Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 887
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
СТУДЕНТКИ ТГПУ СТАЛИ ОБЛАДАТЕЛЕМ КУБКА ГУБЕРНАТОРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

С 08 по 10 сентября 2025 г. в спортивном комплексе «Юпитер» (г. Томск, ул. Смирнова, 48б) состоялся Открытый региональный турнир «Кубок Губернатора Томской области» по баскетболу среди женских команд, в котором приняла участие студенческая женская сборная команда ТГПУ.
Наши девушки уверенно заняли первое место и стали обладателем Кубка Губернатора Томской области!22 сентября 2025
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 269
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
На технолого-экономическом факультете Томского государственного педагогического университета подвели итоги Открытого областного конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Авторская кукла - 2025».
Конкурс проходил с 20 марта 2025 по 16 мая 2025 года.
В Конкурсе приняли участие обучающиеся системы дополнительного и профессионального образования, педагогические работники: МАОУ ДО ДДТ "Искорка" г.Томска ОЦ "Доминанта", МАОУ ДО ДЮЦ "Звёздочка", МАОУ ДО ЦДТ Луч, МАОУ СОШ 16 СП "Наша гавань", ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж», МАОУ ДО ДДТ "У Белого озера" г.Томска , структурное подразделение "Огонёк", МАОУ СОШ № 58 г.Томска.
В конкурсную комиссию вошли научно-педагогические работники технолого-экономического факультета ТГПУ.
Проведение Конкурса обеспечило развитие и популяризацию искусства создания куклы авторской концепции; продвижение и поддержку талантливых обучающихся, педагогов и мастеров; удовлетворение существующего в обществе интереса к новому направлению в современном искусстве «Авторская кукла» с использованием рукодельных техник декоративно-прикладного творчества, элементов технического творчества, а также STEAM-технологий и др.; воспитание чувства гармонии и красоты через соприкосновение с искусством создания куклы; развитие творческих инициатив в сфере художественного ремесла и технического творчества; формирование предпринимательской культуры в плане реализации куклы как сувенирной продукции.
22 мая 2025
ТРЕНИНГ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ «STARTTEX: ПЕРВЫЙ ШАГ В БИЗНЕС» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТГПУ
Кафедра экономики и предпринимательства ТЭФ совместно с Бизнес-инкубатором ТГПУ приглашает студентов принять участие в тренингt предпринимательских компетенций «StartTEX: первый шаг в бизнес» в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Тренинг пройдет 30 мая начало в 09:30 в читальном зале №1 (ул. Герцена, д. 66, 3-й этаж).
22 мая 2025
X Областной конкурс юных дизайнеров и модельеров «Креативный дизайн»
На технолого-экономическом факультете прошел X Областной конкурс юных дизайнеров и модельеров «Креативный дизайн». В рамках проводимого в 2025 году в Российской Федерации Года защитника Отечества целью конкурса являлось сохранение исторической памяти в ознаменование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в благодарность ветеранам и признавая подвиг участников специальной военной операции; популяризация народного искусства, сохранение культурных традиций, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации; развитие творческого потенциала технологической подготовки школьников, обучающихся в образовательных учреждениях системы общего и дополнительного образования, студентов, обучающихся в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, а также учителей труда (технологии) и педагогов дополнительного образования; формирование эмоционально-эстетической среды юных дизайнеров, создание зоны профессионального общения и сотрудничества для педагогов и участников образовательного процесса.
К участию были приглашены педагоги и учащиеся образовательных учреждений системы общего, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, и лица, не имеющие специальной подготовки.
Школьники и студенты региона представили свои эксклюзивные разработки на сцене ТГПУ в следующих номинациях:
- «PRÈT-A-PORTER» —стиль современной жизни
- «КРЕАТИВ» - нестандартное решение и оригинальное исполнение
- «ЭТНОСТИЛЬ» - национальные черты в современной одежде
- «ДЕБЮТ» —творчество юных дизайнеров
- «ОСОБЕННАЯ МОДА» - горизонты возможностей для лиц с OB3
- «ПЕРФОРМАНС» - модное представление и театральный костюм
- «КАМУФЛЯЖ» - камуфляжная/тактическая спецодежда, элементы камуфляжа в современной одежде.
В конкурсе приняли участие коллективы г. Томска и Томской области:
- ОГБОУ «Северский промышленный колледж»
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа «Эврика-развитие» г. Томска
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 7 г. Томска
- ФГБОУ ВО ТГПУ студенты ТЭФ
- МАОУ СОШ №16 С/П «Наша гавань»
- ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий», г. Томск
- Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Луч» г. Томска
- Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа «Развитие» для учащихся с ограниченными возможностями здоровья г. Томска
- МАОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска образцовый детский коллектив ХШС «Овация»
Всего в конкурсе приняли участие 86 участников дефиле и 14 педагогов и наставников, а также сопровождающие лица. В общей сложности гостями конкурса стали более 100 человек.
«Конкурс проводился для тех, кто намерен в дальнейшем производить и реализовывать в жизнь свои дизайнерские идеи и проекты. Для нас это возможность новым взглядом оценить меняющийся современный мир моды», - отметила Скачкова Нина Владимировна, доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна.
«Нужно отметить технологичность изделий, оригинальность представленных коллекций, эргономичность, возможность использования их в реальной жизни, а также творческую подачу во время презентации», - отметила Сазанова Елена Александровна, заместитель декана ТЭФ.
В завершение показа члены жюри провели награждение дипломами и сертификатами участников коллективов и их воспитанников по категориям, в которых были заявлены представляемые коллекции.
20 мая 2025
Томский педагогический университет запустил программу, которая позволяет студентам на выходе получить два диплома – о среднем профессиональном и высшем образованиях, а выпускникам СПО – сократить срок обучения. Подробнее о новом направлении порталу Томск.ру рассказала декан технолого-экономического факультета Елена Колесникова.
20 мая 2025
Интервью декана ТЭФ Колесниковой Елены Владимировны
Сдать экзамены, определиться с ВУЗом, задача не простая. Абитуриентам на заметку - какие возможности открывает ТЭФ. В гостях у "Однажды Утром": Колесникова Елена Владимировна, декан технолого-экономического факультета ТГПУ, кандидат биологических наук.
https://vk.com/tspu_ru?from=groups&w=wall-1174277_20692
19 мая 2025
Новости 11 - 15 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
ТГПУ возобновили участие в ежегодной межвузовской олимпиаде по дисциплине: «Нормальная физиология»

17 сентября 2025
Встреча с первокурсниками 2025
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 1 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:20.
28 августа 2025
НАСТАВНИЧЕСТВО СТУДЕНТОВ БХФ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ШКОЛ
Под руководством Филипченко Сергея Алексеевича, студента 5 курса 104 группы БХФ, школьники МБОУ «СОШ» № 196 представили свою работу на тему: «Организации экологической тропы на территории Природного парка г. Северска» на Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в науку: Технологии. Инжиниринг. Творчество. С Международным участием», которая проходила 26-29 апреля 2025 года в г. Томске. Работа была доложена в секции "Социальное проектирование" и высоко оценена экспертной комиссией, что подтверждается дипломом I степени.
19 мая 2025
Практическая биология 8-9 классы
На биолого-химическом факультете реализуется в рамках договора об оказании платных образовательных услуг с МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томска дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая биология» для обучающихся 8-9 классов. Занятия проводят доценты кафедры биологи - Порохина Екатерина Владимировна (8 класс) и Сергеева Маргарита Александровна (9 класс). Программой предусмотрен лабораторный практикум по темам соответствующих классов, где учащиеся работают со специализированным оборудованием.
26 марта 2025
25 марта состоялось мероприятие "День открытых дверей БХФ". Будущие абитуриенты в ходе экскурсии познакомились с лабораторным блоком, оборудованием и его применением в учебном процессе, присутствовали на лабораторном занятии 2 курса, увидели реакцию горения хлоросодержащего соединения на медной проволоке (яркое зеленое пламя).
Познакомились с условиями поступления и обучения на БХФ, узнали про историю становления факультета, выполнили задания по биологии, химии, географии, где пантомимой нужно было показать термины. Выяснили возможности дальнейшего продолжения профессии.
26 марта 2025
Новости 1 - 5 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 337
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»
Приглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».
Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.
Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).
Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
Уважаемые студенты 1 курса ФПСО, 1 сентября ждем Вас на торжественной линейке в 335 аудитории учебного корпуса №1 ТГПУ (пр. Комсомольский, 75).
Вас ждет знакомство с факультетом и кураторами, которые ответят на все ваши вопросы, а также кураторские часы.
Студенты 2, 3, 4 и 5 курсов учатся 1 сентября по расписанию!
Студенты, поступившие на образовательные программы магистратуры учатся по расписанию.
853М - Профиль: Практическая психология и консультирование в образовании.
855М - Профиль: Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей и взрослых.
Вечером встречаемся на торжественном мероприятии "Врывайся в Педагогический" у главного корпуса ТГПУ (ул. Киевская, 60). В 18:00 начало ярмарки студенческих структур ТГПУ, а в 19:00 официальное начало мероприятия. Вас ждет выступление кавер-группы, интерактивы со студентами и розыгрыши от спонсоров!
Расписание занятий https://timetable.tspu.ru/
31 августа 2025
Сотрудники ФПСО ТГПУ посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Сотрудники факультета психологии и специального образования ТГПУ 04.07.2025 г. в рамках партнерства посетили Дом детства и юношества "Факел" г. Томска.
Встреча стала отличной площадкой для обмена опытом. Специалисты ДДиЮ "Факел" поделились информацией о работе группы экстренного реагирования, принципах построения профилактической работы на основе результатов социально-психологического тестирования, а также обучением педагогических работников. ФПСО ТГПУ предложил совместные проекты, направленные на повышение квалификации педагогов.
Взаимодействие ТГПУ и ДДиЮ "Факел" – это ключ к взращиванию практикоориентированных и целеустремленных педагогов. Благодаря совместным усилиям молодые специалисты будут обладать не только теоретическими знаниями, но и ценными практическими навыками.
Совместные мероприятия по обмену опытом и стажировки – это реальные инструменты повышения квалификации и внедрения инновационных методик в образовательный процесс.
9 июля 2025
Кафедра дефектологии факультета психологии и специального образования ТГПУ провела очно 28 мая 2025 года для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Межрегиональный (с международным участием) фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ»).
Фестиваль «СТЭМ» - это новый проект ФПСО, организованный с целью повышения качества подготовки студентов, изучения глубины знаний по педагогике, психологии, логопедии и дефектологии, развития творческих способностей студентов, навыков самостоятельной работы и творческого применения ими полученных знаний.
