11 апреля 2025 года в Томске состоялся финальный этап XII Всероссийского Фестиваля-конкурса образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании». Мероприятие прошло под эгидой МАОУ Томский Хобби-центр и Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ. Уже пять лет ИРПО активно участвует в развитии конкурсного и инновационного движения в системе образования в регионе и за ее пределами.
Проект, который был основан 12 лет назад, обрел всероссийский статус еще в прошлом году. «Расширилась география, число организаций-участников и разнообразие типов образовательных практик», – отметила Людмила Викторовна Дубровина, директор МАОУ «Томский Хобби-центр». В этом году в финал вышли 59 участников, представляющих различные уголки России, включая Череповец, Севастополь, Дзержинск и города томского региона.
Участники конкурса представили свои инновационные образовательные практики в пяти направлениях:
1. Родительское сообщество: вовлечение в образовательный процесс.
2. Освоение обновленной образовательной среды
3. Арт-практики в образовании
4. Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в разных возрастных группах.
5. Управление человеческими ресурсами: эффективные решения (секция для руководителей образовательных организаций).
Каждый год ТГПУ и Хобби-центр определяют наиболее актуальные и востребованные темы для конкурсных разработок. Это важно, так Конкурс является не просто фестивалем, а масштабной площадкой для обмена профессиональными практиками между молодыми и опытными педагогами, между авторами инновационных разработок и будущими учителями, между всеми участниками и экспертами.
Людмила Викторовна Дубровина подчеркивает: «Студенты-старшекурсники ТГПУ и Томского государственного педагогического колледжа активно участвовали в фестивале, видя выступления спикеров и получая новые идеи для своей профессиональной деятельности. Они узнали о том, как «упаковываются» и презентуются инновационные наработки, что позволит им лучше ориентироваться в будущей педагогической практике».
Важно отметить, что все представленные проекты уже реализованы и активно применяются не только в своих образовательных организациях, но и в других учреждениях. То есть это идеи, апробированные и имеющие результаты, что подчеркивает значимость обмена опытом и внедрения инновационных идей в образовательную практику.
В завершении фестиваля Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП ИРПО, провела мастер-класс для участников по применению коучинговых моделей для решения педагогических задач: «Коучинговые технологии предполагают недирективность, безоценочность, опору на позитивное мышление и фокус на будущее, что очень важно для гармонизации межличностных отношений участников образовательного процесса».
Экспертизу очного этапа осуществляли 15 представителей из разных образовательных организаций профессионального, общего и дополнительного образования. От ТГПУ экспертами были преподаватели кафедры педагогики и управления образованием ИРПО и кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА: Ольга Владимировна Лингевич, Елена Николаевна Дудина, Ирина Геннадьевна Купершлаг и Людмила Михайловна Долгова. Ежегодно на площадках конкурса увеличивается количество экспертов от ТГПУ. Это важно двум сторонам: преподаватели педагогического видят возможности обогатить теорию и практику, которую они прорабатывают со студентами, а участники могут получить экспертную оценку.
Отзывы экспертов
Долгова Людмила Михайловна, преподаватель кафедры педагогики и управления образованием ИРПО: «Я работала в секции, которая посвящена гражданско-патриотическому воспитанию. Я хочу сказать, что эти проекты мягко формируют любовь к своему городу, к своей территории и очень много закладывают в опыт детей.
«Инновационная практика мини-музеев в чемодане («Личные вещи солдата ВОВ», «Народная тряпичная кукла», «Русская изба» и др.)» – проект Ювансай Ирины Ильиничны и Стальных Ольги Геннадьевны, воспитателей МАДОУ №79 г. Томска. В этом проекте дети и педагоги всё делают своими руками. Один чемодан посвящен жителям Сибири как они выглядели, какие у них были костюмы. Другой чемодан о Великой отечественной войне (они собрали вещи фронтовиков – своих прадедушек и прабабушек). Дети очень любят играть, складывая всё в коробки. Это очень близко к детской сюжетной игре. И эта идея лежит в основе Музея в чемодане. Опора на детскую игру, которая как раз должна формироваться перед школой – это значимый фактор детского развития.
Еще один замечательный проект был от начальной школы для слабослышащих детей (Дутова Татьяна Николевна, учитель ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск). Педагоги делают ставку на визуальный опыт, делают карты путешествий, выезжают на разные природные объекты, путешествуют по Томской области. При этом применяют цифровые технологии – Яндекс карты. Есть новизна в этих проектах – они деятельностные, в центре внимания взрослых стоит детское действие. Здесь можно выделить два инновационных момента: учитель опирается на то что является сильной стороной детей с ОВЗ и мягко развивает то, что детям дается сложно – они не боятся мира, не боятся вступать в коммуникации – они ездят, встречаются с людьми.
Можно по-разному вовлекать детей в деятельность, часто дети в роли исполнителей. А в этих проектах дети могут проявить свою инициативу, сделать многое своими руками по своему выбору. Выбор, инициатива в деятельности – это хорошие моменты в инновационной образовательной жизни детей».
Медведев Иван Иванович, директор АНО ДО "Детский технопарк "Кванториум":
«Эксперты нашей секции отметили создание образовательной среды в детском саду №79 г. Томска (Ситдикова Ирина Анатольевна, Бузилова Елена Аргадиевна). Начиная с входной группы, каждый сантиметр пространства детского сада обустроен таким образом, что он выполняет и образовательные и воспитательные задачи. Очень важно, что в создании такой среды принимают участие как сами воспитанники, так и члены их семей и воспитатели. Были показаны лучшие практики – взаимодействие образовательной организации с родителями, взаимодействие самих воспитанников – как они презентуют свои работы. Всё это сделано своими руками. Была представлена живая среда, которая постоянно меняется. И детям нравится вовлекаться в эту историю.
Второй проект, который мы отметили Смирновой Екатерины Михайловны (МАОУ Томский Хобби-центр). Проект посвящен созданию картин, которые написали дети. Педагог их оживила и через QR-код можно посмотреть как картина создавалась. При этом остается цифровой след, формируется виртуальная дополненная среда в реальном мире. Нужно отметить, что в наше время большое внимание в системе образования уделяется среде и это очень важно».
Конкурс позволяет вузу осуществлять трансфер успешного опыта. Победители и конкурсанты с наиболее интересными практиками представляют свой опыт на занятиях для магистрантов и бакалавров ТГПУ, что стало уже традицией. В прошлом году в рамках дисциплины «Сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся» магистранты могли познакомиться с инновационным опытом участников, которые представляли свои разработки в соответствующий секции. В этом году запланированы встречи с участниками направления, посвященного работе с человеческим ресурсом, которые представят свой опыт магистрантам в рамках программы «Управление в сфере образования».
«Вне зависимости от сферы деятельности инновации – это именно то, что развивает науку и практику, а значит и в целом цивилизацию. Подобный профессиональные конкурсы, признание со стороны экспертного сообщества, способствуют не только формированию «насмотренности» и развитию профессиональных компетенций, но и вдохновляют педагогов на продолжение инновационной деятельности», – резюмировала Л.В. Куровская.
Фестиваль стал не только платформой для демонстрации успешных практик, но и источником вдохновения для будущих педагогов. Чем больше мы делимся опытом, тем больше обогащаемся и создаем лучшее будущее для всех участников образовательного процесса.
17 апреля 2025
Турнир по арт-фехтованию в ТГПУ
19 апреля 2025 года в корпусе №8 ТГПУ по адресу ул. Карла Ильмера, 15/1 состоится Кубок Томской области по фехтованию (дисциплины «арт-фехтование»).
Организаторы соревнований: Томский государственный педагогический университет, Федерация фехтования Томской области, Национальная академия фехтования.
Главный судья – доцент ТГПУ, вице-президент Федерации фехтования Томской области Виктор Викторович Лобанов.
В турнире примут участие томские и красноярские спортсмены: студия фехтования “Saberia” (ТГПУ), Дворец творчества детей и молодежи г. Томска, Томский гуманитарный лицей, студия фехтования “Эллекен” (ТГАСУ), студия арт-фехтования «Грифон» (г. Красноярск), Школа боевой хореографии «Пульсар» (г. Красноярск).
Соревновательная часть программы начнется в 12 часов 30 минут.
20 апреля 2025 года участники соревнований посетят тематические мастер-классы, ведущими которых будут Сергей Дрянных, чемпион мира по арт-фехтованию 2012 г. руководитель студии «Грифон» (г. Красноярск); Тарас Чикин, руководитель студии арт-фехтования «Путь Кабальеро» (г. Пермь), Виктор Лобанов, руководитель студии “Saberia” (г. Томск)
14 апреля 2025
24 апреля в 14.00 (по московскому времени), в рамках работы проекта ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» Межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика», выступит с сообщением на тему «Метаметодика как способ усиления деятельностной составляющей в профессиональной подготовке учителя» Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета.
Проект предполагает создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего педагогического образования.
Для тех, кто впервые планирует принять участие в вебинарах Новой дидактики, необходимо пройти регистрацию на сайте проекта didactica.yspu.org до 22 апреля 2025 года включительно.
Более подробная информация доступна по ссылке.
11 апреля 2025
Развитие инженерного образования в регионе и стране: взаимодействие и перспективы

3 апреля 2005 года в Томском политехническом университете состоялся семинар в формате круглого стола «Просветительская активность студентов и ВУЗов в общеобразовательных организациях регионов в области физики». Круглый стол объединил представителей университетов Томска (ТПУ, ТГУ, ТГПУ), директоров школ, студентов и магистрантов. На мероприятии присутствовали гости - Каманин Дмитрий Владимирович (директор) и Широков Пётр Дмитриевич (ведущий методист) Объединённого института ядерных исследований, Дубна. Томский государственный педагогический университет представляли Червонный Михаил Александрович, директор Центра дополнительного физико-математического образования ТГПУ, Аржаник Алексей Ремович, зав.кафедрой физики и методики обучения физики ТГПУ, Семёнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования ТГПУ и 10 студентов второго курса физико-математического факультета, на встрече были и выпускники ТГПУ, в том числе пилотного проекта переподготовки выпускников непедагогических вузов.
Открыла семинар Киселёва Наталия Александровна, заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политики цифровому развитию, которая подчеркнула значимость вопросов развития школьного инженерно-технологического образования в контексте стремления страны к технологическому лидерству. Далее на круглом столе обсуждались вопросы вовлечения педагогов в образовательные организации, возможности и трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги, потенциал взаимодействия университетов и школ для развития инженерного образования. Аржаник Алексей Ремович отметил, что педагогический ВУЗ выполняет важнейшую для государства миссию: подготовка педагогов по физике. Важно чтобы эта миссия была максимально поддержана, и создавались благоприятные условия для того, чтобы выпускники школ стремились в педагогический ВУЗ. Большую роль здесь может играть целевая подготовка будущих педагогов.
4 апреля представители ТПУ и Объединённого института ядерных исследований (Дубна) посетили площадки Томского государственного педагогического университета – Технопарк и физико-математический факультет. М.А. Червонный и А.Р. Аржаник представили коллегам оборудование и наборы, рекомендуемые для инженерных классов и для других вузов. Так, цифровое оборудование и датчики для смартфонов задают новые возможности для инженерного образования, рентген-аппарат ТГПУ не только может помочь раскрыть некоторые темы физики школьникам, но хорошо сопрягается с исследованиями ТПУ по направлениям медицинской физики, а Дубна проводит аналогичные исследования на своем реакторе. Кроме того, обсуждались учебники по физике: коллеги из Дубны патронируют учебник, разработанный для подготовки школьников-будущих инженеров по физике, а ТГПУ имеет опыт экспертирования этого учебника. Третья значимая тема встречи – сотрудничество ТГПУ с проектом СКИФ, где оборудование и установки подготовлены томскими учеными. Взаимодействие ТГПУ и центра СКИФ создает синхронную работу ученых и педагогов, что позволяет совместно разрабатывать современные подходы к физике, химии и биологии.
В ходе встречи участники пришли к идее создания общего проекта по внедрению новых идей в школу, что станет предметом обсуждения 14 апреля 2025 в Дубне в рамках Международной стажировки “Опыт ОИЯИ для стран-участниц и государств-партнеров”. ТГПУ подтверждает свою роль в развитии инженерного образования и укрепляет сотрудничество с ведущими научно-образовательными центрами.
8 апреля 2025
НОЦ ЦДИИО ИРПО ТГПУ разработал веб-приложение с ИИ-ассистентом для поддержки студенческих инициатив
Сотрудники Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Томского государственного педагогического университета завершили разработку прототипа инновационной платформы, направленной на сопровождение студенческих проектов. Прототип веб-приложения использует искусственный интеллект для автоматизации рутинных задач и помогает студентам трансформировать идеи в готовые к реализации инициативы.
Рис.1 Общий интерфейс приложения по сопровождению проектов студентов DigitalProjects TSPU
Ключевые функции платформы:
Генерация проектных заявок — ИИ-помощник создаёт структурированные описания проектов, включая цели, задачи и анализ рисков.
Управление дедлайнами — интерактивный календарь с автоматическими напоминаниями и визуализацией этапов.
Подбор команд — инструмент для формирования групп на основе навыков и опыта участников.
Аналитическая поддержка преподавателей — мониторинг прогресса, оценка рисков и рекомендации для менторов (в разработке).
Рис. 2. Интерфейс функции ИИ-поддержки разработки проектов студентами в веб-приложении
Руководитель проекта Андрей Глухов курирует интеграцию ИИ-решений в образовательные процессы, а инженер-программист Кирилл Никифоров обеспечивает техническую реализацию платформы. Их совместная работа позволила создать инструмент, который не только упрощает подготовку проектов, но и повышает их конкурентоспособность.
Платформа заполняет пробел на рынке EdTech, предлагая специализированную поддержку студенческих инициатив. Уникальность решения — в сочетании генеративного ИИ (аналоги ChatGPT) и образовательной аналитики, что делает процесс создания проектов интуитивным и доступным. В будущем планируется интеграция с LMS-системами и масштабирование на другие вузы.
3 апреля 2025
Проект «Стань Первым с ЗабГУ – создай будущее сегодня! II сезон» (№ 25-592-64872-1-0001-005884), в реализации которого в качестве партнера участвует Томский государственный педагогический университет, стал победителем конкурса «Движение первых». Коллаборация с Забайкальским государственным университетом позволит ТГПУ применить свои компетенции в области цифровой дидактики и искусственного интеллекта для поддержки молодежи.
Руководитель научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ИРПО ТГПУ Андрей Петрович Глухов будет курировать направление по интеграции ИИ-технологий в профориентационные и профилактические программы проекта. В его задачи входит:
- Разработка онлайн-курса с адаптивным контентом для школьников из удалённых районов Забайкалья;
- Обучение волонтёров работе с ИИ-инструментами, включая чат-боты для анализа эмоционального состояния и предпрофессиональных интересов подростков;
- Создание веб-платформы на базе ИИ, которая сформирует персонализированные карьерные рекомендации и интегрируется с региональным порталом «Профнавигатор Забайкалья».
Участие ТГПУ в проекте подчеркивает его экспертизу в цифровых образовательных технологиях. Внедрение технологий ИИ позволит повысить эффективность профилактики деструктивного поведения среди молодежи и создать модель, которую можно масштабировать на другие регионы России.
ТГПУ поздравляет Забайкальский государственный университет с победой в конкурсе и благодарит за доверие. Отдельная признательность — Управлению по работе с молодёжью ЗабГУ за организацию проекта. Совместная работа двух вузов укрепляет межвузовское партнёрство и демонстрирует, что даже локальный вклад способен усилить значимые социальные инициативы.
