В ТГПУ начнет работу Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»

21–30 апреля в Томском государственном педагогическом университете состоится V Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения». В масштабном событии примут участие представители российских и зарубежных вузов, среди которых Беларусь (университет Гродно), Казахстан (университет Мирас) и Китай (Цзилиньский университет). Ключевой темой этого года станет педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик.
Как отмечает один из основных организаторов научного события директор ИРПО Наталия Семёнова, тема стала логическим продолжением предыдущих проблематик форума:
«Это пятый форум, который проводит педагогический университет. Выбранная тема является, на наш взгляд, продолжением предыдущих четырёх. Так, в рамках первого форума рассматривались приоритетные стратегические направления развития педагогического образования, вызовы, проблемы и векторы решения этих проблем. Чтобы стратегии развития были реализованы, важно понимать, что составляет ценностную основу, на которую эти стратегии опираются, поэтому в рамках второго форума были представлены результаты исследований, связанных с ценностными основаниями современного образования. На основе обсуждений стратегий развития образования и его ценностей в ходе третьего форума исследователи сосредоточили внимание на обновлении миссии педагога в современных условиях, на то, как меняется его подготовка, его деятельность. В прошлом году в фокусе внимания был не только педагог как субъект профессиональной деятельности, но и все участники образовательного процесса, а центральным вопросом стала субъектность всех участников… Четыре такие значимые темы явились основой для определения темы в 2025 году».
Ключевая тема форума будет рассмотрена в 14 направлениях международной научно-практической конференции, которая пройдет 21–22 апреля. Организаторы говорят, что каждое направление делает акцент на двух линиях: педагогизация социокультурных сред и человекоцентричность в образовании.
«Следует отметить, что в последние годы образование перестало сосредотачиваться исключительно в образовательных организациях и стало выходить за их рамки. Представители различных сфер, таких как юриспруденция, инженерия, медицина, банк, активно участвуют в образовательной деятельности, оценивая её потенциал и значимость. На форуме будут обсуждены проблемы, связанные с необходимостью формирования педагогических компетенций у людей, вовлечённых в образовательный процесс, но не являющихся педагогами, а также взаимопроникновение образовательных сред и их успешность в реализации образовательных практик. Второй акцент касается понятия человекоцентричности. Сегодня это одно из значимых для многих сфер деятельности понятие, подразумевающее, что человек, его возможности, его потенциал, его ценности являются приоритетом. В этом ракурсе меняются и подходы к реализации педагогического образования, к его содержанию, к его форматам», – поясняет Н. Семёнова.
В программу конференции включены мастер-классы, круглые столы и полемические форматы на тему кино.
Для студентов, аспирантов и молодых учёных пройдёт Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Наука и образование» (23–30 апреля 2025 г.).
С 1 марта начался приём заявок на Фестиваль-конкурс образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании», в котором могут принять участие педагогические работники и руководители организаций дополнительного, общего, дошкольного, среднего и высшего профессионального образования; обучающиеся педагогических направлений подготовки; представители разных конфессий, сотрудники служб защиты населения, педагоги-библиотекари, причастные к образовательной деятельности.