Итоги учебной практики студентов группы 352, занимающихся в спецсеминаре по теории языка
Завершилась первая практика студентов-филологов II курса, которая включала в себя научно-исследовательскую деятельность и организацию внеклассного образовательного мероприятия. Студенты успешно справились со всеми поставленными задачами.
В рамках научно-исследовательской работы они ознакомились с профильными научными и методическими журналами, написали ключевые фрагменты исследований по индивидуальной тематике, некоторые − выступили с докладами на международной конференции «Наука и образование» и подготовили к публикации статьи по её итогам.
Студенты получили и первый опыт педагогической работы, самостоятельно разработав и реализовав внеклассное мероприятие – интеллектуальную игру «Филологический калейдоскоп» для учеников 6 «В» класса МАОУ СОШ № 14 им. А.Ф. Лебедева г. Томска. При знакомстве с классом студенты также презентовали школьникам свой вуз и факультет, провели мини-экскурсии по этнолингвистическому музею «Русская изба в Сибири» и кабинету диалектологии и этнолингвистики.
Екатерина Шмакова поделилась своими впечатлениями:
По учебно-воспитательной деятельности была проведена большая и трудоемкая работа. 14.04.2017 состоялась первая встреча с учениками 6 «В» класса, школы № 14, которая проходила в формате презентации для знакомства с подшефным классом. Для детей была организована экскурсия в двух музеях, находящихся в 8 корпусе ТГПУ. Первым музеем, который посетили ребята, стал «Этнолингвистический музей Русская изба в Сибири». Мы выступили в роли экскурсоводов: показали русский быт и его предметы ученикам, которые в свою очередь внимательно слушали, задавали и отвечали на вопросы. Мы познакомили детей с такими предметами русского быта, как русская печь, красный угол, ухват, сундук, кочерга, прялка и веретено, лопата для выпечки, чугунные утюги, самовар.
Во втором музее − «Кабинет диалектологии и этнолингвистики» − был проведен опрос, в котором ученики сами, исходя из своего прошлого опыта, отвечали на наши вопросы. Дети увидели более современные предметы русского быта, такие как праздничная одежда, чугунная вафельница, украшения для дома, крынка, патефон, печатная машинка и т.д. В конце встречи была проведена рефлексия, обмен впечатлениями. Дети остались довольны.
Вторая встреча проходила 21.04.2017 в жанре интеллектуальной игры под названием «Филологический калейдоскоп». Ее цель − знакомство школьников с некоторыми тайнами лингвистики, а для нас − в обучении методики ведения внеклассного группового мероприятия. Интеллектуальная игра была подготовлена нами заранее, задания подобраны именно для учеников 6 класса. Школьники были поделены на 3 команды. Каждая выполнила домашнее задание придумать название и девиз команды. Игра была поделена на 4 раунда, каждый из которых имел свое название: 1 раунд – «Крокодил», 2 раунд – «Без слов», 3 раунд – «Своя игра» , 4 раунд – «Циферки».
В первом раунде было подобрано 24 слова, то есть на одну команду по 8 слов. Приведенные слова были, конечно же, связаны с русским языком: язык, слово, буква, звук, точка, приставка, суффикс, глагол и т.д. Суть игры заключалась в том, что каждый ученик должен устно объяснить своей команде исходное слово, не называя его самого и сопутствующие однокоренные лексемы. На одного человека приходилось примерно по 2-3 слова. Такое упражнение развивает нужный навык объяснения толкования слова. Для ребят это было увлекательное задание, с которым они легко справились. Такой вид занятия учит ребенка правильно объяснять слова, а также заставляет задуматься над особенностями их семантики.
Второй раунд, согласно жанру интеллектуальной игры, был нами усложнен. В данном случае ученики должны были истолковать слова, значение которых связано с русским языком, с помощью жестов. Взято было, как и в прошлый раз, по 24 слова, то есть по 8 слов на одну команду. Лексемы были подобраны с одинаковой сложностью для разных команд: так, были отобраны местоимения: мы, он, она, ты и др.; существительные: стол, стул, волосы и др.; глаголы: сидеть, спать, смотреть, бежать и др.; прилагательные: синий, стеклянный, большой и др. Такая игра развивает у детей мышление, самостоятельность и организованность. Так как все внимание курирующих группы студентов было направлено на учеников, они развивали навык борьбы с робостью, неуверенностью. Игра раскрепощает ребенка и при этом заставляет его задуматься над семантикой слова, суметь истолковать слово так, чтобы его смысл был понятен каждому.
Третий раунд − «Своя игра». Дети сами выбирали себе задание по пятибалльной шкале сложности и выполняли его командой. У каждого задания имелось название: 1 балл «Бес глас», 2 балла «Перевертыши», 3 балла «Пословицы по-современному», 4 балла «Эпитеты есть? А если найду!» и 5 баллов «Нарисуй мне небо». У каждой из 3-х команд были свои задания. Больше всего ученикам понравилось играть в «Нарисуй мне небо», в которой команде нужно было нарисовать иллюстрацию к художественному произведению, а потом один из участников должен был угадать это произведение. Затруднительным для ребят оказалось задание «Перевертыши», в котором выдавались слова-анаграммы, которые нужно было переделать в другие слова. Отмечу, что такие задания развивают у школьников сообразительность и мышление, учат работать в команде.
Четвертый раунд был самым сложным. Только одна из трех команд смогла выполнить все задания. Команде представляли пять картинок с вопросами, каждый из которых содержал в себе цифру. Капитаны должны были ответить при помощи выбора той или иной цифры. Поэтому раунд назывался «Циферки». Такое упражнение заставляет учеников вспомнить прочитанные ранее произведения, а также обучает их обращать внимание на мелкие детали, которые чаще всего упускаются при чтении.
В итоге были определены победители, все дети получили призы. Школьники остались довольны результатами. Интеллектуальная игра «Филологический калейдоскоп» научила ребят быть более внимательными, собранными, сообразительными, заставила многих учеников вспомнить правила русского языка, изученные ранее.
Материал подготовили: доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Анна Юрьевна Саркисова и студентка 352 группы ИФФ Екатерина Шмакова.