Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 888
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 269
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
Традиционно в конце июня проходят защиты выпускных квалификационных работ выпускников ТГПУ, включая и выпускников технолого-экономического факультета.
В 2025 году факультет выпускает 30 бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн (15 выпускников), по направлению подготовки Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профили) Технология и Безопасность жизнедеятельности (15 выпускников) и 16 магистрантов, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере (9 выпускников), по направлению подготовки Педагогическое образование, направленность (профиль) Методические системы и технологии в предметном обучении (технологии, безопасности жизнедеятельности) (7 выпускников).
Высокое качество подготовки выпускников отметил начальник Департамента образования Томской области Юрий Владимирович Калинюк и пригласил трудоустраиваться в образовательные учреждения нашего региона!
«Дорогие выпускники ТГПУ Томского государственного педагогического университета приглашаю вас работать в образовательные организации Томской области!» - начальник Департамента образования Томской области Юрий Владимирович Калинюк.
20 июня 2025
О промежуточных этапах весеннего интенсива «Шаг в технологии» с участием ТГПУ
Весенний интенсив «Шаг в технологии» - уникальная образовательная площадка, организованная в рамках национального проекта «Образование 2035», направленная на развитие у студентов навыков работы с современными цифровыми технологиями и инновационными методами решения профессиональных задач. В мае 2025 году студенты Томского государственного педагогического университета (ФМФ, ТЭФ, ИФКС, ФПСО, ИИЯМС) активно приняли участие в данном масштабном мероприятии, демонстрируя высокий уровень подготовки и стремление к профессиональному росту.
Интенсив «Шаг в технологии» ставит перед собой цель познакомить студентов с передовыми цифровыми инструментами, развить навыки командной работы и критического мышления, а также стимулировать креативный подход к решению актуальных задач в различных сферах деятельности.
Студенты ТГПУ вошли в число более чем 600 участников из различных вузов страны и приняли активное участие в весеннем интенсиве.
От ТГПУ участвует более 120 студентов, которые объединились в 24 команды для работы над проектами в областях цифрового образования, искусственного интеллекта и гибридной индустрии моды и красоты. Благодаря поддержке университета и преподавателей, каждый участник получил возможность не только расширить свои знания, но и применить их на практике.
Особенностью участия томских студентов стала их высокая мотивация и способность быстро адаптироваться к новым форматам обучения. В ходе интенсива они освоили технологии работы с большими данными, искусственным интеллектом, цифровым дизайном и проектным менеджментом.
30-31 мая прошел ключевой этап весеннего интенсива «Шаг в технологии» - экспертная сессия под названием «Экспертная труба», в которой команды студентов из разных вузов России представили свои проекты перед экспертным сообществом. Основная цель сессии - получить конструктивную обратную связь, выявить сильные стороны и зоны для улучшения разработок, а также проработать стратегию дальнейшего развития проектов.
Для студентов ТГПУ участие в «Экспертной трубе» — это уникальный шанс:
- продемонстрировать результаты своей работы перед профессионалами из IT-индустрии, образования и бизнеса;
- получить рекомендации и советы по оптимизации и доработке проектов;
- развить навыки публичных выступлений и аргументации своих идей;
- установить профессиональные контакты и расширить сеть полезных связей.
«Экспертная труба» — это не просто презентация, а полноценный этап профессионального роста, помогающий студентам перейти от теории к практике и приблизиться к реализации своих инновационных идей в реальной жизни. Участие в «Шаге в технологии» станет значимым этапом в профессиональном становлении студентов ТГПУ, позволит им получить ценный опыт командной работы и инновационного мышления - навыки, крайне востребованные на современном рынке труда», - прокомментировала Галина Владиславовна Арышева, директор бизнес-инкубатора ТГПУ.
Весенний интенсив «Шаг в технологии» дает не только возможность освоить новые технологии, но и является площадкой для обмена опытом, развития творчества и лидерских качеств. ТГПУ гордится своими студентами, которые демонстрируют активную позицию и готовность быть на передовой цифровых изменений.
Команда организаторов Акселерационной программы ТГПУ «ПроектУм» уверена, что приобретённые знания и навыки помогут им успешно реализовать себя в будущем и внести свой вклад в развитие цифровой экономики и образования.
Команды ТГПУ - участники весеннего интенсива «Шаг в технологии» ждут экспертной оценки лучших проектов для вхождения в число финалистов в июне 2025!
5 июня 2025
ТЭФ в числе участников всероссийского форума «Юновус-2025»
В Томске с 21 по 24 мая 2025 года состоялся всероссийский форум U-NOVUS, масштабное мероприятие, собравшее молодых ученых, инженеров, предпринимателей и экспертов из различных областей. Студенты БХФ, ФМФ, ТЭФ, ИФКС Томского государственного педагогического университета приняли активное участие в данном значимом событии, которое стало площадкой для обсуждения актуальных вопросов и обмена опытом.
Форум прошел в формате панельных дискуссий, мастер-классов и круглых столов, где участники смогли обсудить темы, касающиеся современных тенденций в образовании, науки и технологий. В ходе мероприятия студенты ТГПУ получили возможность задать вопросы опытным специалистам и экспертам.
Одной из ключевых тем форума стало технологическое лидерство и реализация национальных проектов в регионе, а также важность кооперации между региональной властью и университетами. Для Томска, где наука и бизнес идут рука об руку, такое партнёрство открывает новые горизонты - от локальных решений до вклада в национальные стратегии. Ведь, как показал форум «Юновус», именно в синергии рождается лидерство.
Участники отметили, что работа в рамках форума стала для них ценным опытом. Они не только расширили свои знания о современных трендах, но и установили полезные контакты со студентами из других вузов и профессионалами в своей отрасли.
«Посещая дискуссионные площадки и круглые столы студенты, оценили место и масштаб своего стартапа, поняли на какой рынок им лучше заходить и с какими партнерами (корпоративными или малым и средним бизнесом) сотрудничать для реализации своей идеи», − отметила Копытова Анастасия Игоревна, заведующий кафедрой экономики и предпринимательства ТЭФ.
«Юновус стал отличной возможностью для нас не только узнать о новых подходах в образовании, современных трендах развития технологий и бизнеса, но и обменяться мыслями с единомышленниками», − поделилась впечатлениями одна из участниц от ТГПУ. − «Мы получили много полезной информации и вдохновение для дальнейшей работы».
«В этом году организаторы мероприятия предоставили возможность студентам и педагогам вузов Сибирского Федерального округа получить практические знания и узнать интерактивные методы обучения технологическому предпринимательству. Методы знакомства, командообразования, сплочения коллектива и другие игровые приемы продуктовой методологии наши магистранты уже этой осенью апробируют на обучающихся ТГПУ в рамках педагогической практики», − высказалась Арышева Галина Владиславовна, директор бизнес-инкубатора социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Участие в таких мероприятиях помогает студентам не только расти профессионально, но и вносить свой вклад в будущее образование и науку.
3 июня 2025
На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Открытого областного этноконкурса «Пасхальные композиции: новации и традиции - 2025». Основной целью конкурса является приобщение детей и взрослых к национальному культурному и историческому наследию Отечества, ценностям православия и семьи в рамках христианского праздника «Пасха».
Конкурс проходил с 28 апреля по 24 мая 2025 года.
В Конкурсе приняли участие обучающиеся системы общего, дополнительного и профессионального образования, педагоги: МАОУ Заозерная СОШ №16, МАОУ СОШ № 16 с/п "Наша гавань", МБОУ Школа-интернат №1, МАОУ "СОШ №7 им Н.Г.Барышева" (г.Колпашево), МАДОУ № 82, г. Томска, МАДОУ ЦРР д/с № 21, г. Томска, МАОУ ДО ДДТ "Искорка" г. Томска, МАДОУ № 5 г.Томска.
В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ.
Проведение Конкурса обеспечило поддержку интереса к истории христианских праздников; популяризацию традиционных и современных техник ручного творчества; приобщение к совместному культурному домашнему досугу в ходе создания декоративных сервировочных композиций для пасхального стола; востребованность проектной и исследовательской деятельности обучающихся; создание условий для трансляции опыта работы и публикации методических трудов педагогических работников; выявление творчески одаренных участников Конкурса.
