Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РУССКАЯ ИЗБА, ЧАЙ С БЛИНАМИ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ – ТАКОЙ РОССИЮ УВИДЕЛИ СТУДЕНТЫ ИИЯМС ИЗ КЕНИИ

Образовательная программа Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Кении, помимо занятий, включает и ряд специальных мероприятий, расширяющих знания студентов о России. Одним из таких стала творческая встреча «Знакомство с русской культурой».
8 октября 2025

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 897
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
В ТГПУ СОСТОЯЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Международный день студенческого спорта, учреждённый Международной федерацией университетского спорта и ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 20 сентября.
Кросс «Бег патрулей», приуроченный к данному празднику, проводится в нашем университет уже второй год подряд. В сентябре 2024 года Бобина Ольга Николаевна – к.п.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС ТГПУ обратилась к представителям Студенческого спортивного клуба ТГПУ с инициативой о проведении соревнований по легкоатлетическому кроссу в интересном формате – «Бег патрулей» (командное преодоление дистанции). Предложенное мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни и укрепление студенческого командного духа, нашло поддержку и вызвало неподдельный интерес у студентов ИФКС, которые и стали непосредственными организаторами и участниками.
2 октября 2025
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!
22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

С 9 по 16 сентября 2025 г. в п. Витязево (г. Анапа) состоялись Всероссийские соревнования по волейболу среди команд ветеранов женщины 55+, являющиеся, по сути, Чемпионатом России среди спортсменов данной возрастной категории.
17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
Новости 1 - 5 из 270
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 716
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
Приглашаем принять участие в мероприятиях

Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях в рамках Всероссийского фестиваля профориентации детей с ОВЗ.
1 октября 2025

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
Учебная практика студентов 354 гр. ИФФ в Лоскутовской СОШ
Студенты 2 курса 354 гр. ИФФ, специализирующиеся на кафедре всеобщей истории, успешно прошли свою первую учебную практику в МБОУ СОШ №33 (д. Лоскутово). Работу студентов в школе курировала учитель истории и обществознания Лидия Порфирьевна Прокопьева. На первом ознакомительном мероприятии Лидия Порфирьевна провела мини-семинар, на котором познакомила студентов с видами и направлениями внеурочной деятельности.
22 апреля 2017
Новые публикации ИФФ (2016-2025)
ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Сазонова, Н.И. Томский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (1864–1917 гг.): люди и судьбы : биографический словарь [Электронный ресурс] / Н.И. Сазонова. – Электрон. текстовые дан. (1,94 Mb). – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2025. – 206 с.
Биографический словарь посвящен истории Иоанно-Предтеченского женского монастыря, существовавшего в г. Томске с 1864 по 1876 г. – сначала как женская община, а позже, до начала 1920-х гг., – как монастырь. Словарь содержит биографические данные 502 (включая настоятельниц) насельниц сначала женской общины, затем – монастыря, а также 28 священников, диаконов и причетников, служивших в храмах обители. Биографии сгруппированы в разделы, посвященные настоятельницам, священнослужителям и причту, монахиням, рясофорным послушницам (рясофор – низшая ступень монашества) и сестрам «на испытании».
Основным источником биографических сведений служат монастырские «Ведомости», хранящиеся в Государственном архиве Томской области. В некоторых случаях их сведения дополняются из других источников: это могут быть данные о работе насельниц, например, в рамках Алтайской духовной миссии, которые приводятся в научной литературе, затрагивающей эту проблематику, а также воспоминания о жизни некоторых из сестер обители после 1917 г., которые собраны к настоящему времени в музее истории Иоанно-Предтеченского монастыря при приходе храма свт. Феодосия Черниговского г. Томска и размещены на его интернет-странице. Проект создания этого музея реализовывался при участии ТГПУ.
В конце 2024 г. к юбилею заслуженного профессора ТГПУ В. Е. Головчинер вышла коллективная монография «Искусство Н. Эрдмана-драматурга в контексте «большого времени» культуры». Профессор кафедры русской литературы стала её инициатором, организатором коллектива авторов и автором большей части статей.
Авторский коллектив таким образом отметил 125-летие драматурга – автора пьесы «Самоубийца», признанной одной из лучших в мировой драме ХХ веке. Эта книга напомнила о судьбе Николая Эрдмана, часть ссылки которого в 1935-1936 гг. проходила в Томске (это отмечено памятной доской на здании Томского ТЮЗа). В состав монографии включены материалы, свидетельствующие об особой роли Томска, томских ученых и деятелей культуры в судьбе Эрдмана.
Материалы монографии посвящены исследованию художественной природы произведений первого десятилетия творчества Н. Эрдмана – самого продуктивного в его творческой биографии. Поиски истоков выразительности самых значимых его произведений позволили обнаружить искусное владение автором средствами драмы как рода литературы, своеобразие изображения драматического положения героев комическими средствами, и главное – представление актуальной современности в аспектах самых древних сюжетов: кумулятивной композиции, персонажей в функциях дьявола, вредителей-соседей в ближайшем окружении героя и в нем самом – черт дурака/простака.
Издание адресовано филологам и людям театра, учителям и широкому кругу читателей.
Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень : методические рекомендации [Электронный ресурс] / А.В. Курьянович, В.Ю. Зюбанов, А.В. Агеева. – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2024. – 47 с. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,27 МБ). – Загл. с титул. экрана.
Методические рекомендации содержат этноориентированный материал для проведения 15 уроков, разъяснения по использованию аудио- и видеоприложений, ключи к заданиям из рабочей тетради, список литературы. Методические рекомендации разработаны для педагогов, на элементарном уровне обучающих русскому языку как иностранному граждан Кении. Входят, наряду с учебным пособием, рабочей тетрадью, аудио- и видеоприложением, в состав учебно-методического комплекса «Русский язык как иностранный для кенийских обучающихся: элементарный уровень».
По томским улочкам. Стрит-арт в практике обучения русскому языку как иностранному (Семиотический подход в изучении и преподавании русского языка) : учебное пособие / А. В. Курьянович, Е. А. Серебренникова, И. А. Люберцева, У. К. Новак ; Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) ; под ред. А. В. Курьянович .— 1 компьютерный файл (pdf; 14,83 Mb) .— Томск : ТГПУ, 2024 .— Заглавие с титульного экрана .— Свободный доступ из сети Интернет .— Adobe Reader .— ISBN 978-5-907791-14-5.
Учебное пособие ориентировано на изучение русского языка с привлечением содержательного ресурса объектов стрит-арта, присутствующих в современном пространстве города Томска. Задания направлены на развитие лексико-грамматических навыков и предполагают совершенствование всех видов речевой деятельности. Использование цветных иллюстраций, на которых изображаются передающие городской колорит художественные объекты, способствует эффективной работе языкового сознания адресатов. Включённые в пособие аутентичные региональные тексты, содержащие лингвокультурную информацию, обогащают тезаурус и лексикон обучающихся, содействуют расширению языковой, лингвокультурной, страно- и регионоведческой компетенций. Адресовано широкому кругу лиц, изучающих русский язык и интересующихся культурой и историей сибирского региона и города Томска, специалистам по регионалистике, лингвокультурологии, лексической и функциональной семантике, теории и практике преподавания русского языка; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
Дискурсивное моделирование концептосферы учебника русского языка как иностранного : коллективная монография [Электронный ресурс] / Е. А. Серебренникова, А. В. Курьянович ; под ред. А. В. Курьянович. – Электрон. текстовые дан. (2,12 Mb). – Томск : Издательство Томского государственного педагогического университета, 2024. – 294 с. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с титул. экрана. ISBN 978-5-907791-13-8.
Монография посвящена анализу дискурсивных механизмов ретрансляции концептуального содержания в рамках лингводидактического взаимодействия принадлежащих разным лингвокультурам участников посредством учебного текста особого типа ‒ учебника русского языка как иностранного. Исследуется системно-структурная организация дискурсивной картины мира, актуализирующаяся в виде концептосферы текстов указанного типа. Описывается комплексная методика анализа концептосферы учебного текста, основанная на применении метода дискурсивного моделирования и контент-анализа. Представляется дискурсивная модель концептосферы текста, включающая ядерные концепты ЧЕЛОВЕК, ЯЗЫК, и конкретизирующие их периферийные концепты разных типов. Анализируется значимость модели для формирования вторичной картины мира. Адресована специалистам по дискурсивной лингвистике, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, семантике, функциональной стилистике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.
Русская речевая культура и текст : материалы XIII Международной научной конференции (Томск, 16-17 мая 2024 г.) / под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск : Издательство ТГПУ, 2024. – 180 c.
Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Адресован филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.
Коммуникативная стилистика текста : биобиблиографический указатель по научному направлению / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, С. М. Карпенко. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2024. – 316 с.
Издание включает краткую информацию о научной деятельности членов коллектива, научную и научно-методическую литературу по теоретическим и прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста, разрабатываемой в Томском государственном педагогическом университете. Биобиблиографический указатель содержит работы, отражающие современное состояние и основные этапы развития нового научного направления стилистики текста начиная с 80-х годов XX века.
Адресовано специалистам по коммуникативной теории текста, стилистике, методике преподавания русского языка; аспирантам, студентам, преподавателям.
Опубликован сборник: Русская речевая культура и текст : материалы XII Международной научной конференции (Томск, 20-21 мая 2022 г.) ; под общ. ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск : Издательство Томского ЦНТИ, 2022. – 222 c.
Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Адресован филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.
Научные интересы сотрудников кафедры теории языка и методики обучения русскому языку, связанные с изучением современного русского языка и русской картины мира с позиций культурологического и концептологического подходов, нашли достойный способ быть представленными широкой научной общественности. Опубликованы научная монография и специализированный словарь, посвященные проблеме изучения единиц русского жаргона. Авторы ‒ А.В. Курьянович, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории языка и методики обучения русскому языку (ТГПУ), и С. Ван, кандидат филологических наук, преподаватель Муданьцзянского педагогического университета (Китай).
Монография «Русский молодежный жаргон в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью» посвящена лингвоконцептологическому описанию единиц современного русского молодежного жаргона с позиции осмысления носителем иностранного языка. В исследовании анализируются ключевые свойства жаргонных единиц ‒ полифункциональность и полистатусность; обосновывается их лингвокогнитивный и лингвокультурологический ресурс; описываются этапы и уровни интерпретационной деятельности иностранца в отношении жаргонных единиц; представляется разработанная авторами методика интерпретации единиц русского молодежного жаргона вторичной языковой личностью посредством моделирования; реконструируется фрагмент вторичной картины мира, отраженный в русском молодежном жаргоне.
«Словарь слов и выражений русского молодежного жаргона (в аспекте интерпретации вторичной языковой личностью)» представляет 2-х томное специализированное издание, материалом которого выступает результат рецепции иностранца в отношении внелитературных единиц русского языка. Особенно интересны представленные в словаре случаи интерпретации значения русских жаргонных единиц носителем китайского языка, отличные от тех, которые закреплены в языковом сознании исконных языковых личностей. Объем словника ‒ 1792 единицы.
Книги адресованы специалистам по лексикографии, лингвистической концептологии, лингвокультурологии, лингвострановедению, семантике, лингвистической прагматике, теории и практике преподавания русского языка как иностранного; студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям русского языка и русской словесности.

Новое исследование драматургии М. Булгакова ученых кафедры русской литературы ТГПУ.
Опубликована научная монография В.Е. Головчинер и Т.Л. Весниной «Комическое в пьесах М. Булгакова 1920-х годов». Авторы впервые обратились к проблеме генезиса фельетона, ввели в круг научного изучения ранние фельетоны писателя кавказской поры, выявили в них накопление общих с драмой выразительных возможностей и собственно драматургических компонентов. Основным предметом исследования стали трансформация фельетона «Багровый остров» в поэтике пьесы с таким же названием, разнообразие балаганно-комических компонентов в некомических по своему модусу пьесах «Дни Турбиных» и «Бег», в связи с чем существенно уточнена их интерпретация.
Исследование природы и функций комического в пьесах М. Булгакова 1920-х годов стало основанием для соотнесенности его художественных поисков с театрально-драматургическим авангардом эпохи.
Опубликован сборник материалов докладов, посвященных теоретическим и прикладным аспектам коммуникативной стилистики текста, разработанным в Томском государственном педагогическом университете под руководством Н. С. Болотновой. Включает освещение основных направлений коммуникативной стилистики (теории регулятивности, текстовых ассоциаций и смыслового развертывания текста) и их эвристического потенциала для использования в научной и образовательной деятельности. Для филологов, преподавателей русского языка и литературы, аспирантов, магистрантов, студентов. Скачать сборник.
Опубликован сборник тезисов по материалам состоявшейся осенью 2021 года конференции «Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири», организованной ТГПУ совместно с Иркутской областной детской библиотекой им. Марка Сергеева. Редактор – директор «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ, к.филол.н., зав. кафедрой русской литературы ТГПУ Е.А. Полева. Материалы посвящены литературоведческому анализу произведений детско-юношеской литературы, вопросам перевода современной детской поэзии на русский язык, библиотечным форматам работы с юной аудиторией, методике приобщения детей и подростков к чтению.
Сибирская детская литература и практики чтения в Сибири: Тезисы докладов Всероссийской научной конференции, Томск – Иркутск, 11 – 12 сентября 2020 года. Сборник трудов / Под ред. Е.А. Полевой. – Томск : ЦНТИ, 2021, 72 с.
Со сборником можно ознакомиться в Научной библиотеке им. А.М. Волкова Томского государственного педагогического университета.
В издательстве Томского ЦНТИ вышел из печати сборник материалов XI Международной научной конференции «Русская речевая культура и текст» (2020), подготовленный сотрудниками кафедры русского языка ТГПУ (отв. редактор проф. Болотнова Н.С.).
Сборник включает материалы докладов, посвященных анализу русской речевой культуры в синхронии и диахронии, рассмотрению современных подходов к изучению текста и исследованию дискурсивных практик в разных сферах общения, освещению коммуникативно-когнитивных аспектов текстовой деятельности, проблем медиакоммуникации и межкультурного общения, разработке методических аспектов обучения русской речевой культуре и текстовой деятельности в вузе и школе.
Научное издание адресовано филологам, преподавателям русского языка и литературы, аспирантам, магистрантам, студентам.
Сборник размещен в РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42995356.
На электронной платформе Лань/GF5, а также в системе РИНЦ и DOI представлено 2-е издание монографии А.В. Болотнова «Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности» (Москва: Флинта, 2020. 402 с.):http://globalf5.com/Knigi/Nauka-Obrazovanie/Yazykoznanie-Lingvistika/Yazykoznanie/Tekstovaya-deyatelnost-kak_270714; https://elibrary.ru/item.asp?id=41369560; присвоенный номер DOI — 10.34676/FL.2019.98.41465.
Книга содержит исследование коммуникативных и когнитивных проявлений разных типов публичных языковых личностей в современном медиадискурсе. С учетом нового информационно-медийного вектора когнитивно-дискурсивной лингвистической парадигмы автором предложены понятийно-терминологический аппарат и методики, раскрывающие специфику информационно-медийной языковой личности и позволяющие с новых позиций изучать ее идиостиль.
Монография адресована специалистам по коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистике, стилистике, лингвоперсонологии; аспирантам, студентам, преподавателям.
Я вам, родные, излагаю быль…: сборник мемуарных текстов жителей Томской области / сост. Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева. – Томск: Издательство ЦНТИ, 2019. – 196 с.
Издание содержит четыре мемуарных текста жителей Томской области: Н.М. Бабуль, А.А. Малиновского, Е.Р. Хариной и Ф.А. Юбина. Введение в научный оборот этих источников является перспективным для дальнейших научных изысканий в области этнической истории томского региона, и Сибири в целом. Издание адресовано исследователям, преподавателям и студентам (уровни бакалавриата и магистратуры). Мемуарные тексты могут быть использованы в учебном процессе при подготовке к семинарским занятиям по историческим и этнологическим дисциплинам, при подготовке докладов, написании рефератов и научно-исследовательских работ (статей, курсовых и выпускных квалификационных работ). Сборник воспоминаний может быть рекомендован учителям и школьникам, а также всем интересующимся этнической историей томских деревень, историей и культурой славянских народов Томской области.
Издание подготовлено и опубликовано при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта «Этническая история томских деревень в ХХ в. сквозь призму персональных текстов местных жителей, № 18-49-700002.
В издательстве «Флинта» (г. Москва, 2019) опубликованы учебные пособия преподавателей кафедры русского языка:
Болотнова Н.С. Методики смыслового и лингвопрагматического анализа медиатекста: учебное пособие. / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, 2019. - 156 с.
Учебное пособие содержит освещение актуальных проблем смысловой и лингвопрагматической интерпретации медиатекстов разных жанров на основе теории коммуникативной стилистики текста и достижений медиалингвистики, лингвистической прагматики и дискурсологии. Адресовано специалистам по коммуникативной теории текста, стилистике, медиалингвистике; бакалаврам, магистрантам, преподавателям.
Болотнова Н.С. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография: Контрольно-тренировочные задания: учебное пособие / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов. - 5-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2019. - 224 с. (Рекомендовано УМО)
Пособие включает систему контрольных и тренировочных заданий и упражнений, направленных на усвоение теоретических основ современной лексикологии и формирование практических навыков правильного использования слов и фразеологизмов в разных ситуациях общения. В приложении даны схемы, таблицы, тесты.
Для студентов-филологов и преподавателей русского языка.
Сазонова Н.И. «За единый Аз...». Книжная «справа» при патриархе Никоне (1653–1666 гг.) и церковный раскол. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 240 с.
В монографии, построенной на исследовании уникального корпуса источников, анализируется «исправление» богослужебных книг Русской православной церкви, предпринятое при патриархе Никоне в 1653–1666 гг., роль и место книжной «справы» в церковном расколе. Изучены формы, характер и логика воздействия изменения богослужебного текста на русское религиозное сознание. Особое внимание уделено выявлению смены идейных ориентиров в области богословской мысли, экклезиологии и антропологии, вызванной введением подобных «исправлений». Литургическая реформа патриарха Никона, рассмотренная в достаточной полноте и непредвзятости, исследуется в контексте книжной и церковно-политической культуры XVII в. Книга будет интересна историкам, филологам, философам, религиоведам и всем тем, кто хотел бы понять исторические пути развития Русской православной церкви и важность литургической реформы патриарха Никона.
Нестеренко П.Л. История России: Учебно-методическое пособие для иностранных граждан и лиц без гражданства. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 52 с.
Учебно-методическое пособие содержит краткое изложение основных событий истории России с IX по начало XXI вв. В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена», учебно-методическое пособие предназначено для иностранных граждан при подготовке их к сдаче экзамена по истории России. Текст пособия содержит перечень контрольных вопросов для самопроверки, правильных ответов к ним, список государственных праздников и наиболее памятных дат и событий из истории России.
Этнография народов Томской области: Учебное пособие / П.Е. Бардина, Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева, Е.В. Лилявина, Е.Ю. Кошелева, А.А. Локтионова, Н.В. Лукина, И.Е. Максимова, Л.В. Парнюк, Н.А. Тучкова; отв. ред. А.Г. Тучков – Изд. 3-е, испр. и доп. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. – 184 с.
Издание соответствует учебному плану по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) История и обществознание.
Учебное пособие содержит основные этнологические сведения о коренных народах, русском населении и этнических группах компактного расселения, проживающих на территории современной Томской области. В нем рассматриваются вопросы этнической истории, традиционной культуры и ее современных форм у названных народов.
Пособие предназначено студентам высших учебных заведений, учителям школ, преподающим краеведение и регионоведение, школьникам старших классов и всем, кто интересуется этнографией народов Сибири.
В московском издательстве «Флинта» под ред. Л.Р. Дускаевой вышел словарь-справочник «МЕДИАЛИНГВИСТИКА В ТЕРМИНАХ И ПОНЯТИЯХ» (М., 2018. 440 с.). Среди авторов словарных статей преподаватели кафедры русского языка ИФФ д.ф.н., проф. Н.С. Болотнова и д.ф.н., проф. А.В. Болотнов.
Впервые изданный в России словарь-справочник систематизирует имеющиеся в исследовательской литературе новые термины, понятия, идеи и отражает разные направления современной медиалингвистики, включая медиастилистику.
Словарь адресован студентам, магистрантам, аспирантам и всем, кто интересуется изучением современного медиадискурса.
Петров А.В. Как построить НЛО? Пробы в области нетрадиционного литературного образования. Томск, 2018. 116 с.
В книге рассказывается об эксперименте по изменению содержания литературного образования, который проводился в школе "Эврика-развитие" г. Томска в 2016-2017 гг. Опираясь на концепцию развивающего обучения Д. Эльконина – В. Давыдова, автор раскрывает обстоятельства и условия применения технологии двойных задач, нацеленных на стимулирование гибкости мышления учащихся основной школы.В книге широко представлены результаты – тексты детей 5-6 классов.
Для учителей и методистов, интересующихся инновациями в литературном образовании.
Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями / Е.К. Макаренко, Е.А. Полева, Е.А. Сафонова. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. 264 с.
"Отечественная рождественская проза и поэзия XIX–XXI веков: хрестоматия с вопросами и заданиями", составленная преподавателями кафедру русской литературы - Е.К. Макаренко, Е.А. Полевой, Е.А. Сафоновой, выполнена при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Томской области в рамках научного проекта № 17-14-70004а(р) «Творчество сибирских писателей второй половины XIX – начала XXI века для детей и молодёжи в контексте литературных традиций». Хрестоматия включает в себя рождественские произведения авторов не только первого ряда, но и второстепенных, малоизвестных и забытых в советские годы, а также краткие биографические справки о писателях, вопросы и задания для проверки уровня понимания читателями содержания и поэтики произведения. В комментариях составителей к некоторым текстам указаны история создания произведения и представлены образцы анализа сюжета, мотивов, персонажей, образа повествователя и т.д. Издание предназначено для преподавателей и учащихся средних общеобразовательных учреждений, студентов, изучающих литературу для детей, а также широкому кругу читателей, в том числе родителям, практикующим семейное чтение.
История и этнография славянских диаспор Томской области: библиографический указатель (1990–2016 гг.): справочное пособие / сост. Т.А. Гончарова, Г.В. Грошева. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. – 72 с.
Библиографический указатель содержит список научной литературы по истории и этнографии славянских диаспор Томской области (белорусов, украинцев, поляков) за 1990-2016 гг. и адресован исследователям, преподавателям и студентам (уровни бакалавриата и магистратуры). Издание может быть использовано в учебном процессе при подготовке к семинарским занятиям по историческим и этнологическим дисциплинам, при подготовке докладов, написании рефератов и научно-исследовательских работ (статей, курсовых и выпускных квалификационных работ). Издание может быть рекомендовано учителям и школьникам, а также всем интересующимся историей и культурой славянских народов Томской области.
Указатель подготовлен при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Славянские диаспоры г. Томска в историко-этнографическом аспекте», № 15-11-70001.
Сибирская литература для детей и юношества: тенденции и контекст развития (1950 – 2010 годы): колл. монография. Т. 2 / Е.А. Полева и др. Под ред. Е.А. Полевой, Е.К. Макаренко. Томск: Изд-во ТГПУ, 2017. 168 с.
Монография освещает творчество писателей и поэтов ХХ - начала ХХI веков, биографически связанных с Сибирью, содержит филологический анализ произведений литературы, адресованных детско-юношеской аудитории.
Издание предназначено преподавателям высшей и средней школы, студентам, изучающим детскую и подростковую литературу, широкому круги читателей, в том числе школьникам и родителям.
Исполнителями научного проекта № 15-04-00216 подготовлена и издана при поддержке РФФИ монография, в которой обобщаются результаты трехлетней работы коллектива над исследовательским проектом (2015-2017): Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия: коллективная монография / Н.С. Болотнова, А.В. Болотнов, Н.В. Камнева, А.А. Каширин, А.В. Курьянович, И.А. Пушкарева; под ред. проф. Н.С. Болотновой. – Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2017. – 248 с.
В книге содержится освещение актуальных проблем медиалингвистики, теории речевого воздействия, теории дискурса и коммуникативной стилистики текста: описание разных типов информационно-медийных языковых личностей и их дискурсивных практик, анализ регулятивного потенциала медиатекстов разных жанров, выявление закономерностей текстовой деятельности в медиасреде на уровне информационных волн и коммуникативных универсалий, рассмотрение когнитивно-прагматических аспектов медиакоммуникации. Монография будет интересна специалистам по медиалингвистике, коммуникативной теории текста, когнитивной лингвистике, стилистике, лингвоперсонологии; аспирантам, студентам, преподавателям.
Познакомиться с содержанием книги можно в Научной библиотеке ТГПУ.
Опубликовано новое учебно-методическое пособие А.В. Курьянович «Основы лингво-правовой культуры в современной медиакоммуникации» (2017).
Учебно-методическое пособие является составной частью методического оснащения дисциплины «Основы лингво-правовой культуры в современном обществе» − одного из разделов модуля «Прикладная лингвистика», входящего в вариативную часть учебного плана подготовки бакалавров педагогического вуза, обучающихся по направлению Педагогическое образование, профилям Русский язык и Литература. Цель пособия – способствовать формированию представления о значимости правового сознания в условиях современного взаимодействия, значительная часть которого осуществляется в медиасфере, лингво-правовой культуры будущих учителей-словесников, применению знаний и навыков, связанных с реализацией успешной, соответствующей морально-этическим и правовым нормам коммуникации, в профессиональной деятельности. Актуальность издания обоснована необходимостью оценки речевого поведения носителей языка в медиакоммуникации в аспекте юрислингвистической проблематики.
Адресовано студентам, педагогам основной, профессиональной, высшей школы, родителям, широкому кругу специалистов, занимающихся проблемами формирования и совершенствования лингво-правовой культуры носителей языка в современном обществе и в целом вербального общения, вопросами специфики социальной интеракции в медиакоммуникации.
При н
22 апреля 2017
II конкурс «Мое любимое стихотворение»
Кафедра литературы и методики её преподавания историко-филологического факультета ТГПУ и «Сибирский научно-образовательный центр изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» ТГПУ объявляет II конкурс «Мое любимое стихотворение» для авторов стихотворений и песен.
Конкурс проводится на русском языке с 1 апреля по 15 мая 2017 года. Участниками могут стать все желающие. Конкурсантам предлагается разместить авторское (собственного сочинения) стихотворение (на любую тему) в группе В Контакте Конкурс "Моё любимое стихотворение". в текстовом варианте; можно сопроводить текст видеопрезентацией (декламация, песенное исполнение).
От каждого участника принимается одно стихотворение (песня) объемом не более 60 строк, желательно ранее не публиковавшееся в Интернете. В состав жюри войдут преподаватели ТГПУ, поэты и писатели Томска. Размещенные работы также примут участие в голосовании посетителей группы.
Итоги голосования будут подведены в конце мая.
17 апреля 2017
Директор Центра русского языка ИФФ, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории языка и методики обучения русскому языку Иннеса Игоревна Бабенко начала работу в Хэйлунцзянском лингвистическом университете (г. Харбин, Китай) в качестве куратора над апробацией проекта Дистанционная образовательная среда обучения русскому языку как иностранному «Педагогический русский» для китайских преподавателей и студентов. Руководство харбинского вуза выражает глубокую заинтересованность в этом проекте. Аудитории, в которых проходит знакомство китайских слушателей с дистанционным курсом, разработанным И.И. Бабенко, второй день заполнены неравнодушными к русскому языку и русской культуре студентами и преподавателями. Впереди еще две недели напряженной работы!
14 апреля 2017
XXI Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»
Уважаемые студенты и преподаватели историко-филологического факультета!
Мы рады вам сообщить, что работа секции "История" в рамках XXI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» состоится 20 апреля 2017 г.
12 апреля 2017
Новости 596 - 600 из 1395
Начало | Пред. | 118 119 120 121 122 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
В ТГПУ продолжается совместный с телекомпанией «Томское время» проект для абитуриентов «Куда пойти учиться?».
В новом выпуске – встреча с директором Института детства и артпедагогики, кандидатом педагогических наук Ириной Дроздецкой.
Ты узнаешь о следующих профилях педагогических профессий:
• начальное образование и дошкольное образование;
• начальное и дополнительное образование (в области изобразительного искусства);
• изобразительное искусство и дополнительное образование;
• хореографическое искусство и дополнительное образование;
• музыка и дополнительное образование.
А тем, кто собирается поступать после 9 класса, будет интересно услышать о специальности с двумя квалификациями – учитель начальных классов, учитель информатики в начальной школе и возможные перспективы быть учителем математики и информатики в 5-6 классе.
Если это то, что тебе подходит, подключайся 30.04 к эфиру:
• на телеканале «Томское время» с 6.00 до 9.00 часов;
• на телеканале «ОТР» с 6.30 до 8.30 часов.
Экскурсия в мир детства и творчества
30 апреля 2025
Профессор ИДиА выступила с вебинаром в федеральном Межвузовском центре "Новая дидактика"
При поддержке Министерства просвещения РФ и Ассоциации развития педагогического образования реализуется проект федерального учебно-методического объединения по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» Межвузовский исследовательский центр «Новая дидактика». Он предполагает создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего педагогического образования.
В рамках проекта с коллегами встретилась заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, доктор педагогических наук Светлана Поздеева с докладом «Метаметодика как способ усиления деятельностной составляющей в профессиональной подготовке учителя».
💬 «Метаметодика делает акцент на организации совместной образовательной деятельности педагога и обучающихся. Важно сделать учебное взаимодействие предметом особого внимания, предметом педагогической заботы. Деятельностная составляющая в профессиональной подготовке учителя – это его готовность и способность организовывать совместную деятельность на предметном содержании, то есть реализовывать разные модели организации совместной деятельности, разные дидактические сценарии (авторитарно-репродуктивный, проблемно-лидерский, исследовательско-диалогический), используя соответствующие методические средства», – сказала Светлана Ивановна.
30 апреля 2025
22 апреля в ходе V Международного форума "Педагогика XXI века" состоялась секция Института детства и артпедагогики "Человекоцентричность как вектор обновления образовательных практик в сфере детства" Международной научно-практической конференции «Педагогизация и человекоцентричность как ключевые векторы обновления социокультурных практик».
Ключевая идея всех докладов, прозвучавших на секции состояла в том, что человекоцентричность в современной концепции детства заключается не только в гуманном отношению к ребенку, сколько в предоставлении ему реальной возможности стать активным участником процесса образования и жизнедеятельности, т.е. тем, кто реально влияет на образовательный процесс.
Выступающие обозначили разные аспекты этой проблемы: доверительное и поддерживающее общение взрослого с ребенком (Г.Х. Вахитова), развивающий и открытый тип взаимодействия педагога и детей (О.А. Кривоногова), эмоциональное погружение в мир книги и ее совместное взросло-детское прочтение (Е.А. Полева); разновозрастное общение в учебных группах по решению общей познавательной задачи (г.Павлодар); школьный климат, уклад и традиции как пространство воспитания и развития (Н.А. Семенова).
На секции были актуализированы следующие вопросы: Знают ли взрослые, что читают дети и как можно влиять на их читательский выбор? Умеем ли мы конструктивно и доверительно общаться с ребенком? Как вовлекать детей в совместную игровую, познавательную, художественную деятельность? Может ли будущий педагог научиться строить учебный и личностный диалог, если в вузе он не был участником такого диалога?
Последний вопрос актуализирует внимание к аспектам преподавания в вузе и подготовки будущих педагогов. В этой связи обсуждались такие способы как кейс-метод (О.В. Шварева) и метод ассоциаций, позволяющий эмоционально вовлекать студентов в содержательное обсуждение (С.И. Поздеева), использование регионального компонента при формировании готовности будущих педагогов к воспитанию детей дошкольного возраста (Т.Н. Яркина).
"Сегодня различные среды и практики (медицина, право, социальная работа, производство) обогащаются образовательными контекстами, педагогическими нормами взаимодействия людей в различных коммуникациях. Для нашего Института тема человекоцентричности вызывает особый практический и исследовательский интерес, так как осуществляя подготовку будущего педагога для системы дошкольного, начального, общего, дополнительного образования, в центр подготовки мы ставим студента с его ценностями, потребностями, приоритетами, мотивацией, обеспечиваем уважительное, отвественное, комплексное сотрудничество, создаем условия, погружаем в процесс активной деятельности, различные практики "пробного действия", создаем целостную предметно-пространственную среду, открытую, доступную для работы непосредственно с детством, так и в ходе профессиональной подготовки" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор Института детства и артпедагогики
29 апреля 2025
Экспертная работа на Международной конференции по педагогической системе Ф.Фрёбеля
21 апреля 2025 года состоялась V (юбилейная) Международная научно-практическая конференция "Векторы развития педагогики Фридриха Фрёбеля: от научной концепции к вариативным практикам в г. Сургут.
В открытом микрофоне приняли участие различные университеты, педагогические и классические. От ТГПУ в экспертном обсуждении приняла участие директор Института детства и артпедагогики Ирина Александровна Дроздецкая.
"В ТГПУ, в рамках профессиональной подготовки педагогов для системы дошкольного образования, мы опираемся на педагогическое наследие Ф. Фрёбеля. В созданном пространстве "Территория, открытая Детству! осуществляется системно-деятельностный подход, где используюся "Дары Фрёбеля" как методический, вариативный компонент в освоении образовательной программы высшего образования и образовательных областей, детских видов деятельности для использования в работе будущих педагогов. Благодаря использованию педагогики Ф. Фрёбеля подчеркивается важная роль наставника- воспитателя, который понимает потребности детской природы и умело применяет их в работе детского сада..." - отмечает Ирина Александровна.
"Будем жить для наших детей!"
28 апреля 2025
Педагоги ИДИА выступили в качестве экспертов на практико-ориентированном семинаре в г.Северск
22 апреля сотрудники Института детства и артпедагогики выступили экспертами Областного практико-ориентированного семинара «Речевой мир: интеграция технологий в дошкольное образование», организованного на базе МАДОУ № 48 г. Северска. В работе семинара приняли участие педагоги дошкольных учреждений г. Северска, студенты ОГБПОУ «Северский промышленный колледж», обучающиеся по специальности «Дошкольное образование».
Мероприятие проводилось в рамках годового плана МАДОУ «Детский сад № 48» на 2024-2025 учебный год в соответствии с договором о сотрудничестве с ФГБОУ ВО «ТГПУ».
Цель семинара – совершенствование уровня профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационных методов и технологий, направленных на развитие речевых навыков детей дошкольного возраста, предоставление практических инструментов для интеграции этих методов в образовательный процесс ДОО.
В формате тематических сессий и увлекательных мастер-классов педагоги презентовали возможности экспериментальной деятельности, су-джок терапии, дидактических игр с «живыми» кубиками в развития речи дошкольников. В занимательной форме были раскрыты законы логоритмики и ее связь с речевой и двигательной активностью. Большой интерес вызвал опыт педагогов из МБДОУ № 50 г. Северска по развитию речи дошкольников путем организации «говорящего» пространства в детском саду. Такой формат организации семинара активизировал всех участников, позволил в игровой форме попробовать и закрепить демонстрируемые приемы.
В завершении семинара был организован квиз «Лингвистическая баталия – болталия», направленный на закрепление полученного опыта, выявление знаний в области речевого развития и ФОП ДО. Очень порадовало то, что по итогам квиза наибольшее количество баллов набрала команда студентов – дошкольное образование в надежных руках!
"Мы не первый раз принимаем участие в семинарах, организуемых коллегами из Северска», – отмечает Яркина Т.Н.,заведующий кафедрой дошкольного образования. Они всегда посвящены значимым аспектам дошкольного образования и организованы на высоком профессиональном уровне. Вот и сегодня обсуждалась актуальнейшая проблема – развитие речи современных детей и предлагались конкретные эффективные инструменты ее развития, стимулирования речевой активности, коррекции речевых нарушений".
24 апреля 2025
Новости 26 - 30 из 582
Начало | Пред. | 4 5 6 7 8 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
«Оживляя педагогику: Цифровой прорыв»

10 октября 2025

10 октября 2025

9 октября 2025
итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова

7 октября 2025

6 октября 2025
Новости 1 - 5 из 402
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец