Итоги Открытого областного конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Авторская кукла - 2025»

На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Открытого областного конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Авторская кукла -  2025».

Конкурс проходил с 20 марта 2025 по 16 мая 2025 года.

В Конкурсе приняли участие обучающиеся системы дополнительного и профессионального образования, педагогические работники: МАОУ ДО ДДТ "Искорка" г.Томска ОЦ "Доминанта", МАОУ ДО ДЮЦ "Звёздочка", МАОУ ДО ЦДТ Луч, МАОУ СОШ 16 СП "Наша гавань", ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж», МАОУ ДО ДДТ "У Белого озера" г.Томска , структурное подразделение "Огонёк", МАОУ СОШ № 58 г.Томска.

В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ.

Проведение Конкурса обеспечило развитие и популяризацию искусства создания куклы авторской концепции; продвижение и поддержку талантливых обучающихся, педагогов и мастеров; удовлетворение существующего в обществе интереса к новому направлению в современном искусстве «Авторская кукла» с использованием рукодельных техник декоративно-прикладного творчества, элементов технического творчества, а также STEAM-технологий и др.; воспитание чувства гармонии и красоты через соприкосновение с искусством создания куклы; развитие творческих инициатив в сфере художественного ремесла и технического творчества; формирование предпринимательской культуры в плане реализации куклы как сувенирной продукции.

Итоги

Наградные материалы

Подробнее

22 мая 2025

ТРЕНИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ «STARTTEX: ПЕРВЫЙ ШАГ В БИЗНЕС» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТГПУ

Кафедра экономики и предпринимательства ТЭФ совместно с Бизнес-инкубатором ТГПУ приглашает студентов принять участие в тренингt предпринимательских компетенций «StartTEX: первый шаг в бизнес» в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Тренинг пройдет 30 мая начало в 09:30 в читальном зале №1 (ул. Герцена, д. 66, 3-й этаж).

Подробнее

Подробнее

22 мая 2025

X Областной конкурс юных дизайнеров и модельеров «Креативный дизайн»

WhatsApp_Image_2025-05-20_at_14.18.07.jpeg

На технолого-экономическом факультете прошел X Областной конкурс юных дизайнеров и модельеров «Креативный дизайн». В рамках проводимого в 2025 году в Российской Федерации Года защитника Отечества целью конкурса являлось сохранение исторической памяти в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в благодарность ветеранам и признавая подвиг участников специальной военной операции; популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации; развитие творческого потенциала технологической подготовки школьников, обучающихся в образовательных учреждениях системы общего и дополнительного образования, студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также учителей труда (технологии) и педагогов дополнительного образования; формирование эмоционально-эстетической среды юных дизайнеров, создание зоны профессионального общения и сотрудничества для педагогов и участников образовательного процесса.

К участию были приглашены педагоги и учащиеся образовательных учреждений системы общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования,  и лица, не имеющие специальной подготовки.

Школьники и студенты региона представили свои эксклюзивные разработки на сцене ТГПУ в следующих номинациях:

  • «PRÈT-A-PORTER» —стиль современной жизни
  • «КРЕАТИВ» - нестандартное решение и оригинальное исполнение
  • «ЭТНОСТИЛЬ» - национальные черты в современной одежде
  • «ДЕБЮТ» —творчество юных дизайнеров
  • «ОСОБЕННАЯ МОДА» - горизонты возможностей для лиц с OB3
  • «ПЕРФОРМАНС» - модное представление и театральный костюм
  • «КАМУФЛЯЖ» - камуфляжная/тактическая спецодежда, элементы камуфляжа в современной одежде.

WhatsApp_Image_2025-05-20_at_14.18.08_1.jpegWhatsApp_Image_2025-05-20_at_14.18.08.jpeg

 

 

 

 

 

В конкурсе приняли участие коллективы г. Томска и Томской области:

  • ОГБОУ «Северский промышленный колледж»
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа «Эврика-развитие» г. Томска
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Томска
  • ФГБОУ ВО ТГПУ студенты ТЭФ
  • МАОУ СОШ №16 С/П «Наша гавань»
  • ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий», г. Томск
  • Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Луч» г. Томска
  • Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа «Развитие» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья г. Томска
  • МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска образцовый детский коллектив ХШС «Овация»

Всего в конкурсе приняли участие 86 участников дефиле и 14 педагогов и наставников, а также сопровождающие лица. В общей сложности гостями конкурса стали более 100 человек.

WhatsApp_Image_2025-05-20_at_14.18.09.jpeg

«Конкурс проводился для тех, кто намерен в дальнейшем производить и реализовывать в жизнь свои дизайнерские идеи и проекты. Для нас это возможность новым взглядом оценить меняющийся современный мир моды», - отметила Скачкова Нина Владимировна, доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна.

«Нужно отметить технологичность изделий, оригинальность представленных коллекций, эргономичность, возможность использования их в реальной жизни, а также творческую подачу во время презентации», - отметила Сазанова Елена Александровна, заместитель декана ТЭФ.

В завершение показа члены жюри провели награждение дипломами и сертификатами участников коллективов и их воспитанников по категориям, в которых были заявлены представляемые коллекции.

Итоги Конкурса

Подробнее

Подробнее

20 мая 2025

ДВА ДИПЛОМА ЗА ОДИН СРОК, ИЛИ В ТГПУ СТАРТУЕТ НАБОР НА НОВУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ – ИНТЕРВЬЮ ДЕКАНА ТЭФ ТОМСКОМУ ПОРТАЛУ

Томский педагогический университет запустил программу, которая позволяет студентам на выходе получить два диплома – о среднем профессиональном и высшем образованиях, а выпускникам СПО – сократить срок обучения. Подробнее о новом направлении порталу Томск.ру рассказала декан технолого-экономического факультета Елена Колесникова.

https://tspu.ru/news/31260

Подробнее

20 мая 2025

Интервью декана ТЭФ Колесниковой Елены Владимировны

Сдать экзамены, определиться с ВУЗом, задача не простая. Абитуриентам на заметку - какие возможности открывает ТЭФ. В гостях у "Однажды Утром": Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета ТГПУ, кандидат биологических наук.

https://vk.com/tspu_ru?from=groups&w=wall-1174277_20692

https://t.me/TspuTomsk/8904

Подробнее

19 мая 2025

Вступай в весенний интенсив для студенческих команд «Шаг в технологии» от Университета НТИ 2035. Успей подать заявку до 12 мая 2025 до 11:00 по Мск

весен_интенсив.jpg

Технолого-экономический факультет и бизнес-инкубатор ТГПУ приглашает студентов ТГПУ принять участие в весеннем интенсиве для  студенческих команд «Шаг в технологии» от Университета НТИ 2035.

«Шаг в технологии: весенний интенсив для студенческих команд» - это быстрая и гибкая подготовка студенческих команд и их идей к осенней волне старта акселерационных программ федерального проекта «Технологии».

Цель программы - помочь командам проработать идеи, преодолеть ключевые барьеры, получить обратную связь от экспертов и прокачаться через короткие, но ёмкие активности.

На весеннем интенсиве команды тщательно проработают свои идеи или углубленно разберут уже наработанные проекты, разовьют свои командные компетенции через решение задач в цифровом профиле, выявят барьеры проекта и найдут пути их преодоления, пройдут экспертизу и получат обратную связь от экспертов НТИ.

Подробную информацию можно изучить на официальной странице https://intensive.2035.university/step-into-tehnology.

Весна время действий:

До 12 мая до 11:00 по Московскому времени успей подать заявку https://my.2035.university/p1_student_svt/now/stage/1

 13-14 мая получение дополнительной задачи для подготовки к экспертной трубе

До 22 мая вступление в телеграм-канал (ссылка на тг-канал в доп.задаче)

23-24 мая  – труба экспертов (онлайн-консультации), запись на экспертную трубу до 12 мая;

1-16 июня  – финал.

Все вопросы можете задать директору Бизнес-инкубатора ТГПУ Арышевой Галине Владиславовне, arysheva@tspu.ru, в телеграме @AryshevaGV

Подробнее

7 мая 2025

Открытый областной этноконкурс «Пасхальные композиции: новации и традиции - 2025» с 28 апреля 2025 по 24 мая 2025

ПАСХА.jpg

Технолого-экономический факультет ТГПУ приглашает семейные, творческие коллективы (без возрастных ограничений) и индивидульных участников принять участие в Открытом областном этноконкурсе «Пасхальные композиции: новации и традиции - 2025» с 28 апреля 2025 года по 24 мая 2025 года.

Конкурс проводится с целью приобщения детей и взрослых к национальному культурному и историческому наследию Отечества, ценностям православия и семьи в рамках христианского праздника «Пасха»

Конкурс проводится по номинациям:

- «Декоративно-прикладное творчество»;

- «Изобразительное искусство»;

- «Кулинарное искусство»;

- «Food-дизайн пасхального стола»;

- «Пасхальный дизайн интерьера»;

- «Творческий/исследовательский проект»;

- «Методическая разработка»;

- «Мультимедийная презентация»;

- «Сотворчество» (для творческих коллективов детей дошкольного возраста и воспитателей или родителей);

Организационный комитет может учредить дополнительные номинации.

Положение

Подробнее

5 мая 2025

В ТГПУ обсудили современные подходы к обучению основам безопасности и защиты Родины

Скриншот_1_1.jpg

В рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика 21 века: вызовы и решения» и государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся» прошёл проблемно-методический семинар «Современные подходы к обучению основам безопасности и защиты Родины: технологии и педагогические модели», объединивший педагогов и учёных из Томска и других регионов страны. В мероприятии приняли участие 19 человек, включая кандидатов и докторов наук, а также работников системы образования.

Открыв семинар, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ кандидат физико-математических наук Елена Станиславовна Синогина обозначила ключевые вызовы, стоящие перед преподаванием учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины». Она подчеркнула, что сегодня школы сталкиваются с методическим дефицитом, недостаточной технической оснащённостью, нехваткой подготовленных кадров и необходимостью повышения мотивации учащихся. Эти темы стали центральными в работе семинара.

С содержательными докладами выступили ведущие специалисты в области безопасности и педагогического образования. Особый интерес участников вызвало выступление профессора БГПУ им. М. Акмуллы, доктора медицинских наук Елены Юрьевны Горбатковой, посвятившей своё сообщение вопросам профессиональной подготовки будущих учителей и студентов старших курсов в области ОБЗР. Проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева обратила внимание аудитории на роль современной литературы для детей в формировании навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. Особое оживление вызвал доклад Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук и руководителя Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ИРПО ТГПУ, подготовленный совместно с инженером-программистом Кириллом Анатольевичем Никифоровым, о применении технологий виртуальной и дополненной реальности в обучении безопасности.

WhatsApp_Image_2025-04-28_at_11.32.16.jpegСкриншот_3.jpg

Практическую направленность семинара усилили выступления педагогов общеобразовательных организаций. Учителя МАОУ гимназии № 13 г. Томска Татьяна Владимировна Галаган и Ирина Валерьевна Быстрицкая представили систему работы методического объединения учителей физической культуры и ОБЗР. Кира Юрьевна Кручинина, учитель МБОУ «Северская гимназия», поделилась своим опытом реализации предмета, обратив внимание как на позитивные находки, так и на возникшие в процессе трудности. Дополнением к практическим аспектам стал доклад Сергея Викторовича Колмакова, учителя МАОУ СОШ №28 г. Томска, рассказавшего о результативной подготовке учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЗР.

Дискуссионная часть семинара проходила в живом формате. Участники активно обсуждали конкретные педагогические кейсы, делились опытом преодоления сложных ситуаций, высказывали предложения по совершенствованию методик обучения. Большой интерес вызвали открытые обсуждения, например, вокруг критериев отбора современной литературы по безопасности для детей, адекватности отражения реальных ситуаций в книгах, роли визуального контента в формировании правильного восприятия информации. Обсуждались также вопросы использования интерактивных технологий, нехватки тренажёров в школах, необходимости изменения формата повышения квалификации педагогов, а также поиска новых мотивационных подходов к обучению школьников.

Работа семинара завершилась формулировкой конкретных рекомендаций. В числе предложений – разработка единой федеральной линейки учебно-методических комплексов для всех модулей ОБЗР, оснащение образовательных учреждений базовыми средствами практического обучения, внедрение технологий VR/AR, реформирование программ повышения квалификации с обязательным практическим блоком, интеграция игровых методов и реалистичных сценариев в обучение, а также организация всероссийских конкурсов, направленных на формирование устойчивых навыков безопасного поведения у школьников.

Проблемно-методический семинар в ТГПУ стал значимым этапом в осмыслении перспектив развития предмета «Основы безопасности и защиты Родины» и подчеркнул необходимость дальнейшей консолидации усилий учёных, педагогов и представителей системы образования для повышения качества подготовки школьников к действиям в условиях реальных угроз.

Подробнее

30 апреля 2025

На ТЭФ подвели итоги конкурса-выставки «Отходы в доходы 2025»

Арт_Объект_Черепов_Жендарев_Низмутдинов_1.jpg

В рамках Национальных проектов «Молодежь и дети», «Экологическое благополучие», «Эффективная и конкурентная экономика»; государственных программ «Обращение с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Томской области», «Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов»; регионального проекта «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области на 2021-2025 годы» на базе Технолого-экономического факультета Томского государственного педагогического университета в марте-апреле 2025 года был проведен конкурс-выставка «Отходы в доходы».

Цель Конкурса выявить одаренных школьников и студентов, создать условия для раскрытия их личностного творческого потенциала, самореализации и профессионального определения в сфере предпринимательства и охраны окружающей среды.

Отходы в доходы — это актуальный вопрос, который подчеркивает необходимость рационального использования ресурсов в условиях ограниченности природных запасов. Переработка и вторичное использование отходов не только снижают нагрузку на экологию, но и открывают новые экономические возможности. Внедрение технологий, позволяющих превращать отходы в полезные продукты, становится ключевым фактором устойчивого развития и создания «зеленой» экономики.

Участники конкурса «Отходы в доходы» предлагали инновационные решения, направленные на переработку вторичных материалов в повседневной жизни, создавая изделия, которые безопасны для здоровья и окружающей среды. Они разрабатывали проекты по использованию пластиковых отходов, бумаги и других материалов в строительстве, сфере лесного хозяйства, производстве и быту, демонстрируя эффективные и экологически чистые подходы к рациональному потреблению.

В ходе подготовки работ к конкурсу они осознали свою ответственность по отношению ко всему, что нас окружает. Поняли, что не следует загрязнять окружающий мир, а нужно делать его еще прекраснее.

На конкурс были поданы работы по трем наиболее значимым на сегодняшний день тематикам: научный продукт, арт-объекты и проектная деятельность.

 Все они входят в понятие экологическая целесообразность и оптимальная рационализация ресурсной деятельности и в тоже время являются и педагогической категорией, так как вопросы разворота эмоциональной, осознанной, мотивационной педагогической деятельности в экологическую нишу, раскрывающую творческий ценностно-смысловой потенциал личности - это задача федерального уровня. А о вопросах монетизации позволяет задуматься экономика, что помогает сократить путь от проектной работы до собственно рыночной и попытаться представить себя на начальном этапе экономическим субъектом, так или иначе связанным с рыночной деятельностью.

Арт_объект_Копытова_Е_1.jpgАрт_объект_Лукьяненок.png

 «Несмотря на то, что конкурс является начальной отправной точкой в формировании экологического сознания населения, он имеет огромные смысловые последствия. Ведь не всегда важно прийти к глобальному конечному результату. Главное, что каждому из нас нужно начать с себя, поставить именно себе личную экологическую проблему (посмотрите вокруг себя, что вы видите ежегодно после долгой и снежной зимы?). Нам следует формировать экологические привычки и вносить свой посильный вклад в рациональное использование природных ресурсов и сохранение природы. Если каждый гражданин России ежедневно проявит заботу об окружающей природной среде, то таким образом он поможет решению глобальных экологических проблем», - отметила Копытова А.И.

Итоги конкурса:

Номинация «Арт-объект из вторичного сырья»

1 место «Подставка для ручек учителю биологии «Стрекоза на цветке»», Черепов Александр Павлович, Жендарев Алексей Вячеславович, Низмутдинов Александр Вадимович. студенты 2 курса (рук. Былина О.И.)  ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта», г. Томск

2 место «Платье из фантиков и не только», Лукьяненок Ангелина Павловна, студентка 2 курса (рук. Повх И.В., Терехина Л. Р.)  ОГБПОУ «Томский базовый медицинский колледж», г. Томск

3 место «Кукла на Масленицу», Копытова Екатерина Максимовна, ученица 9 класса (рук. Копытова А.И.) МАОУ школа Перспектива г. Томска

Номинация научно-исследовательская работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья»:

1 место «Кому-отходы - кому доходы. Это все о зелени и коре пихты сибирской», Кондыков Тарас Денисович, студент 1 курса (рук. Суворова М.В.) ОГБПОУ Первомайский филиал Томский аграрный колледж

2 место «Предпринимательская деятельность в сфере лесного хозяйства: лесовосстановление, уход за лесом, охрана лесов от пожаров», Федорова Кристина Прокопьевна, студентка 2 курса (рук. Копытова А.И.) ТГПУ.

3 место «Вермикомпостирование как эффективный способ переработки органических отходов», Зубов Роман Андреевич, студент 2 курса (рук. Былина О.И.)  ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта», г. Томск

Номинация проектная работа «Предпринимательские идеи по использованию и (или) переработке вторсырья»:

1 место «Повторное использование парафина как возможность для устойчивой переработки», Котова Валерия Михайловна, Решетняк Варвара Степановна, студенты 1 курса (рук. Семенова А.В.) ОГБПОУ «Томский техникум водного транспорта и судоходства», г. Томск

2 место «EcoFiber», Красильников Михаил Михайлович, студент 2 курса (рук. Мартыненко Д.А.)  ОГБПОУ Томский политехнический техникум, г. Томск

3 место «Производство биоугля из сельхозотходов: рисовая шелуха и скорлупа орехов», Настенко Марк Евгеньевич, студент 1 курса (рук. Былина О. И.) ОГБПОУ «Томский колледж гражданского транспорта», г. Томск

Дипломы и сертификаты участников доступны по ссылке https://disk.yandex.ru/d/qFYBY1BU7mmRIQ .

Подробнее

30 апреля 2025

Как преподаватели ТЭФ обучают финансовой грамотности студентов ТГПУ

5194967660289454654.jpg

В субботу 19 апреля 2025 года в развлекательном комплексе «Факел» прошел семейный финансовый фестиваль «ФинБум» в рамках Всероссийской просветительской эстафеты «Мои финансы», который посетили студенты ФПСО Томского педагогического университета.

В локации городской среды, специалисты-практики банковской сферы подготовили яркую и насыщенную площадку, направленную на реализацию задачи правительства - развитие умений и навыков финансово-культурной сферы. Было организовано шесть интерактивных площадок: детская зона, фотозона с инкассаторским автомобилем и фотобудка с искусственным интеллектом. В Финансовом квартале были представлены яркие информационные стенды банков и государственных организаций. 

Студенты ТГПУ прошли множество станций, где в игровой форме, с применением искусственного интеллекта у них была возможность попробовать себя в разных финансовых сферах как на бытовом, так и на высокопрофессиональном уровне. При полном погружении пройти данную локацию за два часа было невозможно, такой насыщенной оказалась встреча. Они посетили площадку по профориентации, прошли квест «Изумрудный город». В зале второго этажа была возможность пройти мастер-классы и лекции, в частности про томских купцов-меценатов.

«Нестандартный подход, яркость, красочность интерактивность мероприятия показывает значимость данной дисциплины на всех возрастных уровнях. Мы, как педагоги, должны быть в передовых. Именно поэтому, учитывая значимость темы: «финансовая грамотность», у меня как руководителя не было сомнения в участии», - рассказала Анастасия Игоревна Копытова, зав. кафедрой экономики и предпринимательства ТЭФ.

В условиях цифрового хауса, который наиболее остро проявляется в образовании, кардинально разрушая главное звено, движущую силу образовательного процесса – мотивацию, необходимо быстро и целенаправленно перестраивать коммуникативное взаимодействие со студентами. Школа-праздник, школа радости - только сейчас становится понятным значимость установок педагогов-новаторов прошлого.

 В школе будущего тренинги и нестандартные подходы станут ключевыми элементами образовательной системы, так как традиционные методы обучения уже не справляются с вызовами быстро меняющегося мира. Вот почему они критически важны. Студенты на мероприятии увидели инновационные педагогические подходы к данной теме, направленные на развитие soft skills в искусственно созданной геймофицированной среде, что помогает формировать навыки, которые не заменят даже самые продвинутые ИИ. Сюда можно отнести ролевые игры финансовой сферы для развития критического мышления.

«У нас была возможность осуществить погружение в реальные сценарии», - консатировали Харина Анастасия, Валерия Алалыкина и другие ребята.

«Симуляции, проектная работа, хакатоны - это возможность применить финансовые знания на практике», – сообщила Полина Швецова.

А Маша Карпова отметила: «Мне очень понравились бизнес-симуляции для изучения экономики».

«Сейчас происходит быстрая адаптация к изменениям. В мире, где профессии устаревают за 5–10 лет, короткие интенсивные тренинги, например, по работе с новыми технологиями, станут нормой», - обобщила Нестерова Оксана Анатольевна.

«Моя задача - вывести студентов за шаблоны, показать реальность с финансово-экономических позиций, постоянно демонстрируя, что экономика и финансовая грамотность, как системная ее часть - это не скучно, молодежно и значимо для личностного роста», -резюмировала Санфирова О.В.  

Действительно, обучение через эксперимент, где методы и ошибки являются частью процесса, развиваются креативность и самостоятельность. Также изучение финансовой грамотности может проходить через рисование в комиксах жизненных ситуаций и т.д. Междисциплинарность, смешение предметов, узконаправленное целеполагание – один из педагогических подходов и приемов обучения, применяемых кафедрой. Так, психология, педагогика и ИИ готовят к решению комплексных задач, с которыми столкнутся будущие поколения. Поэтому не просто «финансовая грамотность», а финансовая грамотность для психологов, математиков, педагогов - это разные системные вариации. В новой системе преподавания меняется роль учителя. Он превращается в наставника и фасилитатора, который создает среду для экспериментов, помогает интерпретировать данные от ИИ-платформ (например, аналитику успеваемости), мотивирует через персонализированные задачи.

Именно поэтому мы, как специалисты, претендующие на роль новаторов, используем любую возможность городской среды для реализации правительственно важной задачи - обеспечение возможности получения финансово-экономических знаний.

Подробнее

22 апреля 2025


Новости 11 - 20 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец