Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 885
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
20 апреля прошли соревнования по волейболу среди мужских команд

20 апреля 2025 года в стенах ТГПУ состоялся яркий и насыщенный турнир по волейболу среди мужских команд. Студенты 5 факультетов объединились, чтобы показать свой уровень мастерства и командного духа.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 268
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»
Приглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».
Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.
Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).
Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Участие в фестивале «Дети как дети»

«Театральное искусство» (Катиди Дарья Владимировна, Знаменский Алексей Геннадьевич, г. Москва)
«Танцевальное искусство для особенных детей» (Павлова Наталья Алексеевна, г. Ставрополь)
«Искусство для каждого: как инклюзия меняет творческий процесс» (Жидкова Елизавета Андреевна, г. Новосибирск, Раев Алексей Викторович, г. Томск)
«Обучение сольфеджио и игре на фортепиано детей с нарушением зрения» (Наумова Ольга Гелиевна, Реутова Наталья Юрьевна, г. Санкт-Петербург).
16 ноября 2024
Социальная политика, образование, культура: Риски унификации и потери лица
6 ноября в 11:30 в Губернаторском Светленском лицее ( г. Томск, мкр. Северный парк) состоялась лекция Александра Асмолова – советского и российского психолога, педагога, публициста. Доктор психологических наук; заслуженный профессор, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова; академик РАО; директор Школы антропологии будущего РАНХиГС при Президенте России; научный руководитель Московского института психоанализа. Участие в лекции приняли студенты и преподаватели ФПСО .
6 ноября 2024
ФПСО встречает потенциальных абитуриентов
В рамках демо-события «Профессиональные треки Томского Педагогического» состоялась презентация факультетов, в том числе факультета психологии и специального образования. Школьники и выпускники СПО воспользовались возможностью узнать больше информации о вузе, факультетах/институтах, направлениях подготовки и познакомиться с ТГПУ вживую.
На ФПСО гости вуза узнали о профессиях, которым обучают на факультете, а также попробовали сделать артикуляционную гимнастику, определили 50 причин поступить в ТГПУ через проявление креативного мышления, спроектировали свое будущее и определили первые шаги к выбору профессии. Школьники и выпускники СПО убедились, что ФПСО - это факультет помогающих профессий!
3 ноября 2024
Студенты ФПСО создают чистоту!
Прекрасным октябрьским утром под лучи осеннего солнца студенты 841 и 842 группы вышли во двор учебного корпуса №1 ТГПУ, чтобы убрать листву и мусор! Во время уборки студенты рассуждали о важности включения в свою жизнь физической активности и о влиянии физнагрузки на психоэмоциональное состояние обучающихся. К концу уборки студены отметили, что настроение их улучшилось и появилась энергия!
ФПСО призывает всех создавать чистоту и уют на территории ТГПУ!
11 октября 2024
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Уважаемые коллеги!
20 декабря 2024 года на базе факультета психологии и специального образования Томского государственного педагогического университета состоится
XIV Всероссийская научно-практическая конференция
«Современные проблемы теории и практики социальной педагогики»
Цель конференции: поиск новых путей, ресурсов, методов и форм социально-педагогической работы с разными категориями детей, подростков, молодежи, семей, групп населения.
По итогам конференции планируется электронная публикация сборника материалов конференции на сайте ФГБОУ ВО ТГПУ (на странице издательства ТГПУ https://tspu.ru/inir/izdatelstvo/books). Сборник материалов будет размещен в Научной электронной библиотеке eLlibrary и Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) в метаданных, лучшие работы – с доступом к полному тексту – после ответного письма координатора.
Участникам конференции будут высланы сертификаты на указанный в заявке адрес электронной почты.
Основные содержательные линии конференции:
- актуальные проблемы гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
- дополнительное образование, внеурочная деятельность, воспитательная работа как ресурс социализации ребенка;
- «Движение Первых» как пространство социализации и самоактуализации детей и молодежи;
- социально-педагогические возможности штаба воспитательной работы в школе;
- социально-педагогическое сопровождение социализации ребенка в современных условиях;
- социально-педагогическое сопровождение инклюзивных образовательных практик;
- особенности современной семьи, формирование семейных ценностей, социально-педагогическая работа с семьей;
- современные девиации и факторы формирования девиантного поведения детей, подростков и молодежи;
- проблемы интернет-социализации детей, подростков, молодежи;
- система социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков и молодежи в образовательных учреждениях, эффективные формы и методы работы с детьми, подростками и юношами по профилактике девиантного поведения в различных организациях (общего и дополнительного образования, профессионального образования, в коррекционных и реабилитационных центрах и т.д.);
- актуальные проблемы ресоциализации несовершеннолетних и молодежи;
- профориентационная работа c детьми, подростками и молодежью на современном этапе;
- модели, методы и формы профориентации школьников, имеющих интерес к педагогической деятельности;
- социально-педагогическое проектирование в образовательных и социальных организациях;
- тьюторство и наставничество как вид социально-педагогической деятельности;
- наставничество как способ профессиональной социализации молодых специалистов;
- социальная активность детей и молодежи, волонтерство.
Форма участия в конференции
заочная – публикация статьи.
Условия участия в конференции
До 30 ноября 2024 г. на адрес оргкомитета конференции (e-mail : conference-sp-tspu@mail.ru) отправить необходимые документы (отдельными файлами):
- статья, оформленная по требованиям (Приложение 1),
- файл с таблицами и рисунками (при наличии),
- анкета автора произведения, передаваемого для размещения в Научной электронной библиотеке eLibrary.ru (Приложение 2),
- лицензионный договор о передаче исключительных прав на использование произведения (необходимо перейти по ссылке https://tspu.ru/inir/izdatelstvo/27021 («Лицензионный договор на научные издания»), заполнить, вставить подпись в виде рисунка, сохранить). Заполняется каждым соавтором статьи отдельный договор.
- квитанция об оплате организационного взноса (после подтверждения о принятии статьи).
Наименования файлов обязательно должны содержать фамилию автора/авторов. Например, «Иванов_анкета», «Иванов_статья», «Иванов_договор». Необходимые документы и примеры оформления документов в Приложении.
Координатор конференции – Гач Ольга Богдановна, канд.ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики (тел. 8-923-403-28-98).
Более подробно с информационным письмом можно ознакомиться по ссылке
7 октября 2024
Новости 26 - 30 из 873
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Сотрудники и преподаватели ИДиА отмечены наградами
На заседании Ученого совета ТГПУ состоялось награждение работников университета наградами Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Администрации Томской области, Администрации города Томска и др.
Сотрудники и преподаватели Института детства и артпедагогики были отмечены наградами:
Благодарственное письмо Департамента образования Томской области за плодотворное сотрудничество в проведении региональной олимпиады школьников «Умники и умники Томской области» получила Соснина Евгения Викторовна, доцент кафедры музыкального и художественного образования ФКИ ИДиА.
Благодарность Администрации Томской области за многолетнюю добросовестную работу, достигнутые трудовые успехи – Кудиновой Елене Александровне, специалисту по учебно-методической работе 1 категории Института детства и артпедагогики.
13 июля 2025
горячая линия Министерства просвещения России по подбору педагогов
Министерством просвещения Российской Федерации запущена горячая линия по подбору педагогов для директоров школ в целях оперативного поиска учителей и других педагогических работников, а также для преподавателей, ищущих работу в школе.
Горячая линия работает с 9.00 до 18.00 часов по московскому времени в рабочие дни. Каждая заявка будет обработана в течение трех рабочих дней с даты обращения.
С вопросами можно обратиться по телефону: 8(800)2009185 или по адресу электронной почты: pedagog@edu.gov.ru.
13 июля 2025
В Институте детства и артпедагогики состоялось торжественное вручение дипломов 71 выпускнику (16 магистров и 55 бакалавров). Поздравить, поддержать выпускников и разделить радость этого особенного дня пришли не только заведующие кафедрами, преподаватели, но и родные, близкие, друзья. В зале царила атмосфера волнения и гордости, ведь в этот день каждый выпускник получил диплом - ключ к новым возможностям, открывающий двери в мир профессиональной реализации.
Желаем выпускникам, найти свое призвание на пути новой профессиональной жизни. Будьте смелыми, целеустремленными, открывайте мир детству через творчество, созидание, совместную деятельность, поддержку, внимание. Пусть все ваши мечты сбываются, а жизненный путь будет светлым и счастливым!
13 июля 2025
Завершились защиты бакалаврских работ и магистерских диссертаций на ИДиА
В 2025 году 71 выпускник Института детства и артпедагогики представили свои доклады выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ и магистреских диссертаций) на обозрение государственной экзаменационной комиссии, состоящей не только из преподавателей, заведующих выпускающих кафедр, но и представителей работодателей. Более 50 выпусников защитили работы на отлично, что свидетельсвует о высокой степени актуальности тематик исследования, осмыслении собранного материала, применения результатов исследования в практической работе, системного анализа имеющегося опыта и апробации полученных результатов.
Бакалаврские работы имели практикориентированные результаты в виде методических разработок, конспектов уроков, программ внеурочной детельности, апробации методик на актуальные тематики: формирование предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе с применением кейс-метода, в литературно-творческой деятельности; формирование представлений о профессиях на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе; совместная работа семьи и школы развитие у детей младшего школьного возраста мотивации к учебной деятельности; коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста средствами фольклора; развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края; воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста средствами мультипликации; возможности интернет-ресурсов при обучении младших подростков в условиях детского хореографического коллектива; гражданско-патриотическое, экологическое воспитание обучающихся начальной, основной школы средствами народно-сценического танца, современного танца; влияние древнерусской иконописи на русский авангард на уроках истории искусств в детской художественной школе; методика рисования космического пейзажа на уроках изобразительного искусства в начальной школе; методика изучения народных мотивов в произведениях русских художников конца XIX - начала ХХ века на занятиях по живописи у старших подростков; методика рисования романтического портрета, методика рисования русского бытового жанра, методика рисования голландского портрета XVII века на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе и другие.
Защита магистерских диссертаций продемострировала высокий уровень освоения исследовательских компетенций, характерных для исследования, теоретическое обоснование вопросов музыкального образования на опыте Китая и России, вопросов формирования коммуникативных компетенций у студентов инженерного вуза с применением экраницации, переводческой компетенции у студентов технического вуза посредством анализа кинодискурса, навыков каллиграфии у младших школьников посредством рисования; исследования; обоснование специфики воспитательно-образовательной деятельности педагога-хореографа, род наставничества в условиях среднего профессионального образования.
Уважаемые выпускники, желаем интересной работы, постоянного развития, удачи и вдохновения, новых интересных знакомств и умения применять свои знания!
28 июня 2025
Институт детства и артпедагогики и Педагогический технопарк "Кванториум" им. Б.И. Вершинина проводят игровой интенсив, развивающий ключевые навыки для старта обучения. Двухмесячная программа рассчитана на детей 5–7 лет. Она включает естественно-научные опыты и эксперименты, LEGO-конструирование, настольные игры и т.д. С детьми работают преподаватели и студенты СПО ИДиА и сотрудники Кванториума.
28 июня 2025
Новости 11 - 15 из 578
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
Юбилей Василия Николаевича Куровского
4 июня 2021 года отмечает свой Юбилей доктор педагогических наук, член диссертационного совета педагогического университета Василий Николаевич Куровский, профессор кафедры социальной педагогики, научный руководитель работ аспирантов Института развития педагогического образования.
От лица диссертационного совета педагогического университета, аспирантов и коллектива Института развития педагогического образования от всей души поздравляем Василия Николаевича с Юбилеем! Желаем крепкого здоровья, благополучия, успехов, новых планов и творческих свершений, побед и достижений! Выражаем огромную благодарность за Ваш труд, большую работу в деле развития педагогической науки!
4 июня 2021
20 апреля в Томском государственном педагогическом университетена форсайт-сессии Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» прошло открытие Первой школы педагога-исследователя. Ее организатором выступила научно-исследовательская лаборатория качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ.
Значимость проведения Школы педагога-исследователя отметила в своем докладе, открывающем работу секции, Елена Николаевна Глубокова, канд. пед. наук, доцент, заместитель директора института педагогики РГПУ им. А. И. Герцена:
«Для молодого исследователя очень важно взаимодействие и постоянное общение с опытными учеными, которые своим примером и отношением к науке оказывают огромное влияние на учеников – молодых ученых. Такой пример служит своеобразным стимулом для аспирантов и молодых ученых к своевременной защите диссертации и переходу на следующий уровень профессионального развития. Сегодня в первую очередь необходимо обратить внимание на поиск новых возможностей влияния образования на раскрытие личностного потенциала человека путем расширения его возможностей в новых сложных условиях жизнедеятельности, ситуации неопределенности и непредсказуемости».
Первая школа педагога-исследователя состояла из трех содержательных тактов: обсуждение вопросов выполнения качественных педагогических исследований в современных условиях, бинарный доклад научного руководителя с аспирантом и групповая работаучастников по использованию метода гуманитарной экспертизы. Научная школа педагога-исследователя включала групповое взаимодействие молодых и опытных ученых, их взаимообучение.
По оценкам экспертов, школа педагога-исследователя позволит решить вопросы повышения качества научно-педагогических исследований, способствуя раскрытию научного потенциала и повышению субъективного благополучияаспирантов и молодых ученых педагогического университета.
Мнения участников события
Алеева Лариса Викторовна, соискатель ученой степени, заведующийдетского сада № 13 (Томск):
«Мы первый раз прикоснулись к такому опыту, мы – практики. У меня было много вопросов со своей стороны в плане изученности, неоднозначности каких-то вопросов. Мы не сильны в теории, но за счет конкретных, интересных, порой провокационных заданий, которые давались, мы учились сегодня с удовольствием вместе с Вами. Было очень интересно и полезно. Просим подумать о том, чтобы чаще проводить такие встречи»
Сошенко Инесса Игоревна, соискатель ученой степени, директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок ТГПУ (Томск):
«Хочется выразить благодарность организаторам школы за подготовку и организацию этого мероприятия, вовлечение в эту деятельность. Я нахожусь в самом начале научной карьеры. Когда я училась, таких событий было очень мало или совсем не было. Сегодня я поняла, как важно, что такие мероприятия сейчас проводятся и будут проводиться. Научная дискуссия, возможность пообщаться с состоявшимися учеными, возможность перенять опыт, о котором говорила Елена Николаевна из Санкт-Петербурга. Действительно, все ценное берется из реального взаимодействия с учеными и аспирантами, и научная культура в том числе. Спасибо, что так тепло меня приняли в свою команду!»
Яковлева Кристина Игоревна, аспирант Большого Томского университета Консорциума вузов и научных организаций Томской области (Томск):
«Спасибо большое за организацию, атмосферу! Содержательно богатое мероприятие (теоретическое и практико-ориентированное). Спасибо за возможность активно участвовать в онлайн!»
Ли Бин, аспирант (Китай):
«Очень интересное событие, которое оставило много положительных впечатлений. Все сказанные здесь слова и действия останутся со мной. Особенно о том, что важно научиться думать, что ты делаешь, читаешь и пишешь».
24 апреля 2021
Рассмотрение диссертационного исследования Штерн Ольги Владимировны
27апреля 2021 года в 15.30 на расширенном заседании научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований Института развития педагогического образования ТГПУ состоится рассмотрение кандидатской диссертации Штерн Ольги Владимировнына тему: «Организация образовательной коммуникации обучающихся начальной школы с разными образовательными потребностями (на примере обучения иностранному языку)» по научной специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки).
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Поздеева Светлана Ивановна.
Место проведения: Научная библиотека им. А.М. Волкова ТГПУ (ул. Герцена, д. 66, 3 этаж, ауд. 307/1).
Рассмотрение диссертации будет проходить в смешанном режиме (возможно очное и удаленное участие). Ссылка для удаленного участия: https://bbb.tspu.ru/b/wrt-85m-rmb-oce
С полным текстом диссертации можно ознакомиться в научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований(ул. Герцена, д. 66, 1 этаж, каб. 109; (3822) 311-295; neradovskayaor@tspu.ru, (Нерадовская Ольга Рамазановна).
Приглашаются все желающие.
Обращаем внимание участников данного заседания, что вход в корпус Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ осуществляется в одноразовых или многоразовых масках с обязательным прохождением термометрии бесконтактным способом.
22 апреля 2021
30 марта 2021 г. в научной библиотеке Томского государственного педагогического университета прошла стратегическая сессия «Обновление содержания и форм преподавания педагогики» при участии преподавателей, научных сотрудников и магистрантов ТГПУ. Стратегическая сессия была направлена на совместное обсуждение возможных изменений в курсе педагогики в вузе, а именно: обновление содержания и форм её преподавания. Потребность в обновлении обусловлена рядом факторов: новые инициативы Министерства просвещения, новая программа развития ТГПУ.
Стратегическая сессия началась с установочных докладов: спикеры представили информацию о содержании и формах преподавания педагогики в ТГПУ в настоящее время (Коллегов А. К., заведующий кафедрой педагогики и психологии образования ИРПО), проанализировали состояние научно-исследовательской деятельности по направлению подготовки "Образование и педагогические науки" (Нерадовская О. Р., заместитель директора ИРПО), представили анализ инициатив и мероприятий других педагогических вузов по обновлению педагогического образования (Куровская Л. В., директор Парка инновационных образовательных практик ИРПО), познакомили участников мероприятия с результатами исследований, направленных на выявление степени удовлетворенности качеством преподавания педагогики (Семенова Н. А., директор ИРПО).
В процессе работы участники определили круг самых актуальных задач по обновлению курса педагогики и предложили варианты их решения. Было высказано много предложений о связи курса педагогики с практикой. Важным предложением явилась идея создания рабочей группы, в которую должны входить преподаватели педагогики и методики для согласованного и логического выстраивания учебного процесса.
2 апреля 2021
В ПАРКЕ ИОП ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РАДИКАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ
12 марта в Томском государственном педагогическом университете в рамках II Всероссийской научно-практической конференции «Профилактика радикализации молодежи в России: возможности цифровых образовательных сред» в очно-дистанционном формате прошел одноименный круглый стол при участии экспертов из Томска и Томского района, Казани, Москвы.
От всего научно-педагогического сообщества ТГПУ участников приветствовал ректор Андрей Николаевич Макаренко, отметив приоритетную важность вопросов воспитания детей и молодежи, которую во все времена имел педагогический университет:
«Сегодня в повестке наших актуальных исследований – проблемы использования цифровых образовательных ресурсов для развития личности и педагогического сопровождения ее социализации. Это задано государственной политикой нашей страны – национальными целями развития России, задачами нацпроекта «Образование». Проведение научно-практической конференции, посвященной профилактике радикалистских настроений в молодежной среде, – это новый опыт для нашего вуза: конференция проходит во второй раз. Однако интерес к этой проблематике очевиден. Обсуждаемая сегодня проблема диктуется вызовами современного VUCA-мира – мира с его высочайшим уровнем неопределенности, сложности и разнообразия».
Работа круглого стола началась выступлениями спикеров: эксперты обсудили проблемные зоны и механизмы профилактики радикализации молодежи в образовательной среде (Р.А. Быков, доцент НИ ТГУ), профилактику радикализма обучающихся в условиях цифровизации (Н.А. Семенова, директор ИРПО ТГПУ), особенности деятельности муниципального Центра по противодействию радикализации молодежи в условиях цифровой трансформации образования (К.А. Смышляев, руководитель муниципального Центра по противодействию радикализации обучающихся), роль интернета в провокационном вовлечении в протестную активность современной молодежи в России (С.А. Засорин, директор Центра изучения исторической памяти и гражданской идентичности МПГУ), профилактику радикализма студентов в межнациональных отношениях (А.Д. Коняева, заместитель декана по работе с иностранными студентами Лечебного факультета СибГМУ), региональную социальную напряженность: специфику исследования языковой проблематики в регионах Поволжья и Приуралья (Е.В. Храмова, доцент Казанского федерального университета), организацию воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными пенитенциарных учреждений (А.А. Ефименко, кандидат педагогических наук, старший преподаватель ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России).
Три группы проблем – информационные, психологические, социальные, – способствующие вовлечению детей и молодежи в радикальные течения, отметила в своем выступлении директор ИРПО ТГПУ Наталия Альбертовна Семенова, акцентировав внимание слушателей на основных направлениях их решения, которые организованы в ТГПУ. Трансформация воспитательной системы вуза предполагает переход от разовых мероприятий к полноценной поэтапной системе, включающей различные формы работы, в том числе и цифровые. Итогом включения студентов в воспитательную работу станет формирование у них определенного видения, определенных ценностей, которые будут транслироваться ими в своей профессиональной деятельности. Важным фактором станет научно-исследовательская деятельность Лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма, действующей в рамках Парка инновационных образовательных практик ТГПУ.
Завершая выступление, Наталия Альбертовна отметила, что в планах специалистов Томского Педагогического – расширение путей и форм взаимодействия организаций, способных осуществлять профилактику, в рамках не только конференций, но и совместных исследований, взаимообучения.
Последним этапом работы круглого стола стала презентация уникальной программы дополнительного образования «На страже безопасности и чести» МАОУ «Спасская СОШ» Томского района, которую представила директор В.И. Сушилова, отметив научно-методический вклад специалистов ТГПУ в реализацию данного проекта.
Помимо очного этапа, конференция прошла в новом формате «Стендовые доклады в группе VK.com». Координатор стендовой секции – младший научный сотрудник лаборатории гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма Парка ИОП ИРПО, Павел Курушин. Участники обсудили важные вопросы угрозы безопасности несовершеннолетним в современном информационном пространстве, высказались об эффективных формах профилактики конфликтов и радикализации молодежи как в системе высшего, так и среднего образования, рассмотрели важные аспекты проблемы профилактики экстремизма и терроризма среди молодежи в информационно-коммуникационной сети Интернет.
24 марта 2021
Новости 351 - 355 из 391
Начало | Пред. | 69 70 71 72 73 | След. | Конец