Историко-филологического факультета преподавателями кафедры русского языка была организована внутривузовская олимпиада по русскому языку. Олимпиада включала разнообразные задания по культуре русской речи, стилистике и разным разделам русского языка.

Среди филологов призовые места с учетом полученных баллов

распределились следующим образом:

1 курс:

1 местоСубботина Ирина (301 гр.)
2 местоМустафаева Владислава (301 гр.), Новоселова Вера (301 гр.)
3 местоБалашова Светлана (301 гр.), Большакова Юлия (302 гр.), Крючкова Кристина (302 гр.).

2 курс:

2 местоАкшатина Виталия (391 гр.), Ошлакова Елена (391 гр.)

3 местоМонастырева Юлия (391 гр.), Новикова Софья (392 гр.)

 

3 курс:

1 местоБайдагулова Татьяна (381 гр.)

2 местоАгеева Александра (382 гр.)

3 местоДементьева Евгения (381 гр.)

 

4 курс:

2 местоМухин Максим (372 гр.), Мельман Олеся (372 гр.)

3 местоБурова Анжелика (371 гр.)

Среди историков 1 курса победителями Олимпиады по русскому языку стали:

1 местоЛопатина Екатерина (303 гр.)

2 местоЛитвин Егор (304 гр.), Рожнев Константин (303 гр.)

3 местоРодиков Георгий (304 гр.), Бажина Лолита (303 гр.)

Студенты, показавшие лучшие результаты, будут награждены дипломами и грамотами.

Поздравляем победителей!

 

Подробнее

5 апреля 2021

Поздравляем с юбилеем!

Коллеги, сотрудники и студенты историко-филологического факультета поздравляют Галину Васильевну Грошеву с юбилеем!

Дорогая Галина Васильевна, пусть ваши праздники будут радостными и запоминающимися, а будни — спокойными и полными приятных забот. Здоровья и благополучия вам и вашим близким! 

Подробнее

30 марта 2021


Новости 256 - 260 из 1396
Начало | Пред. | 50 51 52 53 54 | След. | Конец

Новости факультета психологии и специального образования

1 сентября!

1 сентябряУважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.

Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!

Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.

853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.

855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.

Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!

Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/

Подробнее

31 августа 2025

Сотрудники ФПСО ТГПУ  посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.

IMG 20250704 WA0006Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ  04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили  Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.

Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.

Взаимодействие ТГПУ  и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.

Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.

 

Подробнее

9 июля 2025

Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») на ФПСО

1 я и все участникиКафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).

Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.

Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).

В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).

В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).

Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.

Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).

Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.

Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.

В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...

В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.

В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.

Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).

Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).

Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).

Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).

Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).

В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).

Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.

Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.

Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».

Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.

Подробнее

3 июня 2025

"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".

Подробнее

29 апреля 2025


Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости института детства и артпедагогики

Доцент ИДиА на форуме воспитателей Сибирского федерального округа

Изображение WhatsApp 2025 09 01 в 12.20.38 3cce6c99

26 августа в Новосибирске состоялся Форум воспитателей дошкольных образовательных организаций, объединивший педагогов, руководителей детских садов и региональных координаторов Программы просвещения родителей из 10 регионов Сибирского федерального округа: Алтайского и Красноярского края, Республик Алтай, Тыва и Хакасия, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.

Подробнее

2 сентября 2025

Поздравление с Днем Знаний!

с днем знаний

Уважаемые преподватели и студенты, от всей души поздравляем вас с Днём знаний и началом нового учебного года! Этот осенний день, наполненный особым волнением и свежим ветром перемен. Пусть этот учебный год станет для вас источником новых профессиональных свершений и творческого удовлетворения.

Студенты, желаем, чтобы ваши годы в стенах университета были наполнены яркими событиями, вдохновением и упорством в достижении целей. Верьте в свои силы, мечтайте смело и помните: весь наш дружный университет, институт и каждый факультет верит в вас и готов поддержать на этом увлекательном пути! 

Педагоги, пусть лекции будут вдохновенными, а студенты — любознательными и целеустремлёнными. Желаем вам, чтобы ваша мудрость и терпение всегда находили благодарный отклик, а энергия и энтузиазм никогда не иссякали, крепкого здоровья, душевного спокойствия и гармонии не только в стенах университета, но и за его пределами. Пусть ваша жизнь будет наполнена уважением, признанием и самыми тёплыми словами благодарности.

                                                                                                                                         Дирекция ИДиА

Подробнее

Дополнительно

Подробнее

1 сентября 2025

Проведение мастер-класса по мультипликации на форуме Август.PRO-2025

eY1OBofc4 1dfRjqV2yVjxlTv BG hSWKt2N1i2t9XVvUQ8mSTSqunSd1SG7c5xHTHmwhmmJWqd1tYIt9PfDRHicdYVaHo3vT7wj bgUDjzIwPCqU4Z51iFth3OFMgYwPWk54s4lvNcQsuu Og6cbppiAJU1if0iuCWMjQU2WoT5bCbT

23 августа 2025 года преподавателем ИДиА - Гумберг Анаастасией Сергеевной совместно с социальным парнером ООО "Интерактивная идея" Плетневой Еленой Владимировной на площадке форума Август.PRO был проведен мастер-класс «Мультипликация как развивающий, образовательный и воспитательный элемент в детском саду и начальной школе".
Проведение мастер-класса по мультипликации обусловлено тем, что технология мультипликации является педагогическим средством организации досуговой деятельности, открытой средой и пространством возможностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на Территории, открытой Детству! в рамках проекта ТГПУ Детский университет "STEAM-лаборатория". А также создает условия сопровождения педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства.
Мастер-класс раскрыл многогранный потенциал мультипликации в образовательном процессе, ее развивающий, образовательный и воспитательный аспекты. Наиболее ценным для участников стала доступность технологии, пошаговость процесса создания мультфильма, интерактивность взаимодействия с участниками мастер-класса. Также продемонстрировал не просто развлекательную, а глубокую дидактическую ценность технологии, где каждый педагог получил готовый инструмент для реализации проектной деятельности с детьми, конкретные методические приемы интеграции мультипликации в основные образовательные программы, мотивацию к применению новых цифровых инструментов в педагогической практике, понимание, как эффективно сочетать традиционные виды детской деятельности с современными технологиями.

Подробнее

25 августа 2025

Выставка "80 лет Великой Победе" на Август.ПРО-2025

IMG 20250819 155121IMG 20250819 155132

С 21 по 23 августа 2025 года на педагогическом форуме "Август.ПРО: матрица педагогических изменений"  работала тематическая выставка «80 лет Великой Победе». На ней были представлены художественно-творческие работы студентов кафедры музыкального и художественного образования факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ. Выставка посвящена Году Защитника Отечества и отражает вечную в изобразительном искусстве тему защиты Родины. Первые художественные произведения о Великой Отечественной войне появились уже в 1941 году, а потом - и в период войны, и после Победы - ее события стали одной из ведущих тем в отечественной художественной культуре. Большинство произведений поражают образностью и художественной выразительностью, благодаря чему их эмоциональный посыл понятен даже тем, кто знает о войне очень мало. Волнует она и нынешнее молодое поколение художников, что заметно в представленных на выставке студенческих работах. Их отличает глубокое содержание,  волнующее душу, в них чувствуется связь поколений, проникновенно показана тема памяти. На картинах изображены воевавшие на фронтах и трудившиеся в тылу прадеды и прабабушки молодых авторов работ, а также те, кто сегодня проявляет самопожертвование, невероятную стойкость и волю к жизни, выполняет долг перед Родиной, защищая наши границы, участвуя в специальной военной операции.
"Участие в форуме с выставкой художественных работ позволяет студентам - будущим педагогам по изобразительному искусству быть сопричастными к истории, культурному наследию, нравственным идеалам, визуальному  закреплению чувств и эмоций в деле воспитания российских традиционных духовных ценностей у детей, подростков и молодежи", - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор ИДиА.

Подробнее

25 августа 2025


Новости 1 - 5 из 582
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец

Новости института развития педагогического образования

успешно прошла научная секция «Культурный и технологический суверенитет как ценностные ориентиры в контексте образования»

успешно прошла научная секция «Культурный и технологический суверенитет как ценностные ориентиры в контексте образования»
14 октября 2025  успешно прошла научная секция «Культурный и технологический суверенитет как ценностные ориентиры в контексте образования»  в рамках VI Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего» (14 октября - 16 октября 2025 года)

Подробнее

15 октября 2025

«Оживляя педагогику: Цифровой прорыв»

«Оживляя педагогику: Цифровой прорыв» Приглашаем  для участия в конкурсе творческих работ «Оживляя педагогику: Цифровой прорыв» школьников 8-11 классов  и студентов.

Подробнее

10 октября 2025

V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция Культурно-историческая память и современные образовательные практики

V Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция Культурно-историческая память и современные образовательные практики Приглашаем Вас принять участие 31 октября-5 ноября 2025 г. в V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции Культурно-историческая память и современные образовательные практики

Подробнее

10 октября 2025

VI Всероссийский научно-образовательный форум «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего»

VI Всероссийский научно-образовательный форум  «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего» 14 октября 2025 приглашаем принять участие в научной секции «Культурный и технологический суверенитет как ценностные ориентиры в контексте образования», которая пройдет в рамках VI Всероссийского научно-образовательного форума «Миссия университетского образования в XXI веке: профессиональная Россия будущего»

Подробнее

9 октября 2025

итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова

итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова 6 октября в Научной библиотеке ТГПУ прошел круглый стол «Образовательное пространство Сибири: исторические уроки и перспективы развития». Событие посвящено 125-летию со дня рождения профессора Ф.Ф. Шамахова. Организаторами стали Институт развития педагогического образования (далее ИРПО) и Научная библиотека им. А.М. Волкова

Подробнее

7 октября 2025


Новости 1 - 5 из 403
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец