RSS

Опыт работы физико-математического Центра ТГПУ представлен коллегам со всей страны

Сотрудники Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ – д.п.н., доцент кафедры развития физического образования ФМФ, директор Центра Михаил Александрович Червонный и к.п.н., зав. кафедрой развития физического образования ФМФ, зам. директора Центра Анна Алексеевна Власова – представили опыт работы ТГПУ на Всероссийской научно-методической конференции «Цифровая трансформация дополнительного образования детей на региональном уровне».

Научный диалог был организован коллегами из Армавирского государственного педагогического университета. Работа шла в рамках трех тематических секций: «Актуальные вопросы применения интерактивных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования», «Особенности внедрения цифровых технологий в дополнительное образование на региональном уровне» и «Использование цифровых ресурсов в работе педагога дополнительного образования: опыт, проблемы и перспективы».

«Конференция организуется в рамках реализации проекта «Научно-методическое сопровождение цифровой трансформации практик (системы) дополнительного образования детей на региональном уровне», – отметили организаторы. – Проект осуществляется за счет средств федерального бюджета в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации».

В рамках работы третьей секции специалисты ТГПУ выступили с докладом «Экосистема профессиональной практики студентов-педагогов в дополнительном образовании детей». Эксперты представили модель, обеспечивающую последовательное личностное включение студентов в профессиональную деятельность, озвучили ключевые характеристики интегрированной образовательной среды, этапы практики студентов и регуляторы субъектных действий, а также результаты студенческих работ.

«В докладе изложен опыт организации работы со студентами ТГПУ на базе Центра ДФМиЕНО в условиях нарастающей цифровизации образования. Студенты, погружаясь в профессиональные пробы, практики, имеют возможность проектировать новые формы работы с детьми в условиях дистанционного обучения, – рассказала А.А. Власова. – Также был представлен опыт проведения авторского конкурса студенческих разработок «Педагогическая инициатива», на котором студенты представляли разработанные ресурсы, мероприятия, технологии цифрового характера».

По словам сотрудников ТГПУ, доклад был высоко оценен представителями системы дополнительного образования и университетов. Кроме того, в рамках заседания секции произошел ценный обмен опытом между коллегами из учреждений дополнительного и высшего образования страны.

Подробнее

23 ноября 2021

По-английски и не только: клубы разговорных иностранных языков работают в ТГПУ

В Институте иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ начали работу разговорные клубы. Преподаватели ИИЯМС учат коммуницировать, помогают почувствовать себя увереннее в иноязычном диалоге не только студентам Института, но и обучающимся других факультетов университета.

Сегодня в Институте работают три разговорных клуба: английский для будущих профессионалов (студентов и выпускников ИИЯМС), английский для всего вуза и китайский. Деятельность первого организует заместитель директора по воспитательной работе, старший преподаватель Голубева Вера Валериевна:

«Иностранные языки отличаются от других предметов тем, что нужна постоянная практика: невозможно выучить язык за 2-3 дня. Основная цель клубов – создание дополнительной иноязычной среды, где студенты могут практиковаться в разговоре на изучаемом языке».

Общение в клубе организовано в свободной форме, однако на заранее заданную тему. Так, первая встреча была установочной: участники обсудили английскую культуру, различные языковедческие явления и актуальные лингвистические вопросы (грамматика немецкого, интонации в китайском, возрождение мертвых и создание искусственных языков). Задача педагога-модератора клуба заключается в том, чтобы направить беседу и расширить диалог, помочь участникам, которые чувствуют себя скованно и отвечают на вопросы только «да» или «нет», развить возможности говорения и обрести уверенность в процессе диалога.

«Конечно, модератор будет готовить основной топик для разговоров, однако никто не будет знать, на какие темы он еще сменится, чем встреча закончится. Все в наших устах, так сказать», – отмечает Вера Валериевна.

Следующую встречу клуба для студентов ИИЯМС планируется провести в обсуждении процесса глокализации (Global+Local), а именно того, как международные организации (например, «Макдоналдс») учитывают культурные особенности регионов, в которых работают. Присоединиться к участию в работе клуба могут желающие студенты Института.

Основное отличие разговорного клуба для студентов ИИЯМС заключается в формате проведения: работа ориентирована на выступление участников с презентациями по теме и организацию дискуссионных площадок. Второй клуб разговорного английского языка функционирует для всех желающих студентов вуза в более развлекательных форматах (дебаты, квизы, настольные и другие игры и даже караоке). Модератором клуба выступает к.филол.н., доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ИИЯМС Токмашев Денис Михайлович. Для выбора темы встречи педагог ориентируется на ключевые события месяца: октябрь – Хэллоуин, март – Международный женский день и т.д. Чтобы вступить в клуб, необходимо присоединиться к чату в мессенджере WhatsApp.

В этом году в Институте также начал работу клуб китайского языка. О преподавателе клуба (носителе языка), взаимодействии на встречах, поднимаемых темах и многом другом расскажем в большом материале, который также выйдет на сайте ТГПУ.

Подробнее

23 ноября 2021

ТГПУ – единственный педагогический и один из 20 российских вузов в предметном рейтинге Best Global Universities for Physics

Американская медиакомпания U.S. News World Report опубликовала обновленный предметный рейтинг Best Global Universities. В области «Физика» в рейтинг включены 750 сильнейших университетов мира и 20 университетов России. Томский государственный педагогический университет – единственный педагогический вуз, вошедший в двадцатку российских университетов.

Предметные рейтинги основаны на оценке академической научно-исследовательской деятельности в определенных предметных областях. В них используются различные библиометрические индикаторы, в том числе количество публикаций и цитирований, а также индикаторы глобальной и региональной репутации в рассматриваемой предметной области. При составлении рейтинга, опубликованного в этом году, были проанализированы статьи, выпущенные в период с 2015 по 2019 год. Библиометрические индикаторы основаны на данных из базы данных Web of Science.

В рейтинг Best Global Universities for Physics вошли 750 сильнейших университетов мира, среди которых 20 российских вузов. По индикатору «Physics international collaboration – relative to country» ТГПУ входит в топ-125 лучших вузов мира, по индикатору «Physics regional research reputation» – в топ-250 лучших вузов мира (124 и 242 места соответственно). Среди 20 российских университетов в области «Физика» ТГПУ – единственный педагогический.

«Каждый предметный рейтинг составляется по определенной методике, но единым принципом является анализ научных исследований. Устанавливается минимальное пороговое значение по количеству статей для ранжирования университетов, а также число учебных заведений, которые войдут в рейтинг и его публикуемую часть, – комментирует начальник Управления международного сотрудничества ТГПУ Вадим Юрьевич Зюбанов. – ТГПУ уже не первый год входит в U.S. News Best Global Universities Subject Rankings в области физики. По ряду индикаторов наш университет попадает в топовые списки мировых университетов. Это еще раз подтверждает, что в ТГПУ работают ученые с мировой известностью и признанием».

Вадим Юрьевич также отмечает, что сегодня абитуриенты и их родители при выборе вуза обращают внимание, в том числе на позиции университета в национальных и глобальных рейтингах. Лидирующая позиция ТГПУ среди педагогических университетов России в престижном международном рейтинге повысит привлекательность вуза для потенциальных студентов и возможных партнеров.

U.S. News World Report – американская медиакомпания, известная своей системой ранжирования и ежегодными отчетами об университетах. Рейтинги, публикуемые U.S. News World Report, считаются одними из самых авторитетных в мире и характеризуются жесткими критериями отбора. Помимо мирового рейтинга университетов, U.S. News World Report публикует предметные рейтинги, а также региональные и страновые. Количество университетов, ранжируемых как в глобальном, так и предметных рейтингах, постоянно растет.

Подробнее

22 ноября 2021

Российская дефектологическая наука: перспективы развития

В Москве прошел IV Всероссийский съезд дефектологов, где специалисты со всей страны подводили итоги года, обсуждали профессиональные успехи и намечали траектории развития дефектологического образования в России. Томская область была представлена только двумя педагогами, один из которых – выпускница магистратуры ФПСО ТГПУ 2020 года Гончар Татьяна.

Подробнее

22 ноября 2021

Какова роль библиотеки в деятельности педвуза?

В общероссийском научно-педагогическом журнале «Высшее образование в России» (№10, 2021) опубликована статья авторов Томского государственного педагогического университета «Роль и место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета», посвященная деятельности Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ.

Тема трансформации вузовских библиотек обсуждается много лет. Традиционный формат претерпевает изменения, и каждая из библиотек ищет свой путь развития. В статье приведены результаты исследования «Какая библиотека нужна педагогическому университету», выявлена новая роль и новое место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета.

«На основе проведенного исследования выявлены новая роль и новое место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета. Креативная роль определяет варианты взаимодействия библиотеки с научными и учебными подразделениями вуза. В образовательной среде библиотека становится «третьим местом» между домом и учебной аудиторией», – отмечается в аннотации.

Статья «Роль и место научной библиотеки в образовательной среде педагогического университета» написана коллективом авторов, в который вошли Французская Евгения Олеговна, начальник информационно-аналитического управления, ст. преподаватель, Семененко Наталья Анатольевна, директор Научной библиотеки им. А.М. Волкова, Мёдова Наталия Анатольевна, к.пед.н, доцент, зав. Научно-исследовательской лабораторией инклюзивного образования, Гордеева Екатерина Алексеевна, мл. науч. сотрудник Научно-исследовательской лаборатории инклюзивного образования.

Авторы уверены, что «перезагрузка» деятельности библиотеки происходит с учетом мнения сотрудников и студентов вуза: важно знать, насколько тренды, определяемые библиотекой, соответствуют ожиданиям пользователей.

Читать статью

«Высшее образование в России» – ежемесячный общероссийский научно-педагогический журнал, публикующий результаты фундаментальных, поисковых и прикладных проблемно-ориентированных исследований наличного состояния высшей школы и тенденций ее развития, выполненных на стыке наук с позиций педагогики, социологии, истории, экономики и менеджмента. В журнале обсуждаются актуальные вопросы теории и практики модернизации отечественного и зарубежного высшего образования. Особое внимание уделяется проблемам подготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических работников высшей школы.

Подробнее

21 ноября 2021

Ректоры вузов и НИИ Томска подписали хартию Большого университета

19 ноября состоялось заседание Томского консорциума научно-образовательных организаций, в ходе которого ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко, главы вузов, исследовательских институтов и МИФИ Томска подписали хартию Большого университета.

Подробнее

19 ноября 2021

Онлайн-семинар «Родители, дети и домашнее чтение» в ТГПУ

Всероссийская неделя родительской компетентности, проходившая в ТГПУ с 15 по 19 ноября, завершилась сегодня онлайн-семинаром «Родители, дети и домашнее чтение». С участниками встретилась доктор педагогических наук, профессор ТГПУ Поздеева Светлана Ивановна.

 

Приветствуя подключившихся участников, эксперт Томского Педагогического заметила:

«Без книги, без систематического чтения полноценным и интеллектуально развитым ребенок не станет. Дети, которые умеют читать, становятся взрослыми, которые способны думать».

Чтение особенно важно в воспитательном процессе, поскольку его полное отсутствие имеет ряд негативных последствий для ребенка. Это отрицательно сказывается на интеллектуальном развитии, так как в процессе чтения развиваются аналитические, умственные способности ребенка. При дефиците или отсутствии чтения наблюдается торможение речевого развития. Чтение тесно связано и с воображением: читатель представляет события, которые описываются в книге. Особое значение книга имеет и с точки зрения развития орфографической грамотности детей.

Одна из задач родителей – создать соответствующую среду, в которой будут не только игрушки, но и книги. Важно и вовлекать ребенка в этот процесс, и самим быть включенными. Совместное чтение ребенка и взрослого имеет долгую историю: еще в дворянских семьях каждый день заканчивался этой процедурой, что стало особым способом взаимодействия родителей и детей, формой установления контакта между поколениями. Такое чтение называется еще «диалогическим», поскольку выстраивает комфортные условия для общения родителя и ребенка.

Существует две позиции: когда ребенок не владеет навыком и находится в позиции слушателя и когда ребенок уже умеет читать. В первом случае диалогичность будет эффективной, если использовано печатное слово. Так, книга будет иметь терапевтическое значение, поскольку она физиологична: книга продумана с точки зрения и содержания текста, и иллюстраций.

«Картинка также является развивающим компонентом. Она должна быть реалистична и показывать мир таким, каким он есть. Розовые зайцы и синие медведи введут ребенка в заблуждение и не дадут представления об окружающем его мире», – говорит Светлана Ивановна.

Иллюстрация может быть ресурсной только в том случае, если содержит множество разных компонентов, которые позволят ребенку задать больше вопросов, а родителю придумать больше вариантов интерактивной деятельности.

С другой стороны, родитель может занять наблюдательную позицию, вслушиваясь в чтение ребенка и помогая ему исправлять ошибки и неточности. Также родитель может активно включиться в процесс, читая с ребенком по очереди или по ролям. Это поможет установлению теплых семейных контактов.

Аудио-формат книги становится спасением для современных родителей, ведь он более удобный и компактный. Однако у таких изданий есть свои отрицательные стороны: чужая интонация мешает субъективному восприятию содержания текста. Эксперт уверена, что аудио-книги – это регресс от культуры глаза к культуре уха. В процессе воспитания на последнее место спикер поместила электронные книги. Нельзя отрицать их удобство, однако они заставляют глаза ребенка больше напрягаться, а потому быстрее утомляют читающего.

Совместное чтение – обязательный компонент воспитательного процесса в семье, благоприятно влияющий на выстраивание контактов родителей и детей. Запись семинара Светланы Ивановны Поздеевой доступна для всех желающих в группе ТГПУ в социальной сети Facebook.

Подробнее

19 ноября 2021

Поздравление министра науки и высшего образования В. Фалькова с Днем преподавателя высшей школы

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков поздравил преподавателей с профессиональным праздником и поблагодарил за каждодневный подвиг, чуткое сердце и горячую заботу о молодежи. Министр призвал всех, кто благодарен своему университетскому наставнику, в этот день набрать его номер и поздравить с праздником.

Подробнее

19 ноября 2021

Секулярный мир и религиозность Петровской эпохи: ТЭФ участвует в XIV Макариевских образовательных чтениях

Студенты и сотрудники технолого-экономического факультета ТГПУ приняли участие в XIV Макариевских образовательных чтениях, региональном этапе XXX Международных Рождественских образовательных чтений на тему «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

Подробнее

19 ноября 2021

Большой томский университет поздравляет с Днем преподавателя высшей школы

Уважаемые коллеги! Сегодня, 19 ноября, мы впервые отмечаем наш профессиональный праздник – День преподавателя высшей школы.

Выбранная дата – день рождения выдающегося русского ученого Михаила Ломоносова. Именно он еще в 18 веке показал, как сильно может повлиять на человека образование. Его целеустремленность и пытливый ум позволили совершить множество великих открытий, а затем задать планку преподавания, которая актуальна и по сей день. Сейчас университеты, как и Ломоносов когда-то, вершат новую научно-технологическую революцию, отвечая на глобальные вызовы современности. И все это благодаря учёным и преподавателям высшей школы.

Появление этого дня в календаре праздничных дат является убедительным свидетельством важности работы вузовского преподавателя для страны. Это подчеркивает уважение к нашей профессии и благодарность государства и общества за личный пример верности избранному пути, который увлекает молодежь к вершинам познания и будущим свершениям. Ученики на многие годы сохраняют воспитанное педагогами стремление к творчеству и постоянному пополнению своих знаний и умений.

Огромный личный вклад каждого преподавателя высшей школы в развитие образования, науки и культуры крайне важен для нашего региона – Томской области – и всей России. Ведь мудрость, опыт и ответственная гражданская позиция педагога существенно определяют, какими станут наши воспитанники и насколько научно-образовательный комплекс будет готов к решению поставленных перед ним масштабных задач.

Уверены, что устойчивое развитие вузов и научно-исследовательских институтов будет создавать все более комфортные и перспективные условия для педагогического труда, для занятий любимой работой и достижения новых профессиональных целей, новых открытий. Желаем всем вам, уважаемые коллеги, крепкого здоровья и благополучия! Пусть в вашей жизни всегда присутствует дух созидания и оптимизма!

Руководители вузов и НИИ Большого университета Томска

Подробнее

19 ноября 2021

Важно для экономики страны: дошкольное образование – в списке наиболее востребованных специальностей

Правительство Российской Федерации обновило список наиболее востребованных специальностей и профессий для экономики страны. В перечень первых вошло дошкольное образование.

Всего в список включены 55 новых специальностей и 35 профессий, требующих среднего специального образования. Соответствующее постановление утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Среди специальностей – дошкольное образование, это означает, что студенты, обучающиеся по этому направлению, могут претендовать на стипендии Правительства РФ, которые начисляются за успехи в учебной и научно-исследовательской деятельности.

«Всего предусмотрено пять тысяч стипендий на каждый учебный год», – говорится в сообщении Правительства.

Ранее перечень был утвержден в 2014 году, однако за семь лет произошло много изменений: были введены новые федеральные образовательные стандарты для среднего профессионального образования, в том числе по приоритетным специальностям в ведущих отраслях экономики, некоторые профессии потеряли актуальность и исчезли из списка направлений подготовки образовательных учреждений.

Расширение перечня, а также финансовая составляющая проекта реализованы с целью поддержки талантливой молодежи, стимулирования абитуриентов к самореализации в наиболее перспективных и востребованных отраслях экономики и мотивации студентов продолжать обучение по указанным направлениям в высших учебных заведениях страны.

Подготовка по направлениям 44.03.05 Педагогические образование (с двумя профилями подготовки), Начальное образование и Дошкольное образование и 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Дошкольное образование реализуется в Томском Педагогическом на базе Института детства и артпедагогики (факультет дошкольного и начального образования). Директор Института Ирина Александровна Дроздецкая прокомментировала решение о расширении списка востребованных специальностей и профессий и рассказала о том, почему дошкольное образование важно для экономики страны. Интервью доступно в группе Абитуриента ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте».

Подробнее

18 ноября 2021

Рэп, Интернет, мини-юбка: как новый свод правил уточнит русскую языковую норму?

Министерство просвещения России разработало проект «Об утверждении новых правил русской орфографии». Вместе с экспертом Томского государственного педагогического университета, доктором филологических наук, профессором ИФФ Ниной Сергеевной Болотновой обсудим, нужны ли эти преобразования и как они отразятся на современной языковой среде.

Первый общеобязательный свод правил был разработан более 60 лет назад, в 1956 году, за это время в русском языковом поле произошли изменения, которые старые правила не учитывают и не регламентируют: появились новые слова, типы и конструкции, их написание не подчиняется действующим правилам. Как отмечают разработчики проекта, новый проект – не абсолютное переписывание языковой нормы и правил, которые действуют в языке. Благодаря ему мы получим теоретическое обоснование принимаемых решений, когда правила меняются:

«Новый свод правил русского правописания будет не только отражать нормы, зафиксированные в правилах 1956 года, но и во многих случаях дополнит и уточнит их с учетом современной практики письма, сделает правила более полными, приведет их в соответствие с современным состоянием русского языка и актуальным уровнем науки о нем. Новая редакция свода правил должна устранить фрагментарность правил 1956 года, в которых давались лишь правила, отражающие, по мнению их составителей, те или иные трудности в написании: в текст новой редакции вводится целый ряд необходимых дополнений».

Да, словари и справочники фиксировали изменения в языке, но все же были споры о корректности написания того или иного слова. Так, например, в соответствии с правилом написания букв «е» или «э» в корнях заимствованных слов после согласных слово «рэп» будет писаться с буквой «э», а такие слова, как Интернет и карате, – с буквой «е». Раньше с буквой «э» писались только слова «сэр», «мэр», «пэр», также ее можно было встретить в именах собственных. Если раньше при написании нового слова, недавно вошедшего в русское языковое поле, люди руководствовались данными словаря, то теперь можно будет ссылаться на новое правило.

Споры наблюдались и в вопросе о границах между словами и частями слов: как писать «мини», через дефис или слитно? Новые правила конкретизируют и уточнят этот вопрос – мини-рассказ, но видеосюжет.

Затрудняетесь, как написать «вы»: с большой или с маленькой буквы? И этот дискуссионный вопрос будет решен. Согласно новому правилу, «вы» будет писаться с заглавной в текстах, предназначенных для многократного использования, – анкетах, рекламных листовках и других.

О том, чем вызвана встревоженность носителей русского языка новыми правилами, а также как их введение изменит русское языковое поле, рассуждает Нина Сергеевна Болотнова, профессор, зав. кафедрой русского языка ИФФ ТГПУ:

bolotnova«Вопрос об изменениях орфографических правил может вызвать обоснованную настороженность у специалистов, не говоря уже о рядовых носителях русского языка. Это связано прежде всего с представлением о стабильности языковых норм и необходимости их соблюдения в интересах понимания носителями речевой культуры друг друга.

Языковые нормы, как известно, исторически изменчивы. Со времени последней Орфографической реформы 1956 года прошло много лет, современное состояние русского языка требует определенной корректировки в связи с интенсивно меняющейся языковой действительностью: снижением общего уровня речевой культуры, изменением отношения к языковым нормам современного человека эпохи Интернета, активизацией заимствованной лексики и другими особенностями современной языковой ситуации.

Современный человек часто сомневается, как писать, например (слитно, раздельно или через дефис), многочисленные производные слова с мини, аудио, медиа. Слово Интернет тоже пишут по-разному. Таких примеров много. Настало время внести определенную ясность, некоторые поправки, уточнения и дополнения в орфографические нормы, чтобы исключить разнобой в написании особенно часто употребляемых слов. Разумеется, изменения в Своде орфографических правил не могут быть кардинальными, они должны быть тщательно выверенными специалистами. С большим интересом жду результатов деятельности Орфографической комиссии, которая планирует доработать Свод орфографических правил до конца 2021 года. Будем надеяться, что изменения будут взвешенными, научно обоснованными, касающимися дискуссионных случаев и ядерной части лексикона современного человека».

Так или иначе, стоит признать, что язык, как гибкая и открытая система, находится в режиме постоянного изменения. А потому новые правила и корректировка старых необходимы, чтобы регламентировать правильность написания появляющихся в языке единиц. В студенческой рубрике «Давай обсудим», которая выходит в Инстаграм-аккаунте ТГПУ, приглашаем желающих выразить свое мнение относительно нововведений в правилах русского языка.

Подробнее

18 ноября 2021

Из Китая в ТГПУ – за русским языком и русской культурой

Завершился пятый Международный фестиваль-конкурс детского и молодежного литературного творчества «Устами детей говорит мир», на котором китайские магистранты ИФФ ТГПУ по направлению «Русский язык как иностранный» заняли призовые места среди 500 участников.

Конкурс предполагает подготовку собственных художественных переводов стихотворений китайских авторов, которых еще нет на русском языке. Помимо пробы пера, фестиваль дает участникам возможность обсудить свои литературные эксперименты с экспертами, преподавателями, сверстниками. В этом году, как и каждый предыдущий, на конкурсе отличились магистранты историко-филологического факультета ТГПУ из Китая: Сунь Фэн занял третье место в общем конкурсе работ, а Го Мяомяо и Ню Ню стали дипломантами в номинации «Мосты дружбы».

«Задание было ориентировано в первую очередь на формирование языковой культуры, которое можно рассматривать как не просто присвоение каких-либо образцов, но и понимание глубинных смыслов фразы. На мой взгляд данные конкурсные условия достаточно продуктивны и эффективны, потому что решают культурологическую задачу: участники должны были не только сохранить общий смысл, но и учесть значимые характеристики художественного текста», – говорит Тамара Борисовна Черепанова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ.

Изучением русского языка наши китайские магистранты занимаются много лет. Ню Ню, например, – уже шесть. Занятия в ТГПУ позволяют овладеть необходимой базой знаний, научиться понимать иностранную речь и выражать свои мысли на русском языке, однако в современных условиях отсутствие возможности регулярно разговаривать с носителями языка осложняет процесс. Чтобы «подтянуть» аудирование и говорение, девушка участвует в различных мероприятиях.

Для перевода обучающаяся выбрала стихотворение китайского поэта Ли Бо «Думы в тихую ночь».

«Я выбрала Ли Бо по двум причинам: это очень известный во всем мире поэт, его произведения в Китае изучают все, а второе – структура предложений этого стихотворения достаточно простая, несмотря на сложные чувства, которые закладывает автор. На начальном этапе это произведение идеально для изучения языка», – рассказывает магистрантка.

В процессе перевода пришлось справляться с трудностями: количество слов в каждой фразе древнего китайского стихотворения одинаково, но при переводе на русский язык девушка обнаружила, что полностью перенести на иностранный манер китайский оригинал невозможно. Ню Ню пришлось приложить немало усилий, чтобы закончить работу над переводом.

После выступлений участники могли обменяться мнениями и идеями, поспорить друг с другом или поддержать чужую точку зрения в особых лабораториях.

«В эти два дня я чувствовала, что товарищи и преподаватели – профессионалы, они очень хорошо понимают тексты своих выступлений. Еще меня сильно удивило и порадовало то, что ведущий руководитель очень хорошо знал историю написания стихотворения, которое я перевела», – делится Ню Ню.

Участие в подобных конкурсах и фестивалях помогает китайским обучающимся ТГПУ осознать, что изучение русского языка не предполагает только знание образцов: чтобы постичь русскую культуру и научиться говорить на иностранном языке, необходимо погрузиться в глубинный смысл слов и образов.

Подробнее

18 ноября 2021

Сохраняя историческое знание: «Маршрутами просвещения», день второй

Делегация ТГПУ продолжает путешествовать по исторически важным местам Томской области в рамках культурно-просветительского образовательного проекта «Маршрутами просвещения». В первый день студенты и сотрудники вуза знакомились с локациями с. Кривошеино, а сегодня посетили с. Колпашево и с. Тогур.

Целью визитов является открытие и закрепление студентами новых знаний о родном регионе, его истории и развитии, которые потом будущие учителя смогут передавать коллегам в вузе и ученикам. Активисты вуза не только посещают ключевые исторические места, но и общаются с местными экспертами.

Так, первая встреча второго дня проекта прошла в формате интерактивной беседы, в ходе которой прошло обсуждение просмотренного фильма «Нарым. Два слова о любви», снятого в 2018 году ТК «Томское время» и посвященного Нарыму, как месту ссылки и гибели множества людей (более 30 национальностей погибло в Нарыме от холода, голода и репрессий). В фильме также отражен процесс становления Колпашевской епархии и развития служения в отдаленных населенных пунктах и городах.

«Те кадры, которые мы с вами увидели, наводят на мысль, что люди, жившие здесь и живущие до сих пор, никому не были нужны. И развитие служения Православной Церкви, батюшек, живущих рядом в этих деревнях, стало для людей живой силой, объединением, позволяющим счастливо жить», – отметила инокиня Елисавета, руководитель канцелярии Колпашевской епархии.

После детального обсуждения фильма студенты и специалисты епархии поговорили и о сохранении исторической памяти, патриотизма и нравственного воспитания:

«Такие фильмы позволяют нам в первую очередь задуматься о том, чтобы сохранить эту память и постараться никогда не допустить подобного в будущем. Наша задача, как педагогов, дать возможность детям знать об этом и передавать эти знания для лучшей, осознанной жизни», – комментирует Максим Гончаров, студент ИФФ ТГПУ.

Следуя плану «Маршрутов», Команда Педагогического посетила Колпашевский краеведческий музей, выставка которого была составлена в 1979 году. Научные сотрудники музея в подробном рассказе освещали события истории Нарымского края, Колпашево, развития региона и политических репрессий начала XX века.

Завершили путешествие по Томской области посещение Воскресенской церкви (с. Тогур) и разговор о перспективах проекта. Студенты ТГПУ выдвинули предложения о расширении «Маршрутов просвещения», а также целевой аудитории. Также обучающиеся проявили желание уже самостоятельно стать кураторами проекта и прокладывать исторические маршруты вместе с другими студентами ТГПУ.

 

Подробнее

17 ноября 2021

Как исправить нежелательное поведение подростка?

На Всероссийской неделе родительской компетентности в ТГПУ сегодня, 17 ноября, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии и специального образования ТГПУ Дергачева Евгения Владимировна провела онлайн-встречу «Как исправить нежелательное поведение подростка».

Подробнее

17 ноября 2021

«Что и где будет в Технопарке Томского Педагогического»: часть пятая (зона компьютерных классов)

Технопарк универсальных педагогических компетенций ТГПУ будет открыт в первом корпусе вуза (пр. Комсомольский, 75) уже в конце этого года. Сейчас в здании продолжаются ремонтные работы в аудиториях, где расположатся лаборатории, учебные комнаты, проектные залы и много другое.

Подробнее

17 ноября 2021

Сохраняя историю «Маршрутами просвещения»

16-17 ноября в Томской области проходит новый этап культурно-просветительского образовательного проекта «Маршрутами просвещения», который был разработан и реализуется ТГПУ совместно с Колпашевской епархией Русской Православной Церкви с целью сохранения и развития культурно-исторических, духовно-нравственных и патриотических ценностей обучающихся.

Подробнее

16 ноября 2021

Как игры помогают подготовить ребенка к школе?

Второй день Всероссийской недели родительской компетентности ТГПУ открыла сегодня Вахитова Галия Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент Института детства и артпедагогики ТГПУ (факультета дошкольного и начального образования). Вместе со спикером родители, педагоги и студенты обсудили еще одну актуальную тему – «Игровые методы в процессе подготовки детей к школе».

Вопрос важности игровых методик для полноценного развития ребенка не стоит в современном мире: роль игры понятна каждому, однако о том, что игровой процесс имеет свои требования и правила организации, задумываются не многие. Именно об этом на встрече со слушателями говорила эксперт ТГПУ, изначально акцентировав внимание на возможных последствиях дефицита игры, среди которых нервное и умственное истощение ребенка, замедление когнитивного и эмоционального развития, сложности в адаптации к новым условиям и в отношениях с ровесниками и другие.

«В дошкольном возрасте игровая деятельность является основной, – отмечает спикер. – Нельзя игнорировать физиологию ребенка и создавать дефицит игры: последствия такого ограничения откликаются в подростковом возрасте, в то время как использование игровых методов ведет к эмоциональному благополучию ребенка не только в детском, но и в старшем возрасте».

Рассуждая о том, что еще дает ребенку игра, Галия Хамитовна выделила развитие памяти, внимания, мышления, воображения, формирование самостоятельности, саморегуляции и элементарных трудовых умений, наработку навыка ориентироваться и выбирать нестандартные пути решения задачи. И это далеко не все!

В ходе диалога с подключившимися эксперт ответила на возникшие вопросы, наглядно продемонстрировала несколько игр, которыми родители и педагоги смогут увлечь своих детей и воспитанников, а также поделилась правилами организации игрового процесса, озвучив условия совместной игры и советы из личной практики. Запись трансляции встречи для всех желающих размещена в официальной группе ТГПУ в социальной сети Facebook.

Подробнее

16 ноября 2021

День преподавателя высшей школы установлен в России

19 ноября стал профессиональным праздничным днем – Днем преподавателя высшей школы. Соответствующий приказ подписал Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков.

Как отметил министр, праздник, установленный в 2021 году, будет отмечаться ежегодно, а дата – 19 ноября – не была выбрана случайно: именно в этот день в 1711 году родился Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский ученый, основавший первый в стране университет.

«Преподавать означает не только передавать знания, но и заинтересовать, разбудить стремление к новому, научить правильно задавать вопросы и находить ответы. Во все времена задачей преподавателя было вдохновить и разжечь любознательность, верно направить и помочь достигнуть амбициозных целей. А сегодня преподаватель еще и находится на фронтире научных знаний, делится со студентами передовым опытом в сфере научных исследований и разработок. Чтобы подчеркнуть ценность и востребованность труда преподавателей, их значимую роль в воспитании молодежи, мы учреждаем новый профессиональный праздник», прокомментировал решение Валерий Фальков.

Идея установления праздника общественно обсуждалась еще весной, окончательное решение было принято в октябре, когда премьер-министр Михаил Мишустин поручил министерству оформить нормативные документы. Действительно ли нужен новый профессиональный праздник? Поделиться своим мнением вы можете, пройдя опрос в группе ТГПУ в социальной сети «ВКонтакте».

Подробнее

16 ноября 2021

Игровой домашний досуг: как разнообразить семейное пребывание дома

В Томском Педагогическом начались мероприятия Всероссийской недели родительской компетентности. Первой стала встреча специалистов Центра поддержки семьи ТГПУ Файзуллаевой Елены Дмитриевны и Фицнер Татьяны Дмитриевны на тему «Мягкие игры для всех. Игровой домашний досуг».

Подробнее

15 ноября 2021


Новости 1921 - 1940 из 8447
Начало | Пред. | 95 96 97 98 99 | След. | Конец