Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Директор Института иностранных языков и международного сотрудничества Анна Геннадьевна Богданова и эксперт Управления международного сотрудничества ИИЯМС Анна Владимировна Агеева представили опыт ТГПУ на Первой министерской конференции Форума партнерства Россия – Африка, которая проходила 9-10 ноября на базе федеральной территории "Сириус".
Подробнее
11 ноября 2024
КОНКУРС РОЖДЕСТВЕНСКИХ СТЕНГАЗЕТ
В преддверии приближающихся праздников кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации проводит конкурс стенгазет среди студентов 1-3 курсов по направлению педагогическое образование на тему "Рождество в англоязычных странах".
Работы принимаются со 2 по 16 декабря 2024 года.
23 декабря 2024 года жюри подведет итоги конкурса и выберет победителей в номинациях:
- Самая оригинальная стенгазета;
- Самая информативная стенгазета;
- Самая позитивная стенгазета;
- Приз зрительских симпатий.
Ознакомиться с условиями конкурса можно в прикрепленном положении.
Знакомим вас с прошлогодними работами наших студентов!
Работы принимаются на кафедре АФИМК (пр. Комсомольский, 75, каб. 432).
Всем хорошего настроения и вдохновения!
7 ноября 2024
СНО: Подготовка к конференции и запись новых данных
Студенты – члены Студенческого научного объединения Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ – готовятся представить доклад под руководством заместителя директора ИИЯМС Валерии Михайловны Лемской на IV международной конференции по полевой лингвистике (Институт языкознания РАН г. Москва). Тема доклада – «Опыт фонетических исследований чулымского, тувинского и Кош-Агачского казахского языков с применением аппарата Articulate Assistant Micro» - связана с изучением фонетических особенностей языков, носителями которых являются сами студенты. Ранее были записаны образцы речи с применением указанного оборудования от носителей тувинского (студентка гр. 203 Долзат Оюн) и Кош-Агачского казахского (студентка гр. 224 Камилла Зияданова) языков. В процессе подготовке к докладу было принято решение собрать дополнительные данные по Кош-Агачскому казахскому языку, а также для сравнения – данные по казахскому языку приграничного к району Республики Алтай аймака Баян-Ульгий (Монголия), носителем которого является студентка гр. 249 Хундыз Тогтаган. В организации и осуществлении записи приняли участие студенты гр. 214 Варвара Кирьянова и Алина Кузьмина. В ходе работы были зафиксированы некоторые ценные сведения – расхождения в составе и употреблении базовой лексике двух вариантов казахского языка, а также ряд фонетических особенностей (например, оглушение латерального сонанта на конце основы с переднеязычными гласными в казахском языке аймака Баян-Ульгий). Планируется расшифровка и дальнейшая интерпретация данных при помощи инструментария (программ ААА и Praat) для сравнительного анализа фонетических явлений в исследуемых языках.
7 ноября 2024
ОНЛАЙН-ВСТРЕЧА КЛУБА РУССКОГО ЯЗЫКА
9 ноября 2024 в 13.00 по томскому времени состоится вторая встреча клуба русского языка. Участники - студенты ТГПУ и слушатели Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Кении (г. Найроби).
Тема встречи: Достопримечательности Томска.
Общение на русском и английском языках.
Приглашаются все желающие, для участия необходима предварительная регистрация . Для получения более подробной информации напишите заместителю директора ИИЯМС Голубевой Вере Валериевне (golubeva@tspu.ru).
7 ноября 2024
День народного единства в ИИЯМС
В преддверии празднования Дня народного единства в Институте иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ состоялось тематическое мероприятие, участие в котором приняли более 80 русских и иностранных студентов ИИЯМС ТГПУ.
5 ноября 2024
Новости 106 - 110 из 897
Начало | Пред. | 20 21 22 23 24 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
В ТГПУ СОСТОЯЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Международный день студенческого спорта, учреждённый Международной федерацией университетского спорта и ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 20 сентября.
Кросс «Бег патрулей», приуроченный к данному празднику, проводится в нашем университет уже второй год подряд. В сентябре 2024 года Бобина Ольга Николаевна – к.п.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС ТГПУ обратилась к представителям Студенческого спортивного клуба ТГПУ с инициативой о проведении соревнований по легкоатлетическому кроссу в интересном формате – «Бег патрулей» (командное преодоление дистанции). Предложенное мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни и укрепление студенческого командного духа, нашло поддержку и вызвало неподдельный интерес у студентов ИФКС, которые и стали непосредственными организаторами и участниками.
2 октября 2025
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!
22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

