Итоги III Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики»
На историко-филологическом факультете ТГПУ завершила свою работу III Всероссийская научно-практическая конференция «Культурно-историческая память и современные образовательные практики».
2 ноября состоялось пленарное заседание конференции. Открывая его, декан историко-филологического факультета отметила, что конференция проводится уже в третий раз, поэтому можно говорить, что она стала традиционной.
Затем с докладами выступили:
- доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России с древнейших времен до начала XIX в., проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Соколов Роман Александрович, сделавший доклад об образе князя Михаила Тверского в исторической памяти России;
- доктор философских наук, заведующая кафедрой истории России и методики обучения истории и обществознанию ТГПУ Сазонова Наталия Ивановна, доклад которой был посвящен особенностям формирования и взаимодействия культурной и исторической памяти;
- проректор по научной работе ТГПУ, кандидат филологических наук Полева Елена Александровна, в своем докладе анализировавшая повесть В. Железникова «Чучело» и на ее примере – культурно-историческую память как основу формирования гражданской позиции;
- доктор филологических наук, профессор ТГПУ Головчинер Валентина Егоровна, которая посвятила свое выступление интерпретациям романа Н.А.Островского «Как закалялась сталь»;
- кандидат искусствоведения, доцент ТГПУ Бернатоните Ада Казимировна, проанализировавшая динамику изменений в советском кинематографе 1940-1960-х гг.
Все доклады вызвали живой интерес и вопросы аудитории.
Во второй половине дня прошла встреча студентов и преподавателей ТГПУ с известным религиоведом Александром Леонидовичем Дворкиным (г. Москва). Тема его лекции: «Что такое тоталитарная секта и как там не оказаться». Аудитория встречи – студенты-историки ИФФ, в рамках изучения дисциплины «Религиоведение» глубоко знакомившиеся с известной работой А.Л.Дворкина «Сектоведение», а также студенты ФПСО, будущие психологи и социальные педагоги, для которых тема тоталитарных сект также представляет большой профессиональный интерес. После краткого вступительного слова лектора студенты в течение часа задавали вопросы, касавшиеся как конкретных религиозных организаций тоталитарного характера, так и форм и способов уберечь себя и близких от влияния сект.
Запись пленарного заседания и встречи с А.Л.Дворкиным:
3 ноября работали секции конференции, проходили мастер-классы и презентации социальных проектов.
В программе секции «Культурно-историческая память в образовательной среде современной школы» было заявлено 14 выступлений, в том числе одно – в формате видеосвязи с Челябинском.
Тематика докладов отразила большое число перспективных тем и научно-образовательных направлений.
Среди них необходимо отметить такие как:
- организация военно-патриотического воспитания подрастающего поколения;
- научно-образовательный потенциал краеведческих музеев;
- результаты профессиональной поисковой деятельности в контексте истории Великой Отечественной войны;
- особенности организации и результаты учебного процесса в средней общеобразовательной школе при Управлении Федеральной службы исполнения наказаний;
- трудности и пути их преодоления в рамках прохождения студентами ИФФ ТГПУ педагогической практики в томских школах.
Большинство докладов сопровождались оригинальными авторскими презентациями. Количество задававшихся вопросов, ответы и спонтанные дискуссии свидетельствовали об искренней заинтересованности и выступавших, и аудитории.
Тем самым, можно констатировать, что работа секции имела большое не только теоретическое, но и практическое значение, столь необходимое в работе как школьного учителя истории и обществознания, музейного работника, так и преподавателя педагогического ВУЗа.
Ссылка на запись заседания секции:
Секция «Культурно-историческая память в образовательной среде современного вуза: проблемы преподавания дисциплин «История России» и «Основы российской государственности» была посвящена актуальным проблемам современного исторического образования в высшей школе. Работу секции открыл содержательный доклад доцента Л. И. Сосковец и старшего преподавателя И. Ю. Гурьевой (НИ ТПУ), посвященный проблемам преподавания истории России в высшей школе в современных условиях. Методическими наработками в этой области поделился также доцент ТУСУР М. В. Берсенев. А вызвавшее большой интерес аудитории выступление О. С. Морозовой, преподавателя НИ ТПУ, подняло проблемы взаимодействия вуза и вузовского музея на примере Томского политехнического университета. Аудитория выдвинула несколько предложения, касавшихся закрепления юридического статуса университетского музея, а также налаживания взаимодействия в сообществе университетских музеев Томска.
И, конечно, участники секции не могли обойти вниманием проблемы преподавания новой дисциплины, «Основы российской государственности». В докладах доцентов НИ ТГУ Г. Н. Алишиной и О. С. Хрулевой был представлен процесс разработки курса в НИ ТГУ и предварительные результаты апробации. В докладах старшего преподавателя ТГПУ А. В. Капустина и преподавателя ТГПУ Ю. А. Рудницкого была поднята проблема регионального компонента данной дисциплины и экскурсионной работы в процессе ее преподавания. Было показано, что это имеет основополагающее значение для воспитания патриотизма и гражданственности у студентов.
А завершил работу секции доклад Т. А. Леоновой, доцента Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, в котором рассказывалось об опыте клуба исторической реконструкции, много лет работающего при вузе.
В заседании секции активное участие принимали студенты ТГПУ.
Ссылка на запись работы секции: https://bbb2.tspu.edu.ru/playback/presentation/2.3/fcf4a51cbf818eb1c752a83ab2f2e9318f130ced-1698978778424
В секции «Осмысление исторической памяти в русской литературе» приняли участие учителя-словесники МАОУ СОШ № 19, МАОУ СОШ № 16 г. Томска, ФКОУ «СОШ УФСИН по Томской области», педагоги доп.образования ДДТ «У Белого озера», студенты, магистранты и преподаватели ИФФ ТГПУ.
Ряд выступлений был посвящен теме эмиграции разных волн: А.А. Кожевникова представила доклад об образе оставленной родины в творчестве В. Долиной; доклад Е.С. Косумбековой осветил отношения И. Бродского и Мариолины Дориа Де Дзулиани в поэтическом преломлении В. Полозковой. Доклад Е.А. Сафоновой был посвящен духовно-нравственному и педагогическому потенциалу произведения И.А. Ильина «Рождественское письмо».
Региональный аспект изучения литературы был затронут в докладе О.Н. Дибровой об использовании ресурсов музейно-библиотечного пространства для приобщения детей к чтению на материале сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»; О.С. Кириллова поделилась опытом разработки и проведения урока-экскурсии «Жизнь Н.Р. Эрдмана в Томске».
Оживление вызвали методические доклады К.А. Мирсковой «Гражданско-патриотическое воспитание средствами театральной педагогики» и Л.С. Ануфриевой «Квест-технологии на уроках литературы как средство актуализации знаний обучающихся 10 класса».
Работа секции прошла продуктивно; активно обсуждались вопросы перехода на стандарты 3 поколения, внедрения ФОП, подготовки учащихся к итоговому сочинению, использования на уроках интерактивных технологий.
3 ноября 2023 года в конференц-зале НБ ТГПУ также состоялась секция «Педагогическое наставничество в гражданско-патриотическом воспитании детей и молодежи в современной школе». Ее участниками стали более 35 педагогических и руководящих работников, студентов ТГПУ. В диалоге по сохранению культурно-исторической памяти, представлении опыта по наставничеству приняли участие проректор по воспитательной работе ТДС иерей В.Кабанин, старшие воспитатели МАДОУ № 5 и г. Асино, заместители директоров школ Томска, советники по воспитанию, руководители школьных музеев, студенты педвуза. С приветствием к собравшимся обратилась Видная Е.В., заведующий отделом музея-заповедника «Сергиев Посад» (Московская область). Интересный опыт представили коллеги школ 16 и 32 г. Томска, руководитель музея образования Томского района Вершинина С.Ф.
Особенно интересен был опыт научно-методического сопровождения педагогических работников в данном процессе, представленный доцентом ТГПУ, заместителем директора по НМР Тужиковой Т.А. Евтиной Э.А., педагогом дополнительного образования МАДОУ № 5 представлен мастер-класс «Красна улица домами — сказочными теремами».
В заключение конференции состоялись два мастер-класса – киноведа, кандидата искусствоведения, доцента А.К.Бернатоните «Специфика анализа фильма» и старшего научного сотрудника Томского областного краеведческого музея Т.Ю.Назаренко «Театрализованные программы в музее. Былички и календарная обрядность». Кроме того, прошла презентация социального проекта «Сельская зачетка», которую представили студентам-историкам ИФФ С.А.Савина, Президент АНО «Координационный центр «ЕТИС», Председатель ТРОО «Центр сохранения исторического наследия», вице-председатель Томского регионального отделения «Российское историческое общество», член Штаба Общероссийского Народного Фронта ( Томская область ) и В.А. Агранович, доцент НИ ТПУ, методист АНО «Координационный центр «ЕТИС».