27 мая 2025
Участие ТЭФ в форуме «Студтуризм СФО-2025»
19-20 мая 2025 г. в Томске прошел окружной форум «Студтуризм СФО-2025» в формате акселератора в сфере молодежного туризма «Повышение туристской конкурентоспособности регионов в сегменте молодежного и научно-популярного туризма».
Цель мероприятия - развитие направления студенческого и научно-популярного туризма для повышения туристической конкурентоспособности регионов во всех федеральных округах Российской Федерации.
В работе форума в качестве участников группового обсуждения развития, разработки и создания туристско-рекреационного продукта научно просветительской тематики приняли участие преподаватели кафедры экономики и предпринимательства технолого-экономического факультета Санфирова Ольга Владиславовна и Окушко Ксения Эдуардовна.
Программа состояла из двух блоков. Первый блок теоретический - инициация продукта, целеполагание, определение его сравнительного преимущества, оценка регионального потенциала и основного запроса на продукт.
Второй блок был посвящен поездке на научные объекты города: Сибирская АЭС, Центр коллективного пользования «НАНОТЕХ», Научно-производственный центр БАС ТО.
Участникам форума была представлена возможность увидеть беспилотники на всех стадиях производства, увидеть под уникальными микроскопами текстуру и структуру материалов, освежить в памяти школьную программу по физике, а также оценить уровень и компетентность ученых города и их вовлеченность в научную сферу. У них была возможность получить Zoom экскурсоводов, поучаствовать и оценить в качестве пользователей турпродукт.
«Вся программа представляла собой инновационный образовательный продукт с применением интерактивных педагогических технологий. Было чему поучиться у экспертов, а главное увидеть инсценирование знаний и активизацию интерактивного образовательного маршрута», - констатировала Ольга Владиславовна.
«Очень много полезной информации можно позаимствовать у коллег и внедрить в учебную деятельность. А именно, интерактивные технологии на базе практических площадок и промышленных объектов», - отметила Окушко К.Э.
26 мая 2025
Новости 6 - 10 из 708
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 337
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»
Приглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».
Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.
Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).
Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Участие доцента кафедры ПиМНО ИДиА в проекте "Федеральный лекторий"
11 и 19 августа 2025 года доцент кафедры педагогики и методики начального образования факультета дошкольного и начального образования, кандидат педагогических наук Вахитова Галия Хамитовна провела серию вебинаров в рамках проекта «Федеральный лекторий» Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Тематика проведенных вебинаров была посвящена актуальным вопросам, связанным с общими правилами обучения каллиграфическому письму при организации помощи ребенку и приемами развития мотивации на разных этапах познавательной деятельности младших школьников. Обе темы вызвали неподдельный интерес у родительского сообщества из различных регионов Российской Федерации (более 30 субъектов РФ). Спикеру были заданы разнообразные, волнующие вопросы, например, «Нужно ли развивать каллиграфический почерк у детей в эпоху тотальной цифровизации?», «Могут ли влиять занятия каллиграфией на характер ребенка?», «Каковы особенности развития мотивации познавательной деятельности у детей с РАС» и др. Интерес слушателей к освещаемым темам поддерживался сопровождающими спикером конкретными примерами из реальной практики обучения детей.
"Ежегодно Галия Хамитовна с особым профессиональным интересом откликается на приглашение принять участие в проекте, с целью распространения опыта/практики по решению проблем в сфере детства на примерах деятельности учебно-методического центра "Развивайка" ТГПУ - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор ИДиА.
25 августа 2025
22 августа 2025 года в стенах школы "Интеграции" состоялся круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», организованный Институтом детства и артпедагогики. Мероприятие объединило ведущих экспертов в области дошкольной педагогики, психологии младшего школьного возраста, научного сообщеста, исследующего вопросы благополучия детства через призму совместной деятельности, "вовлеченности ребенка" в различные виды деятельности, где ведущая роль принадлежит педагогу, "идущему рядом".
"Сегодня необходимо отметить важную роль воспитателя, педагога, учителя в системе воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Ведь действительно педагог рассматривается как элемент культуры, реализующий особую функцию, функцию формирования привычек, поступков, деятельностей других людей, становясь образцом для подражания: «…одна из важных его педагогических функций – быть живым носителем определенных деятельностей и разворачивать их в качестве образцов для подражания при передаче другим людям». Поскольку деятельность педагога всегда является неким эталоном для ученика, то только через ее изменение можно реально изменить образовательную практику и содержание образования" - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, модератор круглого стола, директор ИДиА.
Обозначенные спикерами позиции вызвали живой интерес среди педагогического сообщества. Более 70 человек в "рефлексивной минутке" отметили для себя идеи, которые возьмут в свою образовательную практику: совместная деятельность, я-сообщение, "мягкая адаптация", "говорящая среда и стена", позитивная педагогика, созидатель или потребитель, игра ВУЗ (взаимодействие, успех, знание), метаметодический подход и другое.
В заключении участники и спикеры отметили значимость поднимаемой темы и необходимость поиска новых форм взаимодействия разных участников образовательного процесса, разработки системы образовательных событий по реализации детских и педагогических инициатив, реализации разнообразных методических средств на занятии или школьном уроке, соблюдение правил эффективной коммуникации в психолого-педагогическом аспекте.
Программа круглого стола с тематиками выступлений спикеров
Презентация Литвиновой Татьяны Валерьевны
Презентация Бузиловой Елены Аргадиевны
Презентация Кривоноговой Ольги Анатольевны
Презентация Савченко Екатерины Геннадьевны
Презентация Путинцевой Елены Борисовны
22 августа 2025
Август.ПРО: матрица педагогических изменений
Уважаемые коллеги, приглашаем присоедиться к диалогу на площадках Август.ПРО от Института детства и артпедагогики!
Для участия в мероприятиях необходима обязательная регистрация!
12 августа 2025
Дорогие друзья! Уважаемые родители!
13 и 14 августа с 10.00 по адресу ул. Киевская 60, конференц-зал (302 ауд.) состоится вступительное испытание в форме собеседования для всех, кто планирует поступление на образовательную программу среднего профессионального образования 44.02.02 "Преподавание в начальных классах"!
Собеседование - это самопрезентация, где главное открыто, честно рассказать о себе, о своих увлечениях, о мотивации выбора специальности, об участии в различных видах деятельности: волонтерство, социальные акции, работа в лагере, культурно-просветительская деятельность, поделиться мнением о важных аспектах будущей профессии учителя начальных классов, аргументировать пути выхода из различных ситуаций школьной жизни и многое другое, что позволит раскрыть вас как личность, мотивированную на педагогическую деятельность с творческим подходом к делу.
Наличие у вас портфолио обеспечит возможность более глубже, содержательно познакомиться с вами и вашими индивидуальными и коллективными достижениями, успехами!
Ждем с нетерпением встречи с вами!
12 августа 2025
Продолжаем проведение промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена
В конце июня и начале июля текущего года студенты ИДиА (факультет дошкольного и начального образования) в рамках промежуточной аттестации сдавали экзамены по учебным дисциплинам «Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом» и «Теория и методика художественно-эстетического образования детей» в форме демонстрационного экзамена (преподаватель - доцент кафедры педагогики и методики начального образования Семенова Н.А.).
В этом году в демоэкзамене приняли участие 23 студента. Все обучающиеся успешно справились с заданием. По итогам проведения экзаменов обучающимся были озвучены полученные результаты и рекомендации от представителей экспертной группы.
В 2025-2026 году планируется увеличение количества учебных дисциплин промежуточной аттекстации и обучающихся, которые будут демонстрировать степень сформированности профессиональных умений и навыков.
13 июля 2025
Новости 6 - 10 из 578
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ВСТРЕЧА С МАГИСТРАНТАМИ И АСПИРАНТАМИ ИНСТИТУТА
2 сентября 2024
ПЛОЩАДКИ ИРПО ТГПУ НА ФОРУМЕ АВГУСТ.PRO
22-24 августа 2024 года на базе МАОУ СОШ № 46 г. Томска состоялся региональный форум «Август.PRO: матрица педагогических изменений», на котором Институтом развития педагогического образования ТГПУ было организовано несколько ключевых площадок.
Одно из мероприятий – сторителлинг «Социальная сеть в развитии управленческой карьеры педагога», форма проведения которого была выбрана не случайно. Так, с помощью интересных историй успешной социальной активности спикеров, участники сторителлинга смогли ответить на основной вопрос встречи: Влияют ли социальные сети на развитие управленческой карьеры педагогов?
С приветственным словом к участникам встречи обратился ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, особо подчеркнув важность и недостаточную разработанность вопросов построения управленческой карьеры педагога, а также уникальность площадки ТГПУ, которая объединила педагогический университет, Российское общество «Знание», образовательные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, Центр управления регионом Томской области.
Модератором сторителлинга выступил Евгений Глотов, директор филиала в Томской области Российского общества «Знание». Среди спикеров мероприятия:
Ольга Рамазановна Нерадовская, заместитель директора ИРПО ТГПУ, акцентировала внимание участников на роли социальных сетей в сфере образования.
«Социальные сети стали значимой частью нашей жизни, - отметила Ольга Рамазановна, руководитель данной площадки. - Сегодня социальные сети обладают рядом особенностей (анонимность, отсутствие пространственных и временных ограничений и прочие) и выполняют значимые функции (информационная, образовательная и проч.), которые необходимо учитывать, особенно в сфере образования, где важно услышать каждого ребенка и взрослого (родителя, студента, исследователя)».
Александр Александрович Оджо, учитель истории ГБОУ города Москвы «Школа № 854, рассказал об особенностях взаимодействия педагогов с детьми и родителями через социальные сети, поделился формулой успеха такого взаимодействия.
Павел Анатольевич Трошкеев, директор ГБОУ гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Санкт-Петербурга, представил ключевые направления влияния личного бренда директора на образ школы.
«Директор – это флагман, лицо и зеркало школы. Прежде всего, от него зависит, как и в каком направлении будет развиваться организация и как ее будет воспринимать целевая аудитория и социальное окружение, - отдельно отметил Павел Анатольевич».
Дарья Андреевна Андрющенко, руководитель PR-отдела Лицея НИУ ВШЭ, представила успешный опыт Лицея, выделив значимые направления работы с социальной сетью: учет целевой аудитории, баланс содержательного и развлекательного, язык общения, качество, фирменный стиль и многое другое. Особо ценной стала формула успеха работы с социальными сетями от Лицея НИУ ВШЭ.
Максим Викторович Луконин, руководитель Центра управления регионом Томской области, обозначив грани личного бренда педагога в социальных сетях, представил чек-лист их ведения.
Александра Михайловна Волохова, маркетолог ИРПО ТГПУ, дала практические полезные советы начинающим работать с социальной сетью педагогам.
В качестве секретного спикера выступила Татьяна Рубан, молодой педагог, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 58 г. Томска. Татьяна раскрыла особенности участия в педагогическом эксперименте ИРПО ТГПУ по созданию и развитию личного блога педагога.
Приятным сюрпризом для участников стал розыгрыш призов от надежного спонсора - компании ООО «Томское молоко».
Видео и презентации мероприятия
Презентация_Нерадовская О.Р._Август.PRO-2024
Следующее мероприятие форума – проектная сессия «Применение технологий искусственного интеллекта в медиаобразовании, воспитании и тьюторстве», собравшая ведущих специалистов в области педагогики и цифрового образования для обсуждения актуальных вопросов интеграции технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс.
Основное внимание на сессии было уделено исследованию возможностей применения ИИ в медиаобразовании, воспитательной работе и тьюторстве. Заведующий лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды (КФЦОС) ИРПО ТГПУ, Андрей Петрович Глухов, в своем выступлении подчеркнул важность использования ИИ для создания адаптивных образовательных сред, которые могут учитывать индивидуальные потребности каждого учащегося. Также был представлен ряд разработок, направленных на улучшение учебного процесса: чат-боты, ИИ-агенты и другие интерактивные инструменты, которые способны поддерживать студентов в режиме реального времени.
Елена Станиславовна Синогина, научный сотрудник лаборатории КФЦОС ИРПО ТГПУ, продемонстрировала примеры использования ИИ для генерации визуального контента, создания цифровых аватаров и разработки интерактивных учебных материалов, которые значительно обогащают учебный процесс и делают его более увлекательным и эффективным.
Особое внимание было уделено вопросам этики и безопасности при использовании данных технологий в образовательной среде.
Участники сессии активно обсуждали практическое применение представленных технологий в учебных заведениях и предлагали идеи по внедрению инновационных решений в образовательный процесс. В результате сессии были намечены конкретные шаги по дальнейшему развитию цифровой образовательной среды и поддержке педагогов в использовании ИИ-технологий.
Презентация_А.П. Глухов, Е.С. Синогина
Ключевыми мероприятиями форума стали круглый стол «Разработка цифрового образовательного контента: трудности и решения» и интерактивный научно-методический семинар «Развитие технического творчества детей и формирование интереса к инженерной деятельности в ДОУ»
МАТЕРИАЛ ДОПОЛНЯЕТСЯ
28 августа 2024
Опубликовано новое издание об особенностях подготовки и защиты магистерской диссертации
В ТГПУ вышло в свет учебно-методическое пособие «Подготовка и защита магистерской диссертации: педагогическое образование». Оно включает материалы по подготовке выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций) по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование:
- основные современные требования к подготовке и защите магистерской диссертации;
- вопросы методологии педагогического исследования, являющейся концептуальной частью ВКР;
- особенности реализации проекта ТГПУ «Школа педагога-исследователя», направленного на повышение качества исследовательской подготовки педагогических кадров;
- образцы необходимых при подготовке и защите магистерской диссертации документов и др.
Издание адресовано магистрантам, руководителям диссертационных исследований, руководителям научного содержания обозначенных программ и членам государственных экзаменационных комиссий.
Студенты уже сегодня могут ознакомиться с пособием на сайте научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ: http://fulltext.tspu.ru/OA/m2024-4.pdf
2 августа 2024
Рекомендации родителям, когда есть опасения, что подросток связался с плохой компанией?
Все родители стремятся дать своему ребенку самое лучшее. Но не каждый задумывается, что далеко не всё зависит от родителей. Большое влияние на всех нас оказывает социум.
Каждый родитель боится, – что ребёнок заведёт неправильного друга. И это не лишено смысла. Ни один друг не должен мешать личному развитию. Но запрещать подростку дружить с кем-либо – бесполезно. Этим вы только оттолкнёте его от себя. Если этот друг не несёт угрозы моральному или физическому здоровью подростка, то лучше не вмешиваться в эти отношения, и просто наблюдать со стороны, искренне интересоваться делами этого друга. Тогда вы будете в курсе ситуации.
По каким признакам можно вовремя заметить, что сын или дочь связались с плохой компанией?
Центральным новообразованием подросткового возраста становится чувство взрослости. У подростков на первый план выходит сфера общения, особенно в группе. Им важно и нужно быть в «стае» таких же, как он сам, быть принятым сверстниками. Поэтому, подростки часто собираются в компании.
Родительская фигура сбрасывается с пьедестала, и подросток ищет новые авторитеты. И, как правило, это личности неординарные, смелые, странные, бунтарские, идущие на риск. Если подросток связался с плохой компанией:
- меняется эмоциональное состояние (подавленность, сниженное настроение, раздражительность, плаксивость), поведение (грубит по любому поводу, огрызается, высказывает недовольство), нарушение сна
- пропускает школу, ухудшается успеваемость
- в окружении появляются странные друзья, о которых вы ничего не знаете, и ребенок вам не рассказывает про них
- избегает близкого общения с вами, прячет глаза
- увлекается странной музыкой
- резкая смена внешнего вида (стрижка, цвет волос и др.), стиль в одежде
- часто пропадает в ванной (моется) или наоборот редко
- не ночует дома или поздно возвращается домой, не предупреждая
- не пускает к себе в комнату
- ворует деньги и другие ценности в доме
- постоянно врет и обманывает
- приходит домой в состоянии алкогольного опьянения, с расширенными, красными зрачками, пачкой сигарет в кармане и др.
В подростковом возрасте формируется образ себя: «Какой я, какое мое тело». Поэтому, часто возникают рискованные поступки и эксперименты, жажда новых ощущений, всего того, что связано с новым опытом телесных переживаний (татуировки, пирсинг, курение, алкоголь и т.п.).
Причины, по которым подросток попадает в круг «трудных» сверстников, часто одни и те же, независимо от того, из какой семьи ребенок: внешне благополучной или нет:
Дефицит внимания – нехватка качественно проведенного времени со взрослыми вместе, внутри семьи. Сверстникам подростки начинают доверять больше, считая, что те могут заменить им близких. И тогда начинается деструктивное поведение, как один из способов привлечения этого внимания к себе. Детям не важно каким образом получать внимание – положительным путем или отрицательным, главное получить.
Желание самоутвердиться и отстоять свои права – подросток может испытывать давление родительского авторитета над ним. Но появляется потребность высказывать свое мнение, желание, чтобы к нему относились как к личности, уважали, учитывали его мнение, интересы, выборы. Происходит поиск свободы, в том числе свободы самовыражения. Сверстники могут давать больше слов поддержки и принятия, помощи в делах, сочувствия.
Отсутствие близкого душевного общения в семье, совместных увлечений – происходит конфликт поколений, разрыв и непонимание ценностей и интересов. Сверстники могут давать ощущение общности.
Страх – страх одиночества. Когда подросток боится быть отверженным, поэтому, проще быть как все (пить пиво, курить, красить волосы, ругаться матом и т.п.). Либо страх, что над ним будут издеваться, или боится кого-то из компании. Тогда проще стать частью этой компании, слиться с другими участниками, таким образом, избегая участи изгоя и исключенного.
Желание казаться взрослее – подростки пытаются доказать, что они не дети, используя «элементы» взрослой жизни (алкоголь, никотин, наркотики, секс и т.п.)
Как действовать?
- Если ребенок уже попал в такую компанию, то точно не нужно его ругать за это, кричать, оскорблять, критиковать. Это лишь усугубит ситуацию, т.к. внутренний протест подростка усилится, и он еще больше начнет доказывать свою правоту. Важно постепенно, тонко и мягко подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно увидел, понял и принял решение о смене плохой компании:
1) Проявлять искренний интерес к личности подростка, его жизни, увлечениям, друзьям. Не обязательно слушать туже музыку, что и ваш ребенок, но поинтересоваться, узнать, почитать, посмотреть клип и т.п. можно. Больше спрашивать (а не вести допрос), задавать уточняющие вопросы, возможно, философствовать, посмотреть на мир его глазами.
2) Оказывать больше внимания и поддержки. Чтобы ребенок увидел, что вам можно доверять, важно показать, что вы готовы слушать и слышать.
3) Проводить больше времени вместе – совместные дела, отдых, игры, только чтобы это было интересно обоим сторонам. Для этого важно все обсуждать с подростком. Необходимо давать ему свободу выбора и с уважением принимать этот выбор, даже если он вам не нравиться.
4) Взять ситуацию под свой контроль – завести знакомство с «плохими» друзьями вашего ребенка, начать ненавязчиво общаться с ними. Для этого приглашать их в гости, устраивать какие-то совместные мероприятия (пикники, поездки и т.п.).
5) Помощь специалистов – обратиться к психологу на консультацию
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»
31 июля 2024
Рекомендации родителям по профилактике подростковой депрессии
Депрессия — это широко распространенное психическое нарушение, которое характеризуется унынием, потерей интереса, неспособностью радоваться и получать удовольствие, чувством вины или низкой самооценкой, нарушениями сна, аппетита, чувством усталости и плохой концентрацией.
Причины: 1) генетическая предрасположенность и негативный ранний детский опыт ребенка — он влияет на то, как человек в будущем будет воспринимать окружающий мир (это оценивает и работает с этим специалист)
- критические события и стрессовые ситуации, которые происходят прямо сейчас (большая нагрузка по учебе; буллинг; тяжелые расставания; переезды; разрыв со своим социальным окружением. тяжелая болезнь или смерть кого-то из близких, потеря домашнего питомца, не очень успешная сдача экзаменов)
Существуют мифы о подростковой депрессии.
Миф 1. Все подростки страдают депрессии, им вообще нравится пострадать.
Факт: Большинство подростков уравновешивают внутреннюю тоску дружбой, успехами в школе или во внеучебной деятельностью, а также развитием уверенности в себе.
НО: Депрессия разрушает саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.
В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подростки, как правило, вынуждены полагаться на родителей, учителей или других людей, осуществляющих опеку, чтобы те признали серьезность страданий и обратились за необходимым лечением.
Миф 2. Легко понять, что у подростка депрессия. Всегда видно, что человеку плохо.
Факт: Не всегда легко различить депрессию и нормальную подростковую капризность. Подростки, страдающие депрессией, не обязательно выглядят грустными, и они не всегда избегают других. Могут быть симптомы раздражительности, агрессии и ярости.
Миф 3. Подростковая депрессия не отличается от взрослой.
Факт. Симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у их взрослых:
- У депрессивных подростков чаще преобладает раздражительность, а не печаль. Подросток в депрессии может быть враждебным или склонным к вспышкам гнева.
- Депрессивные подростки часто жалуются на такие физические недуги, как головная боль или боли в животе.
- Депрессивные подростки страдают от чувства никчемности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, отвержения и неудач.
- В то время как взрослые имеют тенденцию изолироваться при депрессии, подростки, как правило, поддерживают контакт — хотя бы некоторые дружеские отношения.
Миф. 4. Подростковая депрессия несет меланхоличное настроение у подростков и сложности в общении в родными.
Факт: В попытке справиться с болью, подростки могут иметь последствия:
- Проблемы в школе. Депрессия способствует снижению энергии и провоцирует трудности с концентрацией внимания. Все это приводит к снижению посещаемости в школе, ухудшению успеваемости или разочарованию в школьных занятиях, даже если в прошлом подросток был прилежным учеником.
- Уходы из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или говорят о бегстве. Такие попытки, как правило, являются криком о помощи.
- Злоупотребление ПАВ. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке «вылечить» свою депрессию. К сожалению, злоупотребление алкоголем или наркотиками лишь ухудшает ситуацию.
- Низкая самооценка. Депрессия может спровоцировать или усилить чувства уродства, стыда, неудачи, и никчемности.
- Зависимость от интернета. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем, но чрезмерное использование компьютера лишь увеличивает изоляцию, что ведет к большей подавленности.
- Безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных мероприятиях или активностях с высоким риском для жизни.
- Насилие. Некоторые подростки в депрессии, обычно мальчики, которые являются жертвами издевательств, становятся агрессивными.
Подростковая депрессия также связана с целым рядом других проблем с психическим здоровьем, в том числе расстройствами пищевого поведения и нанесением себе увечий.
Миф 5. Если делать вид, что все хорошо, то подростковая депрессия очень быстро проходит сама.
Факт: Необходимо говорить с подростком о своих переживаниях и предлагать свою помощь, даже если он от нее отказывается:
- Предложите поддержку. Пусть подросток знает, что вы всегда полностью и безоговорочно на его стороне. Сдерживайтесь задавать слишком много вопросов (подростки не любят чувствовать на себе давление или покровительство), но дайте понять, что вы всегда готовы предоставить любую необходимую поддержку.
- Будьте мягкими, но настойчивыми. Не сдавайтесь, если подросток сначала закрывается от вас. Разговоры о депрессии очень трудны для подростков. Уважайте уровень комфорта вашего ребенка, но в то же время подчеркивайте вашу заботу и готовность слушать.
- Слушайте без морализаторства. Сопротивляйтесь любому желанию критиковать или выносить суждения, как только подросток начинает говорить. Важно уже то, что ваш ребенок общается. Избегайте давать непрошеных советов и не ставьте ультиматумы.
- Признайте его чувства. Даже не пытайтесь разговаривать с подростком, если его чувства или проблемы кажутся вам глупыми или иррациональными. Просто примите боль и печаль, которые он чувствует. Если вы этого не сделаете, то он поймет, что вы не принимаете его чувства всерьез.
Депрессия очень разрушительна, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут. Если вы видите предупреждающие признаки депрессии, то обратитесь за профессиональной помощью. Если ребенок чувствует себя не комфортно или просто не сумел наладить контакт с психологом или психиатром, попросите направление к другому специалисту, который лучше подойдет подростку.
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»
24 июля 2024
Новости 141 - 145 из 393
Начало | Пред. | 27 28 29 30 31 | След. | Конец