2 апреля 2025
С 07 апреля 2025 стартуют курсы повышения квалификации (КПК) для профессорско-преподавательского состава ТГПУ по теме "Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы высшего образования".
Обучение по программе позволит слушателям овладеть основами работы с технологиями искусственного интеллекта, функциональными возможностями цифровых инструментов на основе использования генеративных нейросетей в образовательной деятельности.
Контакты: ул. Герцена, д. 49, к.331, электронная почта специалиста ЦДОРК cdork@tspu.ru
По ссылке можно скачать заявление для регистации, служебную записку.
С подробной информацией можно ознакомиться в ИНФОРМАЦИОННОМ ПИСЬМЕ.
28 марта 2025
Аспирант ирпо тгпу представит в томскую область на финале фестиваля в Москве
Аспирант Институра развития педагогического образования ТГПУ Ма Хайсинь успешно выступил на региональном этапе Всероссийского фестиваля конкурса патриотической песни имени Иосифа Кобзона.
Ма Хайсинь получил Гран-при фестиваля за блестящее исполнение песни "Подмосковные вечера" (слова Матусовского М. , музыка Соловьёва-Седова В.) под музыкальный аккомпанемент своей супруги, аспирантки ИРПО Лю Цянь.
Теперь обладатель Гран-при представит Томскую область на финале фестиваля, который состоится 11 сентября в Москве, в день рождения И.Д. Кобзона.
Ссылка на видео с выступления Ма Хайсинь https://vk.com/video-1174277_456240174?access_key=a5c8b952234fe2019a
28 марта 2025
В рамках научного направления "Дидактика сельской школы", курируемого д.пед.н. Сертаковой Еленой Евгеньевной 31 марта 2025 в 10:00 в МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района, запланировано проведение регионального научно-методического семинара «Организация образовательного процесса рурально-ориентированной полифункциональной сельской школы».
В плане семинара: деловая игра, участие в мастер-классах и интерактиве, выступления руководителя НОЦ ПСШ профессора Сартаковой Е. Е., административного состава ОО.
Формат участия в семинаре: очный и онлайн.
Для участия в режиме онлайн: ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/rooms/mp2-jyk-x6c-osi/join
Контакты: Лобачева Елена Юрьевна, методист МБОУ «Кисловская СОШ» Томского района, телефон для связи: 8-913-804-13-05, электронная почта: lobachevaelena1@mail.ru
Для участия в семинаре необходимо в срок до 27.03.2025г. зарегистрироваться по ссылке:
С более подробной информацией о мероприятии можно ознакомиться в информационном письме и программе семинара.
27 марта 2025
1 марта 2025 года начинается прием работ на XII Всероссийский фестиваль-конкурс образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании», организуемый Парком инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ и МАОУ «Томский хобби-центр».
Цель мероприятия - выявление и тиражирование успешных современных образовательных практик.
К участию приглашаются руководители и педагогические работники организаций дополнительного, общего, дошкольного, среднего профессионального и высшего образования, обучающиеся педагогических направлений подготовки.
Номинации 2025 года:
- Родительское сообщество: вовлечение в образовательный процесс.
- Освоение обновленной образовательной среды (зон и пространств детских инициатив для различных видов деятельности).
- Арт-практики в образовании (медиа, театры, музеи и др.).
- Инклюзивная среда: интеграция инокультурных обучающихся.
- Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в разных возрастных группах.
- Управление человеческими ресурсами: эффективные решения (мотивация, корпоративная культура, создание кадрового ресурса).
Заявки для участия в мероприятии принимаются до 23 марта 2025 г. Итоговое мероприятие состоится 11 апреля 2025 г по адресу ул. Герцена,66 Научная библиотека ТГПУ.
Подробная информация в Положении
24 марта 2025
Новости 61 - 70 из 392
Начало | Пред. | 5 6 7 8 9 | След. | Конец