С 9 по 16 сентября 2025 г. в п. Витязево (г. Анапа) состоялись Всероссийские соревнования по волейболу среди команд ветеранов женщины 55+, являющиеся, по сути, Чемпионатом России среди спортсменов данной возрастной категории.
17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
Новости 1 - 5 из 270
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 715
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
XII ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ




23 июля 2024
В понедельник 1 июля выпускники БХФ бакалавры и магистры получили свои долгожданные дипломы. Вручение состоялось в конференц-зале библиотеки в присутствии преподавателей, друзей, родителей. В этом году семь бакалавров и три магистра получили дипломы с отличием. Поздравляем выпускников и желаем творческих и профессиональных успехов!
3 июля 2024
Наставничество студентов БХФ с обучающимися школ
В 2023-2024 учебный году студент 4 курса БХФ - Васильев Степан Евгеньевич и студентка 3 курса БХФ - Бондаренко Александра Александровна занимались научно-исследовательской деятельностью с обучающимися гимназии № 56. Результаты проведенной работы были представлены школьниками на различных школьных конференциях и были высоко оценены жюри, что подтверждается дипломами и благодарностями. Организатором и куратором работ выступила доцент кафедры биологии, к.б.н., доцент Минич Ирина Борисовна.
Степан Евгеньевич представил свои разработки внеурочных занятий по тематике «Изучение влияния предпосевной обработки семян на их посевные качества и морфогенез растений», на Открытом конкурсе методических разработок образовательных событий для реализации различных форм наставничества за что получил Дипломом I степени.
Такая деятельность для будущего учителя является важной составляющей для совершенствования своих компетенций.
20 июня 2024
Проект студентки 4 курса 103 группы БХФ ТГПУ Александры Финичёвой «Видео-интервью «О местах и людях» стал победителем грантового конкура Русского географического общества в номинации «Медиагранты»
На реализацию проекта выделено 118 тысяч рублей.
Работа над проектом ведется с октября 2023 года. Проект реализуется при поддержке Молодежного клуба РГО «Компас» г. Томск
16 мая 2024
Команда студентов 4 курса, 104 гр. в составе: Тобулович С., Зибаров К., Бурдыкина А., Гилева Д., Прокофьева П. стали победителями Чемпионата по функциональной грамотности, проводимого в рамках Практического интенсива "Мастерская воспитания" (ТГПУ, 18 апреля). Студенты были награждены памятными призами - книгами по практике воспитания в школе и дома.
22 апреля 2024
Новости 16 - 20 из 52
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
Приглашаем принять участие в мероприятиях

Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.
1 октября 2025

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ИФФ В ШКОЛЕ № 36

Производственная педагогическая практика студентов 5 курса в МАОУ СОШ № 36 в самом разгаре. Будущие учителя русского языка и литературы, истории и обществознания самостоятельно проводят уроки, набирают материал для своих ВКР, участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников в качестве наблюдателей.
6 октября 2025
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1395
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Студенты Института детства на субботнике
Студенты и преподаватели Института детства приняли участие в субботнике на прилегающей территории к учебному корпусу № 8 и № 9 по адресу К.Ильмера 15/1. «Это был не просто субботник, а целое событие. Прекрасная возможность получить положительные эмоции, пообщаться друг с другом, объединиться в одну большую команду и сделать общее дело во благо нашего вуза» — отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора Института детства.
27 апреля 2021
22 и 23 апреля на базе Института детства в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI: вызовы и решения» была продолжена работа нескольких площадок в очно-дистанционном (онлайн) формате:
В рамках секции «Педагогика начального образования: перспективы развития» на пленарной части: Педагогика как контекст совместной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов был представлен бинарный доклад: «Организация образовательной коммуникации на учебном занятии в начальной школе» (спикеры: Поздеева Светлана Иванова, д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства, Штерн Ольга Владимировна, аспирант ТГПУ); коллективный доклад: «Формы организации наставнической деятельности в педагогическом вузе» (спикеры: Рябцева Ирина Николаевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Остроушко Яна, студентка 672 группы, Рязанова Анна, студентка 671 группы, Вахитова Галия Хамитовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства); коллективный доклад: «Компетентностный подход в организации практик студентов-будущих учителей начальных классов» (спикеры: Фетисова Нэля Вениаминовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, Мишкин Вячеслав, студент 682 группы, Литвинова Татьяна Валерьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4 г. Томска).
В рамках подсекции «Технологии обучения и воспитания в современной начальной школе» спикерами выступили педагоги-практики и студенты выпускных групп, которые в своих докладах затронули интересные тематики, посвященные использованию ИКТ на уроках в начальной школе; формированию познавательных УУД обучающихся начальной школы, этнокультурной компетентности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности; особенностям оценки индивидуальных личностных достижений в начальной школе; экологическому образованию в Российской Федерации; вопросам устного народного творчества как средства формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста; сотрудничеству родителей и педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности обучающихся начальных классов. Чубыкина Ольга Анатольевна, ассистент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска провела для студентов мастер-класс по организации учебного сотрудничества младших школьников.
В подсекции «Факторы учебной успешности младшего школьника» был представлен групповой доклад на тему «Приобщение студентов к организации исследовательской деятельности школьников», в котором Семенова Наталия Альбертовна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства обозначила реализуемые подходы к формированию у студентов компетенций, связанных с организацией детской исследовательской деятельности: от знакомства с теоретическими аспектами на учебных дисциплинах вуза до участия в ученических конференциях и конкурсах в качестве экспертов и организаторов. «Самые замотивированные студенты продолжили свою работу по этой теме при написании ВКР. Ларина Анастасия рассказала о возможностях применения дидактических игр для формирования исследовательских умений младших школьников, Чемина Мария о цифровых ресурсах и их значении для организации детского исследования, а Савельева Анастасия раскрыла тему взаимодействия педагога и родителей при сопровождении исследования школьника». Опыт участия студентов в таком формате помогает им выстраивать и грамотно излагать мысли; учит не бояться публичных выступлений, а также обогащает полученные знания…» - отмечает Наталия Альбертовна.
Спикеры, из числа студентов, в докладах рассказали о своих исследованиях и их результатах, полученных во время прохождения производственной практики. Актуальными оказались тематики, посвященные влиянию психофизиологических характеристик, индивидуально-типологических особенностей личности на успешность обучения в начальной школе; формированию мотивации к учебе у неуспевающих обучающихся начальных классов; изучению эмоционального интеллекта обучающихся как объекта исследования современной педагогики; психолого-педагогическим аспектам обучения младших школьников с разными типами темперамента; способов преодоления учебных затруднений детей младшего школьного возраста».
В течение дня на разных площадках г. Томска были организованы мастер-классы для студентов Института детства: Блинкова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель детского хореографического коллектива «Задоринки» МОУ ДОД ЦСФ, ассистент кафедры мировой художественной культуры и хореографии рассказала и продемонстрировала развивающий потенциал детского игрового танца; Соснина Евгения Викторовна и Воронина Анна Сергеевна, ассистенты кафедры музыкального и художественного образования представили оригинальный метод совершенствования практического мастерства студентов на примере выполнения творческой работы по созданию интерьерной картины; коллектив педагогов МАДОУ № 95 г. Томска провел авторский мастер-класс, посвященный дидактическим играм по речевому развитию дошкольников; педагоги МАДОУ № 73 г. Томска на базе детского сада продемонстрировали студентам ряд мастер-классов по теме: «Развитие пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста»; «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» с применением палочек Кьюзинера и блоков Дьенеша и видеопросмотром элемента образовательной деятельности; «Организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по технологии группового сбора»; «Совместная работа инструктора по физической культуре и воспитателей по реализации тематических проектов в разных возрастных группах».
«Проведение серии мастер-классов для студентов всех профилей Института детства – это своего рода знакомство участников с образцами непосредственной профессиональной деятельности педагогов в различных типах образовательных организаций с разной возрастной группой, возможность осуществления профессиональных проб и улучшения Soft skills («мягких навыков»), способ профессиональной самореализации» - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, и.о. директора Института детства.
Преподаватели Института детства и социальные партнеры ТГПУ организовали и провели серию педагогических гостиных для родителей. Цель которых, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; демонстрация интересных приемов, способов организации предметно-пространственной среды «взрослеющего ребенка».
Тематика гостиных разнообразна:
- Развитие мелкой моторики: путь к интеллекту. Ведущий: Вахитова Г.Х., к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института детства.
- Как помочь ребенку развить навыки чтения в начальной школе? Ведущий: Кириллова И.О., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 198 г. Северска.
- «Мягкая педагогика» для родителей. Ведущие: Файзуллаева Е.Д., к.психол.н., доцент, доцент кафедры дошкольного образования Института детства, Фицнер Т.Д., руководителя компании «ТАФИ», Понгольская К., зам. руководителя компании «ТАФИ».
- Роль музыкального воспитания в развитии ребёнка. Специфика образовательной среды художественно-творческих дисциплин в ТГПУ. Ведущие: Царев В.Н., профессор кафедры музыкального и художественного образования Института детства; Каюмова Е.А., к.б.н., доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии, зам. директора Института детства.
- Роль родителей в формировании мотивационного компонента на занятиях художественным творчеством у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ведущий: Коровина Т.Ю., руководитель хореографической школы-студии «Овация» МУДО ДДТ «Искорка», доцент кафедры мировой художественной культуры и хореографии Института детства.
Посещение педагогической гостиной позволит родителям по-новому выстраивать взаимодействия с детьми, педагогами.
Выпускники профиля «Изобразительное искусство и МХК» организовали круглый стол для студентов 3 курса, на котором поделились опытом прохождения производственной практики и проведения педагогических исследований, рассказали, с какими трудностями они столкнулись во время практики и высказали рекомендации по их устранению. Данная проблематика вызвала «живой интерес» и обсуждение.
Необходимо отметить, что Международный научно-образовательный форум для Института детства ТГПУ – это одно из крупнейших мероприятий, демонстрирующее образовательную, исследовательскую и инновационную деятельность студентов и педагогов не только внутри вуза, но и в различных типах образовательных организаций – партнерах ТГПУ; возможность обмена инновационными практиками и технологиями работы с участниками образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
27 апреля 2021
21 апреля на базе Института детства в рамках Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI: вызовы и решения» состоялась работа нескольких площадок в очно-дистанционном (онлайн) формате:
В рамках секции «Проблематика педагогических исследований в сфере культуры и искусства», спикеры в своих выступлениях затронули самые разные проблемы и аспекты, связанные с осмыслением современных тенденций, связанных с дистанционным образованием, а именно понятийный анализ и социальный контекст, а также его возможности в педагогике творческих дисциплин.
«Большой интерес вызвало освещение проблем современной кинопедагогики, переживающей процесс активного развития и внедрения. В частности, обсуждался воспитательный и образовательный потенциал использования возможностей кинематографа. В области художественного образования была поставлена проблема разработки комплексного подхода в оценке достижений обучающихся художественных школ. Разносторонняя тематика секции позволила задействовать метапредметные связи и расширить представления магистрантов о педагогике самых разных сфер, связанных с искусством» – говорит Наталья Ивановна Романова.
В рамках подсекции «Современные практики организации работы с детьми дошкольного возраста» студенты-бакалавры в рамках своих выпускных квалификационных работ представили интересные тематики докладов, связанные с экологическим воспитанием детей дошкольного возраста, описанием методов и приемов речевого развития, возможностей проектной деятельности, влиянием подвижных игр, сюжетно-ролевой игры на социализацию; обсудили вопросы художественно-эстетического развития, условия воспитания и формирования навыков ЗОЖ, условия формирования мотивационной готовности к обучению в школе.
В рамках подсекции «Технологии развития детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» магистры поделились своими наработками в вопросах диагностики социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; индивидуализации образовательного процесса детей дошкольного возраста; организации предметно-пространственной среды как педагогического условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в концепции эмоционального образования.
Презентовали формы работы с детьми дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: офлайн-квест, технологии ТИКО – моделирования, приемы декоративно-прикладного искусства, художественной литературы, исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста; способы достижения гармоничных отношений родителей и детей дошкольного возраста, сотрудничества детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы, повышения уровня педагогической грамотности родителей как эффективного инструмента социализации и коммуникативного развития дошкольника.
В рамках дискуссионной площадки «Взаимодействие педагогов при реализации технологии «Мягкая среда»» под руководством к.психол.н., доцента кафедры дошкольного образования Файзуллаевой Елены Дмитриевны приняли участие коллеги из Томска, Новосибирска, Москвы. Работа подсекции была выстроена в конструктивном формате оптимизации информации и времени:
- в программе подсекции были размещены активные ссылки на видеодоклады участников подсекции, с которыми можно ознакомиться в любое удобное время и проработать необходимую информацию, спокойно обсудить с коллегами концептуальные и практические материалы коллег;
- в формате дискуссионной площадки участники тезисно проанансировали свой опыт, ссылаясь на более развернутые видеодоклады, что позволило представить целостную картину опыта практической реализации элементов технологии «Мягкая среда»;
- в формате практической совместной медитации, которую провела Файзуллаева Е.Д., был создан совместный образ взаимодействия, который наполнялся содержательными ассоциациями;
- обсуждение важных вопросов (Как я понимаю, что взаимодействую? Как я понимаю, что со мной взаимодействуют? Какой групповой эффект, результаты взаимодействия могут быть?) позволили педагогам осмыслить собственное понимание взаимодействия и образовать обобщённое понимание этого феномена;
- практические игровые упражнения с пособиями ТАФИ на «проживание» и включение в актуальный опыт позволили педагогам через деятельность закрепить данное коллективное представление о взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Программа мероприятия и ссылки на видеодоклады
«Организационно и содержательно работа по данному направлению прошла качественно. Синергия проявилась и на этапе подготовки и в процессе «живого» творческого диалога. Итогом работы подсекции явилась программа с актуальными ссылками, как возможность изучить материалы докладов и проанализировать опыт коллег в удобном формате и времени; определение совместного представления о взаимодействии и получение опыта данного взаимодействия через его моделирование на площадке конференции» – отмечает Елена Дмитриевна Файзуллаева.
В рамках работы дискуссионной площадки «Инновационные педагогические практики в образовании» на базе МАДОУ № 13 г. Томска педагоги-практики представили инновационный опыт работы с детьми дошкольного возраста, их родителями и педагогами; продемонстрировали интересные приемы и технологии работы: интеллект-карты, приемы сенсорной интеграции при организации адаптации к детскому саду, приемы организации предметно-развивающей среды, технологии психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивном дошкольном образовании. Презентовали опыт наставничества в ДОО и программы дополнительных образовательных услуг в современной дошкольной организации.
22 апреля 2021



21 апреля 2021
ТГПУ и УрГПУ на Международном форуме по стратегии воспитания
Томский государственный педагогический университет принял участие в значимом событии для всего педагогического сообщества – в работе Международного научно-образовательного форума «Воспитание как стратегический национальный приоритет» на базе Уральского государственного педагогического университета.
В рамках проектной рабочей сессии «Трансформация воспитательной системы в современном высшем педагогическом образовании» спикеры (Насонов Д.Б., Михайловская Н.М., Пеньдяк К.Д.) обсудили воспитательный потенциал педагогического вуза в становлении будущего педагога; на примере Томского государственного педагогического университета презентовали специфику построения воспитательной системы в вузе, рассказали о проектах, ориентированных на адаптацию первокурсников в вузе, практиках кураторства в ТГПУ.
В рамках круглого стола «Детство новой эпохи: пространство и траектории воспитания» спикеры Института детства (Дроздецкая И.А., Семенова Н.А., Вахитова Г.Х., Поздеева С.И., Файзуллаева Е.Д.) затронули вопросы конструирования «нового» самоценного детства; обозначили траектории воспитания детей нового поколения с позиции гуманитарного подхода, который проявляется в полисубъектном взаимодействии, вовлеченности ребенка в совместную деятельность; охарактеризовали направления деятельности современного педагога с точки зрения системного и аксиологического подходов.
Поздеева С.И., д-р.пед.н. принимала участие в работе стратегической секции «Воспитательный потенциал современного урока» с докладом «Вовлеченность обучающихся в совместную деятельность как воспитательный потенциал современного урока», затронув необходимость особой работы педагога по созданию на уроке особых ситуаций вовлечения ребенка в совместную деятельность, без чего невозможно сформировать субъектную позицию ученика. По материалам этого выступления Светлане Ивановне поступило предложение опубликовать статью в журнале «Педагогическое образование в России».
21 апреля 2021
Новости 351 - 355 из 581
Начало | Пред. | 69 70 71 72 73 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования

10 октября 2025

9 октября 2025
итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова

7 октября 2025

6 октября 2025
Новости 1 - 5 из 401
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец