Доклад ректора ТГПУ на установочной сессии «Август.PRO: матрица педагогических изменений»
23 августа в рамках ежегодного форума «Август.PRO: матрица педагогических изменений» (22-24 августа) состоялась установочная сессия. Ключевыми спикерами стали Грабцевич И.Б, начальник Департамента общего образования Томской области, Калинюк Ю.В., начальник Департамента профессионального образования Томской области. Доклады спикеров были посвящены осмыслению тенденций развития и основным изменениям в образовании, разным аспектам управления качеством образования в системах общего, дополнительного, среднего профессионального образования Российской Федерации и Томской области. С докладом выступил А.Н. Макаренко, ректор ТГПУ.
Макаренко Андрей Николаевич в докладе «ТГПУ: от образовательной среды вуза к открытому образовательному пространству» обозначил ключевые изменения в современном образовании, а также образовательной деятельности вуза и подготовке будущих учителей. По мнению спикера, в современном образовании меняются принципы взаимодействия между различными участниками образовательного процесса и становится устойчивой тенденция: уход от локальных образовательных сред к формированию открытого образовательного пространства, где образовательное учреждение должно стать центром социума.
Основными ценностями ТГПУ, заложенными в стратегии развития вуза до 2030 года, стали доминанта партнерства, ориентация на инновации и индивидуализацию образовательного процесса, что в свою очередь определило качественную трансформацию самого университета. Сегодня он позиционирует себя как открытое образовательное пространство, доступное разным субъектам образовательной деятельности: система общего, дополнительного и среднего профессионального образования, НКО, коммерческие организации, родительское, региональное и всероссийское сообщества в целом. Примерами, подтверждающими утверждение А.Н. Макаренко, стали проекты президентской программы «Учитель будущего поколения России»: Технопарк универсальных педагогических компетенций и педагогический технопарк «Кванториум». ТГПУ на создание Технопарка в 2021 году было выделено 155 млн. р, он располагается в 1 корпусе (пр. Комсомольский, 75). На создание Кванториума в январе 2022 г. – 20 млн. р, он будет размещаться в 8 корпусе (К. Ильмера, 15/1). Оба проекта предполагают активизацизацию проектной деятельности, основанной на междисциплинарной синергии, где ключевыми направлениями станут STEAM и NBIC-конвергенция. В рамках Технопарка и Кванториума уже проведены ряд мероприятий, как: повышение квалификации учителей физики (март, 2022), «Космос по-взрослому»: круглый стол на тему «Земля из космоса» (в рамках образовательно-просветительского проекта Science Up «ТГПУ – абсолютный космос») (12 апреля, 2022), «Космическая мозгобойня: квиз среди студентов Большого университета Томска (в рамках образовательно-просветительского проекта Science Up «ТГПУ – абсолютный космос») (12 апреля, 2022), IV Общенациональный родительский форум «Современная школа глазами ребенка, родителя, учителя»: онлайн-экскурсия (май, 2022), Онлайн-лекция для студентов Казахстана и Беларуси (июнь, 2022) и многое др.
Полноценная работа Технопарка начнется в сентябре 2022 года: разработка межпредметных проектов, в которых будут задействованы как студенты и преподаватели ТГПУ, так и другие субъекты образовательного процесса. Открытие «Кванториума» предполагается в декабре 2022 г.
Особо А.Н. Макаренко остановился на проекте «Университетские смены» как примере реализации в ТГПУ принципов открытого образовательного пространства.
Проект «Университетские профильные образовательные смены» стартовал в июне 2022 года. Инициатива реализации проекта принадлежит министру просвещения Российской Федерации Сергею Кравцову:
«Идея проведения «Университетских смен» родилась во время моей поездки в Донецк. Там ребята мне рассказали, что хотели бы посетить различные города России. Такие смены проходят везде, где находятся педагогические университеты: в Ростове, Санкт-Петербурге, Москве, Шадринске, Ульяновске, Воронеже. В каждом городе есть что посмотреть. Каждый город уникален по-своему».
Основная цель проекта – познакомить подростков ДНР и ЛНР с Россией и ее регионами. Томский педагогический университет, как и другие вузы, включился в проект «Университетские смены». На базе ТГПУ состоялись две, сейчас завершается 3 смена: 1 смена – с 1 по 10 июля 2022 года (59 детей, прибывших из ЛНР); 2 смена – с 11 по 20 июля 2022 года (56 детей, прибывших из ДНР); 3 смена – с 15 по 24 августа 2022 года (60 детей, прибывших из ЛНР. Организаторами проекта была разработана программа «Свидание с Россией: Новые горизонты. Томскими маршрутами», в которую вошли тематические блоки: «Дни сплочения и командообразования»; «Очерки истории и культурного наследия России»; «Россия и современный мир»; «Научное наследие России»; «День Технопарка универсальных педагогических компетенций»; «Раскрой себя!» и «Рекордами Победы». Ключевыми модулями содержания стали «Научное наследие», «Региональное партнерство» и «Диалог о важном».
В проект «Университетские смены» в качестве соучастников и сопартнёров вошли образовательные организации: вузы Большого университета Томска, а также коммерческие организации, музеи, театры и др.
По мнению ректора, подобного плана проект, как «Университетские смены», «можно запустить как региональный и реализуемый на базе ТГПУ, который бы вовлек ежегодно почти 12 000 подростков Томска и Томской области». Такой проект стал бы примером открытости образовательного пространства региона, в которое бы вошли помимо школьников и учителей и другие ключевые и стратегические партнеры, способные влиять на качество современного образования.