Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Открыта регистрация на Всероссийскую междисциплинарную научно-практическую конференцию на английском языке «Язык и мышление в эпоху глобальных перемен». Очный этап конференции, организованной Институтом иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, МАУ ИМЦ г. Томска и МАОУ Школой «Перспектива» г. Томска, состоится 1 марта 2025 г. на базе МАОУ Школы «Перспектива» г. Томска.
К участию приглашаются учащиеся 4-11-х классов общеобразовательных организаций, изучающие иностранный (английский) язык в общеобразовательных учреждениях РФ, обучающиеся высших учебных заведений, аспиранты, проводящие научные исследования по основным направлениям Конференции, а также педагогические работники общеобразовательных организаций и высших учебных учреждений РФ.
Подробная информация в Положении
30 января 2025

7 февраля 2025 г. в 11.00 часов в рекреационном зале главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60) в рамках празднования Дней российской науки состоится круглый стол «Андрей Петрович Дульзон: личность, ученый, наставник», приуроченный к 125-летию со дня рождения профессора ТГПУ, доктора филологических наук, археолога и этнографа Андрея Петровича Дульзона.
28 января 2025

На отборочный этап Открытой всероссийской предметной олимпиады школьников по иностранным языкам «Альтерлингва» уже зарегистрировались более 1600 участников из 27 регионов РФ.
Подробнее
28 января 2025
Иностранные студенты ИИЯМС из Китая и Перу выступили перед российскими школьниками

В рамках проекта #как_родной АНО Координационного центра ЕТИС студенты ИИЯМС Ю Мэнъюй, У Вэньси и Ли Цзяжуй (все Китай) и Хенаро Адольфо Гильен Меса (Перу) познакомились с томскими школьниками и рассказали им о своих странах. Мероприятие, нацеленное на формирование толерантности и продвижение межкультурного разнообразия, проходило на базе МАОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье в формате лицейского фестиваля и было посвящено дружбе народов. В начале мероприятия зам. директора ИИЯМС Вера Валериевна Голубева рассказала школьникам о тех трудностях, с которыми сталкиваются иностранные студенты во время их проживания и обучения в России, и о необходимости работы по адаптации иностранных студентов, которой активно занимаются томские вузы. Учащиеся начальных классов подготовили для гостей – иностранных студентов томских вузов – творческие номера, рассказывающие о таких русских традициях, как празднование Масленицы, колядование и т.д., а иностранные студенты томских вузов представили школьникам песенные и танцевальные номера, отражающие национально-культурную специфику их родных стран.
Вторая часть мероприятия была посвящена знакомству иностранных студентов с особенностями образовательного процесса в томских школах: иностранные студенты томских вузов посетили занятия по английскому языку в восьмых классах: лицеисты подготовили для гостей вопросы на английском языке, особенно интересными для школьников были следующие аспекты: сколько времени иностранные студенты изучают русский язык, почему поступили в томские вузы, что для них является наиболее сложным во время их пребывания в России, оправдались ли их ожидания от посещения страны и т.д.
Как отметил Хенаро Адольфо Гильен Меса, слушатель подготовительного отделения ИИЯМС, для него было очень интересно рассказать томским школьникам о Перу и узнать от школьников о русской культуре и традициях. А студенты из Китая, обучающиеся в ИИЯМС ТГПУ по программе академического обмена из Цзилиньского университета иностранных языков (г. Чанчунь, Китай) впервые увидели образовательный процесс в томских школах, что было очень полезно для них с профессиональной точки зрения, так как после окончания обучения они будут учителями русского языка у себя на родине.
21 января 2025
Студенты ИИЯМС из Китая приобщились к святочным традициям

Иностранные обучающиеся Института иностранных языков и международного сотрудничеста из Китая приняли участие в городских колядках «С медведем по соседям», организованными Первым музеем славянской мифологии. В ходе праздничных гуляний китайские студенты окунулись в атмосферу славянских святочных традиций: познакомились с традиционными святочными обрядами и забавами (гадания на суженого, на желания, игра «ручеек», хороводы), посмотрели представления петрушечного театра и фольклорных коллективов, а также посетили ярмарку. Завершилось мероприятие представлением театра света и тени, рассказывающим об истории колядования, а также зрелищным файер-шоу.
Приобщение к русским культурным реалиям представляет для иностранных студентов не только дополнительную возможность повышения уровня коммуникативной компетенции на русском языке, но и повышает эффективность процесса их адаптации к условиям проживания в России. В преодолении языковых и культурных барьеров китайским обучающимся помогали русские студенты-кураторы, изучающие китайский язык, а также будущие специалисты в области преподавания русского языка как иностранного. Так, на мероприятии китайские студенты окунулись в неизвестные им до этого русские культурные реалии: увидели ряженых в костюмы животных и различных мифических существ, услышали звуки бубнов, трещоток и колокольчиков, приняли участие в колядочных играх и забавах. Русские студенты-кураторы рассказали об истоках традиций и смысле ряженья.
Китайские студенты, принявшие участие в колядках, поделились своими впечатлениями и сравнили мероприятие с традициями своей родной культуры. Все они отметили, что это был их первый подобный опыт в России, и он был для них необычен и интересен. Студенты обратили внимание на различия между российскими и китайскими обычаями, отметив, что в Китае также проводятся разнообразные мероприятия во время празднования Лунного Нового года.
В частности, Лю Мэнъюй, обучающаяся в ИИЯМС ТГПУ по программе академической мобильности, рассказала о гонках на лодках-драконах, театрализованных, песенных и танцевальных представлениях и фейерверках.
А Ли Цзяжуй отметила, что ряженье похоже на косплей: «Я видела на этом мероприятии много разнообразных интересных персонажей: серьезных, веселых, милых, дружелюбных и т.д. Они напомнили мне косплееров».
В рамках Комплексной программы адаптации иностранных студентов в 2025 году будут продолжать работу разговорные клубы русского языка как иностранного в очном и онлайн-форматах, а также будут организованы новые экскурсии и мастер-классы, знакомящие иностранных студентов с историей города и русскими культурными реалиями. В качестве новых компонентов программы планируется подключение иностранных студентов к организации мероприятий, посвященных традиционным национальным праздникам других стран, в частности Китая. Эффективный процесс адаптации позволит говорить об интеграции иностранных студентов в студенческое сообщество вуза. Одним их главных показателей интеграции является участие иностранных студентов в организации мероприятий для студентов ТГПУ. Так, в ИИЯМС планируется отдельное заседание клуба русского языка как иностранного, посвященное празднованию китайского Нового года, основными организаторами которого выступят иностранные студенты ИИЯМС ТГПУ из Китая.
Участие в мероприятиях, посвященных традициям и обычаям различных стран, помогает не только лучше понимать иноязычные культуры, но и развивает межкультурную компетентность, терпимость и толерантность.
15 января 2025
Новости 71 - 75 из 897
Начало | Пред. | 13 14 15 16 17 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
20 апреля прошли соревнования по волейболу среди мужских команд

20 апреля 2025 года в стенах ТГПУ состоялся яркий и насыщенный турнир по волейболу среди мужских команд. Студенты 5 факультетов объединились, чтобы показать свой уровень мастерства и командного духа.
29 апреля 2025
Первенство ТГПУ по дартсу среди девушек

13 апреля прошли захватывающие состязания по дартсу, в которых приняли участие студентки 7 факультетов. Соревнования отличались большим интересом участников, которые продемонстрировали отличную меткость и выдержку.
По результатам упорной борьбы были определены лучшие команды и спортсменки в личном зачете.
17 апреля 2025
Первенство ТГПУ по волейболу среди девушек!

13 апреля прошло Первенство ТГПУ по волейболу среди девушек!
В нашем университете состоялось увлекательные соревнования по волейболу среди студенток. Участники показали высокий уровень подготовки, отличные командные взаимодействия и достойную игру. Каждый матч стал настоящим испытанием мастерства и выносливости участников.
17 апреля 2025
Первенство ТГПУ по мини-футболу среди команд юношей и девушек

6 апреля прошло Первенство ТГПУ по мини-футболу среди команд юношей и девушек!
Соревнования по мини-футболу собрали 10 сборных команд из 7 факультетов-участников. Это был настоящий спортивный праздник, полный эмоций и ярких моментов! Каждая команда показала своё мастерство и волю к победе.
8 апреля 2025
Новости 6 - 10 из 270
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 713
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
Приглашаем принять участие в мероприятиях

Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.
1 октября 2025

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ИФФ В ШКОЛЕ № 36

Производственная педагогическая практика студентов 5 курса в МАОУ СОШ № 36 в самом разгаре. Будущие учителя русского языка и литературы, истории и обществознания самостоятельно проводят уроки, набирают материал для своих ВКР, участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников в качестве наблюдателей.
6 октября 2025
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1395
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
В Институте детства и артпедагогики 9 декабря в онлайн-режиме была проведена VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье: опыт, проблемы, перспективы» (предшкольное и начальное образование)».
Перед началом работы конференции к участникам и слушателям конференции с приветственным словом обратилась Полева Е.А., проректор по научной работе ТГПУ. Елена Александровна отметила актуальность обозначенной темы конференции. "Важно найти единомышленников, и вместе с тем, услышать новое: нестандартные техники и технологии, значимые формы и методы, позволяющие использовать адекватный детству диагностический инструментарий, чтобы ничего не упустить, вовремя оказать действенную помощь каждому ребенку – актуальные целевые установки конференции" – подчеркнула Елена Александровна.
«В этом году тематика нашей конференции посвящена вопросам духовно-нравственного воспитания ребенка в семье, так как именно семья является главным институтом воспитания и социализации ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрасте семьей закладывается система ценностей и идеалов, что в дальнейшем влияет на формирование определенной личностной мировоззренческой позиции», – отметила в своем приветственном слове Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики ТГПУ.
Галия Хамитовна Вахитова, координатор конференции, отметив значимость духовно-нравственного воспитания детей, пользуясь случаем, поблагодарила педагогов и студентов, принявших участие в общероссийской акции взаимопомощи #Мывместе. «Благодарю и всех, кто откликнулся на приглашение принять участие в нашем мероприятии. Думаю, мы сегодня совместными усилиями попытаемся обозначить механизмы сотрудничества детского сада, начальной школы и семьи в процессе формирования нравственности ребенка. Выражаю надежду, что наша встреча будет взаимно полезна всем участникам», – подчеркнула Галия Хамитовна.
Работа конференции началось с пленарного заседания, на котором были озвучены три доклада.
В своем выступлении «Педагог, ребенок, родители – Бермудский треугольник или...?» Светлана Ивановна Поздеева, д.пед.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ИДиА ТГПУ указала на те барьеры, которые тормозят духовно-нравственное воспитание детей. «Современные родители не выдерживают испытания демократизации общественной жизни. Не проявляют знаний, важных и нужных для формирования нравственности ребенка. И только педагог способен вовлечь родителей в совместную деятельность: педагог – ребенок – родитель, чтобы дети не исчезали из процесса воспитания, как исчезают корабли, воздушные суда в Бермудском треугольнике, – отметила спикер.
Выступление Светланы Олеговны Авчинниковой, д.пед.н., доцент, зав. кафедрой социальной работы, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет было посвящено использованию креативных техник в социально-педагогическом взаимодействии с семьями несовершеннолетних. Светлана Олеговна подчеркнула необходимость использования креативных техник взаимодействия с современными молодыми родителями, отметив их особенности. «Взаимодействие с родителями миллениалами требует особых принципов, кретивных форм, техник и технологий, отказа от привычных сценариев.При этом важно создавать условия для самоизменения, саморазвития, самореализации субъектов», отметила в своем докладе спикер.
Евгения Владимировна Дергачёва, доцент кафедры дефектологии ТГПУ, руководитель Службы «Центр поддержки семьи» представила доклад «Вопросы диагностики интегративных качеств личности старшего дошкольника», подготовленный совместно с Натальей Николаевной Радченко, профессором Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова. В докладе было отмечены особенности и основы формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста. «Для успешной жизни ребенка важно не только создать условия, но и вовремя выявить обозначенные в стандарте дошкольного образования интегративные качества. И здесь не менее важным является правильный отбор необходимого диагностического инструментария», – заметила спикер.
После пленарного заседания обсуждение вопросов духовно нравственного воспитания детей было продолжено за круглыми столами.
На круглом столе «Особенности использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в предшкольном и начальном образовании» были представлены доклады спикеров с широкой географией разных регионов России и Казахстана. Здесь учеными, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования обсуждались вопросы преемственности в осуществлении духовно-нравственного воспитания дошкольника и младшего школьника; использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в современной начальной школе; нравственного воспитание ребенка в семье с учетом гендерных особенностей; а также ресурсы урочной и внеурочной деятельности в формировании нравственности младших школьников и полисубъектное взаимодействие как траектория воспитания детей нового поколения.
В завершении работы присутствующие отметили высокий уровень мероприятия, его практическую значимость и интересную тематику представленных докладов. Участники выразили надежду на дальнейшее сотрудничество.
Продуктивно прошла работа круглого стола «Взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов) как условие нравственного воспитания старшего дошкольника». Выступили с докладами 12 педагогов из ДОО г. Томска, Томского района, г. Колпашево, г. Воронежа.
Яркое впечатление произвело выступление Ольги Викторовны Золотаревой (заместителя заведующей МБДОУ «ЦРР– детский сад №169 г. Воронежа), которое было посвящено патриотическому воспитанию.
Мероприятия, о которых рассказывала Ольга Викторовна (вовлечение дошкольников в благотворительные акции: «Память жива», «Чижовский плацдарм», «Россия – Родина моя!»; «Письмо солдату», экскурсии в Музей партизанской славы, «История страны. История народа», а также проведение серии музейных уроков: «Мы помним тебя, солдат», «Пусть будет мир на всей земле!», «От меча до автомата!») отличаются масштабностью, разнообразием направлений и содержания работы с детьми: речь шла о проектах и социальных акциях, в которых участвовал коллектив детского сада и группы детей. Безусловно, разнообразие мероприятий вызваны и объясняются богатством истории самого края : Воронежская земля связана с деятельностью Петра 1 и временем рождения российского флота, с периодом Великой Отечественной войны и освобождением Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, с воинским и трудовым подвигом жителей Воронежской земли, с восстановлением разрушенного хозяйства в послевоенные годы. Сегодня дети, педагоги и родители участвуют в поддержке воронежцами наших бойцов в условиях СВО: пишут письма, шлют рисунки с теплыми пожеланиями, собирают помощь. Так поддерживаются традиции прошлого и рождаются новые традиции, отражающие современные реалии!
На этом фоне история и традиции Сибири оказываются не менее значимым источником нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют доклады педагогов из детских садов г. Томска и области. Коллеги представили интересный педагогический опыт по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями родного города с целью патриотического воспитания (Ефименко Евгения Игоревна, воспитатель МАДОУ № 9» г. Колпашево, магистрант ФДиНО); организации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи (Чидигезова Наталья Викторовна, ст. преподаватель кафедры ДО ФДиНО, ст. воспитатель МАДОУ № 73 г. Томска). Коллеги из МБДОУ «Рябинка» п. Зональная Станция» Томского района Катаева Яна Викторовна и Истомина Янита Александровна раскрыли систему духовно-нравственного воспитания старших дошкольников в современном сельском детском саду.
Стоит отметить, что все представленные выступления актуальные, современные, интересные и, безусловно, практико-ориентированные.
«Среди всех направлений развития и воспитания дошкольника, несомненно, особое место занимает духовно-нравственное воспитание, включая патриотическое. Очень важно обеспечить разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций, заложить основы нравственности и патриотизма. Это, наш взгляд, один из важнейших аспектов деятельности педагогов и родителей» – отметила Яркина Татьяна Николаевна, модератор круглого стола.
В работе круглого стола "Содержание и технологическое обеспечение основ нравственного развития ребенка в условиях предшкольного и начального общего образования" приняли участие 5 докладчиков из разных регионов РФ. Были заслушаны и обсуждены следующие доклады:
1. Варнаева Анна Евгеньевна (доцент, канд. филол.наук, зав. кафедрой, ФГБОУ ВО Смоленский государственный университет) в докладе Обучать ребенка родному языку - значит воспитывать личность отметила, что обучение родному языку – это формирование национальной идентичности ребенка, так как язык является хранителем мировоззрения народа. Воспитывающая функция языка реализуется через семантику и стилистическую окраску исконно русских слов, содержащих нравственный ориентир. Изучение русского языка формирует базовые ценности его носителей.
2. Прынь Елена Ивановна (канд. пед.наук, заведующий кафедрой начального образования, ГБОУ дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края, г. Краснодар ) в докладе Региональные особенности в организации духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере Краснодарского края) рассказала о совместной с Краснодарской епархией работе Института развития образования в сфере переподготовки учителей, о реализуемых региональных проектах патриотического и духовно-нравственного воспитания. Местная казачья культура сохраняется в обрядах, в языке, и приобщение к ней подрастающего поколения рассматривается как одна из приоритетных задач.
3. Золотарева Алла Викторовна (педагог дополнительного образования МБДОУ Центр развития ребенка-детский сад №169» г. Воронеж) в докладе Использование проблемно-поискового метода в духовно-нравственном воспитании дошкольников через ознакомление с детской художественной литературой подняла проблему отбора литературных произведений для чтения дошкольников. Эти произведения должны отвечать дидактическим требованиям нравственного воспитания ребенка. Автор привела примерный список литературы, содержащий как произведения русской классики и современных детских писателей, так и зарубежные образцы интересной и полезной литературы. На примере было показано использование проблемно-поискового метода при анализе литературного произведения в группе старших дошкольников.
4. Курышева Маргарита Викторовна (канд. филол.наук, доцент кафедры ПиМНО ИДиА ТГПУ) в докладе Формирование культуры речи как компонент духовно-нравственного воспитания дошкольников отметила, что духовно-нравственное воспитание ребенка невозможно без формирования чувства любви и уважения к родному языку, к правильной и чистой литературной речи. Загрязнение языка обсценной лексикой сужает мировоззрение и мировосприятие человека, «…мат показывает неуважение к собеседнику, да и к самому себе, неумение держать себя в руках и управлять своими эмоциями…». Автор рассматривает возрастные особенности употребления нецензурных слов дошкольниками и младшими школьниками и рассказывает о методических приемах борьбы за чистоту языка ребенка.
5. Фисенко Елена Ивановна (старший воспитатель МАДОУ «Детский сад с. Малиновка» Томский район ) в докладе Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и ДОО рассказала об опыте использования проектного метода в старшей группе детского сада для формирования активной жизненной позиции, патриотизма, желания помогать слабым и нуждающимся. Под руководством Е.И. Фисенко дети включаются в волонтерское движение, своими руками делают подарки пожилым людям и детям-сиротам из специнтернатов.
13 декабря 2022
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТЬ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЧАСТЬ 3.
Завершился цикл практикоориентированных мастер-классов, проводимых коллегами-педагогами из ДОО г. Томска и Северска для студентов 3-4 курсов ФДиНО ИДиА в ноябре-декабре.
7 декабря 2022 года, в рамках семинарского занятия по методике речевого развития дошкольников, которое проходило в формате мастер-классов, состоялась дискуссия педагогов детского сада № 95 г. Томска и студентов гр. 611, 612 на тему "Реализация принципа интеграции в речевом развитии детей детского сада: теория и практика". В ходе обсуждения уточнялись: особенности взаимосвязи инновационных и традиционных технологий в решении задач развития речи и личности ребёнка; специфика использования образовательного потенциала детских видов деятельности в реализации содержания социально-коммуникативного, речевого, познавательного и других направлений развития детей в разных возрастных группах; характер совместной деятельности воспитателей и учителей-логопедов в коррекции и развитии речи дошкольников. Результаты встречи оказались продуктивными. Педагоги поделились практическим опытом, который стал актуальным для обучающихся в подкреплении их теоретических представлений об организации речевого развития детей. Кроме того, студенты отметили целесообразность взаимодействия опытных и молодых специалистов в непростом, но важном деле - развитии ребёнка!
10 декабря 2022
9 декабря 2022 года в Институте детства и артпедагогики ТГПУ пройдет VI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье: опыт, проблемы, перспективы» (предшкольное и начальное образование).
Конференция состоится в онлайн-формате с 13.00 часов (Томское время)
К участию приглашаются педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистры.
Основные содержательные линии конференции:
Направления сотрудничества с семьей в условиях модернизации дошкольного и начального образования.
Взаимодействие детского сада, школы и семьи – основа духовно-нравственного становления личности ребенка на этапе предшкольного и начального образования.
Содержание и технологическое обеспечение основ нравственного развития ребенка в условиях предшкольного и начального общего образования.
Полисубъектное взаимодействие участников образовательного процесса (родителей и педагогов) как условие нравственного воспитания старшего дошкольника.
Особенности использования форм, методов и средств организации духовно-нравственного воспитания в предшкольном и начальном образовании.
Мониторинг диагностики интегративных качеств личности старшего дошкольника и личностных результатов младшего школьника.
Программа конференции включит пленарное заседание и круглый стол по проблемам духовно-нравственного воспитания ребенка в условиях модернизации дошкольного и начального образования.
12.45-13.00 Вход в систему, подключение к пленарному заседанию
Ссылки для подключения и просмотра пленарного заседения
ВВВ https://bbb.tspu.ru/b/nkt-ixq-zrr-bwr
ЮТУБ https://youtu.be/-B34ljw7upc
Кабинет 1. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/nkt-ixq-zrr-bwr
Круглый стол 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРЕДШКОЛЬНОМ И НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Модератор: Вахитова Галия Хамитовна, к.пед.н., доцент кафедры ПиМНО ФДиНО ИДиА ТГПУ
Кабинет 2. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/nzh-8v1-pt9-5ig
Круглый стол 2. ПОЛИСУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОВ) КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
Модератор: Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА ТГПУ
Киселева Ольга Ивановна, к.филол.н., доцент, доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА ТГПУ
Кабинет 3. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/xx2-bqq-tfi-q6f
Круглый стол 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ПРЕДШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Модератор: Курышева Маргарита Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры ПиМНО ИД ТГПУ
Кабинет 4. Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/fmu-czy-sme-qar
Круглый стол 4. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
7 декабря 2022
Уважаемые коллеги! Приглашаем педагогических работников общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, магистров, аспирантов принять участие в III Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды», которая состоится 16-17 декабря 2022 года.
Цель конференции: обсуждение, осмысление и обобщение опыта организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся всех уровней образования; выявление эффективных механизмов организации деятельности, ресурсов развивающей образовательной среды, оценки и повышения качества проектных исследовательских работ обучающихся.
Основные содержательные линии конференции:
1. Проекты и исследования студентов:
- возможности новых пространств (технопарки, кванториумы, бизнес-инкубаторы);
- подходы к организации и сопровождению исследовательской и проектной деятельности студентов;
- опыт организации исследовательской и проектной деятельности студентов в цифровой образовательной среде;
- вовлечение студентов в исследовательскую и проектную деятельность.
2. Исследовательская и проектная деятельность школьников:
- эффективные практики организации исследовательской и проектной деятельности школьников;
- содержание, ресурсы и инструменты цифровой образовательной среды для организации
исследовательской и проектной деятельности обучающихся в разных образовательных организациях;
- сопровождение организации исследовательской и проектной деятельности школьников;
- технологии развития исследовательской и проектной деятельности школьников;
- вовлечение родителей в совместную исследовательскую и проектную деятельность.
3. Исследовательская и проектная работа с дошкольниками:
- поддержка детской исследовательской инициативы;
- организация экспериментирования и исследования с дошкольниками в инновационной образовательной среде;
- игровые практики исследовательской и проектной деятельности детей;
- компетенции педагога ДОО для организации исследовательской и проектной деятельности детей.
Режим проведения – смешанный, очно и онлайн (на платформе BigBlueButton).
Регламент выступления: доклад – до 7 минут, обсуждение – до 3 минут.
5 декабря 2022
Сборник материалов Всероссийского круглого стола по актуальным ресурсам кинопедагогики
15 апреля 2022 года Институт детства и артпедагогики в лице Бернатоните Ады Казимировны, кандидата искусствоведения, доцента, заведующей лабораторией кинопедагогики принимал участие в организации и проведении круглого стола «Роль кинопедагогики и дисциплин искусствоведческого цикла в реформировании современного образовательного процесса», по результатам которого издан сборник материалов.
Обсуждение ресурсов кинопедагогики в образовании и воспитании подрастающего поколения вызвало большой интерес среди педагогической общественности и заинтересованных лиц в апробации данного направления, что послужило основанием для принятия решения проведения в 2023 году кинофестиваля, приурченного к 200-летию К.Д. Ушинского.
4 декабря 2022
Новости 221 - 225 из 581
Начало | Пред. | 43 44 45 46 47 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования

6 октября 2025
Круглый стол «Образовательное пространство Сибири: исторические уроки и перспективы развития»

6 октября в Томском государственном педагогическом университете (ТГПУ) состоится круглый стол, посвященный 125-летию выдающегося исследователя сибирского образования Феодосия Фёдоровича Шамахова. Мероприятие соберет экспертов для обсуждения ключевых аспектов развития образования в Сибирском регионе.
3 октября 2025
опубликованы сборники материалов конференций Форума 2025

Уважаемые коллеги и участники Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик» (V Международного научно-образовательного Форума ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ)!
1 октября 2025
Старт совместного проекта ИРПО ТГПУ и Управления образования Администрации ЗАТО Северск.

15 магистрантов -северчан приступили к обучению в магистратуре. В августе и сентябре состоялся ряд встреч, на которых совместно обсуждалась повестка актуальных для муниципалитета направлений исследований.
26 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 398
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец