
Выпуск проекта «История ТГПУ в людях», посвящённый Дню химика
Ежегодно в последнее воскресенье мая в России отмечается День химика – профессиональный праздник работников химической и нефтехимической промышленности.
К событию приурочен новый выпуск проекта «История ТГПУ в людях», в котором путь развития вуза раскрывается через судьбы заслуженных деятелей науки и образования, культуры и искусств, физической культуры и спорта, ведущих ученых и учителей с большой буквы.
В преддверии Дня химика, который в этом году празднуется 29 мая, гостем проекта стал Олег Хемович Полещук, профессор, доктор химических наук, главный научный сотрудник биолого-химического факультета ТГПУ, автор около 500 научных работ.
28 мая 2022
В преддверии Общероссийского дня библиотек, который отмечается сегодня, 27 мая, в Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ состоялась встреча библиотекарей Большого томского университета «Библиотека – Университет: 120 лет вместе». Гости познакомились с историей развития библиотечного дела в Томском педуниверситете, посетили книжные выставки и прошли мастер-класс по каллиграфии.
27 мая 2022
В ТГПУ завершился полугодовой курс «Профессиональное самоопределение педагога»
Воспитательная работа в Томском педуниверситете в этом году вышла на новый уровень: впервые сотрудники Центра воспитательной работы и молодежной политики в рамках учебной деятельности реализовали программу факультатива «Профессиональное самоопределение педагога» и готовы поделиться результатами.
27 мая 2022
Выпуск проекта «Научный полк» ТГПУ сегодня посвящен памяти Николая Федоровича Тюменцева, научного деятеля, который не только прошел годы Великой Отечественной войны, но и заложил основы биолого-химического образования в ТГПУ.
Николай Федорович родился в 1902 году в с. Катон-Карагай Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области в семье потомственного казака. Н.Ф. Тюменцев вырос в станице Алтайской в Восточном Казахстане. Отец, Федор Ильич (ок. 1876-1920 гг.), как политически неблагонадежный, не имел постоянной работы: служил то писарем, то ветфельдшером, то занимался сельским хозяйством. Мать, Анна Яковлевна (1879 г.р.), занималась воспитанием шестерых детей.
Образование Н. Тюменцев получил в начальной казачьей школе в родной станице и городском училище в г. Усть-Каменогорск. Затем он продолжил образование в реальном училище, но не смог окончить его из-за материальных трудностей. Николай вместе с младшими братьями работал в хозяйстве родителей, а после гибели отца во время гражданской войны в 1920 году все работы по хозяйству легли на его плечи. Он трудился и секретарем сельсовета, и продавцом в лавке, и делопроизводителем в волисполкоме. С 1924 по 1926 гг. он отбывал военную службу как красноармеец 36 артиллерийского полка в г. Чита. После демобилизации работал секретарем биржи труда, позже счетоводом центрального рабочего кооператива в г. Семипалатинск, был помощником бухгалтера транспортного потребительского общества Туркестано-Сибирской железной дороги. Однако всё это время его не оставляло желание продолжить свое образование: он готовился к поступлению в вуз и заканчивал вечернюю школу.
В 1929 году Н.Ф. Тюменцев попытался поступить в Институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова в Москве, но не прошел по конкурсу. Он вернулся в г. Семипалатинск и продолжил работу на Турксибе. Участвуя в проведении коллективизации в Семипалатинской области, проявил себя как активный общественник. По направлению профсоюзной организации был принят на биологический факультет Томского государственного университета (ТГУ). В 1936 году он окончил геолого-почвенно-географический факультет по специальности «почвовед». Еще студентов он был принят младшим научным сотрудником на Томскую зональную станцию зернового хозяйства, где и остался работать после окончания вуза. Позже Н.Ф. Тюменцев работал в качестве почвоведа-агрохимика в химической лаборатории Томского опытного поля, был старшим научным сотрудником, заведующим секцией химизации Томской зональной станции зернового хозяйства. В 1940 году Н.Ф. Тюменцев участвовал в работе Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Пройдя в университете курс военной подготовки, Н.Ф. Тюменцев получил звание лейтенанта и был аттестован на командира взвода артиллерии.
В 1939 году он был призван в армию в связи с инцидентом на Халкин-Голе. С началом Великой Отечественной войны он был вновь призван в армию. С 1943 по 1945 гг. Н.Ф. Тюменцев принимал участие во многих сражениях в составе 754 гаубичного артиллерийского полка на Ленинградском, 1-ом Прибалтийском, 2-ом Белорусском фронтах в должностях начальника штаба дивизиона и помощника начальника штаба полка. Воевал на территории Польши и Германии. За героизм и отвагу он был награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды и тремя медалями. Н.Ф. Тюменцев демобилизовался в 1946 году в звании капитана.
С 1 августа 1946 года он устроился старшим научным сотрудником и заведующим отделом химизации на Томскую зональную льноводную опытную станцию. Позже перешел работать в ТГУ, сначала ассистентом кафедры почвоведения, потом старшим преподавателем кафедры агрономии. Позже Н.Ф. Тюменцев был начальником почвенного отряда Томского областного управления сельского хозяйства. А в 1951 году Тюменцев поступил в аспирантуру ТГУ к профессору В.Т. Макарову. В Совете ТГУ он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль удобрений в земледелии нечерноземной полосы Приобья» (официальные оппоненты – профессор М.М. Окунцов и доцент Г.Н. Блинков). В январе 1954 года Н.Ф. Тюменцев был утвержден в ученом звании доцента по кафедре агрономии, а в 1955 году – заведующим кафедрой агрономии ТГУ.
С 1 сентября 1959 года Н.Ф. Тюменцев был принят доцентом и исполняющим обязанности заведующего кафедрой основ сельского хозяйства в Томский государственный педагогический институт в порядке перевода из ТГУ. Под руководством Н.Ф. Тюменцева была создана материальная база кафедры основ сельского хозяйства: кабинеты почвоведения, растениеводства, животноводства, механизации сельского хозяйства. На кафедре начались первые в педагогическом институте хоздоговорные работы по темам «Организация агрохимической службы в совхозе» и «Районирование поймы р. Оби». За годы работы в институте Н.Ф. Тюменцевым было опубликовано большое количество научных статей и монографии «Удобрения и урожай» (1959 г.), «Качественная оценка почв» (1962 г.). Многолетние исследования Н.Ф. Тюменцева стали основой докторской диссертации на тему «Роль удобрений в полеводстве нечерноземной полосы в Западной Сибири», которую он защитил в ноябре 1962 года. Н.Ф. Тюменцев работал в Томском государственном педагогическом институте около 10 лет (до 7 июля 1969 года), оказав решающее значение на подготовку педагогических кадров в вузе по данной специальности. Он скончался в 1976 году в Томске.
Награды: ордена Отечественной войны II степени (1944), Красной звезды (1944), Трудового Красного знамени (1966); медали «За оборону Ленинграда» (1943), «За взятие Кенигсберга» (1946), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 ГГ.» (1965), «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970).
26 мая 2022
В Томском педуниверситете реализован Всероссийский конкурс методических рекомендаций, разработок воспитательных событий, оператором которого выступил Центр воспитательной работы и молодежной политики.
Конкурс прошел в рамках перечня общественно значимых мероприятий, проводимых в 2022 году образовательными организациями высшего (педагогического) образования, находящихся в ведении Минпросвещения России, в сфере воспитательной работы, молодежной политики, просветительской деятельности и волонтерского движения.
«Воспитание – одна из приоритетных задач в образовании на сегодняшний день. Ежегодно система воспитания изменяется, выстраивая качественно новые ресурсные основания для внедрения в образовательный процесс», – комментирует руководитель конкурса, член экспертной комиссии, директор Центра ВР и МП Наталья Михайловна Косовских.
Основной целью конкурса стала поддержка в развитии и совершенствовании воспитательной работы в педагогических вузах, школах. Участники разделились на три категории: обучающиеся, молодые педагоги, штатные педагогические работники педагогических университетов. В качестве конкурсных материалов было принято 28 работ по направлениям воспитательной работы от конкурсантов из восьми педагогических вузов. К оценке привлечено семь экспертов из Томского государственного педагогического университета, Уральского государственного педагогического университета, Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского.
«Работа в жюри была очень интересной с точки зрения тех проектов, которые предоставили молодые педагоги: они затрагивали очень востребованные направления, – поделился Иван Александрович Попп, член экспертной комиссии, проректор по проектной деятельности и молодежной политике УрГПУ. – Было видно, что участники, подавшие материалы на конкурс, серьезно относятся к работе. Отдельно отмечу качественно прописанную методологию».
Активно присоединились к участию в конкурсе педагоги и студенты ТГПУ, работы которых были высоко оценены членами жюри и получили призовые и победные места. Так, в категории «Обучающиеся» лауреатом 1 степени стала Юлия Цой (ФМФ) с методической разработкой воспитательного мероприятия «Компетентностная игра «Школа»; лауреатом 2 степени – Анастасия Доманина (ФПСО) с «Воспитательным мероприятием «Медиакорпорация».
В категории «Штатные педагогические работники педагогических университетов» представлены проекты сотрудников ТГПУ: «Физический театр» (авторы: А.Р. Аржаник, Ю.О. Любова, ФМФ) и «Национальные мотивы народных праздников в Сибири» (автор: Н.Г. Самолюк, ТЭФ), которые разделили 2 место.
По итогам конкурса будет создан сборник методических рекомендаций и направлен в педагогические вузы страны.
26 мая 2022
Новости Минпросвещения РФ: Сергей Кравцов дал старт «Марафону побед – 2022»
Отечественное образование по праву считается одним из сильнейших в мире. Оно воспитывает людей с широким кругозором, высокими нравственными качествами, учит ставить масштабные цели и добиваться их. Об этом заявил Министр просвещения Сергей Кравцов, открывая Всероссийский «Марафон побед – 2022», организованный Минпросвещения России.
Министр поздравил выпускников с последним звонком и напомнил, что у них начинается новый важный этап в жизни.
«Вы проститесь со школой, выберете для себя профессию. Словом, вступите в настоящую взрослую жизнь. Отмечу, что вы к ней готовы. Ведь отечественное образование по праву считается одним из сильнейших в мире», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Министр отметил, что «Марафон побед» продлится до 25 июня и станет одним из важных событий последнего школьного месяца для выпускников 2022 года. Марафон включает различные акции и флешмобы, полезные советы, которые поддержат ребят во время экзаменационной кампании.
Ребята могут принять участие в различных проектах в социальных сетях: представить свои успехи в челлендже в Клипах #МоиДостижения, опубликовать свои фотографии с последнего звонка и рассказы о школьных годах в рамках флешмоба #ПрощайШкола2022, примерить на себя различные праздничные тематические маски в соцсети «ВКонтакте», а также поблагодарить учителей, опубликовав посты в социальной сети «Одноклассники» под хештегом #СпасибоУчитель. Различные активности проходят каждый день.
«Уверен, что его мероприятия пройдут интересно, подарят вам самые яркие впечатления, а сам марафон обязательно станет ежегодной доброй традицией для будущих поколений наших выпускников», – резюмировал Сергей Кравцов.
Праздник «Последний звонок», ознаменовавший начало марафона, провели теле- и радиоведущая Тутта Ларсен и выпускник московской школы Даниил Калачёв. В эфир вышли также родители, педагоги и будущие первоклассники, они поздравили выпускников и обратились к ним со словами напутствия.
Онлайн-марафон пройдет при поддержке компании VK в официальных сообществах Минпросвещения России в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» при участии Дирекции общественных проектов Центра просветительских инициатив Министерства просвещения Российской Федерации.
26 мая 2022
Сборная ТГПУ – призер Всероссийских соревнований по спортивной аэробике
В спорткомплексе «Эльбрус» Томска встретились более 500 спортсменов, чтобы принять участие во Всероссийских соревнованиях по спортивной аэробике «Ритмы весны». ТГПУ представила сборная студентов ФФКиС и ИИЯМС. Команда выступила на серебряную медаль.
В соревнованиях сошлись спортсмены в категориях от 6 до 18 лет, представляющие восемь регионов страны. Честь ТГПУ отстаивали студентки факультета физической культуры и спорта Юлия Бурачевская, Алена Деева, Дарья Кузьмина, Диана Нимира, Евгения Юдина и студентка Института иностранных языков и международного сотрудничества Арина Хворостова. Тренирует команду доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ФФКиС ТГПУ Елена Валерьевна Бондаренко.
«При подготовке к соревнованиям используем дополнительное время для тренировок, стараемся «отточить» каждое движение, фиксируем различные ориентиры для расстановки спортсменок на площадке, внимательно продумываем детали, разрабатываем план подготовки к непосредственному выступлению на соревнованиях, – говорит Елена Валерьевна. – Помимо этого, стараемся чаще выступать с показательными упражнениями. Это помогает потом лучше преодолевать волнение».
Выступая по программе, команда ТГПУ показала яркий номер с рядом аэробных связок и акробатическими вставками. Уникальность выходу придавали элементы хип-хопа и поддержки. Обойдя соперников, студентки ТГПУ завоевали серебряную медаль соревнований. Однако, по их собственному признанию, призовое место – не повод расслабляться: спортсменки намерены продолжать усердные тренировки, тем более что они помогают в прокачке навыков, необходимых каждому педагогу.
«Тренировки – это дисциплина: нужно иметь мощную выдержку, чтобы не пропускать и каждый раз отрабатывать как в последний, – делится студентка ИИЯМС Арина Хворостова. – Прокачивается и навык работы в команде, так как каждый уникален, необходимо уметь находить компромиссы и где-то проявлять гибкость, а где-то настойчивость».
Как отмечает тренер команды ТГПУ, конечно, в ходе занятий обучающиеся получают знания, умения и навыки, важные для преподавания данного вида спорта, но бывает и так, что в процессе соревнований возникают непредвиденные ситуации, требующие быстрого решения на фоне нервного напряжения. Такие факторы закаляют ребят, готовят к разным сложным ситуациям в будущей педагогической деятельности.
Впереди сборную ждет переходный период: студентам надо сдать сессии, а кому-то даже защитить дипломы. С 20 июня вуз начнет прием первокурсников, а это значит, что уже в сентябре состав команды ТГПУ по спортивной аэробике может быть обновлен.
26 мая 2022
В ТГПУ прошел юбилейный Лингвофестиваль «Дружба народов» для студентов Большого университета Томска
V Лингвистический фестиваль «Дружба народов», реализуемый Институтом иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ, собрал на сцене Научной библиотеки вуза студентов Большого университета Томска, которые продемонстрировали владение иностранными языками в творческих номерах.
25 мая 2022
Что читаем и как читаем? Отвечаем за круглым столом!
В Научной библиотеке им. А.М. Волкова ТГПУ состоялся круглый стол «Современный читатель. Что читаем и как читаем?». Участниками обсуждения стали студенты, магистранты, аспиранты, преподаватели вуза и библиотекари.
25 мая 2022
В проекте «Научный полк» Министерства науки и высшего образования РФ сегодня вспоминаем жизнь Виктора Павловича Разина, участника Великой Отечественной войны, студента, выпускника и сотрудника Томского педагогического института.
Виктор Павлович родился 14 августа 1925 года в Томске. В 1940 году окончил 7 классов НСШ №17 Томска, а в 1943 году – 10 классов городской средней школы №3. Работал на оборонном заводе №355 фрезеровщиком по металлу по 6 разряду. В ноябре 1943 года ушел добровольцем в ряды Советской армии.
Являлся курсантом Военно-морской школы легких водолазов МВО. Затем в июле 1944 года был ранен и три месяца находился в эвакогоспитале. С ноября 1944 года по январь 1945 года – курсант 34 учебного танкового полка МВО, позже – механик-водитель легких танков и САУ, сержант 576 отделения Самоходного артиллерийского дивизиона 37 гвардейского корпуса Приморского военного округа. Участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Ранен два раза. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Вены», «За победу над Германией», «За победу над Японией». Мобилизован по указу в ноябре 1946 года.
В январе-апреле 1947 года работал на Томском заводе резиновой обуви слесарем по ремонту оборудования. Позже трудился мастером инструментального цеха на Томском радиозаводе, мастером производственного обучения в ремесленном училище №1 Томска, инструктором и преподавателем физического воспитания. В 1951–1955 гг. Виктор Павлович учился на факультете физического воспитания ТГПИ и окончил вуз с отличием. Разин был принят на кафедру физвоспитания. Принимал участие в составе сборной команды Томской области в первенстве РСФСР по тяжелой атлетике в г. Куйбышев, затем в зональных соревнованиях Спартакиады народов РСФСР по тяжелой атлетике, в Ленинграде участвовал в первенстве Центрального совета ДСО «Красная звезда» в качестве тренера.
