Презентация эффективных практик по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи Томской области в рамках работы секции
Вневременность и актуальность темы Регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений ХV Макариевские образовательные чтения: «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», - подтверждается пристальным вниманием профессионального педагогического сообщества, представителей общественных организаций к Чтениям, разнообразием форм мероприятий, тематики выступлений и высоким качеством содержания докладов.
Направление военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи в рамках работы научно-практической конференции представлено серией мероприятий, среди которых и работа секции и круглый стол по кинопедагогики, представившие эффективные практики региона и транслируемые педагогическим профессиональным сообществом, а также панельная дискуссия для курсантов и юнармейцев региона.
03.11.2022 впервые в Томской области в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Культурно-историческая память и современные образовательные практики» состоялась работа секции по военно-патриотическому воспитанию «Актуальные практики формирования образа защитника Отечества среди подростков и молодёжи». Цель работы секции определена, как: выявление и трансляция широкому профессиональному педагогическому сообществу эффективных практик военно-патриотического воспитания молодёжи с опорой на профильное наставничество. Направление работы секции востребовано, нашло отклик среди представителей различных институтов воспитания. Отметим, что работа секции реализована в рамках соглашения об объединении усилий сторон по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи Томской области: ТГПУ-ВУЦ при НИ ТГУ-ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им.Героя Российской Федерации Пескового М.В. (подписанного 25 февраля 2022 года).
Инициатива организации работы секции поддержана Кравченко В.К., Сенатором Российской Федерации – представителем от Томской области, и.о. Секретаря Томского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Кавалером Ордена Красной Звезды, наставником ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус им.Героя Российской Федерации Пескового М.В., пристальное внимание уделяющего развитию института наставничества в регионе со стороны ветеранских общественных организаций. В напутственном слове Владимира Казимировича участникам работы секции были отражены основные задачи по оптимизации работы института наставничества со стороны ветеранов боевых действий, посвятивших свою жизнь служению Отечества, а в настоящее время принимающих активное участие в деле военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи региона:
«2023 год объявлен Президентом Российской Федерации Путиным В.В. годом Учителя и Наставника, человека, который, как маяк, способен задать вектор развития современному поколению, предопределить наполнение системы ценностных координат. Уверен, что участники секции по военно-патриотическому воспитанию: учителя, представители общественных организаций, - разделяют со мной точку зрения, что Институт наставничества - это то звено, благодаря которому всегда славилась наша образовательная система. В отечественной традиции образование всегда несло и несет гораздо мощный заряд – обмен опытом, транслирование духовно-нравственных ценностей. Всё это возможно реализовать только через воспитательную функцию образования. А базовым институтом воспитания может быть только институт наставничества, в т.ч. со стороны ветеранов боевых действий, которые личным примером профессиональной деятельности на поприще служения Отечеству, сопряженной с ежесекундным морально-нравственным выбором и высокой степенью личной ответственности, своими реальными примерами поступков транслируют подросткам и молодёжи образ защитника Отечества, определяют вектор личностного и профессионального самоопределения, задают мощный стимул формирования системы ценностных координат с опорой на ценности культуры чести, мужества и человеческого достоинства… На новом уровне в регионе необходимо реализовывать военно-патриотическое воспитание, активно включая наставников в различные формы работы с подростками и молодёжью…».
Организаторами работы секции выступили: Чепурин И.В., начальник военного учебного центра при Национальном исследовательском Томском государственном университете, полковник; Насонов Д.Б., проректор по социальным вопросам Томского государственного педагогического университета; Джус К.Я., заместитель директора по воспитательной работе ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им. Героя Российской Федерации Пескового М.В.
В рамках работы секции представлены два концептуальных доклада, отражающих научные аспекты проблематики военно-патриотического воспитания подростков и молодёжи: «Патриотизм – основа формирования и сохранения традиционных российских ценностей у подростков и молодёжи», докладчиком выступил ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук, доцент Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (г.Москва); «Развитие чувства ответственности у подростков в системе кадетского воспитания», докладчик – Миргород Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ 364 Фрунзенского р-на Санкт-Петербурга по программе «Спасатель МЧС» (кадетские классы) (г.Санкт-Петербург).
В рамках работы секции были представлены эффективные примеры профессионального опыта военно-патриотического воспитания образовательных учреждений (школы, школьные музеи, центры дополнительного образования, СПО, ВУЦ при НИ ТГУ, ТГПУ), государственных и общественных организаций («Ассоциация оборонно-спортивных клубов Томской области», «Юнармия», ТРО ООО РСВА, «Сыны Отечества», Томская областная государственная филармония, ТЮЗ, «Томская областная детско-юношеская библиотека», Региональная телекомпания ООО «Томское время», Красный Крест, Региональное отделение «Поисковое движение России» и мн.др), реализуемые с порой на профильное наставничество и событийную технологию. Всего представлено 25 докладов.
Тематика докладов разнообразна, имеет высокий практикоориентированный аспект, имеет научное обоснование в полной мере созвучна теме работы секции. Примеры тематики выступлений:
- Опыт военно-патриотического воспитания молодежи военного учебного центра при томском государственном университете;
- Воспитательный потенциал педагогического вуза: воспитать человека и педагога;
- Эко-система патриотического воспитания томской области;
- Формы военно-патриотического воспитания обучающихся на примере деятельности музея истории образования томского района;
- Программы томской филармонии в контексте патриотического воспитания молодёжи г. Томска;
- Потенциал формирования патриотического сознания подростков современных СМИ на примере проектов ООО «Томское время»;
- Профильное наставничество в системе патриотического воспитания подростков и молодёжи;
- Развитие юнармейского движения на территории Томской области;
- Проекты общественной организации «Сыны Отечества»;
- Опыт реализации проекта «Имя Героя школьному музею»;
- Работа с подростками и молодёжью по формированию практических навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим;
- Растим патриотов: патриотический аспект в культурно-просветительской деятельности томской областной детско-юношеской библиотеки;
- Поисковая работа музея «Неизвестный солдат» в системе профессионального образования томской области;
- Патриотическое воспитание. Форматы взаимодействия ТЮЗ;
- Героико-патриотические проекты для подростков и молодёжи общественного движения ветеранов Афганистана: томичи в горячих точках;
- Патриотическое воспитание в рамках образовательных программ на уроках музыки и организация мероприятий патриотической направленности в общеобразовательном учреждении;
- Формирование образа защитника отечества среди кадет средствами интегративной технологии;
- Элементы патриотического воспитания подростков и молодёжи на примере занятий «Хореография»;
- «Разговоры о важном» в системе патриотического воспитания подростков и молодёжи;
- Интеграция русского рукопашного боя в систему школьного образования;
- Эффективность системы военно-патриотического воспитания кадет на примере ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус» им.Героя Российской Федерации Пескового М.В.;
- Образ защитника Отечества в сознании современных подростков и молодёжи.
По итогам работы секции инициативная группа выработала предложения для дальнейшей работы по военно-патриотическому воспитанию подростков и молодёжи.