Новости физико-математического факультета
Первокурсники ФМФ подвели итоги года
Учебный год близится к своему завершению, студенты переживают о предстоящих экзаменах, строят планы на лето, а обучающиеся 1 курса подводят итоги года.
24 июня 2022
1 июня был очень насыщенный день – День Защиты детей. Наши студенты выступили в роли организаторов, волонтёров и игротехников на нескольких площадках ТГПУ, города Томска и Томской области.
Будущие педагоги приняли обучающихся Томского физико-технического лицея на территории Технопарка универсальных компетенций. Для ребят работали станции по физике, математике и информатике.
7 июня 2022
Дни наук «Маленькой семьи ФМФ»
В течение прошедших двух недель студенты и преподаватели физико-математического факультета провели ряд мероприятий, направленных на научное, образовательное и творческое развитие.
В течение прошедших двух недель студенты и преподаватели физико-математического факультета провели ряд мероприятий, направленных на научное, образовательное и творческое развитие.
12 мая состоялся круглый стол, в рамках которого студенты и преподаватели физико-математического факультета обсудили вопросы современного образования, новых технологий в обучении, мотивации и ЕГЭ. Участникам была предоставлена возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемые проблемы, а в дальнейшем сформулировать общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон. Преподаватели услышали голос студентов, а студенты взглянули на преподавателей с новой стороны.
16 мая прошла интеллектуально-развлекательная (околоинтеллектуальная) игра «Обмани меня», в которой столкнулись 4 команды: «Котик в кепке», «Ежи», «Мюнхгаузены», «Анигиляторная кепка».
Перед участниками стояла необычная задача: им необходимо было придумать такое определение слов, чтобы другие команды приняли его как верное. Команды были заряжены на победу, при этом было весело и познавательно, так что время пролетело незаметно.
С наибольшей суммой баллов победу одержала команда «Котик в кепке».
19 мая состоялся фееричный финал самого творческого конкурса нашего факультета «Мисс и Мистер ФМФ'22». Атмосфера грации, юмора, в тоже время небольшого напряжения царила на сцене Педагогического в этот день. После продолжительного обсуждения, совещания членов жюри, результаты распределились следующим образом:
в номинации «Мисс грация» победу одержала Дана Федорова;
в номинации «Мисс харизма и мистер харизматичность» победили Алина Грица и Евгений Коротеев;
в номинации «Мисс яркая улыбка и мистер креативность» лучшими стали Алина Павлова и Михаил Толстогузов;
в номинации «Мисс и мистер интеллект» одержали победу Анастасия Герц и Захар Ашлапов;
в номинации «Мисс и мистер обаяние» признаны лучшими Арина Габидуллина и Егор Крылов;
Победителями конкурса «Мисс и Мистер ФМФ'22» стали Анастасия Герц и Михаил Толстогузов.
Все остались под большим приятным впечатлением, группы поддержки не смолкая поддерживали участников.
«Мисс и Мистер ФМФ поразил меня своей масштабностью, на нём я ощущал себя не как на факультетском, а как на университетском мероприятии. Участники старались удивить публику, демонстрировали свои необычные таланты. Если будет возможность, то я обязательно схожу на данное мероприятие в следующем году» – делится впечатлениями Председатель Студенческого Совета БХФ Роман Коновалов.
«Отрадно, что Дни наук на ФМФ вновь вернулись в очный формат. В этот раз программа получилась особенно насыщенной и интересной, они стали действительно событием для факультета. Это прекрасная возможность в неформальной обстановке обсудить насущные темы с преподавателями, в рамках студенческой конференции представить результаты свих первых научных проб, расширить научный кругозор, испытать себя в интеллектуальных играх и просто весело и интересно провести время. Такие мероприятия полезны для профессионального и личностного роста, позволяют вывести на новый продуктивный уровень взаимодействие преподавателей и студентов» – говорит декан физико-математического факультета Елена Георгиевна Пьяных.
Дни наук – ежегодное мероприятие на нашем факультете. Мы совершенствуемся, вносим коррективы, стараемся получать положительные отзывы от студентов и преподавателей, которые принимают участие в наших мероприятиях.
23 мая 2022
Команда ФМФ одержала многочисленные победы на Спартакиаде ТГПУ
Весна 2022 наполнена немалым количеством событий, в том числе спортивных. Наконец завершилась Спартакиада ТГПУ среди сборных команд факультетов и институтов. 8 видов спорта, 4 факультета и 2 института продемонстрировали свою силу, ловкость, мастерство и, конечно же, командный дух.
13 мая 2022
Новости 21 - 25 из 194
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
первая образовательная встреча студентов ИИЯМС из Китая с четвероклассниками

В МАОУ Школа «Перспектива» дан старт инициативе «Китайский язык – школьникам Томска» Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, направленной на популяризацию изучения китайского языка и китайской культуры в общеобразовательных организациях г. Томска.
12 марта 2025
Интервью Сергея Васильевича Ковылина Министерству просвещения Российской Федерации

Сергей Васильевич Ковылин, доцент кафедры языков народов Сибири Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, дал эксклюзивное интервью Министерству просвещения Российской Федерации.
6 марта 2025
Победители конкурса письменного перевода «Мечтай! Твори! Переводи!»

Кафедра английской филологии и межкультурной коммуникации Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ с гордостью объявляет имена победителей конкурса письменного перевода «Мечтай! Твори! Переводи!» (тема – «Наука и современные технологии»).
С 5 февраля по 5 марта 2025 года студенты 1–3 курсов ИИЯМС ТГПУ, будущие педагоги, сражались за звание лучших, и вот они – герои нашего времени:
1 место – триумфатор Ярослав Жарков (гр. 239) – 94 балла! Браво! Это результат настоящего мастерства! Второй год подряд Ярослав становится лучшим в нашем Институте в этом конкурсе!
2 место – блистательная Ульяна Прусак (гр. 242) – 74 балла! Великолепно! Твой талант покорил жюри!
3 место – очаровательная Елизавета Рузина (гр. 243) – 69 баллов! Поздравляем! Ты доказала, что упорство и талант всегда побеждают!
Торжественная церемония награждения состоялась 5 марта в 11:50. Этот день навсегда войдет в историю как день рождения новых звезд перевода!
6 марта 2025
Всероссийская межпредметная конференция «Язык и мышление в эпоху глобальных перемен»

1 марта 2025 г. состоялась Всероссийская межпредметная конференция «Язык и мышление в эпоху глобальных перемен». Это мероприятие стало традиционной площадкой для обмена опытом и знаниями между учителями, преподавателями вузов, студентами и школьниками.
Институт иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ традиционно выступил одним из организаторов конференции (конференция 2024 г.). Директор института Анна Геннадьевна Богданова и заместитель директора Валерия Михайловна Лемская представили пленарный доклад на тему «Глобальные языковые тренды XXI века».
В докладе были рассмотрены мировые тенденции развития языков, которые возникают по разным причинам: из-за глобализации, развития технологий, миграции, экономических и политических изменений.
Английский язык становится основным в сфере бизнеса, науки, технологий и образования, музыки, кино, на телевидении и в Интернете. В то же время азиатские языки набирают популярность. Китайский становится важным для экономики, бизнеса, дипломатии и культурного обмена, хинди отражает растущую экономику и национальную идентичность Индии, японский, корейский, индонезийский и другие языки Юго-Восточной Азии также набирают обороты.
На секционных заседаниях педагоги рассказывали о своих инновационных подходах и результативных стратегиях преподавания иностранных языков и научных предметов. Студенты представляли результаты своей исследовательской деятельности в начале творческого педагогического пути. Школьники на ученических секциях, проходивших на английском языке, уверенно докладывали об основных результатах своих научных изысканий.
Студенты ИИЯМС активно участвовали в конференции. С докладами выступили Елизавета Иванцова (гр. 219), Елизавета Митина (гр. 203), Арина Алябьева (гр. 219), Анна Егорова (гр. 211).
Кроме того, по приглашению организаторов в составе жюри на секциях работали студенты 219 группы ИИЯМС Николай Войтенко, Мелания Комарова, Татьяна Соколова, Ирина Стрикатова, Анна Безрукова, Екатерина Стрельникова, Кристина Трофимова, Анна Федяева, а также студентка 212 группы ИИЯМС Ксения Кунцевич.
Общение всех участников конференции прошло в дружеской атмосфере профессионального диалога. Темы были разнообразны и интересны. На секциях обсуждались экологические проблемы современности, достижения в биологии и химии, неожиданные повороты истории, нетривиальные задачи математики, тонкости психологии, секреты переводоведения, лингвистические загадки, литературные шедевры и социальные тенденции.
3 марта 2025
СНО ИИЯМС провело семинар для Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова

25 февраля 2025 г. в продолжение Дня российской науки и 125-летнего юбилея со дня рождения профессора А. П. Дульзона состоялся научный семинар, организованный Студенческим научным объединением и сотрудниками Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ для факультета русской и чувашской филологии и журналистики Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.
Темой семинара явилось «Использование компьютерных программ анализа лингвистических данных (Toolbox, Fieldworks Language Explorer, Praat, ELAN) и возможностей лингвистической платформы Lingvodoc при документации, анализе и интерпретации языковых данных разносистемных языков». Студенты 3 курса ИИЯМС Лина Гофман (гр. 222), Маргарита Потапова (гр. 224), Александра Абрамова, Екатерина Колупаева (гр. 225), Елизавета Гаммель, София Ермишина (гр. 226), а также выпускница ИИЯМС 2024 г. Эвелина Ягаева представили опыт использования программы обработки лингвистических данных “Toolbox” (полное название - “Field Linguist’s Toolbox”) для редактирования и дополнения словаря лингвистических терминов. Проект стал продолжением работы по публикации “Чувашско-русско-немецко-английского словаря лингвистических терминов” 2008 г. В результате масштабной совместной работы в 2024 г. была издана книга «Чувашская языковая терминология в контексте интерлингвистики» с параллельными лингвистическими терминами на чувашском, русском, немецком, английском и китайском языках.
Необходимость ревизии эквивалентов и добавления новых данных, особенно китайских терминов, возникла в связи с расширением межъязыковых контактов и возрастанием межгосударственных связей, а также развитием китайскоязычного образования в Томском государственном педагогическом университете.
В 2023 г. в результате совещания сотрудников ИИЯМС ТГПУ с коллегами из Чувашского государственного универистета им. И. Н. Ульянова было принято решение о ревизии существующей публикации, добавлении китайских терминов и привлечения студентов к участию в проекте. В качестве куратора китайского направления была приглашена кандидат филологических наук, доцент кафедры перевода и переводоведения Ирина Олеговна Краевская. Весной 2023 г. были проведены лекции и семинары о техническом переводе, русской и иноязычной терминологии, а также объявлен набор в “команду” для работы над переизданием словаря лингвистических терминов.
После прохождения тестовых онлайн-заданий, в команду вошли 10 студентов – 8 обучающихся по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика» и 2 обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Для эффективной работы были созданы группы по языкам: русский и английский (2 студента), немецкий (4 студента) – куратор Валерия Михайловна Лемская; китайский (4 студента) – куратор И.О. Краевская.
Перед началом работы остро встал вопрос выбора программного обеспечения. Популярные сервисы «Google-документы» и «Яндекс.Документы» не подошли из-за неудобств синхронного редактирования большого файла в формате таблицы и слабой системы шифрования. Программа обработки лингвистических данных “Toolbox” использует инфраструктуру, аналогичную организации переводческой среды и технологии памяти переводов (что знакомо студентам), располагает данные линейно в текстовом формате, позволяет конвертировать проект в редактируемый документ для редактора типа “Word”, что облегчает дальнейшую обработку для верстки будущего издания. Кроме того, архитектура проекта предполагает легкое распределение работы между участниками, а работа каждого из них в своем стационарном “Toolbox” предотвращает утечку данных.
Изначально программа “Toolbox” была разработана для документации бесписьменных языков, составления словарей и глоссирования текстов. В Томском государственном педагогическом университете ее успешно применяли в 2005-2018 гг. для исследований исчезающих языков Сибири. Впоследствии в работу была введена программа “FieldWorks Language Explorer” (“FLEx”) с расширенным функционалом, на которую перешли все сотрудники. В то же время, основной принцип работы “Toolbox” – линейная организация данных с возможностью параллельного открытия окон словаря и текстов. “FLEx” работает по принципу гипертекстовой организации данных с кодированием всей информации и не позволяет оперировать данными линейно, что исключает быстрое соединение частей проекта, подготовленных разными пользователями. Таким образом, выбор программы “Toolbox” для работы оказался очевидным, а в процессе работы была доказана эффективность этого программного решения для выполнения задач проекта.
В ходе проекта были выработали алгоритмы работы, проведены мастер-классы по работе в программе и работе в словарях, определен график работы. Основной задачей рабочих групп было проставление рода у существительных на русском и немецком языках и общая верификация терминов, а также контекстуальный поиск в узкоспециализированных корпусах и проверка перевода через профильные переводческие сервисы. При верификации терминов использовались монолингвальные и параллельные лингвистические корпусы, такие как немецкий DeReKo и параллельный подкорпус Национального корпуса русского языка. Работа включала верификацию семантической и грамматической структуры эквивалентов.
Терминология китайского языка отличается от других языков структурой словосочетаний. В русском языке термины часто состоят из двух слов, а в китайском языке определение может быть существительным с частицей 的. В китайском языке часто используют поясняющие слова для уточнения терминов. Контекстуальный поиск и верификация синонимичных и нераспространенных терминов часто вызывают проблемы. Часто в китайском языке существуют два термина для одного понятия, один из которых является калькой с английского, а другой – китайский неологизм, и становится необходимым выбрать наиболее подходящий термин. Для поиска терминов, отсутствующих в словарях, можно использовать китайский сегмент сети «Интернет». Например, для термина «адстрат» находим информацию в китайском Интернете, используя фонетическую кальку или транскрипцию. Если поиск не увенчался успехом, обращаемся за помощью к консультанту.
Использованная в проекте программа “Toolbox” имеет преимущества (простой интерфейс и возможность удаленной работы), однако есть и недостатки: проблемы верстки, неправильное форматирование из-за лишних нажатий клавиши “Enter”, нарушение переноса строк при добавлении китайского пиньиня и др. При расширении проекта и добавлении новых языков рекомендуется перейти от печатной версии на онлайн-версию словаря, либо приложение.
В ходе семинара выпускница ИИЯМС ТГПУ 2024 года Эвелина Ягаева рассказала о своем опыте участия в проекте, она отвечала за редактирование части немецких терминов. По результатам работы совместно с научным руководителем В. М. Лемской была выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Лексикографические проблемы перевода и пути их решения (на примере создания мультиязычного словаря лингвистических терминов)». Актуальными лексикографическими проблемами были определены наличие сложных слов, отсутствие однозначного эквивалента, сложности с сокращениями, многозначность терминов и омонимимия, лакуны. Для их решения переводчику необходимо учитывать стилистическую и синтаксическую характеристику лексем, контекст и речевую ситуацию, применять описательный перевод. В ходе исследования было проанализировано 100 терминов – параллельных эквивалентов на русском, немецком и английском языках. Установлено, что при переводе терминов в основном использовались регулярные соответствия и калькирование, реже – конверсия, опущение и субстантивация. Малое количество терминов переведены методом транспозиции, добавления, заимствования латинского слова.
Помимо подробного освещения программы “Toolbox” членами студенческого научного объединения ИИЯМС ТГПУ на семинаре доцентом кафедры языков народов Сибири Сергеем Васильевичем Ковылининым были также освещены нюансы использования программы “FieldWorks” в обработке лингвистических данных и возможности лингвистической платформы «ЛингвоДок», которая позволяет создавать словари, глоссировать тексты, связывать когнаты разных родственных языков, строить этимологии и лингвистические карты. В завершение семинара В. М. Лемская рассказала о том, как используется программа “ELAN” для составления комлпексных файлов с сегментированными и аннотированными языковыми данными, синхронизованными с аудио- и видеозаписями (при проигрывании данных можно видеть в т.ч. «субтитры» на разных языках с поморфемным переводом), а также потенциал программы анализа данных акустической фонетики “Praat” для установления рядности гласных, частоты основного тона, глубины спектра и шума анализируемого сегмента речи.
Декан факультета русской и чувашской филологии и журналистики, доктор филологических наук, Алёна Михайловна Иванова от лица студентов и сотрудников Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова поблагодарила студентов и сотрудников ИИЯМС за плодотворное сотрудничество и освещение высокотехнологичных программ обработки лингвистических данных, а также пригласила студентов участвовать в Неделе науки и научной конференции в Чувашском государственном университете в начале апреля 2025 г.
28 февраля 2025
Новости 51 - 55 из 897
Начало | Пред. | 9 10 11 12 13 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
Праздник первокурсников ТГПУ, посвящённый Дню Учителя, прошёл 9 октября 2025 года

9 октября в стенах Томского государственного педагогического университета собрались команды первокурсников всех факультетов и институтов, чтобы отметить День Учителя ярким спортивно-развлекательным мероприятием.
На празднике приняли участие команды восьми факультетов и институтов:- Институт детства и артпедагогики – ИДиА
- Институт иностранных языков и международного сотрудничества – ИИЯМС
- Историко-филологический факультет – ИФФ
- Технолого-экономический факультет – ТЭФ
- Факультет психологии и специального образования – ФПСО
- Институт физической культуры и спорта – ИФКС
- Объединённая команда физико-математического факультета – ФМФ и биолого-химического факультета – БХФ
13 октября 2025
В ТГПУ СОСТОЯЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Международный день студенческого спорта, учреждённый Международной федерацией университетского спорта и ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 20 сентября.
Кросс «Бег патрулей», приуроченный к данному празднику, проводится в нашем университет уже второй год подряд. В сентябре 2024 года Бобина Ольга Николаевна – к.п.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС ТГПУ обратилась к представителям Студенческого спортивного клуба ТГПУ с инициативой о проведении соревнований по легкоатлетическому кроссу в интересном формате – «Бег патрулей» (командное преодоление дистанции). Предложенное мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни и укрепление студенческого командного духа, нашло поддержку и вызвало неподдельный интерес у студентов ИФКС, которые и стали непосредственными организаторами и участниками.
2 октября 2025
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!
22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

С 9 по 16 сентября 2025 г. в п. Витязево (г. Анапа) состоялись Всероссийские соревнования по волейболу среди команд ветеранов женщины 55+, являющиеся, по сути, Чемпионатом России среди спортсменов данной возрастной категории.
17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
Новости 1 - 5 из 271
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 719
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
В ТГПУ завершились курсы повышения квалификации для учителей по новому предмету ОБЗР

13 октября 2025
Приглашаем принять участие в мероприятиях

Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.
1 октября 2025

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 341
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета

Уважаемые коллеги и студенты!
Приглашаем Вас принять участие в работе IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Детская и подростковая литература: подходы к анализу, практики чтения, региональный контекст изучения», организованной кафедрой русской литературы ИФФ ТГПУ.
15 октября 2025
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ИФФ В ШКОЛЕ № 36

Производственная педагогическая практика студентов 5 курса в МАОУ СОШ № 36 в самом разгаре. Будущие учителя русского языка и литературы, истории и обществознания самостоятельно проводят уроки, набирают материал для своих ВКР, участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников в качестве наблюдателей.
6 октября 2025
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1396
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Художественные работы студентов на Август.PRO
В 2024 году на форуе "Август.PRO: матрица педагогических изменений" для его участников была открыта выставка художественных работ студентов 3–5 курсов факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики «Семья и каждый человек – это источник вдохновения», посвященная Году семьи в России. Будущие педагоги, вдохновившись личным семейным опытом и наблюдениями, представили свое видение традиций и ценности семейных уз.
Для наших студентов и преподавателей это первый опыт участия в педагогичсеком форуме, который станет доброй, ежегодной традицией! Осенью, в стенах ТГПУ, планируется продолжение данной тематики в рамках Года семьи.
27 августа 2024
Институт детства и артпедагогики на Август.PRO
С 22 по 24 августа в Томске прошел ежегодный форум "Август.PRO: матрица педагогических изменений".
За три дня работы в форуме приняли участие 4500 педагогов, а еще 500 выступили спикерами. Образовательная программа Томского государственного педагогического университета началась с круглого стола «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области гуманитарных дисциплин», который проходил в рамках реализации госзадания Министерства просвещения РФ «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права».
Преподаватели Института детства и артпедагогики стали организаторами круглого стола «Развитие субъектности детей и взрослых: детский сад, школа, семья», на котором участники обсудили, как развивается субъектность ребенка и к чему надо готовиться взрослым; как и зачем развивать субъектность будущего педагога; роль семьи в развитии субъектности каждого ее члена.
"...Субъект – это носитель активности. Уже с дошкольного возраста проявляется субъектность как стремление ребенка познать мир самостоятельно через доступные ему виды деятельности. Школьники, обладающие высоким уровнем субъектности, ответственно относятся к процессу обучения, выполняют домашние задания, активны на уроках. Они делают это не потому, что боятся получить плохую отметку и расстроить родителей – у них есть представление о том, зачем учиться и какую роль это играет в достижении их целей. Это те самые мотивированные дети – радость любого учителя, с которыми можно построить продуктивную работу и наладить конструктивные взаимоотношения. Развитие субъектности представляет собой единство множества самых разных процессов: самоопределения, самопознания, самосовершенствования, самореализации, самоактуализации" - говорит Галия Хамитовна Вахитова, к.пед.н., доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА.
Светлана Ивановна Поздеева , д-р. пед.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА отмечате, что тема развития субъектности ребенка может стать одной из сквозных тем для личностно-ориентированного, развивающего образования в детском саду, школе, а также в плане взаимодействия ОУ с семьей ребенка. Акцент на субъектности позволяет развивать образовательную практику в направлении усиления человеческого измерения педагогического процесса в самом широком контексте и может стать одним из направлений воспитательной работы на всех уровнях образования.
В этой связи можно выделить следующие ценности в плане развития субъектности детей и взрослых:
- В детском саду: создание развивающей, насыщенной, «говорящей» среды, обеспечение ребенку ситуации свободного выбора, включение в разные виды возрастосообразной активности, соорганизация автономности и совместности.
- В начальной и средней школе: создание условия для развития разных видов самостоятельности (учебной, познавательной, образовательной), поддержки детских инициатив, развития ответственности; усложнение видов активности, в которые вовлечен ученик.
- В семье: развитие нового формата родительского просвещения (просвещение родителей, просвещение родителями) в контексте диалогизации отношений между разными участниками образовательных отношений и расширения способов вовлечения родителей (законных представителей) в совместную деятельность семьи и ОУ.
- В педагогическом вузе: разработка новых учебных дисциплин/модулей психолого-педагогического цикла в контексте развития детской субъектности; интенсивы по обучению студентов эффективным стратегиям взаимодействия с родителями».
Елена Дмитриевна Файзуллаева, к.психол.н., доцент кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА говорит о том, что "субъектность человека – это его проявления в социуме в различных процессах жизнедеятельности, в которых он сам определяется с целью, средствами и путями достижения цели, имеет внутреннюю мотивацию и берёт ответственность за свои выборы. В доступном понимании, речь идёт о проявлении «самости» человека (самостоятельность, самоопределение, самоконтроль, самоанализ, самоорганизованность). На мой взгляд, базовым является принцип невмешательства и корректной поддержки активности, самостоятельности и инициатив ребёнка на каждом возрастном этапе. Из инструментов у педагога есть наблюдение и диалог, а также трансляция собственной субъектности. Приёмы недирективного вмешательства, создание условий для поддержки всех форм субъектности позволят наиболее благоприятным путём развить соответствующие проявления субъектности. Эволюционно это происходит от рождения до года – проявление автономии. К 3 годам и старше (дошкольный и младший школьный возраст) – проявление самостоятельности. При расширении социального опыта, всестороннем развитии – достижение суверенизации, как способности выходить в мир, культуру и брать за выборы ответственность. Быть субъектом своей деятельности, своей жизни возможно, когда человек проявляет своё истинное «Я». Он знает и понимает свои потребности и желания, ориентирован и направлен, проявляет открытость в мир людей и культуры, самоопределён в своих целях и самомотивирован на их достижения...".
Основными принципами и инструментами педагога для развития субъектности детей дошкольного и школьного возраста являются:
- построение с детьми взаимодействия на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, согласованности действий;
- понимание, признание и принятие ребёнка как полноправного партнёра деятельности и общения;
- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
- создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды («говорящей среды»);
- просвещение родителей в вопросах развития субъектности дошкольников" - рассуждает Татьяна Николаевна Яркина, к.пед.н., доцент, зведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА.
"СУБЪЕКТНОСТЬ - умение САМОМУ обнаружить, что ты чего-то не знаешь, поставить цель, начать действовать, выбирать, держать волевое усилие, искать ресурсы, обращаться за помощью, доводить дело до результата, отвечать за последствия (Мария Миркес)
Основные принципы развития субъектности у детей дошкольного возраста:
🪄Поддержка педагогом детской инициативы и выстраивание образовательных событий вокруг этих инициатив, фиксация авторства предложенных идей.
🪄Создание ситуации, где дети могут выбирать — где от выбора зависят дальнейшие события.
🪄Организация проектов и исследований, где у ребёнка есть возможность самому поставить проблему, быть услышанным, самому или с другими детьми совместно спланировать её решение или исследование.
🪄Вовлечение детей в создание "говорящей среды", где дети могут самостоятельно реализовывать свои активности, свободную игру, имеют возможность трансформировать среду под свои запросы - поделилась своими размышлениями Елена Аргадиевна Бузилова, воспитатель МАДОУ № 79 г. Томска.
26 августа 2024
Участие в Большой педагогической неделе в Кузбассе
с 20 по 26 августа в Кемеровской области проходила Большая педагогическая неделя, которая собрала вместе более трех тысяч педагогических работников из Москвы, Санкт-Петербурга, Кузбасса, Томска, Новосибирска, Тюмени, Ростова-на-Дону.
Участником и спикером от ТГПУ выступила директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая. На пленарном заседании одной из площадок «Актуальные тенденции и направления в развитии педагогического образования» она представила доклад «Идеология Ядра педагогического образования в системе «профессиональное образование – высшее образование» как базовая модель в развитии национальной системы подготовки педагогических кадров».
«Ключевым является то, что уровень СПО, как и высшего образования, предполагает готовность выпускника к выполнению профессиональных функций педагога, связанных с обучением, воспитанием и развитием ребенка, с проектированием и реализацией образовательных программ, – сказала спикер. – Особенно важна преемственность основной профессиональной образовательной программы в части общих и универсальных компетенций в целях сопряжения учебных планов СПО и ВО, а также проектирования сетевых образовательных программ».
Вопросы построения многоуровневой системы научно-методического сопровождения молодых педагогов как перспективного направления и драйвера развития региональной системы образования обсуждались на секции «Проекты по закреплению молодых педагогов в общеобразовательных организациях как трансляция единой региональной модели».
«Закрепление молодых педагогов в системе образования остается актуальной задачей. Важно выстроить преемственность между молодым педагогом и наставником, научиться по-другому смотреть на новое поколение педагогов – педагогов нового типа со своими границами, взглядами, отношением к делу, понимать это и продолжать мотивировать, поддерживать в реализации их идей и задач педагогической деятельности», – считает И.А. Дроздецкая.
26 августа 2024
ВНИМАНИЕ! Информация для поступающих в магистратуру Института детства и артпедагогики
ВНИМАНИЕ!
5 августа 2024 года с 16.00 (Томское время) будет проводиться консультация для поступающих на образовательную программу магистратуры "Искусство и артпедагогика" (смешанный формат)
онлайн-подключение https://bbb.tspu.ru/rooms/yyr-8ik-sz9/join
очный формат - 311 аудитория УК 8 (ул. К.Ильмера 15/1)
6 августа с 10.00 (Томское время) собеседование на ОП "Искусство и артпедагогика" в смешанном формате
Элективный модуль "Музыка" - собеседование только онлайн по ссылке: https://bbb.tspu.ru/rooms/tn5-snf-msa-ecr/join
Элективный модуль "История кино" в смешанном формате по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/yyr-8ik-sz9/join и в 311 аудитории УК 8 (ул. К.Ильмера 15/1)
Элективный модуль "Изобразительное искусство" - собеседование очно в 30 аудитории УК 9 (ул. К.Ильмера 15/1 стр. 1)
Элективный модуль "Хореография" - собеседование очно в 10 аудитории УК 9 (К.Ильмера 15/1 стр.1)
1 августа 2024
Преподаватели и студенты факультета дошкольного и начального образования Института детства и артпедагогики приняли участие в XIV Международном Пушкинском конкурсе "Что в имени тебе моем?", посвященном 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина.
Конкурс проводился с марта по май 2024 года по семи номинациям: пишем эссе, читаем Пушкина (конкурс чтецов), читаем стихи русских поэтов о Пушкине (конкурс чтецов), творчество А.С. Пушкина на сцене (конкурс инсценировок), А.С. Пушкин в музыке (конкурс исполнения музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина), память об А.С. Пушкине в моем городе/в моей стране (конкурс видеороликов о Пушкинских местах в России и мире), читайте А.С. Пушкина (конкурс буктрейлеров.)
Каждый участник мог поделиться своими работами в разных формах и продемонстрировать знание биографии и творчества А.С. Пушкина.
Студенты 601 и 602 группы, 4 курса отправили короткий видеороли постановку произведения А.С. Пушкина "Сказка о рыьаке и рыбке" под руководством доцента кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА Киселевой Ольги Ивановны и получили сертификат участника.
Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА предоставила в конкурсную комиссиию видеоролик, где прочитала произведение А.С. Пушкина иполучила сертификат участника.
Шашок Карина, студентка 5 курса ФДиНО ИДиА исполнила стихотворение А.С. Пушкина и стала победителем в номинации "Читаем Пушкина".
Поздравляем участников и победителей! Участие в данном конкурсе открывает возможность познакомить людей со всего мира с произведениями, связаннными с именем А.С. Пушкина.
14 июля 2024
Новости 81 - 85 из 582
Начало | Пред. | 15 16 17 18 19 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования

15 октября 2025
«Оживляя педагогику: Цифровой прорыв»

10 октября 2025

10 октября 2025

9 октября 2025
итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова

7 октября 2025
Новости 1 - 5 из 403
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец