
Эксперты России обсудили психологическое пространство личности на конференции в ТГПУ
На базе кафедры психологии развития личности факультета психологии и специального образования ТГПУ завершила работу II Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое пространство личности», где своим профессиональным опытом и результатами проведенных исследований поделились эксперты из Томска, Северска, Ярославля, Воронежа и Иркутска.
12 мая 2022
Аспирант ИФФ дал открытую лекцию в проекте Министерства просвещения РФ
Министерство просвещения России запустило проект «Лекторий», где спикеры из университетов страны выступают с открытыми лекциями о Великой Отечественной войне и ее последствиях. Экспертом новой встречи со зрителями стал аспирант историко-филологического факультета ТГПУ, председатель Совета регионального отделения Всероссийского поискового движения Максим Елезов.
Максим Анатольевич выступил с докладом на тему «Без срока давности: итоги работы томских поисковиков в 2021 году», в котором рассказал об опыте и результатах поисковых работ. К открытой лекции подключились студенты, школьники и педагоги из Томска и Томской области, Санкт-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга, Краснодара, Саратова, Орла, Нижнего Новгорода, Тольятти и других городов и субъектов России.
Запись трансляции открытой лекции – в свободном доступе для всех желающих.
12 мая 2022
В новом выпуске проекта «Научный полк» ТГПУ отдаем дань памяти профессору кафедры педагогики и методики начального обучения ТГПИ Константину Макаровичу Браславцу, который не только прошел всю Великую Отечественную войну, но и, несмотря на этот сложнейший период жизни, не остановился в повышении профессионального уровня и состоялся как исследователь. Ему принадлежит первое фундаментальное описание русских диалектов Камчатки, книга «История в названиях на карте Сахалинской области», а также более 70 научных трудов.
Константин Макарович родился в 1924 году в с. Шестеринцы Лысянского района Киевской области Украинской ССР в крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, он окончил 9 классов и стал работать в колхозе. Позже продолжил учебу в 10 классе, окончил среднюю школу №2 им. Толстого в г. Петропавловск-Камчатский, а в октябре 1942 года был призван в действующую армию.
К.М. Браславец прошел всю войну. В 1945 году он участвовал в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов в качестве командира минометного расчета и комсорга батальона. За успешную комсомольскую работу сразу после войны был награжден грамотой ЦК ВЛКСМ. В 1947 году он демобилизовался в звании майора.
В сентябре 1947 года К.М. Браславец начал учиться на факультете русского языка и литературы Томского государственного педагогического института. Позже перевелся на историко-филологический факультет Томского государственного университета, который окончил. Два года проработал преподавателем русского языка, литературы, логики и психологии в средней школе №43 Томской железной дороги, работал и в Южно-Сахалинском педагогическом институте в должностях ассистента, старшего преподавателя, заведующего кафедрой русского языка, декана факультета русского языка и литературы, проректора по учебной и научной работе.
Еще в студенчестве К.М. Браславец проявил интерес к изучению сибирской диалектологии. Собранные им экспедиционные материалы послужили основой для кандидатской диссертации «Фонетика старожильческих русских говоров по старому водному пути с Иртыша на Енисей», защищенной в Москве в 1959 году. Позже в г. Ленинград он защитил докторскую диссертацию на тему «Диалектологический очерк Камчатки (фонетика, формы)». Эта работа была первым фундаментальным описанием русских диалектов Камчатки. В 1977 году Константину Макаровичу была присуждена ученая степень доктора филологических наук.
Ученый активно занимался исследованием топонимии о. Сахалин и Курильских островов. Результатом этой работы стала книга «История в названиях на карте Сахалинской области». Перу К.М. Браславца принадлежат около 70 научных и научно-популярных работ.
С августа 1983 года К.М. Браславец работал в Томском государственном педагогическом институте, состоял профессором кафедры педагогики и методики начального обучения ТГПИ. Он читал курс «Современный русский язык» на школьном отделении факультета начальных классов. Скончался 8 апреля 1995 года в г. Томск.
Награды: орден Трудового Красного Знамени (1976), медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» (1945), «За победу над Японией» (1945), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970), знаки «Отличник народного просвещения» (1975), «За отличные успехи в работе» (1978), знак Советского комитета ветеранов Великой Отечественной войны (1980).
12 мая 2022
В Москве прошло Всероссийское совещание «Развитие методической службы в Российской Федерации», организаторами которого выступили Министерство просвещения Российской Федерации и Академия Минпросвещения России. К очному участию в обсуждении и трансляции опыта присоединились проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева, директор Института развития педагогического образования Наталия Альбертовна Семенова и руководитель Парка ИОП и директор Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ Лариса Валерьевна Куровская.
В мероприятии приняли участие 450 представителей из 84 регионов России: руководители региональных органов управления образованием, организаций дополнительного профессионального педагогического образования, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, региональные методисты.
Актуальность вопроса адресного научно-методического сопровождения учителя актуализировал министр просвещения России Сергей Сергеевич Кравцов:
«Рядом с педагогом должен быть человек, способный помочь разобраться в возникающих вопросах. Важно отметить, что никогда ранее такая задача перед методическими службами не ставилась. Работа методических служб была ориентирована в лучшем случае на группу педагогов, имеющих сходные методические проблемы. Теперь основной акцент в деятельности методической службы смещается в сторону учителя. Причем неважно, будет ли это обычная школа в городе или малокомплектная сельская школа, где педагог не всегда может оперативно получить квалифицированную помощь на рабочем месте».
Министр также обратил внимание, что поддержка педагогу требуется вне зависимости от его опыта и профессионального успеха, в частности важно своевременно осваивать новые технологии и пространства для обмена опытом. В этом ключе, по словам С.С. Кравцова, один из приоритетов связан с созданием типовых моделей, единых подходов конструирования имеющихся в регионе методических структур, организацией их в единую систему и установкой реального контакта между ними.
Пример взаимодействия структур университета с образовательными организациями представили сотрудники ТГПУ в рамках работы секции совещания «Федеральные научно-методические центры в системе методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов».
В докладе «Организация совместной проектной и исследовательской деятельности педагогического вуза и образовательных организаций для реализации непрерывного профессионального развития педагога» была презентована модель взаимодействия ТГПУ с образовательными организациями, реализуемая в ходе деятельности Парка инновационных образовательных практик Института развития педагогического образования:
«Функционально модель включает в себя реализацию сетевых проектов, исследований и научно-методических разработок. В лабораториях Парка ИОП анализируется и систематизируется уникальный практический опыт педагогов, создаются и апробируются инновационные разработки. Научные сотрудники помогают педагогам проанализировать их практический опыт и донести его до студентов, аспирантов, учителей и исследователей через публикации в журналах и открытые мероприятия», – рассказала Лариса Валерьевна Куровская.
По мнению представителей ТГПУ, в сетевом взаимодействии особую значимость приобретает совместная проектная и исследовательская деятельность, которая позволяет педагогам в рамках своего непрерывного профессионального развития являться и субъектами исследования, и авторами проектов, и наставниками для студентов и других педагогов.
В ходе диалога представителей образовательного сообщества также были подняты вопросы трансформации методической службы в условиях создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, роли общественно-профессиональных объединений и сетевого наставничества в профессиональном развитии педагогов.
12 мая 2022
Новые победы: студенты ТГПУ стали чемпионами и призерами Томской области 2022 по игре в шахматы
В спортивном комплексе ТПУ завершились Чемпионаты области 2022 года по шахматной композиции, быстрым шахматам и блицу. В соревнованиях приняли участие 130 шахматистов из шести муниципальных образований Томской области, среди них студентки историко-филологического факультета Диана Акямсова и Института детства и артпедагогики Любовь Кузнецова, которые заняли победные и призовые места.
В течение трех дней на специально подготовленной площадке спортсмены встречались друг с другом в шахматных поединках. Первым стал Чемпионат по шахматной композиции. Игроки решали шахматные задачи и этюды, составленные для них организаторами. Хоть композиции и не связаны с шахматами напрямую, так как подобных позиций фигур невозможно достичь в обычной игре, шахматные построения раскрывают красоту комбинаций и представляют возможность участникам и зрителям насладиться многогранностью шахматного творчества. Второе место в состязании завоевала студентка ИДиА Любовь Кузнецова.
Следующим этапом стала игра в быстрые шахматы или, говоря профессиональным языком, – рапид, где два игрока делят поле, получают более 10 минут, но менее часа на обдумывание и начинают делать ходы, стараясь обойти соперника, сместив все его фигуры с игровой доски. В последний день спортсмены встретились на соревнованиях по блицу – молниеносной игре. Отличает блиц от рапида то, что на обдумывание ходов каждый игрок получает по три минуты, в короткий промежуток времени делая ходы, убирая игровые фигуры соперника. Бронзовым призером по блицу и чемпионом 2022 года по быстрым шахматам стала студентка ИФФ Диана Акямсова.
«Я занимаюсь шахматами с 8 лет. Попробовала в детстве для общего развития, понравилось и стала играть. К сожалению, сейчас у меня нет достаточного количества времени, чтобы уделять игре должное внимание, так что использую навыки из детства, – говорит Диана. – Кто бы что ни говорил, шахматы – это спорт. Во-первых, игра изначально идет на один из двух результатов – победил или проиграл. Во-вторых, тут есть определенные правила, которые необходимо соблюдать в процессе всей игры. В-третьих, шахматы – это игра с открытой информацией: все участники и зрители могут наблюдать за ходом соревнования и мыслительным процессом шахматиста».
Игра в шахматы является хорошим упражнением для развития умственных способностей, критического мышления, интуиции, концентрации и стратегического планирования. Это важнейшие навыки не только для будущего педагога, но и для каждого человека, которые необходимо развивать и мотивировать на это своих детей или воспитанников, например, посредством шахмат.
11 мая 2022
Центр воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ выступил куратором участия студентов вуза в событиях, приуроченных ко Дню Победы в Великой Отечественной войне и реализованных в рамках направлений патриотического воспитания. Обучающиеся подключились как к университетским, там и городским и всероссийским мероприятиям.
11 мая 2022
11 мая 2022 года на факультете психологии и специального образования (кафедра психологии развития личности) ТГПУ начала работу II Всероссийская научно-практическая конференция «Психологическое пространство личности».
В предметном поле научного мероприятия предполагается рассмотрение и осмысление широкого спектра актуальных вопросов современной психологической науки, в том числе методологических основ изучения личности, персонологической компаративистики, перспектив концептуального и практико-ориентированного развития персонологии, эмпирических и прикладных исследований личности, их практического приложения.
Конференция пройдет в рамках пленарного заседания и трех секций: «Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовательных системах», «Актуальные проблемы личности в современной психологии», «Предметное поле психологии личности». Исследовательские доклады представят ученые из Томска и Томской области, Иркутска, Воронежа и других городов в основных тематических направлениях конференции: проблема личности в психологической науке; личность и деятельность; личность и социум; личность и образование; личность и творчество; личность в семье; личность и успех в бизнесе; личность и организация; психологическое здоровье личности; психологические методы изучения личности.
Научное событие пройдет в смешанном формате. Подробная информация о запланированных выступлениях и ссылки для подключения к обсуждению размещены в программе конференции.
11 мая 2022
Программа «Пушкинская карта» пользуется популярностью у школьников – за время ее существования ребята совершили по картам более 8 млн покупок на общую сумму свыше 5 млрд рублей. Из них более 3 млрд рублей было потрачено в 2022 году.
Молодые люди чаще всего оплачивают «Пушкинской картой» билеты в театр (41% от общего количества покупок). Второе место по популярности покупок занимают билеты в кинотеатр (18%), третье – на выставки и концерты (по 16%). Более 95% покупок совершается онлайн на сайтах учреждений культуры, через приложение «Госуслуги. Культура» и портал «Культура.РФ».
«Пушкинские карты» выпускаются по всей стране. После Москвы (10% покупок) наиболее активными регионами по покупкам билетов стали Республика Татарстан (9%), Республика Башкортостан (7%), Санкт-Петербург (6%).
Программа «Пушкинская карта» стартовала в России 1 сентября 2021 года по инициативе Президента России Владимира Путина и направлена на приобщение молодежи к культурным ценностям.
«Пушкинская карта» – специальная банковская карта для молодежи от 14 до 22 лет, которой можно расплачиваться при покупке билетов в музеи, театры, кино, концертные залы, филармонии, консерватории и другие учреждения культуры по всей стране. В 2021 году на каждую такую карту зачислено по 5 тысяч рублей из государственного бюджета. Карта выпускается в виртуальном формате в мобильном приложении «Госуслуги. Культура», в отделениях «Почта Банка» можно оформить и пластиковую карту с уникальным дизайном. Для оформления карты нужен только паспорт и номер СНИЛС.
Полную афишу мероприятий, доступных по «Пушкинской карте», можно увидеть на портале «Культура.РФ» и в приложении «Госуслуги.Культура». В России выпущено уже более 5 млн «Пушкинских карт».
8 мая 2022
Многие россияне задаются вопросом, какой препарат выбрать для того, чтобы пройти ревакцинацию против новой коронавирусной инфекции COVID-19. Как сообщают эксперты, новая вакцина «Конвасэл» способствует 100% выработке антител к коронавирусу.
«Конвасэл» подходит для ревакцинации после прививки препаратами «Спутник V», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак».
«В клиническое исследование было включено 155 добровольцев: 20 человек на первой фазе и 135 человек во второй, – говорит руководитель Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) России Вероника Скворцова. – Добровольцы могли быть вакцинированы против коронавируса любой доступной на тот момент вакциной не ранее чем за 30 дней до момента включения в исследование. Последующие результаты клинических исследований показали, что при соблюдении этого срока возможно применять вакцину «Конвасэл» для ревакцинации после применения вакцин «Спутник V», «ЭпиВакКорона» и «КовиВак».
Уточняется также, что «Конвасэл» не вызывает аллергическую реакцию, хорошо переносится пациентами. В ближайшее время ученые планируют представить результаты исследований продолжительности иммунитета у вакцинированных новым препаратом.
Если во время праздничных дней вы решили пройти вакцинацию или ревакцинацию в медицинских учреждениях Томска, то для этих целей 10 мая работают:
- с 10.00 до 18.00 часов – ТЦ «Лето» (ул. Нахимова, 8, стр. 13);
- с 15.00 до 20.00 часов – пункт вакцинации в областной библиотеке им. А.С. Пушкина (ул. К. Маркса, 14);
- с 14.00 до 20.00 часов – пункт вакцинации в ТРЦ «Изумрудный город» (пр. Комсомольский, 13б).
Не забывайте о мерах предосторожности и берегите себя!
8 мая 2022
Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Днем Победы
Уважаемые ветераны, дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с Днем Победы! Это священный для каждого жителя нашей страны праздник.
Мы вспоминаем подвиги советских солдат, их стойкость и единение вокруг одной великой цели – спасти мир от нацизма. На протяжении десятилетий несокрушимый дух наших дорогих ветеранов, их павших товарищей, узников концлагерей, тружеников тыла служит примером подрастающим поколениям и вызывает у них безусловное чувство гордости. Это чувство рождается в семье и затем крепнет на школьной скамье, в колледжах и институтах.
Наши учителя сегодня, как и их предшественники в годы испытаний, словом и делом поддерживают своих учеников, воспитывают ребят, уважающих и оберегающих свое прошлое, помнящих о незабвенных подвигах, о победах и сложном пути восстановления нашей Родины, а также, как поется в ставшей народной песне, о пыльных дорогах Великой Отечественной войны.
При этом мы стремимся без прикрас рассказывать о том, что сейчас происходит в мире. Нет оправданий тем, кто пытается реанимировать националистические идеи, фактически взрастить поколения неонацистов. И наш долг – защитить историческую правду о Великой Отечественной войне!
Дети очень чутко воспринимают простые человеческие ценности: справедливость, честность, отвагу, доброту. И 9 мая по их лицам отчетливо видно, как они искренне и с глубокой признательностью смотрят на наших ветеранов. Мы помним и гордимся каждым воином, защищавшим наше будущее, склоняем головы и отдаем дань памяти умершим. Спасибо вам за возможность мечтать, строить свое будущее. В нашей стране есть все условия, чтобы шаг за шагом развиваться, получать лучшее образование, воспитывать в себе таланты, а в дальнейшем направить созидательный труд на благо страны.
С праздником! Крепкого здоровья, благополучия и новых свершений!
8 мая 2022
Большой университет Томска: университеты создают «Карту Победы. Томск»
В июле 2021 года студенты Томского педагогического разработали «Карту Победы. Томск». По ней можно судить о жизни города в годы Великой Отечественной войны: на карте представлены госпитали, военные училища, а также предприятия и заводы, эвакуированные в Сибирь в период войны. В мае 2022 года к доработке карты решили подключиться и другие томские университеты.
Инициатива создания «Карты Победы. Томск» первоначально связана с присвоением Томску в 2020 году звания «Город трудовой доблести».
Студенты историко-филологического факультета ТГПУ во время архивной практики решили разработать карту тыловой деятельности Томска в период с 1941-1945 гг. Для ее создания обучающимися вначале была предпринята работа с архивными материалами, в результате составлен список госпиталей и заводов. Для каждого объекта был создан текст, в котором описывалась деятельность во время ВОВ. Затем готовился сценарий, по которому к каждому объекту снимали видеоролик, где студенты рассказывали о заводе или госпитале. В итоге каждая локация на карте сопровождается QR-кодом с видео. Созданную карту студенты презентовали на Всероссийском форуме «Без срока давности».
Во время Великой Отечественной войны в город было перевезено около 30 заводов и 20 госпиталей, до 1941 года в Томске работало только 2 завода. Работа предприятий позволяла обеспечивать фронт самым необходимым: миноискатели, прицелы, шпалы, манометры, запалы для гранат, амортизаторы, противогазы, танковые шины, подшипники военной техники и многое другое. Кроме заводов, на территории Томска расположилось 25 госпиталей, куда доставляли буквально с первых дней войны эшелоны с ранеными бойцами.
В тыловую деятельность активно были включены томские вузы: для обеспечения предприятий подъездными путями необходимо было проложить к ним железнодорожную колею. Строили ее преимущественно студентки томских вузов, многих парней к тому времени мобилизовали – до 500 человек ежедневно. Военные госпитали были размещены в лучших помещениях города, среди которых учебные корпуса и общежития институтов и университета. Но это еще не все, что можно сказать о вкладе томских вузов для обеспечения победы в ВОВ.
Чтобы дополнить «Карту Победы. Томск» новыми фактами, студенты Большого университета планируют собрать уникальный материал о своих вузах в годы войны. Презентация «Карты Победы. Томск» намечена к 22 июня.
8 мая 2022
«Научный полк» ТГПУ: Калашников Александр Петрович
В день 77-летия Великой Победы выпуск проекта «Научный полк» ТГПУ посвящен Герою Советского Союза, выпускнику исторического факультета Томского государственного педагогического института Александру Петровичу Калашникову и его героической истории на полях войны.
Александр Петрович родился 22 декабря 1914 года в с. Старо-Алейск Змеиногорского района Алтайского края в крестьянской семье. Окончил начальную школу и начал трудовую жизнь. Работал откатчиком на строительстве Рубцово-Риддеровской железнодорожной ветки в Локтевском районе Алтайского края, а позже токарем по металлу в механической мастерской Локтевского зерносовхоза Алтайского края. Член профсоюза по направлению комсомольской и профсоюзной организаций он учился на рабфаке Томского государственного университета и одновременно с января по октябрь 1937 года прошел подготовку как курсант пилотажного отделения Томского аэроклуба. Приказом по Томскому аэроклубу от 10 июля 1936 года А.П. Калашникову, как прослушавшему курс теоретической программы и закончившему летную практику на планере УС-4 по четвертому упражнению, было присвоено звание пилота-планериста класса «А», а приказом №87 по Томскому аэроклубу А.П. Калашников после окончания курса обучения на самолете У-2 был зачислен пилотом запаса ВВС РККА.
В 1937 году Александр Петрович поступил на исторический факультет Томского государственного педагогического института. К учебе относился добросовестно, принимал активное участие в общественной жизни института – работал агитатором, выполнял ряд поручений. В характеристике, составленной администрацией ТГПИ в ноябре 1940 года, было отмечено, что А.П. Калашников «политически грамотен, идеологически выдержан». Из-за тяжелого материального положения и нетрудоспособности своих родителей студент был вынужден дополнительно работать. Он был зачислен на должность коменданта учебного корпуса и проработал до декабря 1940 года, а после устроился в качестве воспитателя в детдом №3 г. Томск.
В первые дни Великой Отечественной войны Александр Петрович окончил полный курс ТГПИ по специальности «История». Постановлением Государственной экзаменационной комиссии от 26 июня 1941 года ему была присвоена квалификация преподавателя истории в средней школе и звание учителя средней школы, вручен диплом. По решению ГЭК ТГПИ А.П. Калашников должен был быть направлен на работу в среднюю школу села Вьюны Колыванского района Новосибирской области. Однако война внесла свои коррективы в судьбу этого человека.
На основании рассекреченных документов видно, что 1 июля 1941 года на заседании бюро Томского ГК ВКП(б) А.П. Калашников был рекомендован для политработы в РККА. После призыва в Красную Армию был послан на интендантские окружные курсы в г. Омск, по окончании которых в 1942 году был назначен командиром взвода снабжения и адъютантом командира батальона 892-го стрелкового полка 298 стрелковой дивизии. Воевал на Западном и Степном фронтах, участвовал в боях под Заячьей горой в качестве старшего адъютанта 1-го батальона 892 стрелкового полка, где показал себя хорошим оперативным работником и получил повышение – звание старшего лейтенанта. С 15 июля 1942 года служил в 886-м стрелковом полку 292-й дивизии. В сентябре был принят кандидатом в члены ВКП(б). А в декабре он был тяжело ранен, но после госпиталя вернулся на передовую, занимал должность командира роты 182-го гвардейского стрелкового полка в звании гвардии старшего лейтенанта.
В сентябре 1943 года, командуя ротой, он участвовал в боях в районе с. Куцеволовка Онуфриевского района Кировоградской области. Рано утром 28 сентября 1943 года без артиллерийской и авиационной поддержки батальоны 182-го гвардейского стрелкового полка форсировали реку Днепр в районе Куцеволовки и захватили небольшой плацдарм. Одним из первых на правый берег высадился гвардии старший лейтенант Калашников со своей ротой. На плацдарме командир роты был в гуще боя. Он личным примером воодушевлял бойцов, в нужный момент появлялся в самых опасных местах. Продвигаясь с боями вперед, рота А.П. Калашникова к исходу дня углубилась в расположение врага на шесть километров. На следующий день бойцы роты первыми ворвались в Куцеволовку, которую фашисты хотели превратить в крупный очаг сопротивления, но не успели. Отражая ожесточенные контратаки, рота А.П. Калашникова закрепилась в деревне. В боях за плацдарм она истребила более 200 солдат и офицеров, подавила пять огневых точек и отразила много контратак фашистов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Калашникову Александру Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением орденов Ленина и Красной Звезды. В наградном листе сказано: «А.П. Калашников – командир 7 роты 182 гвардии стрелкового полка 62 гвардейской стрелковой дивизии, старший лейтенант при форсировании Днепра 30 октября 1943 г. проявил мужество и героизм».
А.П. Калашников пропал без вести 30 октября 1943 года. В Куцеволовке находится его символическая могила. На стене главного корпуса ТГПУ, в котором он учился четыре года, в 1982 году установлена мемориальная доска, посвященная А.П. Калашникову.
Звание Героя Советского Союза ему присвоено 22 февраля 1944 года посмертно.
8 мая 2022
Агентство стратегических инициатив продлило прием заявок на Всероссийский форум «Сильные идеи для нового времени». Томская область приняла участие и вышла в лидеры по количеству заявок. Активное участие приняли томские вузы, среди которых и Томский Педагогический.
Томские вузы представили более 200 инициатив и проектов: студенческие стартапы, технологические, медико-социальные, туристические, экологические проекты и др.
«В этом году активное участие в форуме принимают томские вузы, студенты, предлагая инновационные проекты и решения, которые можно масштабировать по всей стране. Томская область вошла в десятку регионов, предложивших лучшие идеи по повышению качества жизни населения», – отметил заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов.
В рамках форума – семь инициатив: «Национальная социальная инициатива», «Национальная технологическая инициатива», «Национальная кадровая инициатива», «Национальная экологическая инициатива», «Развитие регионов», «Предпринимательство» и «Открытый разговор».
ТГПУ представил идеи в номинации «Национальная социальная инициатива» (НСИ). В качестве руководителей проектов выступили студенты и преподаватели университета. Важно отметить, что по своему целеполаганию, несмотря на то, что идеи были поданы в НСИ, они связаны с решением актуальных проблем. Так, например, ряд проектов – разработки учебно-методических и волонтерских программ. Есть проекты по улучшению городской среды, просветительские и театральные проекты, а также проекты гражданско-патриотического воспитания.
Так как региональные команды еще работают над генерацией и проработкой проектов, руководством форума было принято решение продлить прием заявок.
«Мы решили пойти им навстречу. У нас нет задачи собрать много заявок, наша цель – выявить самые перспективные идеи и помочь их реализовать с помощью всех наших ресурсов и возможностей партнеров», – отметила заместитель председателя оргкомитета форума, генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
До 23 мая будет сформирован шорт-лист из поданных томичами идей, реализация которых получит поддержку со стороны региона. Лучшие из идей получат поддержку АСИ, а топ-10 представят руководству страны на очном форуме летом 2022 года.
Предложить идею можно на крауд-платформе форума до 20 мая 2022 года.
Консультации по представлению идей можно получить у проректора по воспитательной и молодежной политике Насонова Дмитрия Борисовича: тел. 8 923 422 5005, эл. почта: Nasonovdb@tspu.ru.
6 мая 2022
Студенты ТГПУ – финалисты Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студенты»
В Томске завершился полуфинал Всероссийского профессионального конкурса «Флагманы образования. Студенты» в Сибирском федеральном округе. Конкурс реализуется при поддержке Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Федерального агентства по делам молодежи. Соревнования в СФО проходили на площадке Томского государственного университета, в них приняли участие студенты ТГПУ, пять из которых вышли в финал.
6 мая 2022
В Институте детства и артпедагогики прошла церемония закрытия творческого конкурса «Живу и помню», посвященного победе советского народа в Великой Отечественной войне. В нем приняли участие все желающие студенты, которые в своих авторских работах отразили важность преемственности поколений и сохранения исторической памяти.
6 мая 2022
В память о докторе биологических наук Георгии Николаевиче Блинкове
6 мая исполняется 125 лет со дня рождения доктора биологических наук, профессора кафедры ботаники Томского государственного педагогического института Георгия Николаевича Блинкова, автора 130 научных работ и монографии «Азотобактер и его значение для высших растений». К событию приурочено открытие выставки.
6 мая 2022
Сегодня, в преддверии праздника Победы, в рамках проекта «Научный полк» ТГПУ вспоминаем историю Героя Советского Союза Федора Ивановича Анисичкина, студента физико-математического факультета Томского государственного педагогического института.
Федор Иванович родился в 1915 году в д. Култуки Тумского района Московской области в крестьянской семье. Обучался в Култуковской сельской школе I ступени, после работал в няньках у своего старшего брата Василия, а затем переехал вместе с родителями на жительство в п. Успенский Красноозерского района Западно-Сибирского края. По 1931 год он учился в Петропавловской семилетке в Красноозерском районе, потом в Анжеро-Судженском горно-промышленном училище, окончив которое был назначен учителем технологии металлов и черчения в 5-9 классах, позже учителем математики и директором Половинской средней школы Красноозерского района Новосибирской области. Заочно обучался в Московском государственном университете: сдал за первый курс политэкономию и аналитическую геометрию, но вследствие большой нагрузки в школе заочное образование прекратил. Для продолжения обучения в 1937 году он поступил на заочное отделение физико-математического факультета Томского государственного педагогического института. Однако 9 декабря 1939 года Ф.И. Анисичкин был призван на службу в РККА.
В 1942 году Федор Иванович окончил окружные курсы младших лейтенантов артиллерии Московского военного округа и был назначен командиром артиллерийского расчета. В ходе летнего наступления 1943 года командовал огневым взводом 139-го гвардейского артиллерийского полка 69-й гвардейской стрелковой дивизии. Ф.И. Анисичкин первым со своим артиллерийским взводом переправился 7 октября 1943 года на правый берег Днепра и, следуя с боевыми порядками пехоты, огнем артиллерийского взвода уничтожал огневые точки противника, обеспечивал продвижение вперед и закрепление выгодных рубежей для пехоты. 10 октября 1943 года противник в составе двух батальонов пехоты при поддержке 30 танков перешел в контратаку. Артиллерийский взвод Ф.И. Анисичкина уничтожил пять танков (в том числе и два «тигра») и, будучи раненым, перенес огонь своего взвода на пехоту противника. Благодаря отваге и умелым действиям командира взвода и его солдат контратака была отбита.
22 февраля 1944 года за героизм и мужество, проявленные при форсировании Днепра, лейтенанту Федору Ивановичу Анисичкину было присвоено звание Героя Советского Союза. Храбро сражался он на фронтах: конец войны встретил уже капитаном, командиром дивизиона. После войны в 1946 году он работал директором Веселовской средней школы, затем окончил исторический факультет Новосибирского педагогического института, а также курсы при Высшей партийной школе. Это образование позволило ему несколько лет работать первым секретарем Мошковского райкома партии, а с 1960 года – директором средней школы №40 г. Новосибирска. За трудовую доблесть Ф.И. Анисичкин был награжден орденом «Знак Почета».
Награды: звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»; 2 ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды; медали «За отвагу», «За оборону Сталинграда».
6 мая 2022
Поздравление ректора ТГПУ А.Н. Макаренко с Днём Победы
Уважаемые коллеги, преподаватели, студенты и сотрудники Томского Педагогического! 9 Мая – одно из ключевых событий в истории нашего народа и нашей страны.
Наши деды, отцы сражались на фронтах, шли на смерть в жестоких боях, становились партизанами, проводя прорывную подрывную работу на захваченных территориях, ослабляя врага. Важной была и работа в тылу: в основном женщины и дети, проявив массовый трудовой героизм и самоотверженность, обеспечивали бесперебойную работу предприятий, располагавшихся на территории городов. Таким городом стал и Томск, который в 2020 году получил звание «Город трудовой доблести».
9 Мая – это день победы над фашизмом, битва с которым шла не только на нашей земле, но и в Европе, Африке, Азии. Эта война изменила ход мировой истории, судьбы людей и карту мира. Мы смогли противостоять мощному натиску высокоорганизованного и хорошо вооружённого противника – нацистской Германии и её союзников. Мы выстояли и победили!
За Победу была заплачена самая высокая цена – цена человеческой жизни. В судьбе каждой семьи есть неизгладимый след, оставленный порохом, бомбами, голодом и концлагерями той войны. Поэтому 9 Мая – это еще и связь поколений. Если всегда мы будем помнить, какой ценой достигли этой Победы, сколько страданий, горя, невосполнимых потерь испытали, то наша память и станет Бессмертным Полком, в котором «никто не забыт и ничто не забыто»!
С 9 Мая, с Праздником Великой Победы!
Ректор ТГПУ А.Н. Макаренко
6 мая 2022
Новости Минпросвещения РФ: патриотическая акция #ВместесВетераном
Бесценный подарок ветеранам – это наше внимание. Мы последнее поколение, которое может лично сказать Героям спасибо. В преддверии Дня Победы Министерство просвещения РФ запускает масштабную патриотическую акцию #ВместесВетераном.
Ее участники могут лично поздравить ветеранов и детей Великой Отечественной войны, пообщаться с Героями и узнать их историю из первых уст, а затем поделиться ею в соцсетях.
- Поздравьте ветерана;
- расскажите о нем в публикации в социальной сети «ВКонтакте»;
- добавьте к посту видеофрагмент встречи или совместную фотографию с Героем и хештег #ВместесВетераном.
Участие может принять каждый. Работы будут распространены по всей России через ресурсы Министерства просвещения РФ.
6 мая 2022
В Сибирь наконец-то пришла весна, а вместе с ней и вдохновение: в читальном зале Научной библиотеки ТГПУ открылась выставка творческих работ сотрудников и студентов университета, посвященная Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
5 мая 2022
Новости 1541 - 1560 из 8447
Начало | Пред. | 76 77 78 79 80 | След. | Конец