Новости физико-математического факультета
Реализован первый этап исследовательского проекта
В 2024 году коллективом сотрудников ФМФ ТГПУ под руководством профессора К.Е. Осетрина и в составе сотрудников кафедры информатики А.Н. Стася, Д.В. Карташова и З.А. Казарина реализован первый этап исследовательского проекта "Разработка, отладка и апробация в теории гравитации, космологии и астрофизике программного комплекса для расчета основных математических величин, уравнений, их решения и визуализации".
30 октября 2024
ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова
Физико-математический факультет Томского государственного педагогического университета с глубоким прискорбием извещает о том, что 19 сентября 2024 года на 52 году жизни ушла из жизни доцент Татьяна Геннадьевна Митрофанова, и выражает глубокие соболезнования родным и близким.
В стенах Томского государственного педагогического университета Татьяна Геннадьевна прошла все ступени от студента до доцента. В 2003 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обратные задачи электродинамики заряженных частиц» в диссертационном совете при Томском государственном педагогическом университете.
Светлая память о Татьяне Геннадьевне Митрофановой сохранится в сердцах выпускников, студентов и сотрудников, а ее имя – в истории физико-математического факультета.
Татьяна Геннадьевна будет всегда для нас примером преданности своей профессии. Мы навсегда запомним ее юмор, необычайный оптимизм и исключительную добросовестность.
Помним. Любим. Благодарим. Скорбим
Коллектив физико-математического факультета ТГПУ
Соболезнования от друзей, коллег и учеников можно направлять по адресу: fmf@tspu.ru
20 сентября 2024
1-6 апреля 2024 года в г. Новосибирске прошла 28-я Всероссийская научная конференция студентов-физиков и молодых ученых. Программа конференции включала в себя 21 секцию по различным направлениям физики.
8 апреля 2024
2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков»
По итогам открытого интернет-голосования выпускница магистратуры ФМФ заняла 2 место в региональном конкурсе «Фестиваль нескучных уроков».
23 октября 2023
Новости 1 - 5 из 194
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
НОВОСТИ ИНСТИТУТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В новом учебном году для обсуждения направлений развития образовательного взаимодействия со странами Африканского континента Кению и другие республики посетил начальник Управления международного сотрудничества ИИЯМС ТГПУ Вадим Зюбанов. Была презентована вторая часть учебно-методического комплекса, разработанного Институтом специально для кенийских граждан, желающих изучать русский язык, а также обсуждены варианты открытия новых центров образования на русском языке в странах Африки.
17 сентября 2025
Иностранные студенты ИИЯМС погрузились в атмосферу старинного Томска

Пешеходная экскурсия началась на улице Красноармейской, что позволило иностранным студентам окунуться в мир русских народных сказок: именно на этой улице расположены такие достопримечательности, как Дом с шатром, Дом с драконами и Дом с жар-птицами. Студентов из Китая поразило то, насколько продуманы элементы декора данных памятников деревянного деревянного зодчества и с каким мастерством они исполнены.
15 сентября 2025
ПОЗДРАВЛЯЕМ ЕЛЕНУ АНАТОЛЬЕВНУ БУРМАКОВУ С ПРИСВОЕНИЕМ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА НАУК

Коллектив Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ поздравляет старшего преподавателя кафедры перевода и переводоведения Елену Анатольевну Бурмакову с успешной защитой диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук!
10 сентября 2025
1 сентября 2025 года студенты первого курса Института иностранных языков и международного сотрудничества Томского государственного педагогического университета собрались в актовом зале 1-го корпуса для участия в праздничном мероприятии, посвященном началу нового учебного года.
Торжественный праздник прошел в теплой дружеской атмосфере. Перед студентами выступили дирекция института, заведующие кафедрами и представители студенческих органов самоуправления, которые поздравили первокурсников с началом студенческой жизни и пожелали успехов в учебе и научной деятельности. Для гостей мероприятия была подготовлена насыщенная культурная программа, включающая выступления творческих коллективов студентов старших курсов и студентки 4 курса 2210 группы Гао Юань из Цзилиньского университета иностранных языков (КНР), которая обучается в ТГПУ по программе двойных дипломов.
После торжественной части первокурсники познакомились с одногруппниками, посетив кураторские часы.
Для иностранных студентов из Китая, которые обучаются в ТГПУ по программам двойных дипломов и академической мобильности, был организован клуб русского языка как иностранного, посвященный Дню знаний в России. На встрече участники обсудили традиции празднования начала нового учебного года в России и Китае. После встречи кураторы иностранных студентов организовали прогулку по кампусу ТГПУ.
Этот день стал важной вехой в жизни каждого студента, открывающей новые горизонты познания и творчества. Институт иностранных языков и международного сотрудничества продолжает свою миссию подготовки высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда России и зарубежных стран.
5 сентября 2025
ИИЯМС ТГПУ И ШКОЛА «ПЕРСПЕКТИВА» ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА
1 сентября 2025 года ИИЯМС ТГПУ и Школа «Перспектива» дали старт амбициозному образовательному проекту и сделали важный шаг в подготовке будущих специалистов со знанием китайского языка, востребованных в современном мире.
На торжественной линейке 1 сентября, посвященной Дню знаний, присутствовала директор ИИЯМС ТГПУ Богданова Анна Геннадьевна. Она прибыла не одна, а со своей командой профессионалов: заместителем директора по учебной работе Забродиной Ириной Константиновной и студентками ИИЯМС, которые будут вести занятия по китайскому языку в 5 гуманитарном классе.
Анна Геннадьевна не только пожелала ученикам 5.1 класса успехов в освоении китайского языка, но и поздравила всех пятиклассников с Днём знаний, а также пригласила школьников и других классов принимать активное участие во внеурочных мероприятиях, включенных в программу на этот учебный год.
Гао Юань, обучающаяся по программе двойных дипломов с Цзилиньским университетом иностранных языков, тепло поздравила всех присутствующих с началом учебного года на родном языке, создав атмосферу подлинного культурного обмена.
В этом учебном году более 27 учеников 5 гуманитарного класса Школы "Перспектива" приступят к изучению китайского языка. Занятия будут проходить два раза в неделю, и, кроме того, предусмотрен 1 час в неделю внеурочной деятельности на китайском языке.
Образовательная программа разработана совместно преподавателями школы и ИИЯМС ТГПУ и включает в себя следующие разделы:
- Фонетика и произношение: Освоение тонов и правильного произношения звуков китайского языка.
- Иероглифика: Изучение базовых иероглифов, принципов их написания и значения.
- Лексика: Формирование словарного запаса, необходимого для общения на повседневные темы.
- Грамматика: Освоение основных грамматических конструкций китайского языка.
- Культура и страноведение: Знакомство с историей, культурой и традициями Китая.
От всей души желаем успехов нашим юным полиглотам в изучении китайского языка и культуры!
3 сентября 2025
Новости 1 - 5 из 886
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института физической культуры и спорта
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ТГПУ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ РОССИИ СРЕДИ ВЕТЕРАНОВ

17 сентября 2025
Cтудентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ
ВНИМАНИЕ
студентам 1 курса Института физической культуры и спорта ТГПУ!
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (БАКАЛАВРИАТ)
Обучение начинается с 1 сентября 2025 г. с 10:20 час. в 43 ауд.
(ул. Киевская, 62 «А» - корпус № 5 ТГПУ, 4 этаж)
с учебной дисциплины «Основы планирования профессиональной деятельности»
в соответствии с расписанием учебных занятий* для групп 1 курса №№ 551, 552 и 553.
25 августа 2025
СТУДЕНТЫ ТГПУ СТАЛИ ПОБЕДИТЕЛЯМИ И ПРИЗЁРАМИ ДВУХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ

Сборная команда ТГПУ по спортивной аэробике на минувшей неделе приняла участие в Открытых региональных соревнованиях по спортивной аэробике и Спартакиаде образовательных организаций высшего образования 2024-2025 годов.
13-14 мая 2025 г. состоялись Открытые региональные соревнования, в которых приняли участие более 300 спортсменов из 15 регионов нашей страны. В возрастной категории 18 лет и старше наша сборная стала победителем в общекомандном зачёте. В номинациях «Группа» и «Гимнастическая платформа» команда ТГПУ также стала победителем, а в номинации «Трио» – серебряным призером.
24 мая 2025
20 апреля состоялись соревнования по дартсу среди мужских команд

20 апреля 2025 года прошли увлекательные соревнования по дартсу среди мужских команд. Эти состязания привлекли внимание большого числа студентов и преподавателей, желающих поддержать участников. Настроение было крайне позитивным, атмосфера наполнена дружескими эмоциями и искренним желанием показать лучшее выступление.
29 апреля 2025
20 апреля прошли соревнования по волейболу среди мужских команд

20 апреля 2025 года в стенах ТГПУ состоялся яркий и насыщенный турнир по волейболу среди мужских команд. Студенты 5 факультетов объединились, чтобы показать свой уровень мастерства и командного духа.
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 268
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости технолого-экономического факультета
ТЭФ приглашает на курсы повышения квалификации для учителей ОБЗР (начало 23.09.2025)
С 23 сентября по 12 октября будут реализованы курсы повышения квалификации, направленные на оказание учебно-методической помощи педагогам ОБЗР средних школ и колледжей в условиях перехода от ОБЖ к ОБЗР
Кафедра безопасности жизнедеятельности Томского государственного педагогического университета приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курсы повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
Программа курса разработана в рамках реализации государственного задания Минпросвещения РФ «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Особое внимание в реализации программы будет уделено качеству преподавания: в работе курсов примут участие ведущие преподаватели кафедры безопасности жизнедеятельности, педагоги ТГПУ, обладающие необходимыми компетенциями в области ОБЗР и современных образовательных технологий, а также лучшие практики и методисты школ Томска. Такой состав авторитетных экспертов позволит участникам не только получить актуальные знания, но и обменяться профессиональным опытом, обогатить собственный педагогический арсенал и выйти на новый уровень обучения по предмету.
В программе курсов модули по цифровым, иммерсивным и интеллектуальным технологиям в обучении ОБЗР, психологическая подготовка обучающихся к действиям в экстремальных ситуациях, оказание первой помощи и тактическая медицина, беспилотные летательные аппараты, современные средства связи, методики проведения военно-патриотических мероприятий и многое другое.
Сроки обучения: с 23 сентября по 12 октября 2025 г.
Очная часть (с 7 октября по 12 октября) будет реализована на базе укомплектованных помещений ТГПУ (тир, спортивный зал, класс демонстрационного экзамена, учебный кабинет безопасности жизнедеятельности и первой помощи), а также с применением дистанционных образовательных технологий на платформе https://bigbluebutton.org, заочная часть – в системе электронного обучения «Открытая педагогическая лаборатория» (https://openlab.tspu.ru).
Алгоритм подачи заявки по ссылке:
Шаг 1. Подать Заявку и сформировать документы по ссылке: https://openlab.tspu.ru/docs/advisor/
Шаг 2. Автоматически сформированные документы распечатать и подписать.
Шаг 3. На Вашу электронную почту поступит письмо, в ответ на которое необходимо в срок не позднее 16 сентября включительно прислать скан-копии документов для зачисления.
Шаг 4. Оригиналы: заявление на зачисление, согласие на обработку персональных данных необходимо выслать Почтой России в срок не позднее 22 сентября по адресу:
КУДА: 634061, г. Томск, ул. Киевская, 60
КОМУ: ТГПУ ЦДОРК.
Или принести в ЦДОРК по адресу: г. Томск, ул. Герцена, 49, кабинет 329.
Контактные лица:
Синогина Елена Станиславовна, тел.: (382-2) 31-12-41, доб. 3115, e-mail: sinogina@tspu.edu.ru
Федорова Наталия Андреевна, тел.: 8(3822) 311-319, e-mail: fedorova@tspu.ru
10 сентября 2025
Уважаемые преподаватели и студенты технолого-экономического факультета!
Поздравляем Вас с наступающим Днем знаний - праздником мудрости, добра и вдохновения.
