Стартовал очный этап работы педагогов ТГПУ со студентами Китая в рамках программы двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков
В весеннем семестре 2023/24 учебного года Институт иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ начал очный этап преподавания учебных дисциплин по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков (КНР, г. Чанчунь). Сегодня со студентами и преподавателями в Китае работают педагоги ИИЯМС и ФПСО.
Реализация совместной программы между ТГПУ и ЦУИЯ по подготовке бакалавров (учителей русского языка как иностранного) началась в 2022 году. В настоящее время по ней обучается 98 студентов. По плану они три года посещают занятия в Цзилиньском университете иностранных языков, в ходе этого этапа преподаватели ТГПУ также осуществляют подготовку по некоторым дисциплинам. А на четвертом курсе приедут в Россию для завершения обучения на базе Института иностранных языков и международного сотрудничества.
В марте 2024 года сотрудники Томского педуниверситета отправились в Китай для очной работы со студентами и педагогами ЦУИЯ. Первой по приезде состоялась встреча с проректором ЦУИЯ Ван Чжигуо, на которой была отмечена важность совместного проекта для укрепления связей между двумя странами, поскольку выпускники программы – это будущие учителя русского языка как иностранного в школах Китая, которые будут прививать китайским ученикам любовь к России. Господин Ван Чжигуо подчеркнул необходимость проведения занятий с преподавателями ТГПУ в очном формате.
Деятельность в Китае ведут педагоги ИИЯМС и факультета психологии и специального образования ТГПУ. Так, доцент ФПСО Наталия Анатольевна Мёдова читает лекции и проводит семинарские занятия по дисциплинам «Психология» и «Технологии инклюзивного образования».
«Выбор китайскими студентами изучения этих дисциплин в очном формате вполне обоснован и предполагает многоуровневый подход, который включает и репродуктивное проговаривание, и интерактивные занятия, и практические задания с постоянным контролем усвоения связи между термином и понятием».
Как отметила Н.А. Медова, особый интерес китайские студенты проявляют к «Технологии инклюзивного образования». Это связано с тем, что в стране есть проблема с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенно это касается людей с сенсорными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра.
Доцент ИИЯМС Ирина Константиновна Забродина проводит занятия со студентами ЦУИЯ по дисциплинам «Методика преподавания русского языка как иностранного» и «Современный русский язык».
«Будущий учитель РКИ должен владеть теорией и методиками преподавания русского языка, а также иметь хорошую профессиональную грамотность. Нам нужно научить студентов учитывать генетическую несопоставимость русского и китайского языков, а также этнопсихологические особенности их будущих учеников. В развитие соответствующих компетенций огромный вклад вносят занятия с носителями языка, профессионалами в своей сфере. Именно поэтому на втором и третьем курсах студентам, обучающимся по программе двойных дипломов, дисциплины психолого-педагогического и методического модулей в очном формате преподают высококвалифицированные сотрудники ТГПУ», – говорит педагог.
Также представители Томского Педагогического уже реализовали ряд семинаров, познакомивших студентов ЦУИЯ с русскими праздничными традициями, обрядами и обычаями.
«Я благодарен преподавателям ТГПУ за новые знания русского языка и профессиональных дисциплин. Мне очень понравились мероприятия, которые они проводили, было очень интересно. Теперь я уверен, что стану хорошим учителем после окончания обучения. Также я рад возможности пройти обучение в России на четвертом курсе», – говорит обучающийся Ван Юйчжоу.
На практико-ориентированном семинаре преподаватели ЦУИЯ ознакомились с методами активного обучения при работе с текстом и вокабуляром.
«Я воодушевлена новыми возможностями, с которыми нас познакомила Ирина Константиновна в рамках семинара. Я обязательно буду применять эти методы на своих занятиях со студентами, чтобы чтение не было скучным, а стало интерактивным процессом, что способствует повышению мотивации студентов изучать русский язык», – поделилась Чжан Вэй.
Программа двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков продлится до 2030 года с возможностью пролонгации договора, ежегодный набор студентов составляет около 50 человек.