В 1957 году В.П. Разин был избран на должность старшего преподавателя кафедры физического воспитания. В июне 1959 года на областной конференции Совета Союза спортивных обществ и организаций Томской области избран первым заместителем председателя президиума Совета Союза. С 10 октября 1960 года он был зачислен в Педагогический институт в качестве тренера по тяжелой атлетике с почасовой оплатой, а позже принят на должность старшего преподавателя кафедры гимнастики.
За время работы Виктор Павлович проявил себя как грамотный, исполнительный и дисциплинированный работник, пользующийся большим авторитетом среди работников физической культуры и спортсменов области. В.П. Разин, имевший Всесоюзную судейскую категорию по тяжелой атлетике и I спортивный разряд, систематически работал над повышением своей квалификации.
25 мая 2022
Психология счастья: студенты ФПСО заняли призовое место в региональной профессиональной олимпиаде
На базе Сибирского государственного медицинского университета прошла трехуровневая Региональная студенческая олимпиада по психологии, в которой приняли участие обучающиеся вузов города. Команда ФПСО ТГПУ взяла на профессиональном состязании бронзу.
Олимпиада состояла из трех этапов: творческий конкурс-визитка «Психология счастья», предметное тестирование из 60 вопросов и конкурс проектов профессионального мастерства «Тренинг счастья».
В команду Томского Педагогического вошли студенты вторых и третьих курсов факультета психологии и специального образования: Анна Монич, Самира Самуратова, Екатерина Кузьмина, Екатерина Мясникова, Ксения Свиридова, Анастасия Соколова, Ярославна Шуличенко, Светлана Кукушкина, Яна Переверзева, Анастасия Мысливцева, Зарина Кабдолова и Виктория Федотова.
Первым этапом команда представила свою визитную карточку, где показала постановку сеанса психолога с клиентом, у которого была проблема, заключающаяся в отсутствии ощущения счастья. Через искусное владение профессиональными навыками психолог смог привести пациента в чувство и помог понять, как он может сделать свою жизнь счастливой. После сеанса команда исполнила песню про счастье, закрепив у пациента выработку эндорфинов.
Следующим этапом студенты прошли персональное тестирование, состоящее из 60 вопросов на знание медицинских, психологических и педагогических терминов. Среди всех студентов, участвующих в олимпиаде, студентка ФПСО и по совместительству капитан команды вуза Самира Самуратова заняла третье место по итогам прохождения теста.
«Данное мероприятие является отличной площадкой для знакомства с другими студентами, коллегами из других университетов, что в будущем может помочь при трудоустройстве, ведении различных проектов, обмене знаниями и опытом, – делится впечатлениями Самира. – Также благодаря заданиям – визитке, проекту – мы с командой смогли показать теоретические знания в креативном и творческом ключе, что важно для профессионализма будущего педагога-психолога, ведь мы всегда должны искать небанальные и интересные пути донесения информации до детей. Непосредственно выступление помогло улучшить коммуникативные навыки, умение работать в команде, кроме того, мы получили бесценный опыт презентации продукта перед публикой».
Последним этапом олимпиады стала разработка и и презентация проекта «Тренинг счастья», где команда ТГПУ набрала наибольший балл и заняла первое место. Студенты показали постановку тренинга для подростков, которых к психологу привели различные проблемы, возникающие с родителями (гиперопекаемость, отсутствие внимание со стороны родителей, авторитарное и грубое отношение). Будущие специалисты в этом конкурсе подчеркнули важность сохранения ценности семьи в современном обществе и установления гармоничных отношений в детско-родительском взаимодействии.
«Идея проекта заключалась в том, что в любой семье есть проблемы, но в них можно разобраться, главное иметь желание наладить отношения и открыто говорить о своих чувствах с родителями», – говорит Светлана Кукушкина.
По итогам прохождения испытаний студенты ТГПУ заняли третье командное место. Однако, кроме приза, олимпиада открыла возможность показать себя с профессиональной стороны, применить на практике наработанные за время учебы компетенции (соблюдение этики психолога, педагогический такт, умение слышать, слушать, помогать, уважительное отношение к особенностям каждого человека, нацеленность на результат) и пообщаться с единомышленниками из других университетов города Томска.
24 мая 2022
Об этом сообщил Министр просвещения Сергей Кравцов на открытии XXХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».
«Преподавание основ православной культуры ни в коем случае не может быть оторвано от нашей жизни. Поэтому нужно всегда наполнять примерами, замечательными примерам. Конечно, из жизни и святых угодников, и из жизни наших замечательных современников, из жизни героев, которые отдали свою жизнь на полях сражений. И даже сегодня так много героев, так много тех, кто жертвует своей жизнью, своим здоровьем, защищая Родину», – сказал Патриарх.
Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил, что у ведомства сложился конструктивный диалог с Русской православной церковью.
«За 30 лет работы образовательные чтения зарекомендовали себя как кузница смыслов. Это особенно ценно сегодня, в столь динамично меняющемся мире. Процесс воспитания всегда шел рука об руку с получением знаний, потому что даже качественные знания ничего не значат без нравственного стержня, без формирования личности учащегося. Сегодня перед педагогическим сообществом стоят задачи по воспитанию детей и молодежи в духе патриотизма, в духе сохранения и развития традиционных нравственных ценностей, ценностей нашей культуры, нашей страны», – сказал Сергей Кравцов.
Он указал на необходимость включить элементы курса религиозной культуры и в содержание уроков по другим предметам.
«Считаю полезным и своевременным более ярко отразить те нравственные основы, которые заложены в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», в том числе и в содержании других предметов: истории, литературы, обществознания. Присутствие нравственной составляющей в школьной программе не должно быть номинальным – это залог будущего нашей страны», – добавил Министр просвещения.
Сергей Кравцов отметил, что одна из важнейших наших задач – сохранение и развитие русского языка. Свод основных правил русской орфографии и пунктуации был принят в 1956 году и не регламентировал правила написания слов, относящихся к религиозной сфере. Новый проект правил предлагает слово «Бог» писать с заглавной буквы, так же, как и имена апостолов, пророков и святых.
24 мая 2022
Юбилейный Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна» завершился в Самаре

В течение недели более 5000 человек из 85 регионов России участвовали в мероприятиях XXX Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». Конкурсанты показали 2000 номеров в 62 номинациях и 140 подноминациях по 10 направлениям. Команда ТГПУ в финале была представлена танцевальной командой «KHITRITSY» с номером-победителем регионального этапа «Проклятие русалок», а также выступлением студентки ФПСО Ксении Алтуховой, которая исполнила авторскую песню.
На открытии фестиваля к участникам и организаторам обратился президент России Владимир Владимирович Путин, который отметил масштаб и важность события:
«Каждый год на протяжении своего студенчества я наблюдала за счастливыми ребятами, которые рассказывали о своей поездке на Студвесну. Их глаза горели, речь становилась быстрой, эмоции не стихали. Всегда хотелось ощутить то же самое, и вот это время настало, – говорит Анастасия Жилина, студентка ФКИ ИДиА. – Поездка уникальна далеко не красочным шоу, она уникальна людьми, искренне любящими студенчество и пропитанными творчеством».
24 мая 2022
Регионам необходим препарат «Спутник V» для борьбы с COVID-19
По данным ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, регионы России активнее всего оформляют заявки на получение вакцины «Спутник V», в связи с чем производство других («КовиВак» и «ЭпиВакКорона») было остановлено.
«Спутник V» стал первой вакциной: он разработан в Центре имени Гамалеи, зарегистрирован 11 августа 2020 года, а зимой этого же года введен в гражданский оборот. Из последних вакцин, зарегистрированных Минздравом, – «Конвасэл» датируется 18 марта 2022 года, однако распространения она так и не получила. Регионы продолжают фиксировать повышенный спрос на «Спутник V», а эксперты дискутировать о необходимости ревакцинации:
«Мы никак не можем договориться о ревакцинации, потому что, на самом деле, у нас должны быть популяционные исследования для того, чтобы понять, насколько хватает поствакцинального и постинфекционного иммунитета, в какие сроки нужно проводить ревакцинацию и кому надо проводить ревакцинацию, какими вакцинными платформами», – отметил замдиректора по научной работе ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов.
При этом в Центре Гамалеи специалисты считают, что максимум эффекта от ревакцинации можно получить, если прививаться разными препаратами.
А в это время в медицинских учреждениях Москвы говорят об отсутствии тревоги из-за возможных вспышек инфекции. Как сказала главный врач столичной клинической больницы №52 Марьяна Лысенко, лечебные протоколы отработаны, схемы есть, люди уже понимают, с какой инфекцией они имеют дело, потому медицинское сообщество новых подъемов заболеваемости не боится.
Эксперт также уточнила, что большая часть ответственности за личное здоровье – в руках каждого россиянина, поэтому пренебрегать самозащитой все еще не рекомендуется.
23 мая 2022
В ТГПУ прошла XII Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст»
В субботу, 21 мая, на базе кафедры русского языка ИФФ ТГПУ завершила работу двухдневная Международная научная конференция «Русская речевая культура и текст», посвященная вопросам коммуникативной теории текста и его использованию в практической деятельности сферы образования. Спикерами стали студенты, магистранты, аспиранты, доценты и профессора из России, Казахстана, Китая и Болгарии.
23 мая 2022
Участие профессора ТГПУ в Круглом столе журнала «Русский язык в школе»
В рамках XIX Международных Березинских чтений «Языковое бытие человека и этноса» (г. Москва) в онлайн-формате состоялся Круглый стол журнала «Русский язык в школе» на тему «Совершенствование речи современных школьников и студентов», в котором приняла участие профессор ТГПУ Нина Сергеевна Болотнова.
В рамках научного мероприятия были рассмотрены вопросы: жанры интернет-коммуникации, публицистическая статья как инструмент формирования речевой компетенции школьников, типичные речевые ошибки студентов при создании автобиографических текстов и другие. Нина Сергеевна выступила с докладом «Формирование коммуникативной культуры студентов в условиях современной языковой ситуации (из опыта работы)».
Актуальность заявленной темы обусловлена современной языковой ситуацией: снижение общего уровня культуры общения; рост заимствований; усиление разговорно-просторечной стихии, жаргонизации; ослабление языковых норм в разных сферах общения, особенно в медиасреде с учетом новых информационно-коммуникационных технологий, позволяющих анонимно общаться, создавать свой виртуальный образ. В связи с этим вопрос о формировании коммуникативной культуры в молодежной среде стоит особенно остро.
В выступлении Н.С. Болотной акцент был сделан на роли дисциплин «Риторика», «Стилистика», «Филологический анализ текста», связанных с научным направлением кафедры русского языка ИФФ ТГПУ «Коммуникативная стилистика текста», в общей системе подготовки будущих учителей; особо подчеркивалась роль дисциплин «Русская орфоэпия», «Основы медиалингвистики», «Основы психолингвистики», «Текстовая деятельность в профессиональной сфере», «Теория и практика речевой коммуникации», значимых для формирования коммуникативной компетенции обучающихся в контексте современной языковой ситуации.
Спикер представила и опыт многолетнего проведения кафедрой русского языка ТГПУ серии мероприятий Недели русского языка, а также организации совместно с НМЦ г. Томска Городских риторических турниров школьников и студентов и Открытых сетевых конференций медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество» совместно с РЦРО г. Томска и МАОУ СОШ №36.
Доклад профессора ТГПУ вызвал позитивные отклики участников круглого стола. Была отмечена ценность опыта работы вуза по совершенствованию речевой культуры студентов и желание использовать некоторые из них.
23 мая 2022
Команда болельщиков ТГПУ вернулась со Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна»
В Самаре подходит к завершению программа Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна». Сегодня, 23 мая, будут известны итоги творческого конкурса, в котором ТГПУ представила команда из 29 студентов и сотрудников: участники, болельщики и организаторы масштабного события. Уже завершила свою миссию сборная поддержки Педагогического. С новыми знаниями из истории нашей страны и заряженные энергией мероприятия ребята вернулись в Томск.
Поездка болельщиков на фестиваль стала возможной благодаря победе студенческого актива ТГПУ во Всероссийском конкурсе «Люди Студвесны», реализованном в рамках проекта «Больше, чем путешествие». Ребята сняли видеоролик в поддержку команды региональной делегации и в постах рассказали, почему хотят отправиться на фестиваль. Получив высокую оценку жюри конкурса, они заняли призовое место и в качестве награды отправились в Самару.
Ребята смогли не только посетить открытие юбилейной «Российской студенческой весны» и поддержать Команду Педагогического в конкурсной части, но и отправиться в путешествие по достопримечательностям Самары и области, развить навыки межкультурного общения и пополнить базу знаний истории нашей страны.
«Педагог – это человек, который всегда открыт к новым знаниям и готов черпать их из любой ситуации, – считает директор Центра воспитательной работы и молодежной политики ТГПУ Наталья Михайловна Косовских. – Культурное просвещение – неотъемлемая часть профессионального становления будущего педагога как человека с широким кругозором».
Следуя программе путешествия, болельщики побывали на экскурсии по смотровой площадке «Вертолётка», Замку Гарибальди, Парковому комплексу истории техники им. Сахарова, городу Тольятти, музеям Самары и другим культурным площадкам.
«Больше всего меня поразила поездка в Замок Гарибальди. Это невероятно красивый туристический комплекс, расположенный в селе Хрящевка Самарской области недалеко от города Тольятти, – делится впечатлениями студентка ФПСО Алёна Дылдина. – Также запомнилась прогулка по набережной в г. Самара, на которой расположен внушительный оригинальный памятник «Ладья».
Однако важнейшей стала встреча наших болельщиков с частью команды ТГПУ, которая готовилась к выступлению в конкурсной программе: наставления коллег, их советы перед выходами на сцену, а также громкая поддержка из зала стали подспорьем для студентов университета, представивших вуз в хореографической и вокальной номинациях. Итоги участия Команды Педагогического во Всероссийском фестивале «Российская студенческая весна» станут известны вечером по самарскому времени.
23 мая 2022
Школьники Томска вместе с родителями на практике познакомились с Технопарком ТГПУ
Ассоциация развития педагогического образования в ходе IV Общенационального родительского форума «Современная школа глазами ребенка, родителя, учителя» запустила инициативу единого дня открытых дверей «Технопарк – школе». Томский Педагогический подключился к участию и провел для томичей экскурсию по лаборатории межпредметных исследований Технопарка универсальных педагогических компетенций ТГПУ.
23 мая 2022
В Центре дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ прошло награждение победителей и призеров X региональной олимпиады школьников по физике «Сила Архимеда», в которой в этом году приняли участие 153 учащихся из 30 образовательных учреждений области.
20 мая 2022
Мастер-класс «Сказка как средство развития речи и способ воспитания»: приглашаем к просмотру
Общенациональный родительский форум Ассоциации развития педагогического образования в ТГПУ продолжился мастер-классом «Сказка как средство развития речи и способ воспитания» учителя начальных классов, магистра педагогических наук Татьяны Дмитриевны Фицнер, которая раскрыла терапевтическую сторону детских сказок.
Педагог познакомила слушателей с современными писательницами детских произведений Анной Крылышкиной и Верой Лавриной, работы которых оказывают на детей терапевтический эффект. По мнению Татьяны Дмитриевны, детям сказки нужны не только для того, чтобы их слушать, но и для обсуждений, дискуссий, создания ассоциативных образов и выстраивания правильного отношения со сверстниками. Они также помогают развивать ценности и чувства стиля и вкуса.
Прочтение сказок является важным обучающим элементом в жизни малыша. Через сказку простым и доступным для ребенка языком доносится познавательная, научная и современная информация. Различаются сказки по их подаче и по возрастным категориям: познавательные, например, предназначены для детей от 6 лет, ритмичные «Колобок» и «Теремок» – для самых маленьких.
«Когда мы не даем детям сочинять и делиться своими фантазиями, то все их чувства запираются глубоко внутри, что может однажды привести к взрыву негативных эмоций», – отметила спикер.
Также экспертом была предложена альтернативная подача нового материала ребенку через рассказ сказки с ручной игрушкой Би-ба-бо. Данная игра помогает ребенку рефлексировать по поводу прожитого дня, побороть страхи, капризы и неуверенность в себе, наладить гигиену сна. Проведя мастер-класс по различным возможным вариантам использования игрушки, Татьяна Дмитриевна ответила на интересующие вопросы, с которыми вы можете ознакомиться, посмотрев запись встречи.
20 мая 2022
Новости 1501 - 1520 из 8446
Начало | Пред. | 74 75 76 77 78 | След. | Конец