RSS

От фанфика – к классике в российской школе

В онлайн-формате прошла VII Всероссийская научная олимпиада «Золотые страницы отечественной методики», на которой Томский Педагогический представила студентка четвертого курса историко-филологического факультета Анастасия Степанова, занявшая третье место.

В этом году тема научной олимпиады предполагала обсуждение русской классической литературы в отечественной школе в аспекте опыта постижения и решения современных проблем. Подготовка к олимпиаде предусматривала углубленное знакомство с наследием ученых, внесших значительный вклад в методику изучения русской классической литературы, анализ педагогического опыта, в том числе собственного, если такой был. В первую очередь предполагалось обращение к традициям изучения жизни и творчества писателей-юбиляров 2021 года: Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, М.А. Булгакова.

Олимпиада проводилась в три этапа. Первый, заочный, предполагал подачу заявки, анализ методических работ/разработок ученых и эссе. На втором туре жюри оценивали присланные работы, давали обратную связь, а на заключительном прошел круглый стол «Изучение русской литературной классики в школе: поучительный опыт прошлого и современные подходы».

В процессе анализа методических работ было необходимо осветить несколько вопросов: в чем своеобразие/оригинальность обоснованной системы работы по изучению жизни и творчества писателя; какие методические идеи ученого об организации чтения, анализе и интерпретации литературных произведений участники считают наиболее интересными; какие идеи перспективны для современной образовательной практики и другие.

Для работы Анастасия выбрала личность Федора Михайловича Достоевского и пыталась объяснить, как преподавать в школе такого сложного для детского восприятия и сознания писателя. Написание работы потребовало исследования, в каком объеме и как представлен Достоевский в современных учебниках по литературе. В эссе студентка рассуждала о том, насколько значимо чтение классики в школе, как привить детям интерес к «вечным произведениям» и стоит ли вообще это делать. Для выступления на круглом столе по вопросам изучения классических произведений в школе Анастасия также использовала свои разработки по творчеству Ф.М. Достоевского.

«Про Достоевского мы много говорили на предыдущем курсе, поэтому я решила взять его. Эссе писала от души, эмоционально, о наболевшем. Но так как работы создавались в рамках конкурса, я пыталась писать по делу, по теме и что-то стоящее, приносящее пользу. Конечно, две работы в мою копилку, которые были высоко оценены, – это здорово. Опыт интересный, хоть и не самый простой», – делится студентка.

Участие в Олимпиаде позволило Анастасии не только повысить профессиональный уровень и поделиться опытом, познакомиться с интересными разработками своих коллег, которые помогут в будущей профессии, но и получить признание экспертов, которые удостоили труды студентки ТГПУ третьим призовым местом всероссийского научного события.

Подробнее

17 января 2022

О развитии школьных театров и роли театральной педагогики в обучении будущих учителей в ТГПУ

Студенты и сотрудники Томского Педагогического продолжают готовить театральную постановку под рабочим названием «Волков. И чё?», посвященную 130-летию писателя, выпускника Томского учительского института Александра Мелентьевича Волкова. Спектакль, который расскажет о многогранной личности автора, разрабатывается в сотрудничестве с Театром юного зрителя, руководит процессом Катерина Костина, актриса и режиссер ТЮЗа.

Принципы работы на сцене студенты ТГПУ осваивают в ходе получения педагогического образования: так, в Институте детства и артпедагогики ТГПУ в программу подготовки будущих учителей включены дисциплины «Театральная педагогика» и «Театрализованная деятельность в дошкольной образовательной организации». Кроме того, попробовать себя в роли актера, режиссера, костюмера обучающиеся могут на ежегодном театральном конкурсе ТГПУ «Студенческая весна», где ставят постановки по мотивам известных литературных произведений.

О важности развития школьных театров в России, роли театральной педагогики в обучении будущих учителей и ходе работы над уникальной театральной постановкой – в сегодняшнем сюжете.

Подробнее

14 января 2022

Технопарк ТГПУ готовится к открытию

В Томском государственном педагогическом университете готовится к открытию Технопарк универсальных педагогических компетенций – междисциплинарный пространственно-технологический интегратор новых образовательных треков, коммуникаций, продуктов и компетенций, цель которого – повышение качества педагогического образования.

Подробнее

14 января 2022

Проблемы и перспективы иноязычного образования обсудили в ИИЯМС

В Институте иностранных языков и международного сотрудничества состоялась конференция «Иноязычное образование: проблемы и перспективы», которую подготовили и провели Ирина Константиновна Забродина, заместитель директора Института по учебной работе, к.пед.наук, доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам, и Галина Ивановна Уткина, модератор конференции, доцент кафедры романо-германской филологии и методики обучения иностранным языкам. В конференции приняли участие школьные учителя, учителя техникумов и вузовские преподаватели иностранных языков, преподаватели русского языка как иностранного из Томска, Новосибирска, Калининграда, Вроцлава (Польша).

С приветственным словом к участникам конференции обратилась Г.И. Уткина, сделав краткий обзор этапов развития иноязычного образования в России до 1917 года, в послереволюционный период и в наши дни, для которых характерна вариативность путей изучения иностранных языков в обычной образовательной школе. Это и пропедевтический курс в первом классе на базе факультативных и кружковых занятий, обязательное изучение иностранного языка со второго класса (2 часа в неделю), изучение иностранного языка с пятого по одиннадцатый класс (3 часа в неделю), изучение иностранного языка в десятом и одиннадцатом классах на профильном уровне (5 часов в неделю), новые типы школ: Вальдорфская, Европейская.

«Педагогическая общественность определяет термин «иноязычное образование» на современном этапе развития школы и педагогических наук как целенаправленное систематическое обучение и воспитание обучаемых в образовательных организациях средствами иностранного языка с целью формирования иноязычной коммуникативной и общекультурной компетентности всех возрастных групп обучаемых, – говорит Галина Ивановна. – Следовательно содержание иноязычного образования включает в себя такие понятия как «иностранный язык», «иноязычная культура», «коммуникативная компетентность».

Необходимость такого подхода к проблеме иноязычного образования была отражена практически во всех докладах участников конференции. Спикеры осветили также роль и место в учебно-воспитательном процессе современных цифровых технологий, использование социальной сети «TikTok» и других Интернет- и компьютерных технологий. На конференции шла речь и о проблемах в области иноязычного образования, в том числе в обучении иностранному языку детей с расстройствами аутистического спектра и детей с ОВЗ.

Подробнее

13 января 2022

Новости Минпросвещения РФ: более полутора тысяч человек сразятся в очных полуфиналах Всероссийского конкурса «Флагманы образования. Школа»

Очные полуфиналы конкурса «Флагманы образования. Школа» пройдут с 21 января по 13 марта в восьми городах России. Конкурс является совместным проектом Минпросвещения России и президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Первый полуфинал состоится в Нижнем Новгороде для команд Приволжского федерального округа. По итогам восьми полуфиналов 100 команд станут участниками заключительного этапа конкурса. В полуфиналах примут участие 1608 человек, которые были определены в конце декабря 2021 года по результатам онлайн-тестирования.

Во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Школа» участвуют команды в составе четырех сотрудников одной общеобразовательной организации: руководителей первого и второго уровня, классных руководителей, учителей-предметников. Всего заявки на участие в конкурсе подали 36 758 человек из всех регионов России.

Заявочная кампания продлилась с 7 октября по 10 декабря прошлого года. Команды, которые успешно зарегистрировались на сайте конкурса, получили возможность пройти восьмидневное дистанционное тестирование на проверку общей, функциональной и управленческой грамотности. Рейтинги полуфиналистов в каждом федеральном округе формировались исходя из суммарных баллов всех участников одной команды.

Лидерами по итогам этого конкурсного этапа стали Санкт-Петербург, Свердловская область, Ставропольский край, Москва, Краснодарский край, Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Ростовская и Тюменская области. 18% полуфиналистов представляют сельские районы и удаленные территории страны.

Большинство полуфиналистов конкурса – это педагоги и руководители образовательных организаций в возрасте от 40 до 50 лет (38%), полуфиналистов в возрасте от 25 до 35 лет – 27%, более 50 человек моложе 25 лет, более 40 участников старше 60 лет.

Всероссийский профессиональный конкурс «Флагманы образования. Студенты».

Параллельно конкурсу для сотрудников образовательных организаций продолжается прием заявок от обучающихся вузов для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе «Флагманы образования. Студенты». Традиционно в масштабном профессиональном состязании примут участие студенты Томского государственного педагогического университета: на сегодняшний день от обучающихся ТГПУ уже подано 312 заявок. Прием заявок продлится до 15 января включительно.

Подробнее

13 января 2022

«Queen gambit» по-студенчески: как в ТГПУ прошел блицтурнир по шахматам

Традиционно в стенах ТГПУ проходят соревнования по шахматам. Участие в них могут принять все желающие шахматисты любого уровня, однако особенно важны турниры для будущих педагогов, которым предстоит обучить игре своих воспитанников.

Подробнее

13 января 2022

115 лет со дня рождения Сергея Королёва, основоположника практической космонавтики, ведущего учёного-конструктора СССР

12 января 2022 года в ракетно-космической отрасли отмечается юбилей – 115 лет со дня рождения советского учёного, конструктора, основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королёва, вклад которого в развитие отечественной космонавтики неоценим.

Еще в школе будущий учёный заинтересовался темой космоса, в частности авиационной техникой. Выбор вузовского направления подготовки уже не стоял: Сергей Павлович поступил на авиационное отделение.

Именно ему принадлежат серьёзные достижения страны в области космонавтики: открытие первой ракетной организации «Группа изучения реактивного движения»; создание и испытание первых отечественных жидкостных баллистических ракет «ГИРД-09» и «ГИРД-Х»; проектирование баллистической ракеты с дальностью полета до 600 км; инициатива и запуск на орбиту первого в истории человечества искусственного спутника Земли и другие.

Последовать примеру Сергея Павловича сегодня может каждый школьник: в программу среднего общего образования активно включается дисциплина «Астрономия», развиваются проекты, направленные на популяризацию среди молодёжи истории и современности отечественной космонавтики. Например, проект Томского государственного педагогического университета «Science Up #ТГПУАбсолютныйКосмос», разработанный к 60-летию первого полёта человека в космос, или масштабная инициатива «Космический урок», реализуемая ГК «Роскосмос» и Ракетно-космической корпорацией «Энергия» при организационной поддержке преподавателей и обучающихся ТГПУ, которые разрабатывают методический план урока и проводят образовательную сессию.

В качестве разработчика «Космических уроков» в инициативе активно задействована Юлия Вячеславовна Богданова, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики ФМФ. 20 век – время бурного развития техники и технологий, конечно, это развитие определили люди: активные, целеустремленные, деятельные. Сегодня, в день 115-летия со дня рождения С.П. Королёва, предлагаем вспомнить заслуги основателя космической отрасли России, главного конструктора и идеолога, инноватора с большой буквы. История педагога ТГПУ – о Сергее Королеве, путь которого в космонавтику начался от увиденного в детстве полета аэроплана Сергея Уточника до открытия космической эры в истории человечества.

Подробнее

12 января 2022

Педагогический десант: студенты ТГПУ – с профориентационной миссией в сельские школы

Бойцы вузовского штаба студенческих отрядов ТГПУ славятся своим умением заинтересовать детей и вовлечь их в совместную деятельность, ведь в своей работе они используют самые разнообразные методы и формы взаимодействия. Применят свои навыки наши студенты и в рамках Всероссийской акции «Снежный десант РСО» во время реализации профориентационной программы для детей из отдаленных от города учебных заведений.

В организации «Российские студенческие отряды» уже на протяжении более 50 лет активно реализуется Всероссийская патриотическая акция «Снежный десант РСО». Бойцы разных отрядов, возрастов и направлений деятельности выезжают в деревни и поселки области, где проводят профориентационную работу, занимаются со школьниками 1-11 классов и реализуют культурно-развлекательную программу для всех желающих местных жителей. За трудовой сезон один десант посещает минимум три деревни, в которых заряжает, вдохновляет и мотивирует на дальнейшую самореализацию множество детей и взрослых.

Бойцы ВШСО ТГПУ участвуют в акции уже пятый год. На базе Штаба ТГПУ пока отряда «Снежного десанта» нет, поэтому ребята вступают в другие. В этом году покорять просторы Томской области отправится пять бойцов ВШСО ТГПУ, а еще двое представят ТГПУ и Томское региональное отделение в Кемерово. Среди них, например, комиссар ВШСО ТГПУ, кандидат ОСД «Торнадо» Рудченко Ольга, работник Штаба ТГПУ, кандидат ОСД «Север» Рохманова Юлия, Мария Ивченко, активист ССхО «Клевер», боец ОСД «Эльбрус».

«Посмотреть кино, покататься с горки или на коньках, слепить снеговика и покидаться снежками – классические зимние забавы, каждую из которых боец студенческого отряда без труда способен преобразовать и сделать для ребенка увлекательнее и интереснее. А что, если вместо игры в снежки, вы погружаете ребенка и его друзей в самый настоящий захват крепости и лепите вовсе не снеговика, а любимого героя из популярного мультфильма? Все гениальное – просто! И в силах каждого разнообразить досуг детей и вовлечь их в деятельность с большим интересом», – считает Ольга Рудченко, комиссар ВШСО ТГПУ.

В рамках работы со школьниками наши студенты проводят различные мастер-классы. Просмотр кино заменяется форматом «кинокафе» с обсуждением увиденного, а классический урок химии превращается в увлекательный интерактив, в ходе которого дети узнают, насколько интересна эта наука, где ее можно встретить в повседневной жизни.

«За сезон боец десанта не получает никакой зарплаты, все делается исключительно на добровольном начале и совершенно бескорыстно. Однако нет зарплаты лучше, чем обратная связь от детей и местных жителей и их горящие глаза. Один из детей сказал однажды: «После разговора с вами я действительно поверил в то, что смогу поступить в хороший университет». Эта работа того стоит!» – рассказывает Ольга.

Всероссийская патриотическая акция проводится в десятках городов России. Свою работу отряды снежного десанта начинают еще осенью, в период с октября по ноябрь, с отбора кандидатов в отряды. Десанты совершенно разные по статусу и атмосфере, в каждом из них существует своя особая процедура отбора. Пройдя определенные испытания и став кандидатом, необходимо проявлять себя и быть вовлеченным в подготовку, чтобы выехать в сезон и иметь право носить гордое звание бойца отряда «Снежного десанта».

«О «Снежном десанте» мне рассказала моя коллега, с которой мы были кураторами в прошлом году на конкурсе «Лучшая студенческая дружина ТГПУ». Она уже участвовала в десанте. Я загорелась и решила попробовать в этом году. Выбрала отряд «Север» при КузГТУ, потому что было интересно познакомиться с ребятами из другого региона, посмотреть, как работа проходит там», – делится Юлия Рохманова.

Стать бойцом «Снежного десанта» может не только член студенческого отряда, а любой желающий. В каждом регионе проект стартует в январе. Проводится всероссийское онлайн-открытие акции, после которого каждый регион сам устанавливает дату старта на своем уровне. Выезд проходит во время студенческих зимних каникул, после сдачи всех экзаменов и зачетов. Перед ним каждым отрядом проделывается огромная работа: разрабатываются уроки и мастер-классы для школьников, с нуля создается полноценная авторская концертная программа.

«В прошлом году мы выезжали в село Первомайское, а также были в деревнях Березовка и Успенка, в селе Сергиево и Комсомольское, поселке Орехово и селе Улу-Юл. Взаимодействовали со школьниками дистанционно из-за ковидных ограничений, однако это не помешало нам проводить профориентационную работу и рассказывать детям о вузах Томска», – говорит Мария Ивченко.

Скоро будет дан старт выездам «Снежных десантов» по всей России в небольшие населенные пункты. А пока бойцы отрядов усердно трудятся, чтобы сделать досуг детей из сел и деревень интересным и помочь уже сегодня определиться с будущей профессией.

Подробнее

12 января 2022

Новости Минпросвещения РФ: Сергей Кравцов дал старт федеральной программе капремонта школ

Программу капитального ремонта школ, инициированную Президентом России, открыл Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов во время визита в Республику Карелия.

Министр проинспектировал проведение капитального ремонта в Шуйской школе №1 Прионежского района Карелии и обсудил перспективы обновления ее зданий.

«Федеральная программа капитального ремонта школ в этом году охватит 1306 объектов в 79 регионах России. Программа не ограничится только ремонтными работами, она подразумевает масштабное развитие школ: закупку оборудования, повышение квалификации учителей. Все это позволит создать комфортную и современную образовательную среду. Важно, чтобы школьники и учителя принимали участие в обсуждениях, чтобы проект был максимально открытым», – подчеркнул Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения напомнил, что Федеральный Штаб родительского общественного контроля оказывает необходимую поддержку в реализации этой программы. Совместно с партией «Единая Россия» были созданы такие штабы во всех регионах.

В Республике Карелия в течение пяти лет будут отремонтированы 70 зданий в 51 школе. На предстоящие два года приоритетным определено 21 здание у 18 школ региона, где будут в первоочередном порядке обновлены фасады, кровля и инженерные системы.

Справочно

По поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина всего до конца 2026 года в рамках государственной программы «Развитие образования» отремонтируют 7,3 тыс. зданий школ.

Ранее Минпросвещения России по поручению главы государства проработало обновленную программу по увеличению темпа капитального ремонта школ. Изначально планировалось отремонтировать порядка 700 зданий в 2022 году, но по инициативе Президента их количество будет увеличено, будет проведен ремонт аварийных зданий.

Для эффективной работы Минпросвещения России и партией «Единая Россия» создан Федеральный штаб родительского общественного контроля, который окажет регионам необходимую поддержку и проконсультирует их на всех этапах программы.

Подробнее

11 января 2022

Лучшую студенческую дружину региона выберут в ТГПУ

Ежегодный конкурс на звание «Лучшей студенческой дружины» стартует в Томском Педагогическом в новом, региональном формате. В череде специальных мероприятий, определяющих профессионализм бойцов студенческих отрядов области, примут участие обучающиеся всех вузов Томска и организаций среднего профессионального образования.

Подробнее

11 января 2022

2022: значимые события года

Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов стартовал в России по инициативе президента страны Владимира Владимировича Путина. Глава государства акцентировал внимание регионов на необходимости поддержки программы года через организацию различных мероприятий.

Ближайшие месяцы в стране пройдут в тематическом ключе года, к реализации событий традиционно подключатся образовательные организации, в которых действуют структуры по изучению и сохранению народного наследия. Так, например, кафедра языков народов Сибири ИИЯМС ТГПУ, созданная на базе личного кабинета языкознания профессора, лингвиста, этнографа и археолога Андрея Петровича Дульзона, реализует работу по изучению коренных народов Сибири и их языков, сбору исторического, этнографического, археологического и лингвистического материала в экспедициях.

«Это огромная радость для миллионов людей, которые занимаются народным творчеством, которые увлечены народным искусством по всей стране. Мы видим, что для людей это дело, которому они посвящают всю свою жизнь, которое объединяет представителей самых разных поколений», – сказал Владимир Мединский, министр культуры РФ.

В течение года в России также отметят ряд важных исторических, культурных и других событий. Продолжится череда мероприятий в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации (2018-2027 гг.), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240. Состоится празднование 350-летия со дня рождения российского императора Петра I, поддержанное Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 2018 года № 609. Кроме того, пройдут юбилеи:

  • 80 лет со дня окончания битвы под Москвой (30.09.1941 – 20.04.1942);
  • 80 лет со дня начала Сталинградской битвы (17 июля 1942);
  • 100 лет со дня образования СССР (30 декабря 1922);
  • 105 лет Февральской революции 1917 года, падение монархии в России (2 марта 1917);
  • 105 лет Октябрьской революции 1917 года в России;
  • 210 лет cо дня победы русской армии в Отечественной войне 1812 года;
  • 7 сентября 210 лет со времени Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.

Юбилеи января в историко-культурном пространстве:

  • 13 – 145 лет со дня рождения И.А. Новикова (1877-1959), русского писателя;
  • 12 – 145 лет со дня рождения Дж. Лондона (1876-1916), американского писателя;
  • 15 – 400 лет со дня рождения Мольера (Жан Батист Поклен) (1622-1673), французского драматурга;
  • 16 – 155 лет со дня рождения В.В. Вересаева (1867-1945), русского прозаика, литературоведа;
  • 21 – 140 лет со дня рождения П.А. Флоренского (1882-1937), русского мыслителя, ученого-энциклопедиста;
  • 23 – 190 лет со дня рождения Эдуарда Мане (1832-1883), французского художника-импрессиониста;
  • 24 – 290 лет со дня рождения Огюста Карона де Бомарше (1732-1799), французского драматурга;
  • 25 – 190 лет со дня рождения И.И. Шишкина (1832-1898), русского живописца, мастера пейзажа;
  • 27 – 90 лет со дня рождения Р.Ф. Казаковой (1932-2008), русской поэтессы;
  • 28 – 125 лет со дня рождения В.П. Катаева (1897-1986), русского писателя;
  • 31 – 225 лет со дня рождения Ф.П. Шуберта (1797-1828), австрийского композитора.

Под эгидой ЮНЭСКО:

  • В Казани в 2022 году намерены провести 46-ю сессию комитета ЮНЕСКО.
  • Город Гвадалахара (Мексика) объявлен Всемирной столицей книги 2022 года.

