Подготовка учителя истории к уроку как тема научного осмысления и дискуссии
Аспирант ИФФ ТГПУ, заместитель директора по инновационной работе учитель истории и обществознания МАОУ гимназии 55 им. Е. Г. Вёрсткиной г. Томска, Дмитрий Попцов принял участие в масштабном научно-образовательном мероприятии - I Международном Педагогическом марафоне «Традиции и инновации управления образовательными системами», посвященном 150-летию Московского педагогического государственного университета. Дмитрий Попцов выступил 24 ноября в рамках Круглого стола «Научно-методическая работа в современной школе: фокус-группы, новеллы и трендвочеры» с докладом о новых форматах научно-методической работы учителя истории в образовательной организации.
Тема доклада молодого исследователя вполне соотносится не только с содержанием его диссертационного исследования («Технологизация процесса подготовки учителя истории к уроку как фактор повышения эффективности обучения»), которое осуществляется под руководством доктора исторических наук Олега Николаевича Мухина, но и с практической деятельностью - опытом научно-методической работы в Гимназии №55 города Томска.
Научное осмысление стратегии управления гимназией позволяет описать и совершенствовать технологии соуправления развитием гимназии, мотивационные условия развития учителей в рамках акмеологического подхода. Последнему направлению Дмитрий Попцов уделяет в своем докладе особое внимание, поскольку небезосновательно считает, что профессионализм учителя начинается с его личностной педагогической позиции, осознания им своих целей или даже миссии, которую он выполняет, чётко сформулированных профессиональных намерений и стремлений. По мнению исследователя, этим и обусловлена актуальность обновления классических форм методической работы, необходимости создания её новых, рефлексивных, фасилитационных форматов.
Доклад Дмитрия Попцова вызвал заинтересованное обсуждение участников Круглого стола, которые обсуждали предложенную ученым идею уровневой модели системы повышения профессионального развития (роста) педагога, центральным компонентом которой является адресная поддержка педагогов. Цель такой модели – оперативное реагирование на задачи развития педагогического коллектива, самое важное – отдельного педагога, которая позволяет эффективно решить профессиональные затруднения и проблемы учителей непосредственно на рабочем месте. Модель включает три уровня, в основе которых лежит согласованность государственных, общегимназических и личностных (учительских) целей по достижению высокого качества образования.
Реализация такой модели научно-методической поддержки педагога способствует решению инновационных задач развития образовательной организации и предполагает следующие направления деятельности образовательной организации.
1. Постоянный поиск и выбор оптимальной структуры методической работы.
2. Изучение мотивов творческой профессиональной деятельности и учет их в организации методической работы.
3. Постепенная индивидуализация в работе с кадрами, актуальность адресной поддержки.
4. Введение новых субъектов методической работы: временные творческие коллективы, проектные команды, педагогический коллектив как субъект методической работы.
5. Придание работе профессиональных объединений целевого характера по развитию профессиональных умений конкретных учителей.
6. Построение методической работы на диагностической основе, обратная связь.
7. Работа по развитию эмоционального интеллекта, культурного кругозора учителя, его функциональной грамотности как специально организованная деятельность.
По мнению Дмитрия Попцова, поддержанного комментариями участников Круглого стола, организация научно-методической работы в рамках именно этих направлений способствует развитию педагога как творческой личности, переключению его с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск решений, превращению педагога в разработчика и автора инновационных методик и реализующих их средств обучения, развития и воспитания личности учеников.