Фестиваль состоялся при поддержке администрации ТГПУ, деканата ФПСО, профсоюзной организации студентов ТГПУ, а также спонсора - торгового дома «Карандаш». Автором дизайна фестивальной атрибутики и логотипа «СТЭМ» стала Мария Горохова (студентка 3 курса 823 группы ФПСО).
В «СТЭМ», проходившем в Конференц-зале Научной Библиотеки ТГПУ, приняло участие 80 человек (студенты ФПСО, ИИЯМС, Томского государственного педагогического колледжа (ТГПК), преподаватели).
В начале Фестиваля прозвучал гимн ТГПУ в исполнении Татьяны Першиной (4 курс, группа 813 ФПСО) и Казачук Евгении (2 курс, группа 833 ФПСО).
Фестиваль открыла Наталия Анатольевна Мёдова, заведующий кафедрой дефектологии ФПСО ТГПУ, к.пед.н., доцент кафедры дефектологии. Как автор идеи проведения СТЭМ на ФПСО и координатор Фестиваля она отметила важность взаимодействия представителей профессионального педагогического сообщества, пожелала всем студентам удачи в представлении своих профессиональных мини-проектов.
Руководитель и организатор «СТЭМ», Елена Анатольевна Филимонова, отметила, что в первом Фестивале «СТЭМ-2025» участвуют студенты ТГПУ и ТГПК; студенты Факультета психологии и специального образования, Института иностранных языков и международного сотрудничества и Томского государственного педагогического колледжа (всего 27 человек). Показу творческих мини-проектов предшествовала работа по выбору участников, названия и девиза команды, определение основного актуального содержания, средств и форм представления, музыкального и художественно-эстетического оформления выступления. Свои творческие мини-проекты представили 6 команд (команды логопедов «Слово за слово», «Радуга внутри», «Индиго: твой потенциал – наша цель!», «Внутри себя» (ФПСО); команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (ИИЯМС) и команда «Театр-студия «Действие» (ТГПК).
Ведущая Фестиваля, Елена Жукова (студентка 3 курса 823 группы) отметила, что выступления команд оценивали профессиональные эксперты: Н.А. Мёдова (к.пед.н., доцент), И.Р. Фёдорова (к.пед.н., доцент), Е.А. Филимонова (старший преподаватель), Л.В. Сергеева (преподаватель) кафедры дефектологии ФПСО ТГПУ.
Основными критериями оценки мини-проектов были: актуальность содержания; наглядность и познавательность материала; психолого-педагогическая компетентность; адекватность выбора средств решения профессиональной задачи; оригинальность и креативность композиции; высокий уровень речевой коммуникации; музыкальное и художественно-эстетическое оформление; эмоциональная выразительность и актерское мастерство.
В процессе подведения итогов Фестиваля, Е.А. Филимонова исполнила под гитару песню «Берегите друзей» со словами «Не жалейте для друга улыбок, пониманья, немного тепла. Наша жизнь состоит из ошибок. В ней, итак, не хватаем добра…», напомнив студентам и коллегам о том, как важно кроме профессионального мастерства, быть добрым человеком в психолого-педагогической деятельности. Тогда не возникнут многие трудности, конфликты и преграды...
В студенческих мини-проектах были отражены: проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра (РАС); трудности становления учителя-логопеда, включившегося в коррекционный процесс; психолингвистические особенности развития современного студента, изучающего сразу несколько иностранных языков; умение выбрать правильные методики коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ и формирование экологического сознания у детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе творческих выступлений получены следующие результаты.
Диплом I степени награждена команда логопедов «Внутри себя» (Фотина Яна, Иванова Олеся, Нестерова Владислава, Бахышов Бахыш Немат оглы, Казачук Евгения, студенты 2 курса 833 группы ФПСО).
Дипломом II степени награждена команда логопедов «Радуга внутри» (Чернова Анастасия, Дудова Виктория, Паныхина Алена, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом III степени награждена команда логопедов «Слово за слово» (Романова Кристина, Карпова Ирина, Гронникова Александра, Мусатова Александра, Малова Вероника, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом IV степени награждена команда логопедов «Индиго: твой потенциал – наша цель!» (Усова Влада, Розалёнок Варвара, Куденкова Анастасия, студенты 3 курса 823 группы ФПСО).
Дипломом V степени награждена команда переводчиков английского, немецкого и китайских языков «Inside Out» (Айдагулова Анна, Бурдочкин Арсений, Михайлова Полина, Синкина Виктория, Чернов Андрей, студенты 2 курса 235 и 237 групп ИИЯМС ТГПУ).
В номинация «Лучший цифровой проект Дипломом I степени награждена команда «Театр-студия «Действие» (Кручинина Виктория (2 курс, 2234 группа), Белобородова Софья (2 курс, 1232 группа), Харьковская Екатерина (2 курс, 2232 группа), Артемова Анастасия (1 курс, 2242 группа), Шебанова Дарья (3 курс, 3224 группа), Гофман Ольга (1 курс, 1243 группа) студенты Томского государственного педагогического колледжа).
Таким образом, «СТЭМ – 2025» можно считать студенческим мероприятием, развивающим прикладные и творческие способности студентов для самореализации в будущей профессии.
Благодарим за организационное и техническое сопровождение «СТЭМ - 2025» Жукову Елену, Едомских Софию, Вильт Анну, Перминову Алину, Горохову Марию, Осетрову Ирину, Фролову Наталью (студентов 3 курса 823 группы ФПСО), Попову Дарью (студентку 2 курса 833 группы, председателя профбюро студентов ФПСО), Голубеву Эльвиру (студентку 2 курса 237 группы ИИЯМС); фото и видео-специалистов Службы ТВ ТГПУ.
Отдельная благодарность О.В. Козловой (главному библиотекарю Научной библиотеки им. А.М. Волкова ТГПУ) за организационно-методическое сопровождение Фестиваля «СТЭМ»; Е.П. Чаврову (директору ООО «Торговый дом «Карандаш») и Е. Тимохиной (делопроизводителю ООО «ТД «Карандаш») за оказание спонсорской помощи в проведении Фестиваля «СТЭМ – 2025».
Всем участникам, организаторам и гостям Фестиваля, спасибо за взаимодействие. Надеемся, что Фестиваль студенческого театра эстрадных миниатюр «Психолого-педагогическое дыхание» («СТЭМ») станет факультетской традицией.
3 июня 2025
15 мая 2025
"Свечи памяти" международный фестиваль педагогических вузов среди стран СНГ

20-23 апреля 2025 года состоялся Международный фестиваль педагогических вузов стран СНГ, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов "Свечи памяти". В рамках данного фестиваля проводился конкурс молодых преподавателей государств-участников СНГ "Учимся учить-2025". Старший преподаватель кафедры дефектологии факультета психологии и специального образования Смалёха Екатерина Алексеевна стала лауреатом IV международного конкурса. На конкурс было подано более 130 заявок, по итогам в Московский педагогический государственный университет были приглашены 5 победителей и 20 лауреатов конкурса. В конкурсе приняли участие молодые преподаватели из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, а также городов России (Москва, Воронеж, Тула, Новосибирск, Шадринск, Томск).
Смалёха Е.А. рассказала об участии в этом фестивале: "Я была удостоена чести рассказать участникам фестиваля о своём родном Педагогическом университете и как он проживал тяжёлые военные годы. Преемственность поколений преподавательского состава в военное и послевоенное время до настоящего времени – это больше чем наследие! Ведь роль учителя в жизни каждого человека велико. Преподаватель тогда и сейчас – это наставник, заботливый помощник, поддерживающий своих студентов на пути к профессии".
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 873
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Сотрудники и преподаватели ИДиА отмечены наградами
На заседании Ученого совета ТГПУ состоялось награждение работников университета наградами Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Администрации Томской области, Администрации города Томска и др.
Сотрудники и преподаватели Института детства и артпедагогики были отмечены наградами:
Благодарственное письмо Департамента образования Томской области за плодотворное сотрудничество в проведении региональной олимпиады школьников «Умники и умники Томской области» получила Соснина Евгения Викторовна, доцент кафедры музыкального и художественного образования ФКИ ИДиА.
Благодарность Администрации Томской области за многолетнюю добросовестную работу, достигнутые трудовые успехи – Кудиновой Елене Александровне, специалисту по учебно-методической работе 1 категории Института детства и артпедагогики.
13 июля 2025
горячая линия Министерства просвещения России по подбору педагогов
Министерством просвещения Российской Федерации запущена горячая линия по подбору педагогов для директоров школ в целях оперативного поиска учителей и других педагогических работников, а также для преподавателей, ищущих работу в школе.
Горячая линия работает с 9.00 до 18.00 часов по московскому времени в рабочие дни. Каждая заявка будет обработана в течение трех рабочих дней с даты обращения.
С вопросами можно обратиться по телефону: 8(800)2009185 или по адресу электронной почты: pedagog@edu.gov.ru.
13 июля 2025
В Институте детства и артпедагогики состоялось торжественное вручение дипломов 71 выпускнику (16 магистров и 55 бакалавров). Поздравить, поддержать выпускников и разделить радость этого особенного дня пришли не только заведующие кафедрами, преподаватели, но и родные, близкие, друзья. В зале царила атмосфера волнения и гордости, ведь в этот день каждый выпускник получил диплом - ключ к новым возможностям, открывающий двери в мир профессиональной реализации.
Желаем выпускникам, найти свое призвание на пути новой профессиональной жизни. Будьте смелыми, целеустремленными, открывайте мир детству через творчество, созидание, совместную деятельность, поддержку, внимание. Пусть все ваши мечты сбываются, а жизненный путь будет светлым и счастливым!
13 июля 2025
Завершились защиты бакалаврских работ и магистерских диссертаций на ИДиА
В 2025 году 71 выпускник Института детства и артпедагогики представили свои доклады выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ и магистреских диссертаций) на обозрение государственной экзаменационной комиссии, состоящей не только из преподавателей, заведующих выпускающих кафедр, но и представителей работодателей. Более 50 выпусников защитили работы на отлично, что свидетельсвует о высокой степени актуальности тематик исследования, осмыслении собранного материала, применения результатов исследования в практической работе, системного анализа имеющегося опыта и апробации полученных результатов.
Бакалаврские работы имели практикориентированные результаты в виде методических разработок, конспектов уроков, программ внеурочной детельности, апробации методик на актуальные тематики: формирование предметных и метапредметных результатов обучения в начальной школе с применением кейс-метода, в литературно-творческой деятельности; формирование представлений о профессиях на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе; совместная работа семьи и школы развитие у детей младшего школьного возраста мотивации к учебной деятельности; коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста средствами фольклора; развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края; воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста средствами мультипликации; возможности интернет-ресурсов при обучении младших подростков в условиях детского хореографического коллектива; гражданско-патриотическое, экологическое воспитание обучающихся начальной, основной школы средствами народно-сценического танца, современного танца; влияние древнерусской иконописи на русский авангард на уроках истории искусств в детской художественной школе; методика рисования космического пейзажа на уроках изобразительного искусства в начальной школе; методика изучения народных мотивов в произведениях русских художников конца XIX - начала ХХ века на занятиях по живописи у старших подростков; методика рисования романтического портрета, методика рисования русского бытового жанра, методика рисования голландского портрета XVII века на уроках изобразительного искусства в основной общеобразовательной школе и другие.
Защита магистерских диссертаций продемострировала высокий уровень освоения исследовательских компетенций, характерных для исследования, теоретическое обоснование вопросов музыкального образования на опыте Китая и России, вопросов формирования коммуникативных компетенций у студентов инженерного вуза с применением экраницации, переводческой компетенции у студентов технического вуза посредством анализа кинодискурса, навыков каллиграфии у младших школьников посредством рисования; исследования; обоснование специфики воспитательно-образовательной деятельности педагога-хореографа, род наставничества в условиях среднего профессионального образования.
Уважаемые выпускники, желаем интересной работы, постоянного развития, удачи и вдохновения, новых интересных знакомств и умения применять свои знания!
28 июня 2025
Институт детства и артпедагогики и Педагогический технопарк "Кванториум" им. Б.И. Вершинина проводят игровой интенсив, развивающий ключевые навыки для старта обучения. Двухмесячная программа рассчитана на детей 5–7 лет. Она включает естественно-научные опыты и эксперименты, LEGO-конструирование, настольные игры и т.д. С детьми работают преподаватели и студенты СПО ИДиА и сотрудники Кванториума.
28 июня 2025
Новости 11 - 15 из 578
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
16 ноября в МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска – стажировочной площадке Научно-методического центра СПР Парка ИОП состоялся Семинар-практикум «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи».
Воспитание детей на основе традиционных духовно-нравственных ценностей является приоритетом государственной политики Российской Федерации. Взаимодополняющая деятельность педагога и семьи по сопровождению образовательного опыта ребенка в логике ценностных ориентиров Российской Федерации способствует целостному воспитанию ребёнка.
Цель Семинара-практикума: обмен опытом, поиск новых продуктивных технологий активизации взаимодействия педагога и семьи для развития творческих способностей и духовно-нравственного воспитания ребенка в рамках реализации программ дополнительного образования по музыкальному творчеству.
В рамках семинара-практикума обсуждались такие вопросы воспитания искусством как:
- Воспитание детей и молодежи на основе традиционных духовно-нравственных ценностей Российской федерации и обращение культурному коду нации.
- Укрепление семейных ценностей и взаимосвязи поколений.
- Сохранение культурных и семейных традиций.
- Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся средствами искусства.
- Вовлечение обучающихся и их родителей (членов семьи) в проектную и исследовательскую деятельность.
- Воспитание волевых привычек у обучающихся в практиках дополнительного образования средствами искусства.
- Сопровождение детской инициативы и самостоятельности ребенка в совместной детско-взрослой деятельности.
Всего участие в семинаре-практикуме приняли 20 педагогов, чья деятельность сопряжена с музыкальным творчеством – это музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования из 8 образовательных организаций (МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска, МАОУ ДО ДТДиМ, Заозерная средняя общеобразовательная школа №16, с/п «Наша Гавань», МАОУ ДО ДДТ «Планета», МАДОУ №13, МАДОУ №39, ДДТ «У белого озера»).
Семинар-практикум вызвал интерес у его участников и получил положительные отклики.
«16 ноября состоялся Семинар-практикум, затронув на мой взгляд одну из самых актуальных тем педагогического сообщества – «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи». Принимая участие в данном семинаре, я в очередной раз убедился, насколько едины педагоги в своей деятельности, несмотря на разные художественные направления! Главной целью семинара стало транслирование накопленного опыта, педагоги поделились своими рекомендациями и идеями по реализации воспитательного процесса, раскрыв ценность взаимодополнительной воспитательной деятельности, подразумевающей активное взаимодействие в системе педагог-ученик-родитель. Затронули положительные и проблемные стороны этого взаимодействия. Данные семинары-практикумы, организуемые МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска как стажировочной площадкой научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ, считаю полезными. Ведь возможность поделиться педагогическим опытом в профессиональном сообществе позволяет корректировать свои педагогические траектории и вносить изменения в свои образовательные программы, узнавать и переносить эффективные практики в свою профессионально-педагогическую деятельность! Спасибо за предоставленную возможность быть участником данного методического мероприятия!» - Парамошин Игорь Юрьевич, педагог дополнительного образования Заозерная СОШ №16, с/п «Наша Гавань».
«Сегодня я была слушателем семинара-практикума «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи».
Важность профессионального общения в сообществе единомышленников не вызывает сомнения. Хочу поблагодарить МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска, стажировочную площадку научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ, за поддержку и пропаганду культуры методических мероприятий в городе.
В ходе сегодняшнего мероприятия мы познакомились с эффективными педагогическими практиками взаимодействия с семьями обучающихся, на мастер-классах - отработали приемы такого взаимодействия, а также способы вовлечения обучающихся и их родителей в образовательный процесс. Часто педагоги используют похожие формы взаимодействия, но содержательная наполненность процесса у всех разная, уникальная. Семинар прошел в хорошем темпе, в комфортной творческой атмосфере-за это отдельная благодарность Инессе Игоревне Сошенко и всему педагогическому коллективу. Обязательно в следующем году буду участвовать еще и в качестве докладчика!», - Сухаревская Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДТДиМ»
МАОУ ДО ДЮЦ «Звездочка» г. Томска и Научно-методический центр СПР Парка ИОП ТГПУ благодарит докладчиков и слушателей семинара-практикума «Воспитание искусством (музыкальное творчество): практические аспекты взаимодействия педагога и семьи» за вовлеченность и профессиональные дискуссии.
20 ноября 2024
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ САМООПРЕДЕЛЕНИЕМ
Родители могут оказать ребенку помощь в профессиональном самоопределении следующим образом:
- Поддерживать интересы и увлечения ребёнка.
- Обсуждать с ребёнком его умения, способности и предпочтения. Предложите ему пройти специальные тесты, они помогут лучше узнать о его профессиональных склонностях и предпочитаемых профессиональных сферах. Составьте на основе тестов и интересов ребёнка его персональный рейтинг профессий.
- Предоставлять ребёнку возможности для профессиональных проб (участие в мастер-классах, стажировках, экскурсии на рабочие места и др.).
- Помогать ребёнку искать информацию о различных профессиях и карьерных возможностях. Изучить различные рейтинги профессий, актуальных сейчас, а также прогнозы по востребованным профессиям в будущем.
- Поддерживать самооценку ребёнка, а также помогать ему преодолевать трудности на пути к целям.
- Определить вместе с ребёнком приоритеты в выборе будущей профессии: размер зарплаты, разъездной характер работы и др.
- Рассказать ребёнку о своём опыте выбора профессии, плюсах и минусах своего решения. Поговорить с друзьями и родственниками об особенностях их работы.
- Рассмотреть высшие и средние учебные заведения, в которых есть желаемая профессия, пообщаться с выпускниками, посетить дни открытых дверей.
- Дать ребёнку возможность самостоятельного выбора своего жизненного пути, не навязывать своё мнение и не торопить с выбором, лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти наиболее подходящую профессию.
Еще больше полезных советов от психологов, профориентологов, карьерных консультантов для родителей, которые хотят помочь своему ребенку в выборе профессии мечты, Вы найдете на следующих интернет-ресурсах:
- https://bvbinfo.ru/for-parents - профориентационный проект «Билет в будущее».
- https://fest.bvbinfo.ru/ - материалы Всероссийского профориентационного марафона «Россия – мои горизонты».
- https://family.profilum.ru/ - «Профилум», знакомство родителей и детей с IT-профессиями.
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»
13 ноября 2024
О работе ИРПО ТГПУ на III томском международном форуме «Преобразование образования»
В Томске прошел III международный форум «Преобразование образования», организованный Институтом образования ТГУ. Главная тема форума - обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования.
Программа проходила 7-9 ноября,где проводили секционные заседания, экспертные сессии, круглые столы и другие мероприятия в четырех тематических направлениях. Так, на экспертной площадке «Ускоренная профессионализация студентов: требования к педагогической деятельности и педагогическим позициям в университете» представлялся и обсуждался опыт вузов-пилотов, осуществляющих разработку и реализацию новых подходов к построению модели высшего образования, а также существующие практики и взгляды на ускоренную профессионализацию студентов. Директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Альбертовна Семёнова говорила о готовности преподавателей вузов к изменениям в высшем образовании, в том числе к ускоренной профессионализации студентов: в академической среде вузов существуют практики сохранения традиций, при этом преподаватели всегда открыты к обсуждению и воплощению инноваций. Спикер уверена, что ускоренная профессионализация потребует пересмотра как содержания программ и курсов высшего образования, так и педагогического инструментария, что актуализирует потребность в формировании педагогических компетенций каждого преподавателя в любом вузе.
Работу первого «Карьерные траектории в сфере образования: современные реалии и контексты» курировала Н. А. Семёнова. Представители МПГУ, ЮФУ и томских вузов обсуждали проекты и практики построения различных карьерных траекторий в сфере образования как для студентов педагогических вузов и профилей, так и для студентов непедагогических специальностей.
Н.А. Семёнова представила результат проекта по апробации программ для первичной подготовки студентов отраслевых вузов ТГУ и ТУСУР, коллеги из ТГУ и ЮФУ – подобные практики, реализуемые в классических вузах. Доцент ФПСО С.В. Шаляпина рассказала об опыте ТГПУ, связанном с построением карьерных траекторий выпускников от учеников психолого-педагогических классов до молодых специалистов. Проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Станиславовна Садиева обозначила широкую управленческую проблематику, рассмотрев согласование четырех реперных точек: прогнозные потребности отрасли в кадрах, система подготовки кадров, межведомственное взаимодействие, секторальные рамки квалификации. Результатом работы стала договоренность о совместных действиях по обмену опытом и практиками карьеропостроения студентов в системе образования.
В партнерской программе форума круглый стол «Генерация и реализация цифровых инициатив в вузе: от идеи к практике» прошел под руководством заведующего Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО Андрея Петровича Глухова. Участники обсудили ключевые тенденции и вызовы цифровизации в педагогических вузах.
В последний день форума на стратегической сессии «Экосистема профессионализации для развития человеческого капитала региона» с участием заместителя губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Н.А. Киселёвой от ТГПУ работали директор ИРПО Н.А. Семёнова, С.В.Шаляпина и доцент ФПСО Н.А.Буравлёва. Были проработаны механизмы построения региональной образовательной экосистемы с учетом возможностей профессионализации на разных уровнях (школа, СПО, вуз).
12 ноября 2024
Всероссийский день правовой помощи детям
14 ноября 2024 года с 7:10 до 8:00 на радио «Маяк» и «Радио России» в программе «Открытая студия» выйдет специальный выпуск радиопередачи «Современное правовое образование детей: проблемы, подходы и решения», приуроченный ко Всероссийскому Дню правовой помощи детям. В программе примет участие Наталия Альбертовна Семёнова, директор Института развития педагогического образования ТГПУ и кандидат педагогических наук. Она расскажет о значении правовой культуры для подрастающего поколения, ответит на вопросы о важности правового воспитания с ранних лет и предложит советы для эффективного формирования правосознания у детей.
Среди приглашенных участников:
- Наталья Михайловна Косовских, заместитель председателя Совета регионального отделения движения «Движение Первых» по стратегическому развитию;
- Владимир Анатольевич Елисеев, заместитель начальника департамента образования Томской области;
- Ольга Борисовна Афанасьева, советник Уполномоченного по правам ребенка в Томской области;
- Александр Константинович Сикора, начальник отдела Управления Минюста России по Томской области.
Присоединяйтесь к этому эфиру, чтобы узнать больше о современных методах правового образования, роли педагогов в формировании правосознания и важности поддержки юных граждан в понимании правовых норм.
12 ноября 2024
Рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе -что необходимо учитывать в развитии ребенка
Рекомендации родителям при подготовке ребенка к школе -что необходимо учитывать в развитии ребенка.
Каждый родитель должен знать, что важно сформировать у ребенка 5-6 лет для успешного обучения в школе и во время подготовки к школе
Интеллектуальное развитие
К шести годам у ребенка уже имеется определенный жизненный опыт, который он использует для решения самых разных задач. В этом возрасте малыш должен уметь следующее:
- использовать в разговоре полученную из книг, мультфильмов, общения со сверстниками и взрослыми информацию;
- решать головоломки, ребусы;
- понимать причинно-следственные связи событий;
- делать выводы и умозаключения на основе полученной информации;
- уметь различать главные и второстепенные свойства предметов;
- запоминать и пересказывать сказки, рассказы, мультфильмы;
- вести длинный монолог;
- совместно со сверстниками придумывать новые правила знакомой игры.
Шестилетки продолжают активно изучать мир, с удовольствием поглощают новую информацию и задают взрослым множество вопросов.
Психологическое развитие
В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами.
У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.
Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.
Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.
Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.
В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.
Особенности сенсорики
Сенсомоторное и эмоциональное развитие детей идут параллельно. Малыши изучают окружающий мир с помощью органов чувств. Они все рассматривают, трогают, прислушиваются к звукам.
Шестилетки имеют довольно четкие представления о форме, размерах предметов, положении их в пространстве. Дети должны уметь:
- различать не только цвета, но и множество оттенков;
- разбивать сложную форму на отдельные части;
- знать основные свойства предметов, некоторых жидкостей;
- описывать предмет с помощью прилагательных, указывающих на его свойства (твердый, колючий);
- понимать, как можно использовать то или иное вещество в зависимости от его свойств (наливать, намазывать, насыпать);
- описывать простые химические реакции (вода заливает огонь, лед тает в тепле).
Для развития сенсорного восприятия полезно играть с водой, песком, глиной, изучать свойства различных веществ, проводить несложные опыты.
Еще до школы многие дети осваивают базовые математические навыки.
ДОШКОЛЬНИКИ ДОЛЖНЫ
- хорошо считать от 0 до 10 и обратно;
- знать цифры до 20;
- уметь складывать и вычитать числа в пределах 10 (но это необязательно);
- знать понятия «больше», «меньше», «равно» и уметь ими оперировать;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 10;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- с помощью картинок или предметов решать простые математические задачи.
!!!!! Это минимальные математические навыки, которыми должен обладать ребенок старшего дошкольного возраста. Но как правило, многие шестилетки умеют считать до ста, писать цифры, решать занимательные задачки.
Физическое развитие
Ребёнок в 6 лет отлично владеет своим телом.
У него активно развивается мускулатура, движения уверенные и скоординированные. \
В шесть лет малыши должны уметь:
- быстро бегать, высоко прыгать, выполнять сложные движения (кувыркаться, ходить по узкой доске, попадать мячом в цель);
- уметь чередовать быстрый, средний и медленный бег;
- оббегать препятствия, не задевая их;
- лазить по шведской стенке без помощи взрослых, висеть на турнике;
- ползать на коленях, на животе, задом наперёд;
- делать приседания с прямой спиной;
- бросать предметы одной рукой;
- быстро подниматься по лестнице через одну ступеньку.
В этом возрасте ребенка можно научить кататься на двухколесном велосипеде, самокате, плавать. Обязательно нужно делать ежедневную зарядку и играть в активные игры на свежем воздухе.
Мелкая моторика
Шесть лет – это возраст активного развития мелких мышц руки, необходимых для учебы в школе.
Поэтому ребенок шести лет должен уметь следующее:
- правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер;
- ровными линиями соединять точки;
- рисовать в тетради по клеточкам;
- рисовать прямые и изогнутые линии, не отрывая карандаша от бумаги;
- аккуратно вырезать фигуры из бумаги;
- лепить из глины и пластилина мелкие детали и соединять их в единую композицию;
- штриховать, рисовать линии разной толщины;
- рисовать фигуры, не поворачивая лист бумаги в разные стороны;
- вдевать нитку в иголку.
В старшем дошкольном возрасте развитию мелкой моторики необходимо уделять особое внимание. В школе ребенку придется много писать, поэтому важно подготовить мышцы руки к будущей нагрузке.
Память и внимание у старших дошкольников гораздо более развиты, чем у малышей.
- В шесть лет дети способны концентрироваться на выполняемом деле до получаса. Непроизвольная память пока что преобладает, но и произвольная развивается все лучше.
- В 6 лет дети с лёгкостью запоминают длинные стихи и песни, пересказывают объёмные сказки и рассказы. Чем больше эмоционального отклика вызывает информация, тем легче она запоминается. В этом возрасте детям ещё сложно запоминать вещи, которые не вызывают у них интереса.
В шестилетнем возрасте дети уже полностью осознают себя самостоятельными личностями. Они умеют выражать свои эмоции и мысли словами.
У детей уже есть чувство ответственности, поэтому им можно давать поручения.
Шестилетний ребенок воспринимает мир с позиции эмоций. Поэтому малыша несложно заинтересовать новой деятельностью. Он любопытен и стремится попробовать себя в интересном деле. Если занятие ему понравится, он будет с удовольствием выполнять его.
Особенностью развития шестилеток является то, что они активно подражают взрослым – копируют их речь, манеры поведения. Тем самым они выражают свое желание быть похожими на старших членов семьи – родителей, братьев, сестер.
Дошкольники активно строят социальные связи со сверстниками, совершенствуют коммуникативные навыки. У них появляются друзья, подруги и даже враги. Обычно мальчики и девочки общаются отдельными компаниями, играют в разные игры.
В шесть лет ребенок уже не так сильно нуждается во внимании родителей, как раньше. Он может подолгу играть или заниматься каким-то делать в одиночестве либо компании других детей.
Особенностью шестилеток является преобладание образного мышления. Они могут придумывать что-то новое, рисовать рисунки с необычными сюжетами, делать оригинальные поделки, строить сложные композиции из конструктора.
В шестилетнем возрасте ребенок должен уметь:
- делать выводы и умозаключения;
- сравнивать предметы по различным параметрам, группировать их, исключать из группы лишнее;
- находить сходства и различия, ориентируясь на основные признаки предметов;
- подбирать обобщающее слово для названия группы предметов или явлений;
- составлять рассказ по сюжетным картинкам;
- придумывать альтернативную концовку для рассказа, фильма;
- использовать теоретические знания на практике.
- При подготовке к школе нужно обязательно развивать память, внимание и мышление.
Речевое развитие:
Словарный запас шестилетки составляет 3–3,5 тыс. слов. Должен уметь:
- грамотно строить предложения, согласовывая между собой части речи;
- выговаривать все буквы и звуки, не иметь трудностей с произношением;
- делать простой звуковой анализ слов;
- подбирать синонимы и антонимы к слову;
- передавать эмоции с помощью тембра голоса, темпа речи, интонации;
- давать развернутые ответы на вопросы;
- обобщать предметы в группы;
- рассказывать скороговорки;
- понимать и пересказывать шутки, анекдоты, каламбуры, соответствующие его возрасту.
Диалоги дети старшего дошкольного возраста умеют вести лучше, чем монологи. При пересказе рассказов, фильмов, историй из жизни обращают внимание на основные детали, отбрасывая второстепенные.
Когда идти к логопеду:
- если не строит предложения;
- если говорит на своём языке;
- если «каша» во рту;
- если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.
Памятка для родителей, что должен знать ребёнок перед школой?
- свои ФИО, а также ФИО родителей;
- домашний адрес, город и страну;
- названия времён года, времён суток и их основные признаки;
- названия всех месяцев и дней недели по порядку;
- названия животных, окружающих предметов, видов транспорта, растений и т. д.
Нелишними будут умения читать, считать и писать печатными буквами. Чем больше малыш умеет, тем легче он сможет учиться.
ПРАВИЛА, которые помогают справляться с тудностями:
- Чем меньше помощи и контроля, тем лучше. С тем, с чем ребёнок может справиться сам, пусть он справляется сам.
- Помогать и контролировать можно по-разному.
- Важно, от кого исходит инициатива.
- Если ребёнок просит помочь ему, то надо обязательно помочь .
- Совместные действия должны осуществляться в спокойной обстановке, тон родителя должен быть доброжелательным.
- Существенным является отношение к ошибкам.
Помните, нынешние мальчики и девочки- будущие отцы, мужья, матери и жены - должны уметь брать ответственность на себя за свои поступки, самостоятельно принимать решения, планировать свою деятельность.
Служба «Центр поддержки семьи ТГПУ»
6 ноября 2024
Новости 126 - 130 из 393
Начало | Пред. | 24 25 26 27 28 | След. | Конец