Под эгидой ООН:

  • 2013-2022 гг. – Международное десятилетие сближения культур.
  • 2014-2024 гг. – Десятилетие устойчивой энергетики для всех.
  • 2015-2024 гг. – Международное десятилетие лиц африканского происхождения.
  • 2016-2025 гг. – Десятилетие действий Организации Объединенных Наций по проблемам питания.
  • 2018-2027 гг. – Третье Десятилетие по борьбе за ликвидацию нищеты.
  • 2018-2028 гг. – Международное десятилетие действий «Вода для устойчивого развития».
  • 2019–2028 гг. – Десятилетие семейных фермерских хозяйств.
  • 2019-2028 гг. – Десятилетие мира в память о Нельсоне Манделе.
  • 2021-2030 гг. – Десятилетие наук об океане в интересах устойчивого развития.
  • 2021-2030 гг. – Десятилетие Организации Объединенных Наций по восстановлению экосистем.
  • 2022-2032 гг. – Десятилетие языков коренных народов.
  • 2022 г. – Международный год кустарного рыболовства и аквакультуры.

Подробнее

10 января 2022

ТГПУ – Казахстан: связь, поддержка, образование

В Томском государственном педагогическом университете на сегодняшний день обучается 215 студентов из Казахстана (154 – на очной форме, 61 – на заочной). Только 12 обучающихся покинули Россию на время новогодних каникул и остаются на Родине, остальные продолжают проживание в общежитиях ТГПУ.

Всестороннюю поддержку студентов ТГПУ из Казахстана осуществляют специалисты Управления международного сотрудничества вуза: для всех обучающихся работает оперативный чат в мессенджере WhatsApp, подключиться к которому можно по номеру телефона: +7 923 417-38-84.

Профессорско-преподавательский состав вуза при любой возможности оперативно взаимодействует со студентами, находящимися в Казахстане, для передачи информации и образовательных материалов с целью обеспечения непрерывного образовательного процесса и выражает готовность осуществлять дистанционное обучение при восстановлении связи с городами РК.

Центр психологической поддержки ТГПУ оказывает необходимую помощь студентам университета по телефону горячей линии: +7 952 884-80-54.

Подробнее

10 января 2022

Педагогическая магия вне Хогвартса

Для студентов Томского Педагогического январь – не только праздничные выходные и время подготовки к сессии: будущие педагоги ежегодно выезжают в лагеря для работы с детьми на зимних сменах. В новом году обучающиеся вуза практиковали педагогические и организаторские навыки на площадках Санатория-профилактория «Энергетик» и Центра «Солнечный».

Студентка Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, боец Вузовского штаба студенческих отрядов Таисия Шутова попробовала себя в роли руководителя смены на базе Санатория-профилактория «Энергетик» в Кемеровской области. Здесь проходила языковая смена «Хогвартс» от Лагеря №1.

p n0S 27SV0«Приезжая в детский лагерь, ребенок оказывается в незнакомой ему атмосфере, где существуют свои законы, правила и традиции. Ему предстоит узнать этот мир от начала и до конца. И этот познавательный процесс постоянно будет завязан на общении с другими людьми. На языковой смене это носит еще и образовательный характер», – отмечает руководство Лагеря №1.

В новой роли у студентки ТГПУ появилось и множество новых задач: до смены – организация вожатых для составления план-сетки с учетом специфики лагеря, формирование сметы, защита план-сетки и мероприятий перед руководством. На смене первостепенными задачами были организация непрерывного взаимодействия с родителями и руководством лагеря и формирование отчетности. Любые вопросы родитель мог задать Таисии через удобный мессенджер или по телефону. Не менее важным пунктом в работе была коммуникация с сотрудниками санатория: согласование времени процедур и посещения бассейна детьми с медиками лагеря, оповещение поваров об особенностях здоровья детей и многое другое.

Конечно, в фокусе внимания студентки были воспитанники смены: их физическое и психологическое состояние, удовлетворенность от прохождения смены, заинтересованность и включенность в мероприятия.

«После отбоя работа не заканчивалась: вместе с вожатыми составляли план следующего дня и готовили все необходимое к мероприятиям. Мы заранее проработали все пункты, однако бывали неожиданные повороты событий: например, планировали процедуры до 12 часов, а они прошли до 11, возник свободный час. Поэтому необходимо быть максимально гибким и уметь подстраиваться под обстоятельства», – считает Таисия.

Дебют Таисии в качестве руководителя пришелся на необычную смену: она длилась пять дней, помимо досуговой деятельности, для ребят были организованы оздоровительные процедуры, мастер-классы, тренинги по английскому языку. Несмотря на лингвистическую направленность, многие воспитанники находились на начальном уровне изучения языка, поэтому основу образовательной части составили базовые темы. Например, в парах дети записывали полные предложения друг о друге, описывая имя, возраст, хобби; рисовали портреты и подписывали качества своего собеседника. В любой момент ребята могли обратиться к Таисии или вожатым за помощью с переводом или грамматикой, объяснением правила.

Для полного погружения детей в атмосферу волшебства телефоны разрешали использовать только один час вечером для связи с родителями. Вожатые отмечают, что это позволило воспитанникам быть более включенными в мероприятия, которые для них подготовили педагоги. Ощущение присутствия в школе чародейства сказочного Хогвартса было во всем: вожатые разделили ребят на разные факультеты, как и в саге Дж. К. Роулинг, дети зарабатывали очки, чтобы в конце выиграть Кубок. Тематика смены проявлялась и в украшениях залов, а в коридорах можно было встретить преподавателей – Минерву Макгонагалл, Северуса Снейпа, Альбуса Дамболдора и других.

Задания смены повторяли хронологию в книгах и фильмах о Гарри Поттере. Например, в рамках занятия по нумерологии были предложены последовательность чисел и доска с буквами по типу шахматной. Задачей было найти слова по доске с помощью численной записи и составить небольшой текст. Затем его переводили. Это испытание помогло «Распределяющей Шляпе» зачислить ребят в школу чародейства и волшебства. Конечно, состоялся и знаменитый «Святочный бал», турнир трех волшебников «Кубок огня», прошло приготовление угощений из кафе «Три метлы» детьми и вожатыми.

«Мы писали письма с поздравлениями на Рождество, которое прошло за день до окончания смены, чтобы, вернувшись домой, дети смогли поздравить родителей с праздником. Тем, кто не знал, как писать слова на английском, я сделала заготовку, потом мы вместе перевели ее. Проводили на смене и разговорный клуб, учились общаться на иностранном языке», – рассказывает Таисия.

Параллельно волшебной школе в «Энергетике» прошла не менее сказочная профориентационная смена в Центре «Солнечный», где вожатыми, а точнее старостами факультетов Хогвартса, работали будущие педагоги из ТГПУ: Анастасия Степанова (ИФФ), Милана Чалбаш (ИФФ), Анастасия Беркутова (ИДиА), Марина Торопова (ФПСО), Виктор Федотов (ИФФ), Алена Несветайло (ИФФ). Подробно о смене рассказали в Инстаграм-аккаунте ТГПУ и поделились яркими фотокарточками открытия лагерного сезона 2022.

Подробнее

10 января 2022

Патриотизм – через кино: в Москве подвели итоги Фестиваля «Кинопедагогика»

В преддверии Дня детского кино, который с 1998 года отмечается 8 января по инициативе Московского детского фонда и в связи со столетием первого показа кино для детей в Москве, в МПГУ подвели итоги Фестиваля «Кинопедагогика». Творческий конкурс прошел при поддержке Министерства просвещения России. В его организации приняли участие представители Ассоциации кинопедагогов России «Образ», возглавляемой ректором МПГУ Алексеем Владимировичем Лубковым, и онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс». Экспертом фестиваля выступила доцент ИДиА ТГПУ, кандидат искусствоведения Ада Казимировна Бернатоните. В числе участников успешно выступили магистранты Томского Педагогического.

Конкурсные работы на масштабный творческий фестиваль были присланы из 40 субъектов Российской Федерации. Членами жюри были отсмотрены 126 заявок. Участники – педагогические работники и обучающиеся образовательных организаций высшего образования, педагогические работники системы общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей – представляли инновационные методические разработки, цель которых заключалась в формировании патриотических ценностей у молодежи через презентацию художественных форм киноискусства о Великой Отечественной войне.

На церемонии подведения итогов и награждения победителей к участникам обратился ректор МПГУ А.В. Лубков:

«Кино и педагогика тесно связаны друг с другом, потому что воспитание личности немыслимо без визуальных образов. Задача Ассоциации кинопедагогов «Образ» и всех педагогов – создавать положительные примеры для обучающихся, в том числе с их собственным участием в создании фильмов».

По результатам оценки присланных работ были награждены победители из числа работников и обучающихся вузов, отдельно – представители системы общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей, а также лучшие авторы в различных номинациях. Победу в номинации «За новаторство в кинопедагогике» одержали магистранты ТГПУ Шабалина Лидия Александровна, художественный руководитель детского эстрадного театра-студии «ТАК НАДО» лицея №7, и Алексеенко Татьяна Сергеевна, начальник отдела проектной деятельности Дома культуры «Маяк», с работой «Методика патриотического воспитания школьников 6-10 классов общеобразовательной школы средствами кинематографа на уроках истории и обществознания на основе изучения фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».

В рамках фестиваля участники прошли образовательный блок, включивший лекции по кинопедагогике и мастер-классы от экспертов. Знаниями и богатым опытом поделилась доцент ТГПУ, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов РФ, автор онлайн-курса «К истории и эстетике детского кинематографа: от «Рваных башмаков» до «Частного пионерского» Ада Казимировна Бернатоните, которая также вошла в состав жюри фестиваля, однако не была допущена к оценке заявки обучающихся вуза. Эксперт провела методический МК «Основные аспекты анализа кинопроизведения в контексте работы с учащимися средней и высшей школы».

«Кинопедагогика – это новое и очень динамично развивающееся направление в педагогике, именно в нем наш вуз занимает лидирующие позиции, скромно сказать, уже в масштабах всей страны, – говорит А.К. Бернатоните. – У нас есть магистратура, готовящая педагогов в области истории кинематографа, имеются уникальные программы и разработки, которые в скором времени окажут заметное влияние на кинопедагогику в целом».

Ада Казимировна отмечает, что методическая разработка представителей нашего вуза несколько выбивалась из общего контекста, однако это не помешало жюри достойно оценить высокий уровень анализа киноматериала. Подтверждает этот факт и специальная награда почетная грамота Ассоциации кинообразования России, которой удостоены магистранты ТГПУ.

Завершился фестиваль презентацией Киношколы МПГУ и показом документально-художественного фильма «За облаками солнце». По итогам работы запланирован выпуск сборника, в который войдут работы магистрантов ТГПУ, а его рецензентом выступит А.К. Бернатоните.

Подробнее

9 января 2022

25 декабря и 7 января: есть ли разница?

Задумывались ли вы, почему в большей части мира Рождество празднуется 25 декабря, а в России – 7 января? Сегодня, в день светлого праздника, вспомним историю и найдем ответы вместе с экспертом ТГПУ Сазоновой Натальей Ивановной, доцентом кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию ИФФ ТГПУ и специалистом по истории христианства в России.

«Никто не зафиксировал дату рождения сына у бедных и неизвестных супругов. У иудеев вообще не принято было отмечать дни рождения. Исходя из этой традиции, первые христиане вообще несколько веков не отмечали Рождество. Словом, реальная дата в истории не сохранилась».

Считается, что до IVвека праздник Рождества совпадал с празднованием Крещения, 6 января. С IV века дата празднования перенеслась на 25 декабря. Возможно, это было сделано, чтобы наполнить христианским содержанием фестиваль Солнца, который в Риме приходился на этот день. 25 декабря становится праздником Солнца Правды – Христа. С IVпо XVI вв. дата празднования была едина для христианского Востока и Запада.

24 февраля 1582 года папа Римский Григорий VIII ввел календарь, названный его именем. Он заменил порядок летоисчисления императора Юлия Цезаря. Григорианский календарь позволил более точно соотнести дни церковных праздников с Днем весеннего равноденствия, в соответствии с которым высчитывается Пасхалия.

s07 01«В юлианском летоисчислении високосный год из 366 дней – каждый четвертый, по григорианскому таковы годы, номера которых кратны 4 и 400. Из-за этого к XVI веку разница между календарями составила 10 дней, а к началу XX века достигла 13. Так возникли понятия «старого» (юлианского) и «нового» (григорианского) стилей», – отмечает Наталья Ивановна.

Христианский Восток не принял реформу календаря по ряду причин богослужебного и богословского характера. Наша страна тоже до 1918 года жила по юлианскому календарю. Затем советское государство ввело «новый стиль», но Церковь продолжила применять юлианский календарь. Поэтому по гражданскому календарю Рождество – 7 января, по юлианскому – 25 декабря.

Интересный факт: армянская церковь до сих пор празднует вместе события Рождества Христова и Богоявления, отмечая их 6 января. А вот еврейская (Иерусалимская) церковь празднует Рождество Христово вместе с русской. Католики празднуют Рождество в ночь с 24 на 25 декабря по григорианскому календарю.

В истории России было время, когда празднование Рождества оказалось под запретом. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать праздник. С этим запретом отменялась и рождественская елка, которая стала называться «поповским» обычаем. Согласно постановлению СНК СССР «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю», в день нового года и в дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производилась на общих основаниях.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днем, уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Подробнее

7 января 2022

В память о Владимире Сергеевиче Хилькевиче, Отличнике народного образования СССР, педагоге ФФКиС ТГПУ

03 января 2022 года ушел из жизни Хилькевич Владимир Сергеевич, Отличник народного образования СССР, Заслуженный учитель школы России, педагог с более чем 60-летним стажем, около 40 лет из которых связаны с работой в Томском государственном педагогическом университете, внесший неоценимый вклад в становление и развитие региональной системы многоуровневой подготовки квалифицированных педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Владимир Сергеевич являлся выпускником факультета физического воспитания Томского государственного педагогического института (ныне факультет физической культуры и спорта Томского государственного педагогического университета). Ранее он окончил Новосибирский техникум физической культуры.

Профессиональную службу В.С. Хилькевич начал в 1947 году: он работал преподавателем физического воспитания в Томском медицинском институте им. В.М. Молотова. С 1953 года – в качестве преподавателя физического воспитания Томского топографического техникума. С 1960 по 1972 гг. Владимир Сергеевич осуществлял организационно-методическую работу в системе детских спортивных школ (ДСШ) Томского городского отдела народного образования (Гороно):

  • 1960-1963 гг. – заместитель директора по учебной работе в ДСШ №2;
  • 1963-1968 гг. – завуч ДСШ №1;
  • 1968-1971 гг. – директор ДСШ №5;
  • 1971-1972 гг. – методист Гороно.

В 1972 году В.С. Хилькевич вернулся в систему физического воспитания студентов:

  • 1972-1973 гг. – преподаватель физического воспитания Томского института автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (ТИАСУР);
  • 1973-1978 гг. – старший преподаватель, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта ТИАСУР.
  • с 1978 г. Владимир Сергеевич перешел на ФФКС ТГПУ, где проработал до 2015 года.

s05 01 1Владимир Сергеевич вел активную педагогическую деятельность, являясь первоначально старшим преподавателем (далее – доцентом) кафедры спортивных дисциплин (1978-1990 гг.), старшим преподавателем кафедры теоретических основ физического воспитания (1990-1997 гг.), а также доцентом кафедры высшего спортивного мастерства (2010-2014 гг.).

Богатый опыт практической педагогической деятельности в ДСШ и имеющийся опыт соревновательной деятельности (Мастер спорта СССР) обуславливали высокое качество преподавания В.С. Хилькевичем таких учебных дисциплин, как «Плавание», «Лыжный спорт», «Организация физической культуры», «История физической культуры», «Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование».

Организаторские таланты Владимира Сергеевича также нашли достойное применение. Так, в 1985-1988 гг. В.С. Хилькевич возглавлял кафедру спортивных дисциплин. В отдельные периоды истории ФФКС ТГПУ он являлся временно исполняющим обязанности декана факультета (1979 г., 1985 г.). С 1979 по 1997 годы Владимир Сергеевич являлся заместителем декана ФФКС ТГПУ. В указанной должности в разные годы Владимир Сергеевич курировал на факультете учебную, воспитательную, организационно-методическую работу.

Выпускники отмечают, что воспитывая новое поколение учителей физической культуры и тренеров, Владимир Сергеевич уделял большое внимание формированию гордости у обучающихся за выбранный профессиональный путь, а также осознания социальной значимости и моральной ответственности за результаты своей работы.

Помимо многолетней, плодотворной работы на ФФКиС ТГПУ, Владимир Сергеевич был активно занят в создании многоуровневой системы подготовки педагогических кадров физкультурно-спортивного профиля Томской области в 90-ые годы. Он инициировал и внес значительный вклад в организацию и открытие в 1992 году спортивно-педагогического колледжа при ФФКиС ТГПУ (СПК), который и возглавлял на всем протяжении его существования – 10 лет (1992-2002 гг.). Также большая организационная работа была проведена В.С. Хилькевичем для создания спортивно-педагогического лицея в г. Северске в 1995 году.

В целях качественного методического обеспечения учебного процесса на факультете в 90-ые годы на ФФКиС действовала учебно-методическая лаборатория. В период с 1993 по 2001 гг. преподавательским коллективом совместно с лабораторией подготовлено к изданию и опубликовано под редакцией В.С. Хилькевича 32 учебных и методических пособия для студентов СПК и ФФКиС.

С 2002 г. В.С. Хилькевич в большей степени перешел на методическую работу в качестве ведущего методиста при деканате ФФКС ТГПУ. До ухода за залуженный отдых Владимир Сергеевич продолжал делиться бесценным управленческим, организационно-методическим опытом с молодыми сотрудниками администрации факультета.

Владимира Сергеевича характеризовали такие личностные качества, как колоссальная работоспособность, целеустремленность, настойчивость, требовательность, принципиальность и высокая ответственность. За высокий профессионализм в разные годы Владимир Сергеевич имел многочисленные поощрения и награды: благодарности от руководителей образовательных организаций и органов управления в сфере образования (1955, 1958, 1965, 1971, 1979, 1980, 1985 и др.); знаки «Лучший тренер Томской области» (1967 г.) и «Лучший судья Томской области» (1967 г.); грамоты Министерства внутренних дел СССР (1959 г.), Министерства просвещения РСФСР (1966 г.), Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму (1999 г.); медаль «За заслуги в области образования» (2006 г.); Почётная грамота Администрации Томской области (2011 г.); Почетное звание «Заслуженный учитель школы России» (1998 г.) и др.

Коллектив Томского государственного педагогического университета выражает соболезнования родным, близким, а также коллегам, соратникам и ученикам Владимира Сергеевича Хилькевича, которым была удостоена возможность работать в команде выдающегося профессионала.

Церемония прощания с Хилькевичем Владимиром Сергеевичем состоится в субботу, 08 января 2022 года, с 13.00 часов по адресу: пер. Первомайский, 1/1, похоронный дом «Акрополь».

Подробнее

5 января 2022

В ТГПУ состоялся Ученый совет

29 декабря состоялся Ученый совет ТГПУ. Основной повесткой стало награждение сотрудников университета. Мероприятие проходило в презентационном зале, который расположен в локации IT и разработки виртуальной и дополненной реальности, робототехники будущего Технопарка универсальных педагогических компетенций (пр. Комсомольский, 75).

Подробнее

30 декабря 2021

Поздравление ректора ТГПУ

Ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Николаевич Макаренко поздравляет преподавателей, сотрудников и студентов ТГПУ с Новым годом и Рождеством.

Подробнее

30 декабря 2021

Поздравление Министра просвещения Сергея Кравцова с Новым годом

Неугасаемого стремления к знаниям пожелал глава Минпросвещения России Сергей Кравцов школьникам и студентам в наступающем 2022 году. Он также обратился с наилучшими пожеланиями ко всем, кто работает в сфере образования и воспитания.

Министр просвещения отметил, что уходящий 2021 год, Год науки и технологий, был для всех ярким и насыщенным интересными и важными событиями.

«По-прежнему требуя от всех нас повышенного внимания к защите здоровья, он позволил наполнить нашу жизнь глобальными и масштабными научно-просветительскими событиями, которые мы смогли разделить вместе – с семьей, с близкими, с друзьями и коллегами. Мы провели большую работу для того, чтобы такие возможности предоставила система образования и педагогам, и учащимся, и их родителям по всей стране», – подчеркнул Сергей Кравцов.

Глава Минпросвещения России пожелал счастливого Нового года всем, кто учится и учит.

«Желаю всем в наступающем году неугасаемого стремления к знаниям. Развивайте свои таланты, приобретайте полезные навыки, воплощайте мечты, будьте чуткими к тем, кто рядом с вами, стремитесь к достойным свершениям и будьте счастливы!» – заключил Сергей Кравцов.

Подробнее

30 декабря 2021

Поздравление с Новым годом от Академии Минпросвещения России

Уважаемый Андрей Николаевич, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» поздравляет Вас и коллектив Томского государственного педагогического университета с наступающим 2022 годом!

Уходящий 2021 год, бесспорно, запомнится интересными образовательными, научными и социально-культурными событиями и проектами в системе подготовки педагогических кадров. Сегодня обновление затронуло все сферы деятельности педагогических вузов: совместными усилиями создается единое образовательное пространство педагогического образования, дающее возможность для развития и самореализации студентов, преподавателей, учителей, совершенствования педагогических университетов.

Пусть новый 2022 год станет временем реализации самых смелых планов, временем профессиональных побед и новых возможностей в образовании и науке! Будем рады дальнейшему плодотворному взаимодействию и желаем Вам и Вашему коллективу крепкого здоровья, успехов, благополучия, исполнения всех желаний!

Подробнее

30 декабря 2021


Новости 1801 - 1820 из 8447
Начало | Пред. | 89 90 91 92 93 | След. | Конец