План на год: технолого-экономический факультет
Повышение качества образовательных программ, открытие новых образовательных профилей на бакалавриате и в магистратуре, развитие партнерской сети, организация академической мобильности студентов и повышение квалификации ППС – такие ключевые векторы работы в этом году на технолого-экономическом факультете ТГПУ. С подробностями познакомила декан ТЭФ Елена Владимировна Колесникова.
По словам руководителя, первоочередной целевой установкой факультета в 2025 году станет обеспечение условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с планом мероприятий Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденного Правительством РФ.
Повышение качества обучения по образовательным программам, реализуемым на факультете, планируется за счет:
- разработки электронных образовательных материалов по дисциплинам учебных планов на основе дистанционных образовательных технологий;
- привлечения внешних совместителей из числа потенциальных работодателей, имеющих практический опыт по профильным дисциплинам, в том числе и к руководству ВКР;
- использования для осуществления практической подготовки студентов материально-технической базы инновационных пространств вуза (Технопарк, Кванториум, Бизнес-инкубатор, класс демонстрационного экзамена, кабинеты по методикам преподавания труда (технологии) и ОБЗР) и региональных партнеров (организации общего, дополнительного и профессионального образования);
- повышения квалификации и организации стажировок ППС по профилям читаемых дисциплин, включая теоретическую и практическую подготовку в сфере цифровых сервисов и инструментов, а также разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем;
- развития научного студенческого сообщества в сфере педагогических исследований.
Одним из направлений работы станет также организация академической мобильности студентов, в частности внутри страны. Обновленное Положение об академической мобильности было утверждено в университете в сентябре 2024 года. Первыми на обучение в другой город отправились шесть студентов технолого-экономического факультета ТГПУ. Они прошли полуторамесячную образовательную программу на факультете естественно-научного образования Омского государственного педагогического университета. Учебный план включил здоровьесберегающий модуль, модуль воспитательной деятельности, психолого-педагогический модуль и элективные дисциплины по физической культуре и спорту. Также для студентов из ТГПУ омские коллеги организовали внеучебные мероприятия, направленные на развитие творческого, научного и исследовательского потенциала, и экскурсионные маршруты для знакомства с городом и его достопримечательностями.
В 2025 году ТЭФ планирует продолжить взаимодействие в рамках академической мобильности с вузами страны, к нему присоединятся и другие факультеты. Как отметила проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Станиславовна Садиева, к сотрудничеству в этом направлении, кроме Омска, уже также готовы педагогические университеты Новосибирска, Красноярска, Липецка, Ярославля.
Профориентационным акцентом года станет проведение запланированных на факультете гражданско-патриотических и культурно-просветительских мероприятий, основанных на традиционных духовно-нравственных ценностях, с обязательным привлечением студентов в целях формирования у них опыта организации внеурочной деятельности и реализации программ дополнительного образования школьников. Среди таких запланированы:
- круглый стол «Наставничество: вуз-школа» в рамках проекта «Школьный акселератор проектных решений социально значимых задач» (1–10 марта);
- областной конкурс-выставка «Отходы в доходы» (1–30 марта);
- областной конкурс декоративно-прикладного и технического творчества «Авторская кукла» (6–31 марта);
- областной конкурс юных дизайнеров и модельеров «Креативный дизайн» (11–15 апреля);
- областной этноконкурс «Пасхальные композиции: новации и традиции» (3–28 апреля);
- областной онлайн-конкурс учебно-исследовательских проектов «Проектное решение исследовательских задач, интегрирующих предметные области: технология, экономика, безопасность жизнедеятельности, естествознание» (апрель-май).
В 2025 году на факультете буду открыты новые образовательные программы, направленные на формирование готовности к осуществлению педагогической деятельности или получение дополнительной педагогической квалификации выпускниками или обучающимися непедагогических направлений подготовки. Это программа бакалавриата по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Педагог профессионального образования». И магистерская программа по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)», направленность (профиль) «Экологический менеджмент и экобезопасность».
Кроме того, в начале года планируется запуск дополнительных образовательных программ для практикующих педагогов по методикам обучения черчению, основам безопасности и защиты Родины, стартап-проектирования и дополнительных профессиональных программ для студентов вуза по регистрации самозанятости в сфере предпринимательства, сопряженной с их профилем подготовки.
С целью развития университетского технологического предпринимательства продолжится работа профильных кафедр факультета в сотрудничестве с Бизнес-инкубатором ТГПУ по вовлечению студентов всех факультетов и институтов вуза в экосистему молодежного предпринимательства Большого университета Томска. Основными станут грант федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» для реализации Акселерационной программы поддержки проектных команд и студенческих инициатив «ПроектУМ» (в случае одобрения заявки на 2025 год), кураторство со стороны Департамента по технологическому развитию и инновационной деятельности Томской области и договорные соглашения о сотрудничестве с 10 партнерскими организациями из образования, индустрии и бизнеса.
Сотрудники ТЭФ сохранят экспертные позиции в ряде организаций и проектов: Академия Министерства просвещения РФ (экспертиза дополнительных профессиональных программ повышения квалификации); Всероссийский конкурс молодежных проектов Федерального агентства по делам молодежи; Департамент образования Томской области; Большой университет Томска (направление «Студенческое технологическое предпринимательство»); Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов УФНС России по Томской области и др.