Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Об итогах работы площадок ТГПУ на форуме «Август.PRO: матрица педагогических изменений»

Ежегодный форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений» прошел в Томске с 22 по 24 августа. В Учительском сквере ТГПУ состоялось открытие Аллеи лучших педагогов Томской области, сотрудники вуза реализовали 11 площадок для участников и художественную выставку.

За три дня работы в форуме приняли участие 4500 педагогов, а еще 500 выступили спикерами. Образовательная программа Томского государственного педагогического университета началась с круглого стола «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области гуманитарных дисциплин», который проходил в рамках реализации госзадания Министерства просвещения РФ «Формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории, права».

Ведущим спикером выступила Галина Сергеевна Ковалева, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (г. Москва), сотрудники которого проводят мониторинги уровня сформированности функциональной грамотности. Акцент в исследованиях – на критериях ФГ и моделях оценки уровня ее сформированности. Результатом стала разработка открытого банка заданий по разным направлениям ФГ.

Декан ИФФ Оксана Николаевна Юрченкова, руководитель проекта госзадания, расширяя понятие читательской грамотности, говорила о филологической грамотности как о способе объективации мыслительных процессов, о важности развития речевых навыков (не только чтения, но и письма, говорения, аудирования) на основе коммуникативного подхода. Доцент ИФФ Аркадий Владимирович Петров уделил внимание созданию особой образовательной среды, способствующей развитию мышления. Опытом поделились и практикующие учителя.

Также в первый день нетворкинг «Педагогические кадры для социальной отрасли: открытые педагогические классы, целевое обучение» провела директор Центра профориентации и работы с детьми и молодежью Алла Анатольевна Лыба. Участниками были рассмотрены три проекта – «Открытый педагогический класс», «Психолого-педагогические классы Томской области» и «ПРОцелевое», направленные на решение задачи совершенствования системы подготовки педагогических кадров в РФ.

Лыба«Многие подростки в возрасте 12–13 лет проявляют интерес к взаимодействию с детьми младшего возраста. Станет ли это интересом к педагогической деятельности и будущей профессии? Зависит от многих факторов, – говорит А.А. Лыба. – Проект «Открытый педагогический класс» ТГПУ создает условия для личностного и профессионального самоопределения школьников с 7 по 11 класс. Если в процессе участия ребята понимают, что профессия учителя им подходит, они выбирают психолого-педагогический профиль и готовятся к поступлению в педагогический вуз. Особо мотивированные обучающиеся профильных классов включаются в проект «ПРОцелевое», чтобы заранее «обжить» пространство будущего места работы».

Особенно насыщенным стал центральный день форума. На семи площадках ТГПУ обсуждались вопросы содействия трудоустройству выпускников педагогических направлений, разработки цифрового образовательного контента, использования ИИ в образовании, системы подготовки педагогов к работе с БПЛА, использования соцсетей в педагогической деятельности и др.

Одну из тем «Развитие субъектности детей и взрослых: детский сад, школа, семья» подняли специалисты Института детства и артпедагогики ТГПУ. В формате круглого стола участники обсудили, как развивается субъектность ребенка и к чему надо готовиться взрослым; как и зачем развивать субъектность будущего педагога; роль семьи в развитии субъектности каждого ее члена.

Fayzullaeva Elena Dmitrievna krug«Субъектность человека – это его проявления в социуме в различных процессах жизнедеятельности, в которых он сам определяется с целью, средствами и путями ее достижения, имеет внутреннюю мотивацию и берет ответственность за свои выборы. В доступном понимании речь идет о проявлении «самости» человека (самостоятельность, самоопределение, самоконтроль, самоанализ, самоорганизованность)», – говорит доцент ФДиНО ИДиА Елена Дмитриевна Файзуллаева.

Как отмечает доцент ФДиНО ИДиА Галия Хамитовна Вахитова, уже с дошкольного возраста проявляется субъектность как стремление ребенка самостоятельно познать мир через доступные ему виды деятельности. Школьники, обладающие высоким уровнем субъектности, ответственно относятся к процессу обучения, выполняют домашние задания, активны на уроках. Они делают это не из-за боязни получить плохую отметку и расстроить родителей – у них есть представление о том, зачем учиться и какую роль это играет в достижении их целей.

Спикер выделила признаки поведения, по которым можно понять уровень развития субъектности: включенность в процесс, самостоятельность, управление собой – способность самому выполнять правила и договоренности, саморегуляция, умение видеть свою роль в деятельности и действовать согласно своим задачам и задачам процесса.

Рекомендации по развитию субъектности детей и взрослых дала профессор ТГПУ Светлана Ивановна Поздеева:

  • В детском саду: создание развивающей, насыщенной, «говорящей» среды, обеспечение ребенку ситуации свободного выбора, включение в разные виды возрастосообразной активности, соорганизация автономности и совместности.
  • В начальной и средней школе: создание условия для развития разных видов самостоятельности (учебной, познавательной, образовательной), поддержка детских инициатив, развитие ответственности, усложнение видов активности, в которые вовлечен ученик.
  • В семье: развитие нового формата родительского просвещения в контексте диалогизации отношений между разными участниками образовательных отношений и расширения способов вовлечения родителей (законных представителей) в совместную деятельность семьи и ОУ.
  • В педагогическом вузе: разработка новых учебных дисциплин/модулей психолого-педагогического цикла в контексте развития детской субъектности, интенсивы по обучению студентов эффективным стратегиям взаимодействия с родителями.

Завершилась программа ТГПУ на форуме «Август.PRO» интерактивным семинаром, организованным Педагогическим Кванториумом им. Б.И. Вершинина и IT-кубом г. Северска. Педагоги дошкольного и дополнительного образования обсудили актуальность и практическую значимость в современном дошкольном образовании событийной педагогики и разработали модели мероприятий для педагогов и детей, которые помогут систематизировать образовательную деятельность в области пропедевтики инженерных навыков в дошкольном возрасте.

Кроме того, в течение всего форума для его участников была открыта выставка художественных работ студентов 3–5 курсов ФКИ ИДиА «Семья и каждый человек – это источник вдохновения», посвященная Году семьи в России. Будущие педагоги, вдохновившись личным семейным опытом и наблюдениями, представили свое видение традиций и ценности семейных уз.

Фотоальбом

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER