Итоги учебной практики студентов группы 352, занимающихся в спецсеминаре по теории языка
Завершилась первая практика студентов-филологов II курса, которая включала в себя научно-исследовательскую деятельность и организацию внеклассного образовательного мероприятия. Студенты успешно справились со всеми поставленными задачами.
В рамках научно-исследовательской работы они ознакомились с профильными научными и методическими журналами, написали ключевые фрагменты исследований по индивидуальной тематике, некоторые − выступили с докладами на международной конференции «Наука и образование» и подготовили к публикации статьи по её итогам.
Студенты получили и первый опыт педагогической работы, самостоятельно разработав и реализовав внеклассное мероприятие – интеллектуальную игру «Филологический калейдоскоп» для учеников 6 «В» класса МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска. При знакомстве с классом студенты также презентовали школьникам свой вуз и факультет, провели мини-экскурсии по этнолингвистическому музею «Русская изба в Сибири» и кабинету диалектологии и этнолингвистики.
Екатерина Шмакова поделилась своими впечатлениями:
По учебно-воспитательной деятельности была проведена большая и трудоемкая работа. 14.04.2017 состоялась первая встреча с учениками 6 «В» класса, школы № 14, которая проходила в формате презентации для знакомства с подшефным классом. Для детей была организована экскурсия в двух музеях, находящихся в 8 корпусе ТГПУ. Первым музеем, который посетили ребята, стал «Этнолингвистический музей Русская изба в Сибири». Мы выступили в роли экскурсоводов: показали русский быт и его предметы ученикам, которые в свою очередь внимательно слушали, задавали и отвечали на вопросы. Мы познакомили детей с такими предметами русского быта, как русская печь, красный угол, ухват, сундук, кочерга, прялка и веретено, лопата для выпечки, чугунные утюги, самовар.
Во втором музее − «Кабинет диалектологии и этнолингвистики» − был проведен опрос, в котором ученики сами, исходя из своего прошлого опыта, отвечали на наши вопросы. Дети увидели более современные предметы русского быта, такие как праздничная одежда, чугунная вафельница, украшения для дома, крынка, патефон, печатная машинка и т.д. В конце встречи была проведена рефлексия, обмен впечатлениями. Дети остались довольны.
Вторая встреча проходила 21.04.2017 в жанре интеллектуальной игры под названием «Филологический калейдоскоп». Ее цель − знакомство школьников с некоторыми тайнами лингвистики, а для нас − в обучении методики ведения внеклассного группового мероприятия. Интеллектуальная игра была подготовлена нами заранее, задания подобраны именно для учеников 6 класса. Школьники были поделены на 3 команды. Каждая выполнила домашнее задание придумать название и девиз команды. Игра была поделена на 4 раунда, каждый из которых имел свое название: 1 раунд – «Крокодил», 2 раунд – «Без слов», 3 раунд – «Своя игра» , 4 раунд – «Циферки».
В первом раунде было подобрано 24 слова, то есть на одну команду по 8 слов. Приведенные слова были, конечно же, связаны с русским языком: язык, слово, буква, звук, точка, приставка, суффикс, глагол и т.д. Суть игры заключалась в том, что каждый ученик должен устно объяснить своей команде исходное слово, не называя его самого и сопутствующие однокоренные лексемы. На одного человека приходилось примерно по 2-3 слова. Такое упражнение развивает нужный навык объяснения толкования слова. Для ребят это было увлекательное задание, с которым они легко справились. Такой вид занятия учит ребенка правильно объяснять слова, а также заставляет задуматься над особенностями их семантики.
Второй раунд, согласно жанру интеллектуальной игры, был нами усложнен. В данном случае ученики должны были истолковать слова, значение которых связано с русским языком, с помощью жестов. Взято было, как и в прошлый раз, по 24 слова, то есть по 8 слов на одну команду. Лексемы были подобраны с одинаковой сложностью для разных команд: так, были отобраны местоимения: мы, он, она, ты и др.; существительные: стол, стул, волосы и др.; глаголы: сидеть, спать, смотреть, бежать и др.; прилагательные: синий, стеклянный, большой и др. Такая игра развивает у детей мышление, самостоятельность и организованность. Так как все внимание курирующих группы студентов было направлено на учеников, они развивали навык борьбы с робостью, неуверенностью. Игра раскрепощает ребенка и при этом заставляет его задуматься над семантикой слова, суметь истолковать слово так, чтобы его смысл был понятен каждому.
Третий раунд − «Своя игра». Дети сами выбирали себе задание по пятибалльной шкале сложности и выполняли его командой. У каждого задания имелось название: 1 балл «Бес глас», 2 балла «Перевертыши», 3 балла «Пословицы по-современному», 4 балла «Эпитеты есть? А если найду!» и 5 баллов «Нарисуй мне небо». У каждой из 3-х команд были свои задания. Больше всего ученикам понравилось играть в «Нарисуй мне небо», в которой команде нужно было нарисовать иллюстрацию к художественному произведению, а потом один из участников должен был угадать это произведение. Затруднительным для ребят оказалось задание «Перевертыши», в котором выдавались слова-анаграммы, которые нужно было переделать в другие слова. Отмечу, что такие задания развивают у школьников сообразительность и мышление, учат работать в команде.
Четвертый раунд был самым сложным. Только одна из трех команд смогла выполнить все задания. Команде представляли пять картинок с вопросами, каждый из которых содержал в себе цифру. Капитаны должны были ответить при помощи выбора той или иной цифры. Поэтому раунд назывался «Циферки». Такое упражнение заставляет учеников вспомнить прочитанные ранее произведения, а также обучает их обращать внимание на мелкие детали, которые чаще всего упускаются при чтении.
В итоге были определены победители, все дети получили призы. Школьники остались довольны результатами. Интеллектуальная игра «Филологический калейдоскоп» научила ребят быть более внимательными, собранными, сообразительными, заставила многих учеников вспомнить правила русского языка, изученные ранее.
Материал подготовили: доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Анна Юрьевна Саркисова и студентка 352 группы ИФФ Екатерина Шмакова.
25 апреля 2017
ОБ ИТОГАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ 352 ГРУППЫ В МАОУ СОШ № 36 г. ТОМСКА
Группа студентов 2 курса 352 гр. ИФФ ТГПУ, обучающихся в спецсеминаре по русскому языку проф. Н.С. Болотновой, успешно завершила производственную практику в МАОУ СОШ № 36 г. Томска. Работу студентов в школе курировала заместитель директора по НМР, к.п.н., доцент кафедры современного русского языка и стилистики ИФФ ТГПУ Безменова Лилия Романовна.
Студенты познакомились с инновационным вектором развития ОУ: Концепцией внеурочной деятельности, цель которой – организация культуротворческой среды для формирования личностных и метапредметных результатов. На основе программ по внеурочной деятельности гуманитарного профиля студентами были написаны отзывы, в которых они не только высказали своё отношение к содержанию программ, но и дали рекомендации по включению некоторых интересных форм организации внеурочной деятельности.
Открытые занятия студентов для обучающихся 6-11-х классов, подготовленные под руководством преподавателей кафедры современного русского языка и стилистики - групповых (научных) руководителей курсовых работ (Н.С. Болотновой, А.В. Болотнова, Т.Ф. Глебской, С.М. Карпенко, С.В. Лобановой А.С. Савенко), оставили очень хорошие впечатления: большинство студентов использовали ИКТ-технологии, активные формы подачи материала, сумели «заразить» темой своего исследования обучающихся, создали комфортную обстановку для учебного диалога.
21.04.2017г состоялся городской семинар-практикум «Возможности театрально-сценического подхода в образовании» (площадка XVI межрегиональной научно-практической конференции «Поликультурное и этнокультурное образование: стратегия движения и поиск новых ориентиров»), в котором приняли участие студенты 2 и 4 курсов историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета.
На семинаре прозвучали доклады Безменовой Л.Р., к.п.н., заместителя директора по НМР, по теме «Формирование культуротворческой образовательной среды как основы эмоционального образования» и Подрезовой И.И., заслуженного учителя РФ, учителя русского языка и литературы, по теме «Использование приемов театральной педагогики в урочной и внеурочной деятельности».
Также были проведены два мастер-класса по использованию сценически-игровых упражнений на уроках русского языка и литературы, активными участниками которых стали студенты.
Анализ рефлексивных карт (приёмы «Ладошка» и «Незаконченное предложение»), заполненных студентами, показал, что посещённый семинар, по их мнению, «расширил рамки и границы стандартных уроков», «дал возможность обогатиться новыми методами и приёмами», «пополнил знания о методике и формах проведения урочной и внеурочной работы», «раскрыл секреты учителей-профессионалов, которые будут использоваться в школьной практике», «помог раскрыть себя и сблизил одногруппников».
Студенты стали участниками региональной заочной визуальной конференции «Профессиональный интерес», цель которой – формирование профессиональных компетенций студентов и магистрантов, используя ИКТ-технологии. На методическом сайте образовательного учреждения «Профессионал» размещены доклады-презентации, связанные с темами курсовых работ, студентов Гизбрехта Э., Вегнер А., Татаринцевой Е., Парепко П., Дроздовой Д.
Активно ребята включились в работу по проведению регионального театрального фестиваля школьников «Театр и мы», организаторами которого стало ОУ. Оценить более 50 работ учащихся (иллюстрации к спектаклям томских театров и синквейны по темам «Премьера», «Антракт») было не так просто, студенты отметили креативный подход обучающихся 1-6-х классов при выполнении конкурсных заданий.
В ходе подготовки к Городскому риторическому турниру Гизбрехт Эдуард курировал ученицу 8 класса Джоробаеву Мухлису, которая стала победителем в своей возрастной группе.
Анастасия Вегнер инициировала взаимодействие студентов и редакции школьной газеты «ЯблокО»: в следующем номере выйдут заметки-впечатления о практике в школе.
Надеемся, что подобные формы взаимодействия вуза и школы будут полезны и найдут своё продолжение.
Материал подготовлен
к.п.н., доц. кафедры современного русского языка и стилистик
Л.Р. Безменовой
23 апреля 2017
Работа подсекции "Всеобщая история" секции «История» в рамкахXXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» проходила 20 апреля в составе 22 человек. Возглавлял работу подсекции д.и.н., профессор О.Н. Мухин.
Среди участников конференции присутствовали специализирующиеся по кафедре всеобщей истории студенты 1-3 курсов ИФФ, а также наши постоянные гости из соседнего региона – Кемеровской области. В этом году к нам приехали студентки 5 курса историко-филологического факультета Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета. На работе подсекции «Всеобщая история» успешно выступили с сообщениями как имеющие большой опыт участия в конференциях магистранты, так дебютанты.
По итогам работы подсекции в качестве лучших докладов отмечены:
- Польская католическая церковь против гендерной идеологии: современное состояние проблемы. Автор - Кривошеина Владислава Олеговна, магистрантка I курса ИФФ (Научный руководитель: научный сотрудник А.В. Соболевский);
- Движения социального протеста в Германии на завершающем этапе Первой мировой войны. Автор - Чебан Михаил Петрович, студент III курса ИФФ ТГПУ (Научный руководитель: канд.ист.наук, доцент Г.В. Грошева).
Награждение дипломами осуществлялось по двум номинациям: «Лучшие доклады среди магистрантов» и «Лучшие доклады среди бакалавров».
Магистранты:
Диплом I степени - Кривошеина Владислава Олеговна, магистрант I курса ИФФ ТГПУ;
Диплом II степени - Цепенников Антон Николаевич, магистрант I курса ИФФ ТГПУ.
Бакалавры:
Диплом I степени - Чебан Михаил Петрович, студент 3 курса ИФФ ТГПУ;
Диплом II степени - Вельмезова Татьяна Евгеньевна, студентка 5 курса ИФФ Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, Зайко Ольга Игоревна, студентка 2 курса ИФФ ТГПУ;
Диплом III степени - Прокопьева Арина Вячеславовна, студентка 5 курса ИФФ Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета.
Научные руководители победителей поощрены Благодарственными письмами за высокий уровень руководства научной работой студентов.
Работа подсекции проходила в дружественной атмосфере. Все представленные сообщения вызвали живой интерес аудитории; докладчикам было задано огромное количество вопросов. И выступающие, и слушатели получили важный опыт научного общения. Надеемся, что в следующем году наши ряды пополнятся новыми докладчиками. Благодарим гостей за проявленный интерес к работе нашей подсекции и приглашаем к участию в конференции в следующем году!
Материал подготовлен секретарем подсекции "Всеобщая история", к.и.н., доцентом Г.В. Грошевой.
23 апреля 2017
В рамках ежегодной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» 20 апреля прошли заседания 4-х секций, организованных кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку. Прозвучало 62 доклада. В работе секций приняли участие 93 человека: преподаватели, бакалавры, магистранты и аспиранты из 3-х томских вузов (ТГПУ, ТГУ, ТПУ), учащиеся и учителя томских школ (МБОУ СОШ № 49, МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева, МАОУ СОШ № 4 им. И. Черных, МАОУ «Мариинская СОШ № 3», МКОУ «Бакчарская СОШ»), сотрудники Информационно-методического центра г. Томска – директор, кандидат педагогических наук, член Научного совета при Президиуме РАО В.В. Пустовалова и зам. директора А.К. Злобина.
Все заслушанные доклады отличались глубокой проработкой проблематики и актуальностью для таких областей науки, как теория и история языка, методика преподавания русского языка как родного и иностранного, лингвокультурология и межкультурная коммуникация, теория текста, дискурса и сопоставительное языкознание. Выступающие приводили интересные примеры. Присутствующие, особенно гости из образовательных учреждений города и области, отмечали, что чувствуют себя необыкновенно комфортно и уютно в обстановке творческого, свободного диалога и теплого межличностного общения. Прошедшее мероприятие стало настоящим праздником науки!
Материал подготовлен доктором филологических наук, профессором, зав. кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку ИФФ А.В. Курьянович.
22 апреля 2017
В работе 3-х секций кафедры современного русского языка и стилистики приняли участие студенты разных курсов, магистранты, аспиранты, преподаватели. Особенно многочисленной по числу слушателей и прозвучавших докладов была секция «Коммуникативная стилистика текста: теоретические и прикладные аспекты» (председатель проф. Н.С. Болотнова). Каждый доклад носил исследовательский характер и сопровождался вопросами и заинтересованными суждениями присутствующих. Среди лучших были отмечены доклады магистрантов А.В. Шутовой, Э.П. Леонтьева, М.А. Кулешовой, О.С. Школьниковой, студентов И.А. Килиной, К.И. Окель, П. Парепко, А. Вегнер, П. Котовщиковой и др.
Оценивая работу секции, слушатели отмечали:
«Конференция была очень интересной, увлекательной, полезной. Удачно был выстроен порядок докладов; привлекала теплая атмосфера. Вопросы, задаваемые слушателями, направляли в нужное русло дальнейшую работу. Радует энтузиазм молодых исследователей – докладчиков 1-3 курсов. Работы были достаточно информативны, интересны, емкие по содержанию. В конце встречи было очень приятно получить в подарок книгу» (О.С. Школьникова).
«Считаю, что проведение подобного рода конференций полезно, т.к. это дает шанс показать свои наработки, выслушать замечания и пожелания на дальнейшую перспективу, расширить и обогатить свои знания благодаря прослушиванию других докладов. В конференции приняли участие как студенты, так и магистранты и аспиранты, что помогает сравнить разный уровень владения материалом и форматом его представления» (А.В. Шутова).
Секция «Актуальные проблемы русистики» (председатель доц. С.М. Карпенко) прошла на высоком научном уровне. Слушателям были предложены самостоятельные исследования студентов и магистрантов на актуальные темы. Дипломами и грамотами были отмечены доклады магистрантов С.Ю. Пономаревой, С.А. Иванченко, Н.В. Железной, Р. Шахриева, студентов М. Медведевой, Е. Рябковой, Е. Фридрихсон, С. Дедушевой.
Впечатления участников:
Н.В. Железная, магистрант: «По моему мнению, конференция прошла плодотворно. Чувствовалась высокая подготовка участников. Я была удивлена разнообразию заявленных тем докладов по направлению «Русистика». Каждый из участников преодолел страх выступления на публике и смог сравнить себя с другими участниками».
С.Ю. Пономарева, магистрант: «Содержание докладов было насыщенным. Услышала новые термины, познакомилась с новыми способами сбора и обработки информации. Постараюсь это использовать в своей диссертации».
Очень интересно было и на секции «Медиадискурс и языковая личность» (председатель проф. А.В. Болотнов). С докладами выступали аспиранты, магистранты, студенты 2-го и 4-го курсов. Вопросы и оживленная дискуссия сопровождали каждый доклад. Объектами исследования докладчиков были медиадискурсы современных журналистов, политиков, блогеров, общественных деятелей. Среди лучших были отмечены доклады аспирантов и магистрантов Е.И. Черных, Н.В. Камневой, А.А. Каширина, Д.О. Михайловой, студентов Д.П. Дроздовой, Э.В. Гизбрехта, Д.И. Хасмамедовой.
Участники секции отметили большую заинтересованность каждого докладчика в разработке своей темы, высокий уровень проведенных исследований, связь теории с практикой:
«Я присутствовала на конференции такого рода впервые. Впечатления самые положительные. Какой-то доклад выделить не могу, все выступления были на высоком уровне. Слушать и участвовать в обсуждении тем было интересно, познавательно. Очень рада участию в конференции» (Циглер В.М., магистрант).
«Конференция дала возможность послушать одногруппников, сравнить методы исследования. Интересными были доклады студентов. Понравился доклад Д. Дроздовой. Создалось обобщенное представление о коммуникативной лингвистике как научном направлении. Понравилась атмосфера праздника, вовлеченности каждого в общее дело» (Е.И. Черных, магистрант).
Желаем всем участникам XXI Международной научной конференции «Наука и образование» новых успехов и новых идей!
Материал подготовлен А.В. Болотновым.
22 апреля 2017
Учебная практика студентов 354 гр. ИФФ в Лоскутовской СОШ
Студенты 2 курса 354 гр. ИФФ, специализирующиеся на кафедре всеобщей истории, успешно прошли свою первую учебную практику в МБОУ СОШ №33 (д. Лоскутово). Работу студентов в школе курировала учитель истории и обществознания Лидия Порфирьевна Прокопьева. На первом ознакомительном мероприятии Лидия Порфирьевна провела мини-семинар, на котором познакомила студентов с видами и направлениями внеурочной деятельности.
22 апреля 2017
Новые публикации ИФФ (2016-2025)
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Сазонова, Н.И. Томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (1864–1917 гг.): люди и судьбы : биографический словарь [Электронный ресурс] / Н.И. Сазонова. – Электрон. текстовые дан. (1,94 Mb). – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2025. – 206 с.
Биографический словарь посвящен истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, существовавшего в г. Томске с 1864 по 1876 г. – сначала как женская община, а позже, до начала 1920-х гг., – как монастырь. Словарь содержит биографические данные 502 (включая настоятельниц) насельниц сначала женской общины, затем – монастыря, а также 28 священников, диаконов и причетников, служивших в храмах обители. Биографии сгруппированы в разделы, посвященные настоятельницам, священнослужителям и причту, монахиням, рясофорным послушницам (рясофор – низшая ступень монашества) и сестрам «на испытании».
Основным источником биографических сведений служат монастырские «Ведомости», хранящиеся в Государственном архиве Томской области. В некоторых случаях их сведения дополняются из других источников: это могут быть данные о работе насельниц, например, в рамках Алтайской духовной миссии, которые приводятся в научной литературе, затрагивающей эту проблематику, а также воспоминания о жизни некоторых из сестер обители после 1917 г., которые собраны к настоящему времени в музее истории Иоанно-Предтеченского монастыря при приходе храма свт. Феодосия Черниговского г. Томска и размещены на его интернет-странице. Проект создания этого музея реализовывался при участии ТГПУ.
В конце 2024 г. к юбилею заслуженного профессора ТГПУ В. Е. Головчинер вышла коллективная монография «Искусство Н. Эрдмана-драматурга в контексте «большого времени» культуры». Профессор кафедры русской литературы стала её инициатором, организатором коллектива авторов и автором большей части статей.
Авторский коллектив таким образом отметил 125-летие драматурга – автора пьесы «Самоубийца», признанной одной из лучших в мировой драме ХХ веке. Эта книга напомнила о судьбе Николая Эрдмана, часть ссылки которого в 1935-1936 гг. проходила в Томске (это отмечено памятной доской на здании Томского ТЮЗа). В состав монографии включены материалы, свидетельствующие об особой роли Томска, томских ученых и деятелей культуры в судьбе Эрдмана.
Материалы монографии посвящены исследованию художественной природы произведений первого десятилетия творчества Н. Эрдмана – самого продуктивного в его творческой биографии. Поиски истоков выразительности самых значимых его произведений позволили обнаружить искусное владение автором средствами драмы как рода литературы, своеобразие изображения драматического положения героев комическими средствами, и главное – представление актуальной современности в аспектах самых древних сюжетов: кумулятивной композиции, персонажей в функциях дьявола, вредителей-соседей в ближайшем окружении героя и в нем самом – черт дурака/простака.
Издание адресовано филологам и людям театра, учителям и широкому кругу читателей.
Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень : методические рекомендации [Электронный ресурс] / А.В. Курьянович, В.Ю. Зюбанов, А.В. Агеева. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2024. – 47 с. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,27 МБ). – Загл. с титул. экрана.
Методические рекомендации содержат этноориентированный материал для проведения 15 уроков, разъяснения по использованию аудио- и видеоприложений, ключи к заданиям из рабочей тетради, список литературы. Методические рекомендации разработаны для педагогов, на элементарном уровне обучающих русскому языку как иностранному граждан Кении. Входят, наряду с учебным пособием, рабочей тетрадью, аудио- и видеоприложением, в состав учебно-методического комплекса «Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень».
По томским улочкам. Стрит-арт в практике обучения русскому языку как иностранному (Семиотический подход в изучении и преподавании русского языка) : учебное пособие / А. В. Курьянович, Е. А. Серебренникова, И. А. Люберцева, У. К. Новак ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; под ред. А. В. Курьянович .— 1 компьютерный файл (pdf; 14,83 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2024 .— Заглавие с титульного экрана .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN 978-5-907791-14-5.
Учебное пособие ориентировано на изучение русского языка с привлечением содержательного ресурса объектов стрит-арта, присутствующих в современном пространстве города Томска. Задания направлены на развитие лексико-грамматических навыков и предполагают совершенствование всех видов речевой деятельности. Использование цветных иллюстраций, на которых изображаются передающие городской колорит художественные объекты, способствует эффективной работе языкового сознания адресатов. Включённые в пособие аутентичные региональные тексты, содержащие лингвокультурную информацию, обогащают тезаурус и лексикон обучающихся, содействуют расширению языковой, лингвокультурной, страно- и регионоведческой компетенций. Адресовано широкому кругу лиц, изучающих русский язык и интересующихся культурой и историей сибирского региона и города Томска, специалистам по регионалистике, лингвокультурологии, лексической и функциональной семантике, теории и практике преподавания русского языка; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
Дискурсивное моделирование концептосферы учебника русского языка как иностранного : коллективная монография [Электронный ресурс] / Е. А. Серебренникова, А. В. Курьянович ; под ред. А. В. Курьянович. – Электрон. текстовые дан. (2,12 Mb). – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2024. – 294 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с титул. экрана. ISBN 978-5-907791-13-8.
Монография посвящена анализу дискурсивных механизмов ретрансляции концептуального содержания в рамках лингводидактического взаимодействия принадлежащих разным лингвокультурам участников посредством учебного текста особого типа ‒ учебника русского языка как иностранного. Исследуется системно-структурная организация дискурсивной картины мира, актуализирующаяся в виде концептосферы текстов указанного типа. Описывается комплексная методика анализа концептосферы учебного текста, основанная на применении метода дискурсивного моделирования и контент-анализа. Представляется дискурсивная модель концептосферы текста, включающая ядерные концепты ЧЕЛОВЕК, ЯЗЫК, и конкретизирующие их периферийные концепты разных типов. Анализируется значимость модели для формирования вторичной картины мира. Адресована специалистам по дискурсивной лингвистике, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, семантике, функциональной стилистике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
Русская речевая культура и текст : материалы XIII Международной научной конференции (Томск, 16-17 мая 2024 г.) / под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск : Издательство ТГПУ, 2024. – 180 c.
Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Адресован филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.
Коммуникативная стилистика текста : биобиблиографический указатель по научному направлению / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, С. М. Карпенко. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2024. – 316 с.
Издание включает краткую информацию о научной деятельности членов коллектива, научную и научно-методическую литературу по теоретическим и прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста, разрабатываемой в Томском государственном педагогическом университете. Биобиблиографический указатель содержит работы, отражающие современное состояние и основные этапы развития нового научного направления стилистики текста начиная с 80-х годов XX века.
Адресовано специалистам по коммуникативной теории текста, стилистике, методике преподавания русского языка; аспирантам, студентам, преподавателям.
Опубликован сборник: Русская речевая культура и текст : материалы XII Международной научной конференции (Томск, 20-21 мая 2022 г.) ; под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск : Издательство Томского ЦНТИ, 2022. – 222 c.
Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Адресован филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.
Научные интересы сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, связанные с изучением современного русского языка и русской картины мира с позиций культурологического и концептологического подходов, нашли достойный способ быть представленными широкой научной общественности. Опубликованы научная монография и специализированный словарь, посвященные проблеме изучения единиц русского жаргона. Авторы ‒ А.В. Курьянович, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку (ТГПУ), и С. Ван, кандидат филологических наук, преподаватель Муданьцзянского педагогического университета (Китай).
Монография «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» посвящена лингвоконцептологическому описанию единиц современного русского молодежного жаргона с позиции осмысления носителем иностранного языка. В исследовании анализируются ключевые свойства жаргонных единиц ‒ полифункциональность и полистатусность; обосновывается их лингвокогнитивный и лингвокультурологический ресурс; описываются этапы и уровни интерпретационной деятельности иностранца в отношении жаргонных единиц; представляется разработанная авторами методика интерпретации единиц русского молодежного жаргона вторичной языковой личностью посредством моделирования; реконструируется фрагмент вторичной картины мира, отраженный в русском молодежном жаргоне.
«Словарь слов и выражений русского молодежного жаргона (в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью)» представляет 2-х томное специализированное издание, материалом которого выступает результат рецепции иностранца в отношении внелитературных единиц русского языка. Особенно интересны представленные в словаре случаи интерпретации значения русских жаргонных единиц носителем китайского языка, отличные от тех, которые закреплены в языковом сознании исконных языковых личностей. Объем словника ‒ 1792 единицы.
Книги адресованы специалистам по лексикографии, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

Новое исследование драматургии М. Булгакова ученых кафедры русской литературы ТГПУ.
Опубликована научная монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов». Авторы впервые обратились к проблеме генезиса фельетона, ввели в круг научного изучения ранние фельетоны писателя кавказской поры, выявили в них накопление общих с драмой выразительных возможностей и собственно драматургических компонентов. Основным предметом исследования стали трансформация фельетона «Багровый остров» в поэтике пьесы с таким же названием, разнообразие балаганно-комических компонентов в некомических по своему модусу пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», в связи с чем существенно уточнена их интерпретация.
Исследование природы и функций комического в пьесах М. Булгакова 1920-х годов стало основанием для соотнесенности его художественных поисков с театрально-драматургическим авангардом эпохи.
Опубликован сборник материалов докладов, посвященных теоретическим и прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста, разработанным в Томском государственном педагогическом университете под руководством Н. С. Болотновой. Включает освещение основных направлений коммуникативной стилистики (теории регулятивности, текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста) и их эвристического потенциала для использования в научной и образовательной деятельности. Для филологов, преподавателей русского языка и литературы, аспирантов, магистрантов, студентов. Скачать сборник.
Опубликован сборник тезисов по материалам состоявшейся осенью 2021 года конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири», организованной ТГПУ совместно с Иркутской областной детской библиотекой им. Марка Сергеева. Редактор – директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ, к.филол.н., зав. кафедрой русской литературы ТГПУ Е.А. Полева. Материалы посвящены литературоведческому анализу произведений детско-юношеской литературы, вопросам перевода современной детской поэзии на русский язык, библиотечным форматам работы с юной аудиторией, методике приобщения детей и подростков к чтению.
Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, Томск – Иркутск, 11 – 12 сентября 2020 года. Сборник трудов / Под ред. Е.А. Полевой. – Томск : ЦНТИ, 2021, 72 с.
Со сборником можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Волкова Томского государственного педагогического университета.
В издательстве Томского ЦНТИ вышел из печати сборник материалов XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (2020), подготовленный сотрудниками кафедры русского языка ТГПУ (отв. редактор проф. Болотнова Н.С.).
Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Научное издание адресовано филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.
Сборник размещен в РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42995356.
На электронной платформе Лань/GF5, а также в системе РИНЦ и DOI представлено 2-е издание монографии А.В. Болотнова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» (Москва: Флинта, 2020. 402 с.):http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Yazykoznanie-Lingvistika/Yazykoznanie/Tekstovaya-deyatelnost-kak_270714; https://elibrary.ru/item.asp?id=41369560; присвоенный номер DOI — 10.34676/FL.2019.98.41465.
Книга содержит исследование коммуникативных и когнитивных проявлений разных типов публичных языковых личностей в современном медиадискурсе. С учетом нового информационно-медийного вектора когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы автором предложены понятийно-терминологический аппарат и методики, раскрывающие специфику информационно-медийной языковой личности и позволяющие с новых позиций изучать ее идиостиль.
Монография адресована специалистам по коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистике, стилистике, лингвоперсонологии; аспирантам, студентам, преподавателям.
Я вам, родные, излагаю быль…: сборник мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева. – Томск: Издательство ЦНТИ, 2019. – 196 с.
Издание содержит четыре мемуарных текста жителей Томской области: Н.М. Бабуль, А.А. Малиновского, Е.Р. Хариной и Ф.А. Юбина. Введение в научный оборот этих источников является перспективным для дальнейших научных изысканий в области этнической истории томского региона, и Сибири в целом. Издание адресовано исследователям, преподавателям и студентам (уровни бакалавриата и магистратуры). Мемуарные тексты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке к семинарским занятиям по историческим и этнологическим дисциплинам, при подготовке докладов, написании рефератов и научно-исследовательских работ (статей, курсовых и выпускных квалификационных работ). Сборник воспоминаний может быть рекомендован учителям и школьникам, а также всем интересующимся этнической историей томских деревень, историей и культурой славянских народов Томской области.
Издание подготовлено и опубликовано при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Этническая история томских деревень в ХХ в. сквозь призму персональных текстов местных жителей, № 18-49-700002.
В издательстве «Флинта» (г. Москва, 2019) опубликованы учебные пособия преподавателей кафедры русского языка:
Болотнова Н.С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учебное пособие. / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, 2019. - 156 с.
Учебное пособие содержит освещение актуальных проблем смысловой и лингвопрагматической интерпретации медиатекстов разных жанров на основе теории коммуникативной стилистики текста и достижений медиалингвистики, лингвистической прагматики и дискурсологии. Адресовано специалистам по коммуникативной теории текста, стилистике, медиалингвистике; бакалаврам, магистрантам, преподавателям.
Болотнова Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. - 5-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2019. - 224 с. (Рекомендовано УМО)
Пособие включает систему контрольных и тренировочных заданий и упражнений, направленных на усвоение теоретических основ современной лексикологии и формирование практических навыков правильного использования слов и фразеологизмов в разных ситуациях общения. В приложении даны схемы, таблицы, тесты.
Для студентов-филологов и преподавателей русского языка.
Сазонова Н.И. «За единый Аз...». Книжная «справа» при патриархе Никоне (1653–1666 гг.) и церковный раскол. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 240 с.
В монографии, построенной на исследовании уникального корпуса источников, анализируется «исправление» богослужебных книг Русской православной церкви, предпринятое при патриархе Никоне в 1653–1666 гг., роль и место книжной «справы» в церковном расколе. Изучены формы, характер и логика воздействия изменения богослужебного текста на русское религиозное сознание. Особое внимание уделено выявлению смены идейных ориентиров в области богословской мысли, экклезиологии и антропологии, вызванной введением подобных «исправлений». Литургическая реформа патриарха Никона, рассмотренная в достаточной полноте и непредвзятости, исследуется в контексте книжной и церковно-политической культуры XVII в. Книга будет интересна историкам, филологам, философам, религиоведам и всем тем, кто хотел бы понять исторические пути развития Русской православной церкви и важность литургической реформы патриарха Никона.
Нестеренко П.Л. История России: Учебно-методическое пособие для иностранных граждан и лиц без гражданства. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 52 с.
Учебно-методическое пособие содержит краткое изложение основных событий истории России с IX по начало XXI вв. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена», учебно-методическое пособие предназначено для иностранных граждан при подготовке их к сдаче экзамена по истории России. Текст пособия содержит перечень контрольных вопросов для самопроверки, правильных ответов к ним, список государственных праздников и наиболее памятных дат и событий из истории России.
Этнография народов Томской области: Учебное пособие / П.Е. Бардина, Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева, Е.В. Лилявина, Е.Ю. Кошелева, А.А. Локтионова, Н.В. Лукина, И.Е. Максимова, Л.В. Парнюк, Н.А. Тучкова; отв. ред. А.Г. Тучков – Изд. 3-е, испр. и доп. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 184 с.
Издание соответствует учебному плану по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) История и обществознание.
Учебное пособие содержит основные этнологические сведения о коренных народах, русском населении и этнических группах компактного расселения, проживающих на территории современной Томской области. В нем рассматриваются вопросы этнической истории, традиционной культуры и ее современных форм у названных народов.
Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, учителям школ, преподающим краеведение и регионоведение, школьникам старших классов и всем, кто интересуется этнографией народов Сибири.
В московском издательстве «Флинта» под ред. Л.Р. Дускаевой вышел словарь-справочник «МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ» (М., 2018. 440 с.). Среди авторов словарных статей преподаватели кафедры русского языка ИФФ д.ф.н., проф. Н.С. Болотнова и д.ф.н., проф. А.В. Болотнов.
Впервые изданный в России словарь-справочник систематизирует имеющиеся в исследовательской литературе новые термины, понятия, идеи и отражает разные направления современной медиалингвистики, включая медиастилистику.
Словарь адресован студентам, магистрантам, аспирантам и всем, кто интересуется изучением современного медиадискурса.
Петров А.В. Как построить НЛО? Пробы в области нетрадиционного литературного образования. Томск, 2018. 116 с.
В книге рассказывается об эксперименте по изменению содержания литературного образования, который проводился в школе "Эврика-развитие" г. Томска в 2016-2017 гг. Опираясь на концепцию развивающего обучения Д. Эльконина – В. Давыдова, автор раскрывает обстоятельства и условия применения технологии двойных задач, нацеленных на стимулирование гибкости мышления учащихся основной школы.В книге широко представлены результаты – тексты детей 5-6 классов.
Для учителей и методистов, интересующихся инновациями в литературном образовании.
Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями / Е.К. Макаренко, Е.А. Полева, Е.А. Сафонова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. 264 с.
"Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями", составленная преподавателями кафедру русской литературы - Е.К. Макаренко, Е.А. Полевой, Е.А. Сафоновой, выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Томской области в рамках научного проекта № 17-14-70004а(р) «Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций». Хрестоматия включает в себя рождественские произведения авторов не только первого ряда, но и второстепенных, малоизвестных и забытых в советские годы, а также краткие биографические справки о писателях, вопросы и задания для проверки уровня понимания читателями содержания и поэтики произведения. В комментариях составителей к некоторым текстам указаны история создания произведения и представлены образцы анализа сюжета, мотивов, персонажей, образа повествователя и т.д. Издание предназначено для преподавателей и учащихся средних общеобразовательных учреждений, студентов, изучающих литературу для детей, а также широкому кругу читателей, в том числе родителям, практикующим семейное чтение.
История и этнография славянских диаспор Томской области: библиографический указатель (1990–2016 гг.): справочное пособие / сост. Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. – 72 с.
Библиографический указатель содержит список научной литературы по истории и этнографии славянских диаспор Томской области (белорусов, украинцев, поляков) за 1990-2016 гг. и адресован исследователям, преподавателям и студентам (уровни бакалавриата и магистратуры). Издание может быть использовано в учебном процессе при подготовке к семинарским занятиям по историческим и этнологическим дисциплинам, при подготовке докладов, написании рефератов и научно-исследовательских работ (статей, курсовых и выпускных квалификационных работ). Издание может быть рекомендовано учителям и школьникам, а также всем интересующимся историей и культурой славянских народов Томской области.
Указатель подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Славянские диаспоры г. Томска в историко-этнографическом аспекте», № 15-11-70001.
Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950 – 2010 годы): колл. монография. Т. 2 / Е.А. Полева и др. Под ред. Е.А. Полевой, Е.К. Макаренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 168 с.
Монография освещает творчество писателей и поэтов ХХ - начала ХХI веков, биографически связанных с Сибирью, содержит филологический анализ произведений литературы, адресованных детско-юношеской аудитории.
Издание предназначено преподавателям высшей и средней школы, студентам, изучающим детскую и подростковую литературу, широкому круги читателей, в том числе школьникам и родителям.
Исполнителями научного проекта № 15-04-00216 подготовлена и издана при поддержке РФФИ монография, в которой обобщаются результаты трехлетней работы коллектива над исследовательским проектом (2015-2017): Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия: коллективная монография / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов, Н.В. Камнева, А.А. Каширин, А.В. Курьянович, И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017. – 248 с.
В книге содержится освещение актуальных проблем медиалингвистики, теории речевого воздействия, теории дискурса и коммуникативной стилистики текста: описание разных типов информационно-медийных языковых личностей и их дискурсивных практик, анализ регулятивного потенциала медиатекстов разных жанров, выявление закономерностей текстовой деятельности в медиасреде на уровне информационных волн и коммуникативных универсалий, рассмотрение когнитивно-прагматических аспектов медиакоммуникации. Монография будет интересна специалистам по медиалингвистике, коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистике, стилистике, лингвоперсонологии; аспирантам, студентам, преподавателям.
Познакомиться с содержанием книги можно в Научной библиотеке ТГПУ.
Опубликовано новое учебно-методическое пособие А.В. Курьянович «Основы лингво-правовой культуры в современной медиакоммуникации» (2017).
Учебно-методическое пособие является составной частью методического оснащения дисциплины «Основы лингво-правовой культуры в современном обществе» − одного из разделов модуля «Прикладная лингвистика», входящего в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров педагогического вуза, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профилям Русский язык и Литература. Цель пособия – способствовать формированию представления о значимости правового сознания в условиях современного взаимодействия, значительная часть которого осуществляется в медиасфере, лингво-правовой культуры будущих учителей-словесников, применению знаний и навыков, связанных с реализацией успешной, соответствующей морально-этическим и правовым нормам коммуникации, в профессиональной деятельности. Актуальность издания обоснована необходимостью оценки речевого поведения носителей языка в медиакоммуникации в аспекте юрислингвистической проблематики.
Адресовано студентам, педагогам основной, профессиональной, высшей школы, родителям, широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами формирования и совершенствования лингво-правовой культуры носителей языка в современном обществе и в целом вербального общения, вопросами специфики социальной интеракции в медиакоммуникации.
При н
22 апреля 2017
II конкурс «Мое любимое стихотворение»
Кафедра литературы и методики её преподавания историко-филологического факультета ТГПУ и «Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ объявляет II конкурс «Мое любимое стихотворение» для авторов стихотворений и песен.
Конкурс проводится на русском языке с 1 апреля по 15 мая 2017 года. Участниками могут стать все желающие. Конкурсантам предлагается разместить авторское (собственного сочинения) стихотворение (на любую тему) в группе В Контакте Конкурс "Моё любимое стихотворение". в текстовом варианте; можно сопроводить текст видеопрезентацией (декламация, песенное исполнение).
От каждого участника принимается одно стихотворение (песня) объемом не более 60 строк, желательно ранее не публиковавшееся в Интернете. В состав жюри войдут преподаватели ТГПУ, поэты и писатели Томска. Размещенные работы также примут участие в голосовании посетителей группы.
Итоги голосования будут подведены в конце мая.
17 апреля 2017
Директор Центра русского языка ИФФ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Иннеса Игоревна Бабенко начала работу в Хэйлунцзянском лингвистическом университете (г. Харбин, Китай) в качестве куратора над апробацией проекта Дистанционная образовательная среда обучения русскому языку как иностранному «Педагогический русский» для китайских преподавателей и студентов. Руководство харбинского вуза выражает глубокую заинтересованность в этом проекте. Аудитории, в которых проходит знакомство китайских слушателей с дистанционным курсом, разработанным И.И. Бабенко, второй день заполнены неравнодушными к русскому языку и русской культуре студентами и преподавателями. Впереди еще две недели напряженной работы!
14 апреля 2017
XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»
Уважаемые студенты и преподаватели историко-филологического факультета!
Мы рады вам сообщить, что работа секции "История" в рамках XXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» состоится 20 апреля 2017 г.
12 апреля 2017
Новости 591 - 600 из 1395
Начало | Пред. | 58 59 60 61 62 | След. | Конец