Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РУССКАЯ ИЗБА, ЧАЙ С БЛИНАМИ И РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ – ТАКОЙ РОССИЮ УВИДЕЛИ СТУДЕНТЫ ИИЯМС ИЗ КЕНИИ

Образовательная программа Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Кении, помимо занятий, включает и ряд специальных мероприятий, расширяющих знания студентов о России. Одним из таких стала творческая встреча «Знакомство с русской культурой».
8 октября 2025

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 897
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
В ТГПУ СОСТОЯЛИСЬ СОРЕВНОВАНИЯ, ПОСВЯЩЁННЫЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Международный день студенческого спорта, учреждённый Международной федерацией университетского спорта и ЮНЕСКО, отмечается ежегодно 20 сентября.
Кросс «Бег патрулей», приуроченный к данному празднику, проводится в нашем университет уже второй год подряд. В сентябре 2024 года Бобина Ольга Николаевна – к.п.н., доцент кафедры физкультурно-спортивных дисциплин ИФКС ТГПУ обратилась к представителям Студенческого спортивного клуба ТГПУ с инициативой о проведении соревнований по легкоатлетическому кроссу в интересном формате – «Бег патрулей» (командное преодоление дистанции). Предложенное мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни и укрепление студенческого командного духа, нашло поддержку и вызвало неподдельный интерес у студентов ИФКС, которые и стали непосредственными организаторами и участниками.
2 октября 2025
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!
22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

С 9 по 16 сентября 2025 г. в п. Витязево (г. Анапа) состоялись Всероссийские соревнования по волейболу среди команд ветеранов женщины 55+, являющиеся, по сути, Чемпионатом России среди спортсменов данной возрастной категории.
17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
Новости 1 - 5 из 270
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
Участие ТЭФ в проектном мероприятии Большого университета Томска
Декан ТЭФ приняла участие в проектном мероприятии Большого университета Томска, проходившего на базе Института образования ТГУ.
В декабре 2022 года Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций в рамках проекта «Большой университет Томска» объявил о проекте нового пакета сетевых образовательных программ (СОП) по актуальным научно-технологическим направлениям развития региона. В 2023 году запланирован цикл проектных мероприятий по разработке содержания и форм организации сетевого взаимодействия, условий реализации СОП.
Стартовый семинар о подготовительной работе вузов Томска по проектированию сетевых программам состоялся 15 декабря 2022 года в формате круглого стола. Семинар проводился в рамках работы сети «Университетская национальная инициатива качества образования» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.
Программа круглого стола включала установочные доклады, акцентирующие организационно-управленческий и технологический контуры сетевых программ на основе опыта ведущих университетов России, кейс-шоу «зрелых» сетевых программ Большого университета Томска: работающие модели, дискуссию о проектировании сессии по сетевым программам в 2023 году.
Каждый представитель Большого университета Томска, включая Томский государственный педагогический университет, обозначил перспективные поля вузов в плане сетевого взаимодействия и развития СОП.
В проектном мероприятии Большого университета Томска, проходившего на базе Института образования ТГУ, в составе команды ТГПУ, возглавляемой проректором по образовательной деятельности, приняла участие Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета.
«Сетевые образовательные программы нужны каждому университету, так как несут существенный потенциал в плане кооперации вузов по восполнению дефицита интеллектуального, научного, материально-технического ресурсов, необходимых для обновления качества образовательного процесса в том или ином вузе. Но существующие на сегодняшний день барьеры, в первую очередь, нормативно –правового регулирования взаимовыгодного сотрудничества сетевых партнеров снижает уровень мотивации разработчиков и выражается в единичных проектах действующих сетевых программ томских вузов, представляющих в основном опыт сотрудничества с зарубежными партнерами по программам «двойных дипломов». Уверена, что проектные мероприятия Большого университета Томска 2023 года позволят найти оптимальные решения по устранению ограничивающих факторов запуска прорывных сетевых образовательных программ, востребованных как на региональном, так и российском и международном рынках труда. Примером положительного опыта может являться действующая сетевая магистерская программа «Ядерная медицина», реализуемая в ТПУ в партнерстве с СибГМУ. В свою очередь, ближайшие перспективы сетевого сотрудничества с университетами Томска, технолого-экономический факультет видит в рамках восполнения дефицитов, например, по направлениям: архитектурный дизайн, мехатроника и робототехника, промышленный дизайн, техносферная безопасность, технологическое предпринимательство».
16 декабря 2022
Региональная олимпиада по финансовой грамотности для учащихся 9-11 классов
22 декабря 2022 года кафедра экономики и предпринимательства ТЭФ приглашаем обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений к участию в Региональной олимпиаде по финансовой грамотности.
Итоги олимпиады будут подведены 26 декабря 2022 года. Все участники получат сертификаты, победители будут награждены дипломами за 1, 2 и 3 место.
Ответственные за координацию и проведение олимпиады:
- Нестерова Оксана Анатольевна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории ТГПУ, nesterova@tspu.ru;
- Петрова Татьяна Адольфовна, к.э.н., доцент кафедры экономической теории ТГПУ, petrovata@tspu.ru, 8(382)2 311 343.
Организаторы олимпиады: технолого-экономический факультет ТГПУ (кафедра экономики и предпринимательства) при организационной и информационной поддержке Департамента финансов Томской области, Департамента общего образования Томской области, Отделения по Томской области Сибирского главного управления банка Российской Федерации, Регионального центра финансовой грамотности Томской области, Некоммерческого партнерства по развитию финансовой культуры «Финансы Коммуникации Информация».
15 декабря 2022
Не возможно себе представить, разработку интерьеров в настоящее время без современных инструментов, предназначенных для этого. Время деньги! Заказчики стали более придирчивы, особенно если дело касается качества визуализации будущего интерьера. Сейчас дизайнеру не достаточно владеть карандашом и красками, нужно уметь рисовать на компьютере и работать на графическом планшете, владеть программами для трёхмерного моделирования, которые позволяют увидеть будущий продукт ещё до его создания, сократить расходы на производство и уменьшить риски в процессе разработки интерьера. Требуются специалисты, способные разработать дизайн высокого качества в короткие сроки.
Для разработки дизайна интерьера на выбор есть множество программ, например Photoshop, в нём можно рисовать эскизы и обрабатывать фотографии, также можно попробовать Krita, Paint Tool SAI, выбор делается, исходя из задачи, которую нужно выполнить. Но совсем про карандаш не стоит забывать, в работе будет полезно сделать небольшие быстрые эскизы, план помещения и ракурсы камеры. Можно успешно сочетать традиционное, цифровое рисование и трехмерное моделирование.
Для работы с дизайном интерьера в трехмерном пространстве можно использовать множество программ для полигонального моделирования, популярными являются 3D Max, MAYA, Cinema4d, MODO, Blender. 3D Max, наверное, является лидером в этой области, зачастую по причине большого количества уроков по этой программа в сети интернет и большого количества моделей на 3D-стоках и в свободном доступе. На мастер - классе преподаватель ТГПУ Волков Иван Алексеевич сделал выбор в пользу программы Blender и её использование в разработке дизайна интерьера.
Иван Алексеевич рассказал: «Трехмерное моделирование позволяет дизайнеру вносить правки в дизайн быстрее, чем при разработке дизайна в двухмерном пространстве на бумаге или компьютере».
Он привел в пример следующую ситуацию, дизайнер разрабатывает дизайн дивана. В соответствии с техническим заданием он выполняет сбор референсов, анализирует их, разрабатывает несколько вариантов на бумаге. Заказчик выбирает один, затем дизайнер выполняет построение и визуализацию объекта. Заказчик видит результат и просит внести изменение в конструкцию, поменять форму, размер или цвет. В этом случае дизайнеру придется перерисовывать изображение с учетом правок, на это потребуется большое количество времени. А время в процессе производства продукта очень важно, как говорится «время – деньги». Трехмерное моделирование позволяет дизайнеру внести изменение в проект довольно быстро, достаточно запустить трехмерный редактор, открыть сохраненный проект и отредактировать все, что необходимо, а затем запустить визуализацию изображения получив фотореалистичный результат.
Почему именно программа Blender, спросите вы?
«Blender, программа, которую любой желающий может скачать бесплатно и попробовать применить в своей творческой деятельности, программа постоянно улучшается, добавляется новый функционал. Я думаю, для студентов в образовательных учреждениях - это идеальный вариант. Студент может освоить инструменты без больших трат на свое обучение, а после освоения пересесть на новую программу, так как программы похожи по функционалу. Главное не инструменты, а идеи и базовые навыки владения композицией, формой, цветом которые совершенствуются годами, программу же можно выучить намного быстрее», - говорит Иван Алексеевич.
На мастер-классе участники узнали что, фотореалистичное изображение во много достигается благодаря PBR материалам и настройкам света. PBR расшифровывается как Physically Based Rendering — физически корректная визуализация. То есть, рендеринг (визуализация) материалов происходит с учётом законов физики. Основное преимущество материалов с этой технологией в том, что их можно использовать в программах для рендеринга, в игровых и неигровых движках. Результат визуализации можно показать заказчику через 30 минут, здесь все зависит от мощности компьютера. Программа Blender обладает движком EEVEE, который позволяет визуализировать изображение в реальном времени, а не ждать минуты или часы пока изображение визуализируется. Также можно передвигаться по сцене с помощью ходьбы во время визуализации изображения, что позволяет почувствовать масштаб сцены. Можно выполнить анимацию объекта или отдельных частей для передачи движения.
Зачастую заказчик не обладает художественными навыками и трехмерным видением, его могут не впечатлить двухмерные эскизы. В том случае, если дизайнер не обладает достаточным мастерством в изображении объемных форм, материалов и текстур, у него могут возникнуть трудности в коммуникации с заказчиком. В основном заказчик хочет видеть проект фотореалистичного качества, так как от этого зависит то, сколько денег и времени понадобится на его выполнение. Ещё одно преимущество трехмерного моделирования в том, что оно позволяет лучше чувствовать форму объекта во время его создания. Проектирование и разработка сложных элементов и мелкой детализации также упрощается. В двухмерной среде необходимо рисовать элементы вручную, а если в конструкции объекта будет присутствовать множество повторяющихся элементов, их все нужно будет рисовать по отдельности. Трехмерное моделирование позволяет просто скопировать элемент или воспользоваться модификатором Array, который позволит создать множество копий с различными параметрами.
На мастер-классе участники попробовали себя в роли дизайнера интерьера. Задачей, поставленной перед ними стало использовать трехмерное моделирование в разработке дизайна интерьера. Этот процесс представлял себе следующие этапы:
- Обсуждение идеи и технического задания с заказчиком. Заказчик предоставляет техническое задание, дизайнер в свою очередь задает вопросы и набрасывает небольшие эскизы и записывает всю информацию и нюансы будущего проекта. Участникам было дано техническое задание на разработку небольшой кухни с окном в стиле «контемпорари» от организатора мастер-класса.
- Создается мудборд (mood board) – выполняется поиск и сбор изображений, подходящих по настроению проекта. Его можно собирать в программе Photoshop или Pureref. Поиск фотографий удобно осуществлять в социальной сети и фотохостинге Pinterest. В этом приложение очень много готовых тематических коллекций, что упрощает поиск. Также приложение позволяет создавать свою виртуальную доску и наполнять её изображениями, а затем отправить заказчику. Мудборд отражает идею, настроение будущего проекта, композицию, эстетику, стиль и цвет, все детали и нюансы, которые заказчик должен согласовать с заказчиком и удостоверится в том, что проект идет в правильном направлении.
- Выполняется сбор референсов для создания дизайна, разработки отдельных частей, композиции и цветовой палитры. Референс (англ. reference — справка, сноска) — вспомогательное изображение: рисунок или фотография, которые художник или дизайнер изучает перед работой, чтобы точнее передать детали, получить дополнительную информацию. Поиск референсов можно проводить как в интернете, так и фотографировать самому. Собирать их можно в отдельный файл в программе Adobe Photoshop. Или в специальной программе для сбора и организации референсов Puref.
- Разрабатываются эскизы, на этом этапе хорошим решение будет использовать трехмерное моделирование. Сначала выполнить быстрые эскизы на бумаге. Затем, используя трехмерное моделирование, создать болванки из простых примитивов, кубов, цилиндров, сфер и их модификаций, так же можно использовать трехмерное скульптурирование для создание сложных форм. Здесь трехмерное моделирование позволяет упростить задачу построения объектов в перспективе, так как рабочий процесс происходит в трехмерном пространстве. Программа Blender позволяет выставить перспективный или ортогональный вид из камеры, если это требуется. Затем поверх болванок в двухмерном редакторе, например в программе Photoshop можно добавить дополнительные детали, используя графический планшет. Выполненные эскизы согласовываются с заказчиком.
- На основе согласованных эскизов участники выполнили финальную модель при помощи инструментов полигонального моделирования в программе Blender. В завершении работы настраивается камера и движок рендеринга EVE или Cycles, в котором и визуализируется изображение.
- Затем полученное с помощью рендеринга (визуализации) изображение дорабатывается на компьютере. Если требуется постобработка, её можно выполнить в программе Photoshop, настроив яркость, контрастность и цвет изображения. Можно добавить части фотографий или текстур, например, для создания пыли или паутины поверх визуализированного изображения, если нужно добиться ещё большой фотореалистичности.
Одна из участников, Раскошная Ирина, студентка ТЭФ ТГПУ поделились своим впечатлениями от мероприятия: «Использование трехмерного моделирования в процессе разработки дизайна интерьера дает ряд преимуществ, таких как: создание дизайна и визуализация фотореалистичного изображения интерьера, короткие сроки, и возможность редактировать результат на любом этапе создания дизайна. Можно сделать трехмерную заготовку будущей композиции в программе, а затем использовать её в рисовании без необходимости строить объекты в перспективе. Трехмерное моделирование дает мощные инструменты в руки дизайнера и художника для реализации идей».
Одну из работ Ирины, выполненную с помощью программы Blender и цифрового рисования на планшете вы можете видеть внизу.
Можно сделать вывод, что не стоит ограждаться от прогресса и говорить, что компьютер и программы уменьшают и препятствуют развитию творческого потенциала, это лишь инструмент, такой же как карандаш, все зависит от того, кто и как им владеет!
15 декабря 2022
Студенты группы 1103 ТЭФ направления подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн Кривенко М., Новикова Ф., Тюленина А., Уланова А., Чуплыгина А. под руководством старшего преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Самолюк Н.Г. приняли участие в Международном студенческом фестивале народного творчества «Россия многоликая», который проводился с 15 сентября 2022 года по 31 ноября 2022 года.
Организаторами Фестиваля являются Студенческий союз МГУ имени М.В. Ломоносова (председатель Студенческого союза МГУ – Зимакова Екатерина Игоревна, руководитель Культурно-образовательного центра Студенческого союза МГУ – Юровская Катерина Юрьевна).
Фестиваль проводится под эгидой Всероссийского студенческого клуба «Вернадский», который объединяет молодежные организации и мероприятия научно-образовательных консорциумов «Вернадский», действующих в 33 регионах России.
К участию в Фестивале были приглашены студенты всех высших учебных заведений России.
Целью Фестиваля являлось приобщение студентов к изучению, приобщению и творческой интерпретации и транслированию традиционных культурных ценностей народов России.
Студенты ТЭФ приняли участие в номинации «Прикладное искусство», в рамках которой рассматривались авторские работы, выполненные в традиционной технике народных промыслов России (валяние, ткачество, лоскутное шитье, биссероплетение, народные куклы и игрушки и др.).
Звание Гран-при присуждено Новиковой Фаине в номинации «Прикладное искусство», Лауреатом 1 степени в этой номинации стала Кривенко Мария, дипломами Лауреатов награждены Уланова Алина и Чуплыгина Александра, Дипломантом стала Тюленина Алиса. Все студенты получили дипломы Международного молодежного фестиваля народного творчества «Россия многоликая», подписанные ректором МГУ им. М.В. Ломоносова, академиком Садовничьим Виктором Антоновичем.
А также благодарственным письмом отмечена Самолюк Надежда Геннадьевна, руководитель студентов за неоценимый вклад в дело воспитания молодого поколения и сохранение общего культурного наследия с надеждой на дальнейшее сотрудничество.
Поздравляем наших студентов и преподавателей с достигнутыми результатами и желаем успехов в дальнейшей профессиональной творческой работе.
13 декабря 2022
9 декабря 2022 года на базе Точки кипения – Томск состоялся семинар "Национальная технологическая олимпиада: подготовка нового поколения инженеров и предпринимателей на базе российской электроники и программного обеспечения", спикером которого был руководитель методического отдела Национальной технологической олимпиады, начальник отдела координации разработки олимпиадных задач НИУ ВШЭ Пирог Татьяна Геннадьевна.
Национальная технологическая олимпиада – это командные инженерные соревнования для школьников и студентов, которые объединяют тех, кто хочет быть востребованным и решать действительно важные задачи с помощью современных технологий.
На мероприятии обсуждались вопросы технологического развития России и роли Национальной технологической олимпиады в инициировании и внедрении разработок, связанных с российской электроникой и отечественным программным обеспечением.
Участники мероприятия получили ответы на наиболее актуальные вопросы сегодняшнего дня, касающиеся обеспечения доступа к новым практикам и технологиям в области электроники, приборостроения и программирования для молодых людей и энтузиастов всех возрастов нашей страны.
В качестве примера были показаны инициативы, объединяющие как инновационные подходы к инженерной деятельности, так и технологическое предпринимательство: национальная кибер-физическая платформа «Восток», первая российская мобильная операционная система «Аврора».
Также были разобраны подходы к технологическому образованию молодежи в формате инженерных соревнований, построенных на выполнении заданий от реального сектора экономики; показано каким образом школьник, студент или молодой специалист может выстроить продуктивный путь в современных индустриях.
В качестве практического примера были даны задания на групповую работу, разный профиль которых позволял командам проявить неординарность мышления и креативный подход к стандартным задачам.
В семинаре приняли участие представители ТЭФ: старший преподаватель кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Пак Р.Ю. и студенты группы 1101, обучающиеся по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности Колегов А.А., Матевосян Т.В., Слободенюк А.И., Яковлева А.А., Личный А.В., Лыжин П.К., Полякова А.А., Гатина Е.Е., Мухамедшина А.К., Савинцева А.С.
Студентка Слободенюк А.И. отметила: «На семинаре спикер Татьяна Геннадьевна подробно объяснила, что такое Национальная технологическая олимпиада, ее основные этапы, а также базовые компетенции, которые необходимы для участия в ней, инженерные задачи, решаемые участниками в рамках НТО. Считаю, что подобные мероприятия полезно посещать не только студентам и школьникам, но и учителям, преподавателям, а также руководителям проектов (стартап проекты). В рамках семинара я научилась коллективным способом решать задачи, при изменении которых можно трансформировать их в проект».
12 декабря 2022
Новости 241 - 245 из 715
Начало | Пред. | 47 48 49 50 51 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций
Cтартует обучение по дополнительной профессиональной программе
Уважаемые коллеги!
17 февраля стартует обучение по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации)
«Речевая культура и культура чтения: совершенствование коммуникативных и методических компетенций учителя русского языка и литературы» (24ч).
30 января 2025
Приглашаем освоить технологии искусственного интеллекта
Уважаемые коллеги и все желающие освоить технологии искусственного интеллекта!
24 февраля стартует обучение по дополнительной профессиональной программе (программе повышения квалификации)
«Использование технологий искусственного интеллекта в образовательных практиках педагогов системы общего и дополнительного образования» (36 ч).
23 января 2025
Студенты ФМФ и БХФ посетили г. Северск
5 и 6 декабря студенты 3 курса биолого-химического и физико-математического факультетов при содействии Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ посетили образовательные организации г. Северска и учреждения градообразующего предприятия АО «Сибирский химический комбинат».
Встреча проводилась в рамках Соглашения о сотрудничестве ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» и АО «Сибирский химический комбинат», по которому предусмотрена реализация совместных проектов в области профессиональной ориентации.
Студенты посетили и познакомились с деятельностью и новыми проектами Музея СХК, Учебно-тренировочного и информационного центра, Центра карьеры СХК и, конечно, образовательных организаций ЗАТО Северск.
На встрече с руководством Управления образования ЗАТО Северск Коноваловой О.В., руководителями СОШ № 198, 196, 87, СОШ № 76 студенты обсудили планы на дальнейшее сотрудничество в условиях кадрового дефицита учителей точных и естественных наук в муниципалитете.
Экскурсия по городу и посещение Северского зоопарка позволили ребятам познакомиться с инфраструктурой города, его достопримечательностями
Поездка в закрытый город показала студентам дополнительные возможности для трудоустройства и комфортного проживания в будущем.
10 декабря 2024
VIII Областная научно-практическая конференция для школьников "Я изучаю природу"
22 декабря Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования проводит VIII Областную научно-практическую конференцию для школьников "Я изучаю природу" и выставки - фестивали "Наука детям".
27 ноября 2024
Приглашаем пройти обучение на курсах повышения квалификации
![]() |
Центр дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ приглашает Вас пройти обучение на курсах повышения квалификации: |
2 октября 2024
Новости 16 - 20 из 338
Начало | Пред. | 2 3 4 5 6 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СТУДЕНТОВ 5 КУРСА ИФФ В ШКОЛЕ № 36

Производственная педагогическая практика студентов 5 курса в МАОУ СОШ № 36 в самом разгаре. Будущие учителя русского языка и литературы, истории и обществознания самостоятельно проводят уроки, набирают материал для своих ВКР, участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников в качестве наблюдателей.
6 октября 2025
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1395
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
В Томском государственном педагогическом университете состоялась пятая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста». Эта конференция проводится ежегодно для продуктивного решения психолого-педагогических проблем преемственности дошкольного и начального общего образования.
С приветственным словом к участникам и гостям конференции обратилась проректор по научной работе ТГПУ Полева Елена Александровна, которая отметила, что тема конференции очень значима, так как лежит в плоскости детской и взрослой психологии на всех ступенях образования.
Пленарное заседание конференции открыл Народный учитель РФ, профессор Томского государственного педагогического университета, Александр Геннадьевич Сайбединов, который, анализируя опыт работы Губернаторского Светленского лицея, в своем докладе отметил, что «Инициатива – это осознанная востребованность системы образования и серьезный драйвер в вопросах переосмысления современной дидактики…»
Спикер из Москвы Тюменцева Наталия Сергеевна, руководитель, эксперт по оценке качества дошкольного образования, методист ООО УМЦ ДПО «Апельсин» и руководитель образовательного проекта «Счастливый детский сад» в своем выступлении обозначила, что «...при правильно созданных условиях инициативность является ключевым новообразованием дошкольного возраста…»; при этом очень важно, чтобы педагог не блокировал желания и действия детей.
На площадке Института детства и артпедагогики в рамках конференции работали три секции:
Тематика докладов на первой секции «Основные направления работы дошкольных учреждений и начальной школы по развитию инициативности и самостоятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования» под руководством к.пед.н., доцента кафедры педагогики и методики начального образования Вахитовой Г.Х. вызвала широкий интерес среди ученых, учителей начальной школы, воспитателей дошкольных организаций и студентов.
Участники секции смогли обсудить проблемы организации и развития детской инициативности не только в различных учреждениях Томского региона, но и далеко за его пределами: Казахстан, Монголия, Украина.
Ученые-исследователи в лице Вахитовой Галии Хамитовны, зав. кабинетом предшкольного образования «Развивайка» ИДиА ТГПУ и Семеновой Наталии Альбертовны, к.пед.н., доцента кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА, директора ИРПО, отметили важность изучения различных смысловых аспектов самого термина «инициативность», принципов и условий развития.
«Для успешного развития детской инициативности необходимо изучать не только условия поддержки, но и факторы противодействия детской исследовательской инициативе, связанные с заботой о безопасности ребенка, предрассудками, стереотипами, дефицитом времени, знаний и компетенций взрослого», - отметила Наталия Альбертовна.
Большая часть докладов была посвящена способам поддержки и развития детской инициативы на разных возрастных этапах и в разных видах деятельности. Спикеры рассматривали ресурсы внеурочной деятельности для развития самостоятельности детей (Кириллова И. О., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №198», г. Северск; возможности использования ассоциативных карт на уроках в начальной школе (Бенеш Н.И., к.пед.н., доцент кафедры педагогического образования и менеджмента, Восточно-Казахстанский университет им. С. Аманжолова, республика Казахстан, г. Усть-Каменогорск); роль детских инициативных советов (Путинцева Е.Б., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска); задачи надпредметных курсов (Гончарова Л.Г., Кривоусова В.В., учителя начальных классов ГБОУ гимназия №405 г. Санкт-Петербурга); потенциал работы клубов русского языка для развития коммуникативной инициативности (Леонтьев Э.П., к.филол.н., преподаватель Международного центра образования «Интердом» им. Е.Д. Стасовой (Россия, Иваново)/Управление образованием, искусством и культурой Увурхангайского аймака, Монголия, Арвайхээр; Жигжидсүрэн Баяртогтох, учитель общеобразовательной школы № 1, г. Арвайхээр Монголии).
«Надпредметный курс Л.Г. Петерсон «Мир деятельности» помогает школьникам формировать навыки самостоятельной работы, осознать собственные проблемы, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось», - делится своим опытом Гончарова Лина Григорьевна, учитель начальных классов ГБОУ гимназия №405 г. Санкт-Петербурга. А учитель русского языка в монгольской школе Леонтьев Эдуард Петрович уверен: «Становясь участником клуба, монгольский школьник вовлекается в активный полилог, сознательное коммуникативное согласование действий, что способствует эффективному развитию речи монгольских обучающихся и сохранению высокой мотивации и инициативности самих обучающихся к изучению русского языка».
Большой интерес вызвали выступления педагогов из детских садов. Воспитатели убеждены, что базовым возрастом для развития детской инициативности является дошкольный. Именно в детских садах необходимо использовать различные формы и направления работы не только с самими детьми, но их родителями. Современные формы, задающие вектор работы с детской инициативностью, не только с детьми, но их родителями представили Казанцева С.А., старший воспитатель МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска, Алтайского края, Кондратьева Ю.Н., старший воспитатель; Большанина Т.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Молодёжный», Томского района, Калягина Е.С., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области, Кузьмина Н.И., старший воспитатель МАДОУ № 85 г. Томска.
«Экскурсия с ребенком по улицам родного города, изготовление фотографий, подбор информации по выбранному зданию, составление доклада по теме - такие формы совместной работы родителей и детей инициируют познавательную активность, развивают коммуникативные навыки дошкольников»,- убеждена Казанцева Светлана Александровна, старший воспитатель МБОУ «Гимназия №11» г. Бийск.
Опыт представления различных подходов к развитию детской инициативности позволяет сопоставлять, сравнивать и вычленять лучшие практики и их дальнейшее совершенствование.
В работе второй секции «Специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке и развитию детской инициативы», модератором которой выступила Яркина Татьяна Николаевна, к.пед.н., заведующий кафедрой дошкольного образования, приняли участие более 40 человек – представители дошкольных образовательных организаций г. Томска, Томского района, Томской области и г. Бийска.
Представлен интересный педагогический опыт развития самостоятельности дошкольников и поддержки их инициативы через реализацию парной коммуникации, театрализованную деятельность, использования возможностей предметно-развивающей среды Монтессори-группы, песочной анимации.
Педагог-психолог МАДОУ № 13 г. Томска Акулова Е.Г. рассказала, как используется потенциал организованной в детском саду предметно-развивающей среды для развития самостоятельности и инициативы детей с ОВЗ. Педагоги МАДОУ № 82 г. Томска Завьялова Т.В. и Колупаева Н.А. поделились своим опытом развития детской самостоятельности и инициативы, организуя различные виды театра. Особый интерес у студентов вызвала демонстрация изготовленных педагогами масок, атрибутов для театрализованных постановок.
Коллеги из МАДОУ «ЦРР – Академия Крохи» п. Зональная Станция, Томского района» Пономарева Анна Ивановна и Апет Ольга Николаевна развивают самостоятельность и инициативность своих воспитанников посредством брендирования. Воспитанники данного детского сада в рамках совета выбирают названия своих групп, определяют свои локальные акты, ценности и символы, традиции и ритуалы и даже «заполняют» книгу жалоб и предложений для разрешения возникающих конфликтов и обид.
Колоссальные возможности поддержки инициативы и развития самостоятельности заложены в предметной среде МАДОУ «Детский сад № 2 «Пчёлка» г. Асино Томской области. Так, старший воспитатель Марченко Анна Юрьевна представила организованный в данном детском саду Техноград как уникальную среду для развития детской инициативы старших дошкольников. Техноград включает в себя: Мультиград, Эврикаград, Космоград, Медиаград, Интеллек-град и др.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска Гуренкова Е.Г. рассказала о таких приемах работы по развитию познавательной инициативы, как «Почемучки», «Информационный стол», проекты и др.
В рамках работы третьей секции «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста под руководством Шваревой Ольги Васильевны, заместителя директора Института детства и артпедагогики, старшего преподавателя кафедры педагогики и методики начального образования ТГПУ было представлено 16 докладов.
Докладчики осветили вопросы развития инициативы нормотипичных дошкольников и детей младшего школьного возраста через разнообразные формы и методы работы, в также акцентировали внимание на развитии самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одними из эмоционально представленных докладов по поддержке детской инициативы стало выступление И.А. Резаевой, воспитателя МАДОУ «Детский сад № 2 "Пчёлка" г. Асино Томской области. «Как показал мой собственный педагогический опыт, адвент-календарь является одной из успешных форм поддержки детской инициативы, вызывающей положительный эмоциональный отклик у детей дошкольного возраста».
М.Н. Кузнецова, заведующая МБДОУ «Детский сад д. Воронино», Томской области, поделалась опытом развития детской инициативы через организацию биолаборатории.
У участников конференции особый интерес вызвал доклад М.А. Сергеевой (учитель начальных классов МБОУ СОШ № 49 г. Томска), представившей собственный опыт формирования и развития читательской инициативы детей младшего школьного возраста через организацию встреч с писателями г. Томска, посещения библиотек г. Томска, а также: «... основными формами работы с детской образовательной инициативой в моем классе являются занятия эмоционального погружения, литературная гостиная, в рамках которых организую «Поле желаний» с целью выявления интереса к чтению у младших школьников, мозговой штурм по прочитанным произведениям», - прокомментировала М.А. Сергеева.
В рамках конференции докладчики продемонстрировали свой педагогический опыт и исследовательские компетенции, показали, какой должна быть позиция педагога в организации и поддержке детских инициатив.
14 декабря 2021
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Онлайн-собрание для студентов заочной формы обучения
Уважаемые студенты первого курса заочной формы обучения Института детства и артпедагогики!
В декабре приглашаем Вас на организационные собрания по вопросам обучения, которые будут проходить на платформе BigBlueButton!
ФКИ
14.12.2021 года
Ссылка для подключения:https://bbb.tspu.ru/b/aam-m8i-uud-4aa
в 15:00 - 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Искусство (613 Миск группа)
ФДиНО
15.12.2021 года
Ссылка для подключения: https://bbb.tspu.ru/b/u32-1aa-r6s-kza
в 14.30 - 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное образование (611НО, 612НО группы)
в 15.30 - 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Дошкольное образование (611ДО, 612ДО группы)
в 16.30 - 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль) Психология и педагогика развития дошкольника, Психология и педагогика начального образования (611Мно, 611Мрд группы)
8 декабря 2021
2-3 декабря в Томском государственном педагогическом университете состоялась Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детская книга в цифровую эпоху». Научное событие стало продолжением цикла мероприятий ТГПУ, приуроченных к 130-летнему юбилею детского писателя Александра Мелентьевича Волкова, выпускника Томского учительского института.
2 декабря в ходе работы пленарного заседания были заслушаны доклады. От Институт детства и артпедагогики Бернатоните Ада Казимировна, кандидат искусствоведения, член Союза кинематографистов, презентовала коллегам доклад «Специфика восприятия детьми дошкольного и школьного возраста кинематографического и литературного наследия». В выступлении спикер представила результаты исследования: опыт показал, что дети разных возрастов предпочитают печатаные книги и преимущественно энциклопедического характера.
3 декабря состоялась секция 2. «Методика приобщения к чтению и развития культуры чтения в цифровую эпоху».
В рамках работы секции заслушали 18 докладов, в которых был отмечен широкий охват проблем приобщения к чиению подрастающего поколения, участие не только опытных преподавателей, учителей, но и магистрантов, студентов, делающих первые шаги в науке и профессии. Участие представителей Казахстана и Монголии расширило географию конференции. Почти все участники отмечали падение интереса к чтению у молодого поколения, что чревато негативными последствиями для развития экономики страны и общества в целом. Поэтому абсолютное большинство докладов имели практикоориентированный характер и освещали проблемы приобщения к чтению дошкольников и обучающихся начальной и средней школы. Затронуты были также темы чтения на иностранных языках, роли библиотек, месте современных гаджетов и интернет-ресурсов в формировании интереса к чтению подрастающего поколения.
7 декабря 2021
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Детская инициатива как условие личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста», которая состоится 10 декабря 2021 года в Томском государственном педагогическом университете
К участию приглашаются педагогические работники образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, профессионального образования, негосударственных организаций, а также студенты, магистранты и аспиранты.
Проблематика конференции
Конференция станет коммуникационной площадкой актуализации опыта формирования и развития инициативы и самостоятельности детей предшкольного и младшего школьного возраста, выявления проблем развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, определения путей их решений в контексте требований ФГОС ДО, ФГОС НОО.
Основные содержательные линии конференции:
- основные направления работы дошкольных учреждений и начальной школы по развитию инициативности и самостоятельности старших дошкольников и детей младшего школьного возраста в условиях стандартизации образования;
- специфика организации предметно-пространственной развивающей среды, способствующей поддержке и развитию детской инициативы;
- способы поддержки коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (возможности сочетания традиций и инноваций);
- психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса как ценностный ориентир развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста;
- особенности развития самостоятельности детей с ОВЗ в процессе предшкольной подготовки;
игра, творчество, художественная, изобразительная и музыкальная деятельность как главный ресурс развития детской инициативности на занятиях при подготовке к школе; - психолого-педагогическое сопровождение и методическая помощь родителям по определению эффективных путей и способов развития активности и инициативности детей предшкольного и младшего школьного возраста.
7 декабря 2021
Вебинар на базе Иркутского государственного университета
23 ноября 2021 г. заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Института детства и артпедагогики, заведующий лабораторией метаметодики ИРПО Поздеева Светлана Ивановна провела вебинар на тему «Что такое метаметодика?» для преподавателей и студентов 4-5 курсов по направлению подготовки Педагогическое образование, направленность (профиль) Начальное образование и Дополнительное образование Института педагогики Иркутского государственного университета. Участниками научно-методического семинара стали 55 человек. Семинар был инициирован преподавателями и студентами ИГУ после выступления Поздеевой С.И. на пленарном заседании Всероссийской конференции с международным участием на базе названного вуза (12 ноября 2021 г.) по вопросам профессиональной подготовки учителей начальных классов с докладом на тему «К проблеме выделения метаметодического аспекта профессиональной деятельности учителя». Слушателей заинтересовал данный доклад, и они захотели более подробно погрузиться в данную тему.
Студенты написали отзывы по итогам данного события:
- «Очень рада, что мы смогли познакомиться метаметодикой. На мой взгляд, это новый взгляд на организацию обучающей деятельности, деятельностное воплощение дидактики и методики»;
- «Было интересно познакомиться с моделями организации совместной деятельности педагога и детей, которые предложила Г.Н. Прозументова. Для себя отметила принцип двойственной позиции педагога как организатора-участника совместной деятельности. Действительно, учителю необходимо соблюдать тонкую грань между этими двумя позициями. Раньше тоже об этом задумывалась и думала о том, что, на самом деле, в совместной деятельности учитель и ученики - партнеры. Организуя совместную деятельность, педагог переключает свое внимание со структуры урока на взаимодействие с детьми».
- «Выяснила, что учебные задания - метасредства и закрепила свои знания, полученные при изучении дисциплины «Конструирование учебных заданий в начальной школе». Убедилась, что в учебном задании требование должно быть ёмким. Еще одним открытием стали метаметоды. Вернее не их содержание, а название групп. Раньше с таким не сталкивалась».
30 ноября 2021
Новости 316 - 320 из 581
Начало | Пред. | 62 63 64 65 66 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
«Оживляя педагогику: Цифровой прорыв»

10 октября 2025

10 октября 2025

9 октября 2025
итоги круглого стола к 125-летию профессора Ф.Ф. Шамахова

7 октября 2025

6 октября 2025
Новости 1 - 5 из 402
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец