Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Конкурс "Твори, исследуй, пробуй!"

Положение о конкурсе

детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!»

 

Учеными не рождаются,

учеными становятся!

 

1. Общие положения

Областной конкурс детских исследовательских работ (далее — Конкурс) является формой презентации результатов учебно-познавательной исследовательской деятельности учащихся младших классов.

Цель Конкурса  — интеллектуальное и творческое развитие младших школьников путем приобщения их к исследовательской деятельности в рамках самой разнообразной тематики, формирование универсальных учебных действий познавательного характера.

Задачами Конкурса являются:

  • развитие интереса младших школьников к наукам, к исследовательской работе;

  • развитие у детей и педагогов интереса к исследовательскому обучению, исследовательских умений;

  • совершенствование методической учебно-исследовательской работы с младшими школьниками; обмена опытом в организации исследовательской работы детей между учителями города и области.

Предметом рассмотрения на Конкурсе являются учебно-исследовательские работы учащихся 1- 4-х классов.

Учебная исследовательская работа младших школьников - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатами являются формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика. Результаты учебной исследовательской деятельности могут быть представлены в различных формах, но обязательно должны отражать процесс поиска, совершенного учащимся, новое знание, которое он получил, и, по возможности, его творческое применение.

2. Руководство Конкурсом

Учредителями Конкурса являются:

  • кафедра педагогики и методики начального образования ПФ ТГПУ;

Научный руководитель Конкурса: Поздеева Светлана Ивановна, д.п.н., профессор, зав.кафедрой ПиМНО ПФ ТГПУ.

Организатор-координатор Конкурса: Семенова Наталия Альбертовна, к.п.н, доц. каф. ПиМНО ПФ ТГПУ.

3. Порядок участия в Конкурсе

Конкурс проводится в один тур. Результаты Конкурса озвучиваются уже в день проведения Конкурса. Основные этапы Конкурса:

  1. Представление заявки и материалов по определенной форме (форма прилагается).

  2. Защита исследовательских материалов в установленный день в рамках работы соответствующей секции конференции. Регламент – 7-10 минут.

  3. Работа жюри Конкурса, определение номинантов Конкурса, вручение сертификатов и дипломов.

3. Участники конкурса

Участниками конкурса могут быть дети младшего школьного возраста. На  Конкурс принимаются работы, созданные учениками младших классов: а) индивидуально, б) авторскими коллективами (при условии очного группового участия – не более 4-х человек), состоящими из учащихся начальной школы (допускается участие учащихся пятых классов). Тематика исследований в конкурсных работах не ограничивается.

 

4.Условия проведения.

Представленные работы распределяются по трем тематическим секциям:

  • математика, техника, технология;

  • естествознание (биология, география, геология, минералогия, физика, химия и др.);

  • гуманитарные знания (филология, история, искусство и др.).

Если работа находится на стыке областей, авторы сами выбирают секцию, в рамках работы которой они будут представлять материалы.

Работы, представленные в одной секции, конкурируют только между собой.

Работы отмечаются жюри по двум возрастным группам: учащиеся 1-2-ых классов и учащиеся 3-4 классов.

Исследовательская работа не должна сводиться к рукоделию, художественному творчеству, социальной работе или реферативному произведению. Она предполагает осуществление поиска, применение доступных для ребенка методов исследования, «открытие» для себя знания и творческое его применение.

Работа, представленная на Конкурс, должна являться представляемой впервые на Конкурсе областного масштаба.

Презентация детской работы может проходить в любой форме, творческая (нестандартная) форма приветствуется. Главное, чтобы исследовательские усилия и достижения автора (ов) были освещены в максимально полном объеме. Автор должен свободно владеть материалом, быть способным ответить на вопросы жюри и других участников секции.

5. Оценка детских работ

Членами жюри могут быть: квалифицированные специалисты как в определенной области знаний, так и в сфере обучения и развития детей младшего школьного возраста. Это сотрудники кафедр ПФ ТГПУ, практикующие педагоги-учителя различных школ г. Томска и области, магистранты и аспиранты ПФ ТГПУ; другие специалисты, гости, присутствующие.

Из индивидуальных оценок членов жюри складывается общая оценка каждой детской работы. Члены жюри секции обсуждают каждую детскую работу и принимают решение путем взаимного соглашения. Жюри будет определять победителей конкурса в рамках различных номинаций: «Лучшее индивидуальное исследование» (1, 2, 3 место), «Лучшее коллективное исследование» (1, 2, 3), «Приз зрительских симпатий», «Лучший эксперимент», «Лучшая теоретическая работа», «Лучшее представление работы» и проч. Результаты будут приводиться для каждой возрастной группы: 1-2 класс, 3-4 класс.

Каждый член жюри получает бланк для выставления своих оценок. Данный бланк разработан и реализуется на Российском конкурсе «Я - исследователь» и предполагает 3-х балльную оценку (см. табл.).

 

Таблица Бланк для оценок члена жюри

 

№ п/п

Автор, тема

Критерии

 

 

выбор темы

исследовательское мастерство

представление работы

 

 

способность видеть проблемы

познавательная ценность

наблюдения

эксперименты

другие методы

умозаключения

самостоятельность

структура и логика

речевое мастерство

ответы на вопросы

ИТОГ

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: стимулирующий (дополнительный) балл может быть получен за оригинальность темы, особое мастерство (например, в подготовке презентации, демонстрации опыта), глубину освоения материала.

 

Критерии оценки

«3» - критерий присутствует, его качество на высоком уровне (видит проблему, осознает ее, как недостаточность своего знания/умения; выполнена серьезная работа по привлечению большого количества разнообразного материала, позволяющему подробно и с различных позиций рассмотреть исследуемый объект; использованы доступные методы исследования, в том числе наблюдение и эксперимент, позволяющие подойти к формулированию выводов; работа представлена ясно, доступно, логично; позволяет увидеть проблему исследования, ход исследования, его результаты и, возможно, применение результатов исследователем; автор ориентируется в теме, подробно и по существу отвечает на вопросы);

«2» - критерий присутствует, но его качество недостаточно высоко (проблема озвучена, но недостаточно осознается учащимся; материал, собранный исследователем для изучения объекта неполон, не позволяет полноценное рассмотрение всех сторон проблемы; использованы доступные методы исследования, в том числе наблюдения и эксперименты, но не показано четкой их организации и сделанные выводы недостаточно полные; работа представлена ясно, логично; позволяет увидеть проблему исследования, ход исследования, его результаты и, возможно, применение результатов исследователем; автор знает тему, отвечает на вопросы);

«1» - - критерий присутствует, но недостаточно проявлен (проблема не ясна из предоставленных материалов; материал, собранный исследователем для изучения объекта узок, не охватывает все вопросы, связанные с исследованием объекта; использованы доступные методы исследования, но их недостаточно и не показано четкой их организации; сделанные выводы неполные; работа представлена ясно, позволяет увидеть ход исследования, его результаты и, возможно, применение результатов исследователем; автор знает тему, отвечает на вопросы);

«0» критерий не представлен или представлен некачественно.

 

6. Общие требования к детским исследовательским работам

Правила выбора темы.

Тема должна быть интересна, в первую очередь, ребенку, а также слушателям. Тема должна быть выполнима, реальна, соответствовать возрастным особенностям детей. В названии темы не должно быть незнакомых детям слов, желательно избегать излишней наукообразности. Тема не должна навязываться ребенку со стороны взрослых!

Структурирование содержания

Важно, чтобы ребенок осознал и озвучил проблему и цель исследования. Как правило, в начальной школе это не наукоёмкие и глобальные проблемы, а проблемы субъективные, то есть ребенок обнаруживает затруднение, нехватку знаний и «открывает» для себя субъективное, то есть новое для него, знание.

Таким образом, можно говорить о том, что в работе должны быть сформулированы проблема, которая заинтересовала ребенка, цель, которую он перед собой поставил, задачи как шаги по достижению данной цели. Может быть сформулирована гипотеза, как предположение, сделанное ребенком.

Само содержание работы условно может содержать две основные части: 1. «открытие» нового знания ребенком; 2. творческая часть – момент приложения на практике нового знания. Данная структура является примерной, рекомендательной. Так как детская исследовательская работа – работа творческая, ее структура может претерпевать изменения согласно желанию и замыслу автора.

Еще одно важное пожелание – в работе должен быть отражен путь познания, которым шёл юный исследователь, то есть какие методы, доступные ему, он использовал в своей работе.

____________________________________________________

Работы, скачанные из Интернета не рассматриваются.

 

 

 

Порядок предоставления работ на конкурс

 

  1. Конференция будет проходить по адресу К. Ильмера 15/1, 29 и 30 марта 2013 г., (пт. и сб.). Информация о дне, когда будете участвовать именно вы, придет по почте после 20.03. 2013.

  2. До 04 марта 2012 года участники Конкурса должны отправить заявку на электронный адрес natalsem@rambler.ruили по адресу г. Томск ул. К. Ильмера 15/1 каб. 307 обязательно с пометкой «Детская конференция». От одной школы не более 5 заявок.

  3. До 20.03.12 заявки будут систематизированы и вам придет еще одно приглашение.

  4. Стоимость участия (организационные расходы) – 100 руб. индивидуальное участие, 150 руб. – группа. Расчет по факту присутствия при регистрации.

  5. До начала конференции будет проведен организационный семинар для педагогов начальной школы: 28 февраля, 16.00 (305 ауд., корпус 8, ул. К.Ильмера 15/1)

 

  • Заявка представлена ниже, на отдельном листе.

  • Заранее предупреждаем, что, по причине большого количества участников, Конкурс длится 2-3 часа (с перерывом), в аудитории может быть душно. Заранее предупреждайте об этом детей и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявка на участие в детской конференции исследовательских работ для учащихся младших классов «Твори, исследуй, пробуй!»

 

ФИ участника (участников)

 

 

Возраст участников

 

 

Школа /правильное название/

 

Класс

 

 

Тема работы

 

 

Секция

 

 

Аннотация (3-4 предложения)

 

 

Учитель (руководитель)

Ф.И.О

 

Номер телефона педагога для связи

 

 

Нужна ли техника, какая

 

 

Дополнительно

 

 

Желаемый день (29.03 пт, или 30.03, сб, будем учитывать по возможности)

 

 

Номер тел, e-mail обязательно для связи

 

 

 

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER