RSS

Разминка перед ЕГЭ: школьники региона посоревновались в математических боях

XV Региональный турнир «Математические бои» завершился в Томской области. Школьники региона состязались в умении представлять решения задач с четким обоснованием и проверять чужие решения, оппонировать. Корректность выполнения заданий проверяли члены жюри, одним из которых ежегодно выступает Арбит Александр Владимирович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры развития математического образования ТГПУ, участвующий и в разработке задач к турниру.

Подробнее

2 февраля 2022

«Начитанность должна подкрепляться насмотренностью»: интервью эксперта ТГПУ о кинопедагогике вышло в журнале Минпросвещения РФ «Вестник образования»

В наши дни кино все активнее вторгается в образовательный процесс – появился даже специальный термин «кинопедагогика». О том, что это за явление и какие изменения оно несет учащимся, а также о творческом проекте будущих педагогов, показавших на практике преимущества нового подхода, журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала Ада Бернатоните, доцент Института детства и артпедагогики Томского государственного педагогического университета, кандидат искусствоведения, заведующий Научно-исследовательской лаборатории кинопедагогики, член правления Союза кинематографистов. 

Ада Казимировна, кинопедагогика – новое явление в отечественной системе образования. Что она из себя представляет? 

Кинопедагогика – одно из самых прогрессивных современных направлений в среднем и даже высшем образовании. Это то, что помогает ребенку в процессе взросления не только выходить на новый уровень анализа, но создавать особый мир и через него понимать самого себя. А это крайне важно в процессе становления человека. Кинопедагогика имеет серьезные, глубокие традиции. Предмета «История мирового кинематография» в нашей школьной программе никогда не было. Но прямо или косвенно в советской школе он все же присутствовал: эту функцию выполняли детские кинотеатры, где по заказу учителей проходили показы фильмов с их последующим обсуждением. Увы, сейчас система детских кинотеатров рухнула. Мы живем в то время, когда возникла необходимость возрождать интерес к детскому кинематографу, прежде всего советскому. Эти фильмы, как правило, были об изгоях – о том, как это сложно, но в целом естественно и даже интересно. А это запускало в детской душе важнейший механизм самопознания. Вообще, с помощью кинематографа можно объяснить очень многое. Он несет мощнейший эстетический, воспитательный, а также психологический заряд: недаром Ленин утверждал, что «важнейшим из искусств является кино» (еще и цирк, но про него уже немногие знают). Именно оно помогает ребенку решать собственные проблемы, что я знаю по собственному опыту. Так что надо с детства учить и учиться всматриваться в фильмы, а не «поедать» кино. Искусство не должно быть «вкусным»: оно призвано побуждать мысль, провоцировать рефлексию. Вот эти задачи и должна решать кинопедагогика.

Как это происходит на практике, продемонстрировали Ваши магистранты, победившие на недавнем фестивале «Кинопедагогика» в номинации «За новаторство в кинопедагогике»? Что это был за проект?

Они представили на конкурс работу «Методика патриотического воспитания школьников 6–10-х классов общеобразовательной школы средствами кинематографа на уроках истории и обществознания на основе изучения фильма Эйзенштейна «Александр Невский», подготовленную с использованием созданного мной алгоритма анализа фильмов. Получились очень интересные результаты. До просмотра фильма авторы работы опросили детей: знают ли те, кто такой Александр Невский? что такое патриотизм? любят ли дети Россию? Были заданы, казалось бы, самые банальные вопросы, но дети не смогли ответить ни на один из них. Зато после показа фильма все радикально изменилось: ребята не только узнали, кто такой Александр Невский, но стали понимать, любят ли они Россию, что такое патриотизм. Они стали другими и по-настоящему задумались о том, где они живут и кто герои их страны. Понимая важность кинопедагогики, два года назад Томский государственный педагогический университет открыл магистратуру, готовящую педагогов в области истории кинематографа. У нас есть уникальные программы и разработки, которые в скором времени окажут заметное влияние на кинопедагогику в целом. 

Вы упомянули разработанный Вами алгоритм анализа фильмов. Что это? 

В свое время я закончила ВГИК, защитила там диссертацию и долго занималась итальянским кинематографом, в частности творчеством Пьера Паоло Пазолини. Только защитив диссертацию, я поняла, почему мне так интересна была эта личность. Человек безграничного таланта по многим параметрам является изгоем, смиряется со своим правом им быть, а еще и усугубляет.

Затем, работая в педагогическом вузе и имея также филологическое образование, я поняла, что хочу заниматься проблемами детского кинематографа и детской литературы. Введение истории кино в школы давно витало в воздухе: некогда даже появился список ста лучших фильмов, рекомендованных для изучения в школе, – к слову сказать, крайне неудачный, так как он совершенно не учитывал возрастных и личностных особенностей детей. К созданию авторского алгоритма анализа меня подтолкнуло знакомство с Татьяной Мирошник (сценарист, режиссер, просто очень хороший человек), которая задумалась над тем, как вернуть детям интерес к советскому кинематографу. Эта методразработка дает возможность проводить занятия по тому или иному фильму, помогает педагогу понять, насколько ученик готов к восприятию этого произведения, как сильно его сознание трансформируется после просмотра. Алгоритм «прокачивает» внимание и аналитические способности ребенка и, что самое важное, обеспечивает его вживание в текст фильма. Данными разработками уже пользуются педагоги школ города Томска.

Каких кинопедагогов готовит ТГПУ? 

Отдельного предмета школьной программы «История кино» сейчас не существует, так что пока речь идет о подготовке специалистов дополнительного образования – людей, которые, обладая достаточными компетенциями, могут организовывать киноклубные показы для разновозрастной аудитории, проводить классные часы в школах, делать методические разработки, связанные с анализом определенных аспектов истории кинематографа.   Поэтому закономерно, что большинство наших магистрантов составляют преподаватели киношкол, где учат детей снимать кино. Они прекрасные практики, и мне с ними отлично работается: мы говорим на одном языке, я понимаю их цели и задачи. Но у них недостаточно наработана методическая грамотность, им не хватает насмотренности. Между тем именно с повышением количественного уровня можно прийти к более глубокому, качественному осмыслению увиденного, только так и можно понять, как при работе с детьми в процессе съемок можно сохранить магию кино. Думаю, что именно заочное отделение будет у нас знаковым и продвинутым. 

Сейчас в Институте детства и артпедагогики организовалась кинолаборатория, где мы занимаемся методическими разработками, которые в дальнейшем помогут нам создать линейку учебников для средней школы по истории детского советского кинематографа. Но сначала моим замечательным лаборантам Татьяне Сергеевне Алексеенко и Анне Олеговне Агафонниковой нужно защитить кандидатские диссертации (пожелайте им удачи!), а мне – докторскую. У меня, кстати, очень интересная тема диссертации – «Мир детства в мировом кинематографе», и третья глава в ней будет посвящена моей методике. Убеждена, что процесс работы над докторской будет способствовать разработке методической основы учебника.

Вы планируете заняться учебниками для школы, значит, рассчитываете со временем на пришествие кинопедагогики не только в дополнительное, но и в основное образование. В каком виде, на Ваш взгляд, это возможно и в каких предметных областях? Скажем, с историей все ясно: прошли ребята Ледовое побоище и тут же посмотрели отрывок из фильма Эйзенштейна «Александр Невский» – благо, «Российская электронная школа» такую возможность предоставляет без проблем. А можно ли использовать кинематограф, к примеру, на уроках математики? 

Честно говоря, мне очень не хочется, чтобы кинематограф стал нянькой, обслуживающей другие предметы: история кино должна стать самостоятельной дисциплиной. Сейчас многие работают в русле метапедагогики, выстраивая межпредметные связи. Однако тот же пример с «Невским» подтверждает: не все средства здесь хороши. Во-первых, от просмотра эпизода у ребенка не родится целостного представления о фильме как о произведении искусства. Во-вторых, нельзя изучать историю по фильмам: учителя истории уже жалуются, что в одном из учебников об Александре Невском рассказывается не по историческим источникам, а по этому самому фильму Эйзенштейна. Это принципиально неправильный подход и к кинематографу, и к истории. Учитель должен сначала подготовить ребенка до нужного уровня и лишь затем предложить ему посмотреть фильм, а по итогам поставить лишнюю оценку. Причем сам педагог обязательно должен понимать, что в этом фильме правда, а что нет. 

Не подорвет ли пришествие кино в школу серьезности образовательного процесса? 

А кто сказал, что кинематограф – это несерьезно? Или что в школе все должно быть предельно серьезно, как в Академии наук?

Вы говорили, что для повышения эффективности кинопедагогики надо наращивать насмотренность. Но не обернется ли повышение уровня  насмотренности падением уровня начитанности?

Такой риск несет другая идея – высказанная недавно инициатива экранизировать всю литературу, изучаемую в рамках школьной программы. Вот это точно понизило бы уровень начитанности, тем более что сейчас экранизировать литературу практически разучились! Хочу подчеркнуть, что при анализе экранизации нет смысла искать буквальное совпадение литературного и кинематографического текста. Литература должна кинематографу предоставить текст, а кинематограф, в зависимости от авторской позиции всей съемочной группы, должен этот текст интерпретировать. Но по большому счету ни один вид искусства ничего не обязан другому – каждый живет в собственной системе координат. И тут все определяет не буквальное следование тексту экранизируемого литературного произведения, а глубина и оригинальность отношения режиссера к этому тексту. Неслучайно, что самые дословные экранизации обычно самые слабые. Лучшие образцы экранизаций не следуют логике литературы.

Безумно интересной, например, оказалась экранизация романа «Золотой теленок» режиссера Михаила Швейцера. Это пример того, как замысел рождается в процессе коммуникации.  На роль Паниковского был утвержден Ролан Быков, а на роль Шуры Балаганова – Вячеслав Невинный. Но Швейцер пригласил на съемочную площадку Зиновия Герда, некогда лично знавшего Ильфа и Петрова, посмотреть, насколько существующий концепт фильма соответствует духу романа. И когда режиссер услышал и увидел рассказ Герда, он понял, что перед ним готовый Паниковский. Но Герд сказал: если я буду играть Паниковского, то Шура должен быть не преступником, а ребенком. И настоял, чтобы эта роль досталась Куравлеву.

Ну прямо волшебная сила искусства!

Вспоминая свое детство, могу сказать: очень многие литературные произведения я прочитала благодаря кинематографу – обратная связь тут существует. Занимаясь детской литературой и кинематографом, я знаю, что 99% советских детских фильмов были сняты на основе литературных произведений. Поэтому, когда на фестивалях и конференциях заходит разговор о возрождении детского кино, я всегда говорю: мы не возродим детское кино до тех пор, пока либо не возродим детскую литературу, либо не вернемся к ее лучшим образцам.

Кстати, волшебная сила искусства проявляется и в другом плане. Одна моя магистрантка занимается темой «Образ врача в кинематографе и влияние кино на выбор профессии медика». Это же целый пласт влияния кинематографа на ребенка! Я, например, всегда была гуманитарием до мозга костей. Но, посмотрев в детстве экранизацию «Открытой книги» Каверина, захотела стать микробиологом. Сейчас многие дети потерялись, и только кинематограф может им помочь найти себя.&nbsp

Незабвенный Кирилл Разлогов в последние годы жизни предсказывал мощный всплеск киноклубного движения, возрождение киноклубов, объединяющих людей разных возрастов – от детского до совсем преклонного. Киноклуб – это также форма, несущая просветительскую функцию. Но учить кинограмотности надо начиная со школы.

Источник: https://vestnik.edu.ru/

Подробнее

2 февраля 2022

Цифровая педагогика для многодетной семьи: о плюсах и минусах Интернета

В Научной библиотеке ТГПУ продолжается реализация грантового проекта «Цифровая педагогика для многодетной семьи». В ходе очередной встречи специалисты университета говорили с участниками о пользе и вредном влиянии Интернета, знакомили родителей с авторской методикой «Мягкая педагогика» и учили детей создавать цифровую газету.

Подробнее

2 февраля 2022

Обучение в ТГПУ в феврале будет организовано дистанционно

До 28 февраля 2022 года образовательная работа Томского государственного педагогического университета будет реализовываться в дистанционном формате.

Такое решение принято руководством вуза в связи с активным ростом заболеваемости ОРВИ и новой коронавирусной инфекцией COVID-19, а также распространением нового штамма «Омикрон» в Томской области.

«Принятие такого решения – это актуальная и временная мера, нацеленная на минимизацию рисков заболевания студентов и преподавателей. Тем самым мы стремимся максимально обезопасить наших коллег и обучающихся от распространения инфекции с учетом того, что университет обладает всеми возможностями для эффективного применения форматов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, – комментирует проректор по образовательной деятельности ТГПУ Ирина Сергеевна Багдасарьян. – Решение о дальнейшем формате работы ТГПУ будет принято с учетом эпидемиологической обстановки в регионе, рекомендаций Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ и Роспотребнадзора. Деканы факультетов и директора институтов готовы поддерживать информационно студентов в части реализации учебного процесса».

Образовательная деятельность будет организована посредством Электронной информационно-образовательной среды ТГПУ (ЭИОС) и платформы BigBlueButton, технологии использования которых находятся в компетенции всех студентов, преподавателей и сотрудников университета. Рабочие заседания коллектива университета также будут переведены в онлайн-формат. Сотрудники, деятельность которых может быть реализована в удаленном режиме, смогут работать дистанционно.

Несмотря на переход в дистанционный режим работы и учебы, в ТГПУ продолжится организация процедуры вакцинации для студентов и сотрудников. Ближайшая возможность пройти вакцинацию или ревакцинацию в вузе – пятница, 4 февраля (ул. Герцена, 49, 2 этаж). Доступные вакцины: «Гам-КОВИД-Вак», «ЭпиВакКорона», «КовиВак». Для прохождения процедуры необходима запись по телефону: 311-384 (внутр. 41-25).

Для оперативной связи со специалистами вуза и получения необходимой информации по разным вопросам:

Подробнее

1 февраля 2022

Новости Минпросвещения РФ: Сергей Кравцов возглавит Общественный совет АО «Просвещение»

Советом директоров АО «Просвещение» под председательством Игоря Шувалова утверждено Положение об Общественном совете, в состав которого войдут представители педагогического, родительского и научного сообщества. Общественный совет возглавит Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

Целью деятельности Совета станет оказание экспертного, консультативного, научно-методического содействия Совету директоров Общества в подготовке, принятии и реализации решений, связанных с достижением национальных целей развития Российской Федерации в сфере образования, а также улучшением качества образовательной среды в России. В фокусе Общественного совета будут в первую очередь вопросы подготовки учебной литературы, образовательных программ дополнительного образования, компьютерного программного обеспечения в части их содержания.

Комментируя предстоящую работу совета, Сергей Кравцов заявил:

«Качество российского образования, его позиционирование в мире во многом зависит от того, как тесно работают и государственные, и общественные структуры, и от того, насколько активен здесь социально-ориентированный бизнес. Мы видим, что именно в таком формате собран общественный совет. У «Просвещение» развита и издательская, и просветительская работа. Благодаря Совету мы сможем оценить это и с точки зрения использования новых образовательных стандартов и самое главное – развернуть все это максимально в сторону реальных запросов учащихся и родителей. Мы планируем составить стратегию развития «Просвещения» с опорой на мнение учителей, привлечь к этому педагогическое сообщество и вынести вопрос о стратегии уже на первом заседании Совета».

Планируется, что персональный состав Общественного совета АО «Просвещение» будет утвержден в ближайшее время.

Подробнее

1 февраля 2022

Правительство России выделило субсидию на исследование вакцины от COVID-19 для детей

305.5 млн рублей получил Центр им. Н.Ф. Гамалеи на исследование вакцины от новой коронавирусной инфекции COVID-19 для детей 6-11 лет.

Центр изучит безопасность, переносимость и иммуногенность лекарственного препарата «Гам-ковид-вак-М». Участниками исследования станут более 1000 добровольцев. Распоряжение кабмина опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации. Отслеживать целевой и эффективный расход выделенных средств будут представители Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Пока ведется исследование, Минздрав России продолжает отвечать на главные вопросы, один из которых о том, что делать, если ребенок заболел COVID-19:

Подробнее

1 февраля 2022

Вышел первый в 2022 году номер журнала «Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review» ТГПУ

Опубликован первый выпуск журнала «Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review» ТГПУ за 2022 год. Издание вошло в обновленный Перечень рецензируемых научных изданий, в которых опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и ученой степени доктора наук.

В номере представлены разделы «Воспитательная работа», «Профессиональная подготовка», «История образования», «Обучение иностранных студентов», «Психология». Много внимания уделяется инновационным подходам и технологиям в организации образовательной деятельности. Также рассмотрены вопросы использования цифровых образовательных ресурсов в условиях смешанного обучения, применения психологических тренингов для развития устойчивого профессионального поведения будущих специалистов, использования балльно-рейтинговой системы оценивания учебных результатов студентов и другие. При этом обращается внимание на то, что готовность к инновационной деятельности, в том числе у будущих педагогов, необходимо формировать в период вузовского обучения, например, через знакомство студентов со способами организации инновационной деятельности на конкретном учебном предмете.

Психологическая составляющая является важной частью организации образовательного процесса и достижения всех видов образовательных результатов, прежде всего личностных. В выпуске имеются материалы, посвященные когнитивному развитию обучающихся (на примере обучения математике), развитию нравственного сознания и ответственности студентов, вопросам семейной идентичности студентов, изучению эмоциональной компетентности педагогов. Проведено исследование по выявлению личностных факторов преодоления эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях пандемии.

Инновационное развитие образования актуализирует внимание на тех педагогических системах, которые уже давно сложились и доказали свою эффективность. Еще Д. Дьюи в книге «Демократия и образование» писал:

«Новатор... в гораздо большей мере использует классические методы, чем это может казаться ему самому или его критикам. Однако новатор находит им новое применение и, таким образом, преобразует эти методы».

Интересным представляется материал о трансформации идей педагогики М. Монтессори в России и зарубежных странах применительно к дошкольному образованию в плане инклюзивной педагогики.

«Сейчас значимы такие публикации, в которых не просто восстанавливаются теоретические и практические основы уже устоявшихся в истории педагогики и образования подходов, но и говорится об их современном видении и преломлении в образовательную практику», отмечает доктор педагогических наук, профессор ТГПУ, зам. главного редактора журнала Светлана Ивановна Поздеева.

Вопросы патриотического воспитания проанализированы в контексте организации проектной работы студентов ТГПУ с архивными документами по теме, которая ранее не изучалась историками и связана с трудоустройством инвалидов Великой Отечественной войны в Томске в 1941-1944 гг. Такая работа способствует, с одной стороны, формированию исследовательских навыков у будущих учителей истории (например, источниковедческих), с другой стороны, формированию уважительного отношения к данной категории участников войны.

Опубликовать материалы теоретического, обзорного и научно-исследовательского характера в следующих выпусках журнала «Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review» ТГПУ приглашаются преподаватели, педагоги-практики и аспиранты.

Подробнее

1 февраля 2022

В память о Н.А. Качалове, педагоге и учёном, посвятившем десятилетия работе в ТГПУ

29 января 2022 года из жизни ушёл Николай Александрович Качалов, педагог и исследователь, который посвятил профессиональную жизнь изучению и преподаванию иностранных языков.

Николай Александрович окончил факультет иностранных языков Томского государственного педагогического института (1972-1977 гг.), после чего, в 1981 году, был принят ассистентом кафедры английского языка ТГПИ. Желание профессионального развития не покидало Н.А. Качалова: в 1986 году он поступил в аспирантуру ленинградского института, в 1990 году защитил кандидатскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Всю жизнь Николай Александрович трудился на благо томского образования: с 1991 года – зав. кафедрой методики преподавания иностранных языков ТГПУ; с 1994 года – директор (декан) Института иностранных языков ТГПУ, с 1999 – сотрудник Томского политехнического университета. За годы работы Николай Александрович подготовил более 20 кандидатов педагогических наук. 

Коллеги, преподаватели и студенты из Томского Педагогического вспоминают Николая Александровича приятным душевным человеком, профессионалом и личностью с большой буквы.

Саржина Елена Михайловна, ст. преподаватель кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации:

«Творческий, активный, уравновешенный – таким вспоминается Николай Александрович. Одно время работали вместе на кафедре английской филологии, никогда не видела, чтобы он сердился или повышал голос: всегда был вежлив, бодр, в хорошем настроении. Приятно было общаться с ним и коллегам, и студентам.
Встречала его и в гостях. И там он – душа компании. Замечательный был человек!»

Лисицина Надежда Ивановна, преподаватель ФИЯ ТГПУ:

«Отличный был человек, старательный студент, активный и неравнодушный. В группе, где он учился, все были трудяги, готовились к занятиям, не пропускали, ловили каждое слово. Николай был моим студентом, потом – коллегой. Как директор Института иностранных языков, как зав. кафедрой имел талант – собирать вокруг себя отличный коллектив, сильных специалистов, хороших и добрых людей, болеющих за общее дело. Он открыл при ФИЯ Лицей для школьников 9-11 классов с углубленным изучением иностранных языков, а на факультете ввел в изучение третий язык, открыл доп. специальности – иностранный язык и экономика, право и иностранный язык».

Игна Ольга Николаевна, д.пед.н., профессор кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам:

«Благодаря Николаю Александровичу и только я завершила работу над кандидатской диссертацией. Мой научный руководитель переехала в Германию, и Николай Александрович помог мне в аспирантуре и потом при подготовке документов к защите. Он для меня – учитель, методист, один из лучших!»

Тузова Ирина Михайловна, помощник директора ИИЯМС по воспитательной работе:

«Когда я слышу имя Николая Александровича Качалова, сразу вижу его: среднего роста, светлый, дружелюбный, пластичный, интеллигентный, с улыбкой! Чуткий, с хорошим английским, заботливый с коллегами и студентами. Он сам занимал очень активную позицию в жизни и нас, своих студентов, побуждал к этому своим примером. С большим уважением относился к своим учителям – преподавателям иностранных языков, к нашим ветеранам, отцам-основателям и факультету в целом».

Фильченко Андрей Юрьевич, профессор, главный научный сотрудник кафедры языков народов Сибири ИИЯМС:

«По-настоящему очень жаль... Николай Александрович многим из нас преподавал, был деканом ФИЯ, а потом и первым директором Института, создателем и первым директором Института иностранных языков в Политехническом. Всегда имел талант и способность собирать вокруг себя хороших специалистов и заботиться о них. Светлая память».

Коллектив Томского государственного педагогического университета выражает соболезнования родным и близким Николая Александровича. Тёплые воспоминания сохранятся в сердцах тех, кому повезло учиться или работать рядом с этим талантливым человеком.

Прощание с Николаем Александровичем Качаловым состоится 1 февраля с 12.00 до 12.45 часов в Воскресенской церкви (ул. Октябрьский взвоз, 10).

Подробнее

31 января 2022

«По следам блокады»: Команда Педагогического заняла второе место в квесте «Блокадный Ленинград»

Конец января в России традиционно наполнен мероприятиями в память о событиях 1944 года: 27 января произошло полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады. Например, в ТГПУ стартовал культурно-просветительский проект «Моя история: Россия», а Волонтеры Победы организовали игру-квест «Блокадный Ленинград» по событиям темных страниц истории. К участию присоединилась Команда Педагогического, будущие учителя заняли второе место.

Участие в игре приняли студенты ТГПУ, обучающиеся в Институте детства и артпедагогики, на биолого-химическом и технолого-экономическом факультетах. Сборную Томского Педагогического возглавил Глеб Балабаев, эксперт Отдела патриотического воспитания ТГПУ.

«Не так важно, исторический профиль у студента или нет: историю родной страны должен знать каждый. Кроме того, участие в подобных активностях будущему педагогу позволяет познакомиться с новым форматом, который можно адаптировать под любой преподаваемый предмет и применять на своих занятиях. А как максимум – это возможность расширить кругозор и культурно провести досуг, ведь педагог должен быть разносторонним и эрудированным, то есть владеть знаниями, выходящими за рамки его предмета», – уверен капитан команды Глеб Балабаев.

Квест состоял из семи этапов. Сначала предстояло продемонстрировать знания о блокадном Ленинграде, погрузиться в историю событий: необходимо было знать, откуда началась операция по снятию блокады, точные даты ее проведения, героев не только операции по освобождению ленинградцев, но и самого блокадного Ленинграда, оказавшихся в заточении и показавших мужество, а также особенности быта блокадников. Затем участники выполняли задания на сопоставление фактов, решение задач.

«Одним из заданий, которое нам всем запомнилось, была расшифровка азбуки Морзе. Мы слушали последовательность коротких и длинных звуков и старались разобрать, что зашифровано в сообщении. Интересно было попробовать сориентироваться на немецкой карте, найти определенные объекты», – делится участница команды ТГПУ Анастасия Курлыпо, студентка БХФ.

Кроме того, в квесте организаторы создали серию специальных туров. Например, испытание для капитанов: Aкомандирам команд нужно было сопоставить картинки и надписи с фактами истории блокадного Ленинграда. Также для участников было подготовлено задание на везение: командам предстояло выбрать примерные даты, цифры, числа, например, отгадать номер дома, где происходило какое-либо важное событие, или определить число громкоговорителей в Ленинграде, которые оповещали о событиях на фронте.

По результатам испытаний Команда Педагогического заняла второе место, показав не только хорошие знания по истории России, но и умение включить логику и проявить креативность в решении задач.

Подробнее

31 января 2022

В России создан мультимедийный онлайн-музей Н.Н. Миклухо-Маклая

Мультимедийный онлайн-музей Николая Николаевича Миклухо-Маклая создан в России и открыт для всех, кто интересуется историей и географией, увлекается путешествиями и помнит имя выдающегося отечественного исследователя, который боролся за права коренного населения Новой Гвинеи. Открытие приурочено к 175-летию ученого и 45-летию дипломатических отношений России и Папуа-Новой Гвинеи.

Образовательно-просветительский ресурс в онлайн-формате на безвозмездной основе представляет разделы для ознакомления с уникальными экспонатами о. Новая Гвинея, макет Берега Маклая в миниатюре с экскурсионной программой, историю путешествий ученого, копии рисунков, книги и фильмы о Н.Н. Миклухо-Маклае, а также статьи, подготовленные профильными специалистами, педагогами, учеными Российской академии наук.

Онлайн-музей Н.Н. Миклухо-Маклая актуален для молодого поколения россиян, обучающихся средних и высших учебных заведений. Он позволяет ознакомиться с достижениями соотечественников в исследовании мира в XIX веке и последователей, прошедших по следам Н.Н. Миклухо-Маклая в наши дни. Экспозиции способствуют как разностороннему интеллектуальному развитию, так и патриотическому воспитанию молодежи.

Торжественное открытие онлайн-музея состоялось в историческом парке «Россия – моя история» при участии представителей Комитетов образования, культуры, молодежной политики и взаимодействию с общественными организациями, внешних связей Санкт-Петербурга, а также Премьер-министра Папуа-Новой Гвинеи Джеймса Марапе, Посольства РФ в Индонезии и Посла РФ в Папуа-Новой Гвинее Людмилы Воробьевой.

Подробнее

31 января 2022

Студенты и сотрудники ТГПУ выступили с докладами на научном симпозиуме «Secitec» в Бразилии

В Федеральном институте образования, науки и технологий Минас-Жерайс (Бразилия), университете-партнере ТГПУ, состоялся ежегодный научный симпозиум Simpósio de Pesquisa, Inovação e Pós-graduação, Semana de Ciência e Tecnologia («Secitec»). К участию по традиции присоединились студенты Томского Педагогического при организационной поддержке Управления международного сотрудничества ТГПУ.

Подробнее

31 января 2022

«Драма – это не театр»: профессор ТГПУ выступила с лекцией для студентов и коллег из Польши

Многие путают драму с театром, однако Валентина Егоровна Головчинер, профессор, главный научный сотрудник кафедры русской литературы ИФФ ТГПУ, точно знает, что это совершенно разные понятия. Об этом и о том, что такое драма как род литературы, она рассказала в рамках онлайн-лекции для студентов и преподавателей Института русистики г. Лодзь (Польша).

Подробнее

28 января 2022

Новости Минпросвещения РФ: «Воспитание вернулось в школы – это очень важный шаг»

Вопросы соблюдения прав детей, буллинг в школе и работу с трудными подростками обсудил Министр просвещения России Сергей Кравцов с делегатами XVIII съезда «Государственная политика Российской Федерации в сфере реализации права ребенка на образование: приоритетные цели, задачи и перспективы их решения». Съезд проходит в онлайн-формате, в нем принимают участие уполномоченные по правам ребенка в субъектах Федерации. Приветствие в адрес съезда направила Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Министр просвещения России Сергей Кравцов на пленарном заседании съезда рассказал о совместной работе Минпросвещения с уполномоченными по правам ребенка в российских регионах.

«Мы тесно взаимодействуем с институтом уполномоченных по правам ребенка и будем продолжать нашу работу. Все последствия, которые мы наблюдаем в отношении нарушения прав детей, буллинг – во многом это идет от воспитания в семье и в школе. Президент России инициировал изменения в законе об образовании, воспитание вернулось в школы – это очень важный шаг, и необходимо, чтобы вы, коллеги, подключились в регионах к работе по воспитанию», – сказал Сергей Кравцов.

Он напомнил, что поддержка дополнительного образования – школьных театров и спортивных секций – это то, что может помочь отвлечь детей от интернета. Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова поддержала эту идею и подчеркнула, что уже сейчас идет работа над расширением школьных театров и привлечением туда как можно большего количества детей.

«Актуальным остается вопрос предоставления жилья детям-сиротам. В прошлом году на это было выделено более 10 миллиардов рублей. Впервые достигнут такой показатель по приобретению жилья. Проблемы еще есть, но мы их решаем. Совместно с Минстроем и с вашей поддержкой мы будем продолжать заниматься этим важнейшим направлением работы», – отметил Министр просвещения.

Сергей Кравцов рассказал о масштабной работе по капитальному ремонту. По поручению Президента России за пять лет капремонт пройдет в 7 300 школьных зданиях – это 20% от всех школ страны. В основном это сельские и малокомплектные школы. Каждой школе выделяются дополнительно 6 млн рублей на оборудование. По словам Министра просвещения, эти деньги важно использовать в соответствии с конкретной ситуацией: на оборудование, мебель, чтобы классы и лаборатории в обновленной школе выглядели современно. Он добавил, что к процессу изменения облика школы важно привлечь и родителей, и учеников, чтобы обсуждать проектные решения и участвовать в приемке зданий. Сергей Кравцов попросил уполномоченных по правам ребенка в субъектах Федерации подключиться к реализации этого проекта.

Министр просвещения России также сообщил, что в 508 коррекционных школах была обновлена материально-техническая база. В этом году еще в 129 школах будет закуплено современное оборудование.

«Работа с трудными детьми – это тема, которую я тоже предложил бы для обсуждения. У нас есть специальные учебно-воспитательные учреждения, их 58 по стране, 17 федеральных. Я был во многих, там обычные дети. Они понимают, что оступились, и сейчас находятся в условиях, где их возвращают к нормальной жизни. Но нельзя допускать, чтобы они попадали в эти учреждения», – констатировал Министр просвещения.

Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Мария Львова-Белова сообщила, что будет создан федеральный детский общественный совет, в который войдут председатели детских общественных советов, чтобы с их помощью можно было бы аккумулировать полезные инициативы.

«Скоро будет создан новый координационный совет по вопросам социальной интеграции детей с инвалидностью и ОВЗ. Мы ищем и обдумываем разные идеи, проекты и начинания. Институт уполномоченных занимается всем детством: нет темы, которая бы нас не касалась. Но важно, чтобы мы выделяли приоритетные темы, чтобы усилия были эффективны», – сказала она.

Съезд посвящен актуальным вопросам реализации и совершенствования государственной политики в сфере защиты права ребенка на образование, в том числе на дополнительное образование, проблемам обучения и воспитания детей с особенностями развития, подростков, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, а также организации образовательного процесса в условиях пандемии и иным вопросам.

Глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила, что темы, которыми занимаются уполномоченные по правам ребенка, близки, интересны и понятны комитету. Она обратила внимание на необходимость решения вопросов питания и подвоза детей к школе в период капитального ремонта школ.

Справочно

XVIII Съезд уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации проходит 26-27 января в онлайн-формате. В работе съезда принимают участие уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, представители Федерального Собрания, профильных федеральных министерств и ведомств, общественных организаций, а также эксперты и специалисты в области образования.

Подробнее

27 января 2022

Новый проект ТГПУ «Моя история: Россия» стартовал в памятную дату

27 января в России – памятная дата: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Он был установлен Федеральным законом от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» в честь событий 1944 года, когда в ходе Ленинградско-Новгородской операции произошло полное снятие блокадных оков.

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года противник вел непрерывные бомбардировки и артиллерийские обстрелы города, предпринимал многочисленные попытки захвата, слома сопротивления. Почти 900 дней сообщение с Ленинградом поддерживалось лишь по Ладожскому озеру и по воздуху. За время блокады Ленинграда от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей.

Сегодня, в 78 годовщину полного освобождения Ленинграда, Отдел патриотического воспитания ТГПУ запускает новый культурно-просветительский проект «Моя история: Россия», в рамках которого с целью популяризации и сохранения исторического знания приглашенные эксперты-историки будут знакомить зрителей с событиями, удостоенными памятных дат. Гостем пилотного выпуска стал председатель правления Томской региональной молодежной общественной организации «Поисковый отряд «Патриот», преподаватель Томского экономико-промышленного колледжа Елезов Максим Анатольевич, который осветит историю почти трехлетних событий (история войны, Томск и события в тылу, быт солдат и граждан, лишения и многое другое).

Подробнее

27 января 2022

Вышел первый выпуск научного журнала «Вестник ТГПУ» в 2022 году

Первый выпуск научного журнала «Вестник Томского государственного педагогического университета» (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) в 2022 году вышел на официальном сайте издания. Журнал посвящен исследованию германских языков, опубликованы статьи по теоретической, прикладной, сопоставительной лингвистике, а также педагогике.

Участниками этого номера стали авторы не только из нашей страны (Томск, Новосибирск, Красноярск, Екатеринбург, Москва, Пятигорск, Севастополь), но и ученые из Китая и Ирана. Выпуск будет интересен лингвистам и исследователям по направлению, а также сможет привлечь внимание современных читателей, затрагивая в статьях актуальные вопросы нашей повседневности.

Например, в работе Ю.Е. Вилковой «Аксиологическое пространство научно-популярного видеоблогинга (на примере анимационных видеороликов о здоровье YouTube-канала «Научпок»)» поднимаются проблемы здоровья, видеоблогинга, современных цифровых платформ. Исследователь анализирует значение речевого жанра совета в аксиологическом пространстве видеоблога. Авторы А.В. Щетинина и А.С. Семёхина в статье «Хейт и ненависть как формы вражды в современной коммуникации: опыт портретирования лексемы и понятия» рассматривают вопросы интернет-коммуникации, которая нередко сопровождается демонстрацией враждебных отношений. Авторы обсуждают общие и различные черты проявления хейта и ненависти как коммуникативных моделей.

Чтобы ознакомиться со всеми статьями выпуска, переходите на официальный сайт издания.

Справочно

Научный журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) приглашает к сотрудничеству авторов, активно интересующихся современным состоянием педагогической науки и практики, актуальными вопросами филологии, а также перспективами ее развития. Журнал входит в перечень ВАК Российской Федерации по филологии и педагогике.

Подробнее

26 января 2022

«Только я и штанга»: студенты ФФКиС – победители Кубка и Регионального турнира Томской области по пауэрлифтингу

В спортивном комплексе «Юпитер» состоялся Кубок и Региональный турнир Томской области по пауэрлифтингу в дисциплинах «Жим» и «Классический жим». На соревнованиях выступили семь студентов факультета физической культуры и спорта ТГПУ, пятеро из которых завоевали победные и призовые места.

Подробнее

26 января 2022

В Татьянин день студентов ТГПУ наградили за заслуги в сфере молодежной политики

В череде праздничных мероприятий по случаю Дня студента в ТГПУ прошла торжественная церемония награждения студентов выпускных курсов, внесших вклад в общественную деятельность вуза и региона. В событии приняли участие ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко и депутат Законодательной Думы Томской области Сергей Борисович Автомонов. Они вручили золотые нагрудные знаки ТГПУ «За заслуги в сфере молодежной политики и воспитательной работы» и благодарственные письма Законодательной Думы Томской области.

Подробнее

26 января 2022

Запускаем челлендж «Универ» всеми вузами Томска!

Ко Дню российского студенчества медиацентр Томского политеха записал оригинальную песню и вместе с участниками Молодежного медиацентра при Минобрнауки России из 17 вузов снял клип с участием Министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова. В нем показаны студенческие традиции российских вузов – от Владивостока до Крыма. Томск представлен всеми шестью университетами – ТПУ, ТГУ, ТГАСУ, ТУСУР, ТГПУ, СибГМУ.

В клипе студенты отмечают свой праздник, «утепляя» памятники, катаясь в тазиках с горок и танцуя на балах, а удачу на экзаменах призывают с помощью монеток и робота.

«С праздником вас, дорогие студенты! Цените это прекрасное время, наслаждайтесь им, учитесь и созидайте, мечтайте и творите, ошибайтесь и начинайте заново, а главное – будьте счастливыми и успешными. Любите свою Родину и свою альма-матер. Перед вами целый мир. Покоряйте новые вершины», – поздравил студентов министр.

Сегодня предлагаем всем желающим присоединиться к челленджу, вспомнить свои студенческие годы и рассказать о традициях студенчества с тегом #традициястудента.

Подробнее

25 января 2022

Поздравление Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова с Днем российского студенчества

Дорогие друзья! 

Сегодня у российского студенчества замечательный праздник – Татьянин день. Для всех, кто когда-то учился, это хороший повод вспомнить свою юность: мудрых преподавателей, верных друзей, незабываемую атмосферу в родном вузе. Честно говоря, немного завидую нынешним студентам: у вас всё впереди! Кроме весёлых капустников и дружеских посиделок, вас, конечно, ждёт и напряжённая учёба, бессонные ночи перед зачётами и экзаменами. Но и в этом есть своя романтика. Опыт преодоления трудностей – ценный багаж, он пригодится вам в будущем. А знания, общение с замечательными наставниками в педагогических вузах и колледжах помогут стать настоящими профессионалами своего дела.

Будьте любознательными и пытливыми, жизнерадостными и энергичными. Развивайте свои таланты, верьте в себя и свою удачу, и тогда обязательно всё получится!

От всей души поздравляю вас и ваших наставников. Желаю вам здоровья, счастья, жажды знаний и творческой самореализации!

С праздником! С Татьяниным днём!

Министр просвещения Сергей Кравцов

Подробнее

25 января 2022

Поздравление с Днем студента от Томского отделения ПАО Сбербанк

Сегодня, в День российского студенчества, обучающихся томских высших учебных заведений с праздником поздравляет Управляющий Томским отделением 8616 ПАО Сбербанк Чепеньков Игорь Сергеевич.

Подробнее

25 января 2022


Новости 1761 - 1780 из 8443
Начало | Пред. | 87 88 89 90 91 | След. | Конец