Основные достижения кафедры физики и методики обучения физике
С 1 февраля 2022 г. кафедра общей физики была переименована в кафедру физики и методики обучения физике, в состав кафедры включены кафедра теоретической физики, кафедра развития физического образования.
Согласно организационной структуре при кафедре имеются: физический кабинет, лаборатория методики преподавания физики, лаборатории по курсу общей физики. Лаборатории обеспечены квалифицированным учебно-вспомогательным персоналом, имеющим высшее образование (Лобода С.А., Хацко Л.М., Батурина Р.И., Перемитина В.М.).
Сотрудники кафедры осуществляют подготовку студентов на ФМФ по программам бакалавриата и магистратуры, преподают основные курсы "Общая и экспериментальная физика", "Методика преподавания физики", а также ряд других дисциплин, относящихся к этому циклу.
Переход на двухуровневую систему образования и новые государственные стандарты образования потребовал основательной переработки рабочих программ кафедры и введения новых курсов в учебные планы бакалавриата и магистратуры - "Физические основы современных высоких технологий", "Физика Земли и физические основы экологии", "Основы нелинейной динамики систем", "Физические основы электронной техники", "Теоретические основы принятия управленческих решений в образовании и науке", "Основы организации и управления в образовании и науке". "Инновационные технологии в преподавании физики" и другие.
В течение последних на кафедре сформировалась научная школа по теории и методике обучения физике. Исследованиями в области ТиМОФ занимаются профессора Румбешта Е.А., Скрипко З.А., доценты Аржаник А.Р., Богданова Ю.В. С 2009 года исследования в области ТиМОФ объединены вокруг Научно-методического центра (НОЦ) "Психолого-педагогические исследования в физико-математическом образовании".
Опубликованы и готовятся к изданию по новым курсам десятки учебных и методических пособий, в том числе на электронных носителях.
Сотрудники кафедры принимают активное участие в организации научных мероприятий: на протяжении 5 лет кафедра является организатором Всероссийской научно-практической конференции "Преподавание естественных наук, математики, информатики в вузе и школе" с международным участием, активно участвует в проведении областной научно-практической конференции школьников "Я изучаю природу" и городской конференции школьников "Я изучаю физику".
Помимо указанного основного научного направления на кафедре развиваются: теория конденсированного состояния вещества; разработка концептуальной социально-философской модели профессионализма; разработка технологии очистки производственных сточных вод и другие.
Исследовательские проекты сотрудников коллектива кафедры получали финансовую поддержку различных российских и зарубежных организаций: Международного научного фонда ИНТАС, L'Agence nationale de la recherche и Centre national de la recherche scientifique (Франция), Donostia International Physics Center (Испания), Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), Министерства образования и науки, АВЦП "Развитие научного потенциала высшей школы", Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", администрации г.Томска в рамках областного проекта "Использование потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования и развития открытого образовательного пространства региона".
Кафедра имеет развитые научные связи с научными и образовательными учреждениями, как в России, так и за ее пределами. Ученые кафедры систематически получают приглашения для научной работы и оказания консультационных и образовательных услуг в заграничных университетах и научных центрах за рубежом, среди них университет Эколь Политекник (г. Париж, Франция), входящий в топ-список элитных университетов мира; Международный физический центр DIPS, (г. Сан-Себастьян, Испания); Университет Прикладных Наук (г. Куоппио, Финляндия); Южно-Казахстанский государственный университет им. Ауезова и др. Реализуются совместные научные проекты, имеются совместные публикации в высоко-рейтинговых научных журналах, в том числе в зарубежных Physical Review B, Physical Review Letters, Material Computer Science, Advances of Physics, Journal of Luminescence, издан обзор в сборнике издательства Nova Publishers, сделаны многочисленные совместные доклады на конференциях за рубежом.
Профессора кафедры входят в состав диссертационных Советов при ТГПУ (Румбешта Е.А., Скрипко З.А)
По результатам индивидуальной работы со студентами представляются ежегодно десятки студенческих докладов на традиционную конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых ТГПУ “Наука и образование”, другие научные конференции регионального и республиканского уровней, лучшие из которых публикуются в научной печати.
В планах кафедры - развитие научно образовательного центра педагогических исследований в физико-математическом образовании.
Необходимо завершение разработки авторских курсов, учебных и методических пособий по дисциплинам естественнонаучного и предметного блоков, разработка учебно-лабораторной части обучения с целью модернизации методического обеспечения и материально-технического содержания лабораторного практикума в соответствии с содержательной частью и духом ФГОС нового поколения, разработка нового поколения лекционных демонстраций по курсу физики, освоение новых технологий обучения.