Это один из самых запоминающихся, волнующих и радостных дней для всех участников образовательного процесса.
Дорогие обучающиеся, не забывайте, что знания — это ваше будущее, дорога в большую жизнь. Они дадут возможность обрести себя в современном мире! Успешного учебного года, крепкого здоровья, неисчерпаемой энергии и творческих достижений!
На торжественную встречу с Администрацией технолого-экономического факультета приглашаем:
- Бакалавров групп
753 (очный формат по желанию) 1 сентября 2025 года в 10.00 в аудитории 217 8 корпуса ТГПУ по адресу г. Томск, ул. К.Ильмера 15/1
- Бакалавров группы 753 (дистанционная встреча) по ссылке https://bbb.tspu.ru/rooms/ao1-5xm-mkx-nm5/join 1 сентября в 17.00
- Магистранты (занятия по расписанию). Встреча с администрацией факультета состоится
с группой 751М 4 сентября аудитория 317 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
с группой 752М 3 сентября аудитория 117 в 16.00 в 8 корпусе по адресу г. Томск ул. К.Ильмера 15/1
Внимание! Вход в корпуса по паспортам!
29 августа 2025
Участие ТЭФ в форуме «Август.ПРО: матрица педагогических изменений – 2025»
Форум «Август.ПРО: матрица педагогических изменений» прошел в Томске на базе ОГАОУ «Интеграция» 21–23 августа 2025 г. в Томске.
Целью форума в Томске в 2025 году стала выработка единой стратегии развития регионального образования. Форум собрал педагогов, управленцев и экспертов для профессионального диалога, обмена лучшими практиками и формирования новых подходов к обучению.
В мероприятии приняли участие руководители и заместители руководителя органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и заместители руководителя образовательных организаций всех типов, педагоги и гости Форума.
Среди участников и организаторов секционных мероприятий были и представители профессорско-преподавательского состава разных кафедр технолого-экономического факультета.
21 августа, в ОГАОУ «Интеграция» состоялось событие, объединившее в себе строгость научного подхода и живую энергию педагогического поиска, здесь прошел семинар с элементами мастер-класса «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях», организованный сотрудниками кафедры безопасности жизнедеятельности. В аудитории собрались 65 участников — учителя и преподаватели из общеобразовательных и профессиональных организаций Томской области, чтобы вместе обсудить современные подходы к преподаванию учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР).
Семинар стал частью реализации масштабного проекта — государственного задания Минпросвещения РФ QZOY-2025-0005 «Комплексный анализ методического обеспечения и реализации учебного предмета «ОБЗР» в контексте цели формирования готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях у обучающихся».
Семинар открыла своим приветственным словом руководитель госзадания Елена Станиславовна Синогина, кандидат физико-математических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности ТГПУ. Она подчеркнула значимость форума и самого мероприятия для региона, напомнив, что формирование готовности молодежи к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях сегодня является не просто задачей педагогики, но и важнейшей частью государственной политики в сфере образования. Елена Станиславовна обозначила главную мысль дня: лишь объединив усилия исследователей и педагогов-практиков можно выстроить систему подготовки школьников к вызовам XXI века.
Первым в содержательную часть погрузил слушателей Константин Леонидович Пустозёров, учитель технологии ОГБОУ «Интеграция». Его рассказ о возможностях VR-симулятора управления дронами «Flytonica» сразу оживил пространство: педагоги увидели, как цифровой тренажер превращается в настоящий учебный инструмент. Симуляция управления беспилотными летательными аппаратами, моделирование чрезвычайных ситуаций и сценариев, приближенных к реальности, вызвали неподдельный интерес. Для школьников это — возможность шагнуть в практику, для учителей — новая дидактика, напрямую отвечающая на вызовы времени. В составе комплекса — не только VR-приложение, но и версия для ПК с редактором карт, а также web-интерфейс с LMS-системой, что позволяет использовать его как в классных комнатах, так и онлайн, с возможностью автоматической оценки пролёта и хранения записи тренировки. В ходе демонстрации Константин Леонидович показал, как учащиеся могут проходить различные полетные задания — от доставки груза и поиска объектов до пролетов по трассе на скорость — и как симулятор помогает развить реакцию и способность принимать оптимальные решения в критических ситуациях.
Затем выступила Елена Александровна Полева, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы и старший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад об анализе дополнительной литературы по вопросам безопасности оказался исследованием не только содержательным, но и трезво критическим. Елена Александровна показала, что при изобилии пособий для младших школьников практически отсутствуют качественные материалы для подростков и старшеклассников, а отдельные издания вызывают сомнение в надежности. В контексте госзадания ее работа позволила очертить реальные пробелы методического обеспечения и выработать рекомендации, как восполнить этот дефицит. Отдельный акцент был сделан на вопросах личных границ, доверительных отношений между детьми и взрослыми и роли семьи в формировании навыков безопасности.
Особое внимание участников привлекло выступление Андрея Петровича Глухова, кандидата философских наук, доцента, руководителя научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании ТГПУ. Он представил то, что еще недавно казалось футурологией: искусственный интеллект в преподавании ОБЗР. Он подчеркнул, что цифровизация ОБЗР сегодня вызвана не только ростом числа чрезвычайных ситуаций, но и сменой образовательной парадигмы: от пассивного усвоения знаний к активному моделированию реальных сценариев. Слушателям были представлены симуляторы и VR/AR-тренажеры: отработка первой помощи при травмах, кровотечениях и остановке сердца, примеры тренажеров компании «Комплектант», позволяющих действовать в безопасной, но максимально приближенной к реальности среде. Именно такие практики позволяют формировать у обучающихся жизненно важные навыки, соответствующие задачам госзадания. Отдельный блок был посвящен применению искусственного интеллекта: от генерации планов уроков и тестов до визуализации и анализа знаний. ИИ, как отметил Андрей Петрович, становится не заменой педагогу, а его союзником, помогая персонализировать обучение и формировать ключевые компетенции в рамках госзадания. Завершая выступление, он призвал педагогов к «быстрым победам» — попробовать уже сегодня зарегистрироваться в отечественных генеративных нейросетях, сгенерировать план урока или схему действий, чтобы на практике ощутить, как цифровые технологии экономят время, усиливают наглядность и позволяют глубже вовлечь учеников.
Продолжила линию системного развития Наталия Андреевна Федорова, директор Центра дополнительного образования и развития компетенций ТГПУ. Ее доклад был посвящен новой программе повышения квалификации «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях». Курс, рассчитанный на 72 часа, сочетает в себе разнообразные форматы: лекции, практикумы и проектную работу, а также блоки по цифровым технологиям, психологической подготовке и тактической тренировке. Педагоги, присутствовавшие в зале, получили возможность зарегистрироваться на обучение прямо в ходе семинара, что превратило теоретический разговор о перспективах в конкретные шаги профессионального развития.
Завершила работу семинара Софья Анатольевна Ломовская, преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и младший научный сотрудник НИЛ гражданско-патриотического воспитания и профилактики радикализма ТГПУ. Ее доклад о формировании устойчивости к стрессу у школьников наполнил аудиторию тихой, но ощутимой энергией практики. Она показала, как когнитивный, поведенческий, эмоционально-регулятивный и социальный подходы могут интегрироваться в образовательный процесс. Упражнения «СТОП» и «Якорь спокойствия», дыхательные техники были восприняты с большим интересом. Участники признались: эти методы они готовы применять уже завтра на своих уроках.
Семинар «Методический интенсив по ОБЗР: формирование готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях» стал не просто обменом опытом, а площадкой, где перспективные идеи обретали живое дыхание. Педагоги, слушая и пробуя новые методики, сами становились частью того изменения, которое сегодня так необходимо системе образования.
22 августа 2025 года в рамках данного форума прошел круглый стол «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений», который был организован кафедрой экономики и предпринимательства совместно с Бизнес-инкубатором социальных инноваций и социального предпринимательства ТГПУ.
Мероприятие стало площадкой для обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов развития предпринимательского мышления у школьников и студентов СПО. В нем приняли участие представители СОШ и дополнительных образовательных центров г. Томска и Томской области, в частности из Кожевниковского, Кривошеинского, Первомайского районов.
В ходе дискуссии рассматривались важные вопросы:
Какие формы и методы обучения наиболее эффективно формируют предпринимательские компетенции?
Какие барьеры мешают внедрению предпринимательского образования и как их преодолеть?
Как можно усилить взаимодействие между образовательными учреждениями для обмена опытом, совместной реализации проектов и формирования единой системы поддержки предпринимательских инициатив у молодежи?
В процессе работы круглого стола участники (представители школ, дополнительных образовательных центров города и области) активно делились опытом по формированию предпринимательских компетенций в образовательных учреждениях, выявили и обсудили проблемы в данной сфере. Так главным барьером оказалась отдаленность региональных образовательных учреждений, которая уже несколько лет решается взаимодействием с ТЦТР «Пульсар». Другая проблема – низкая осведомленность о проводимых мероприятиях и грантах для школьников и студентов СПО, поскольку информация, присылаемая на электронный адрес школы, не всегда доходит до учителя-предметника. Данная проблема была выявлена и на других площадках форума.
Особое внимание уделялось развитию системы взаимодействия и укреплению сотрудничества между образовательными учреждениями города Томска и региона, а также созданию условий для совместной работы и обмена лучшими практиками с целью более эффективной подготовки будущих предпринимателей.
Включению трека по развитию предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на форум АвгустПро способствовало дальнейшее продвижение и коммерциализация исследовательской и проектной деятельности, внедрение проектной деятельности с пятого класса, а в некоторых школах и с начального уровня подготовки.
Результатом работы круглого стола «Проблемы и перспективы формирования предпринимательских компетенций у обучающихся общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений» стал обмен контактными данными участников, в первую очередь в системе «Образовательная организация – вуз» и договоренность о дальнейшем сотрудничестве: приглашение обучающихся на мероприятия и образовательные программы, проводимые в ТГПУ, консультирование проектов обучающихся экспертами ТГПУ, проведение совместных мероприятий на территории заинтересованных школ, СПО и в ВУЗе, а также обучение педагогов общеобразовательных и средних профессиональных образовательных учреждений на курсах повышения квалификации и в магистратуре по стартап-проектированию.
Такой обмен опытом вдохновляет на новые идеи и укрепляет связь между образовательными учреждениями, стимулируя развитие предпринимательских инициатив среди молодежи. Надеемся, что подобные мероприятия станут стартовой площадкой для реализации еще большего количества успешных проектов!
В цикле мероприятий для учителей истории и обществознания Копытова А.И. познакомилась с изменениями в преподавании истории и обществознания в 2025-2026 учебном году, опытом участия коллег во всероссийском проекте «Книга города», с методами обучения на уроках истории, обществознания и приемами мотивации при выборе профессии, способами геймификации онлайн-уроков по финансовой грамотности от Банка России. Опыт коллег планируется внедрить в экономическое образование студентов ТГПУ.
Участие Копытовой А.И. и Арышевой Г.В. в семинаре ТГУ «Развитие проектной и исследовательской деятельности школьников: система конкурсов и конференций проектных и исследовательских работ в университете» и проектной сессии ТУСУРа «Роль проекта «Инженерные классы ТУСУР» в развитии школьного инженерного образования» позволили выявить малую информационную осведомленность образовательных учреждений в профориентационных мероприятиях.
На площадке РАО «Педагогическое образование в контексте Стратегии развития образования до 2040 года» коллеги кафедры познакомились современной образовательной моделью школы будущего, которую планируют открыть ТГУ в рамках инновационного образовательного проекта.
Панельная дискуссия, проводимая проректором по образовательной деятельности Садиевой М.С. «Социальные лифты для экспортной индустрии: интеграция образования и реального сектора экономики» выявила проблемы и перспективы непрерывного обучения гражданина РФ.
Арышева Г.В. и Окушко К.Э. посетили площадку Кванториума г. Томска Образовательная игра «Клуб образовательных настольных игр», и не только познакомились с разработками организации, но и поиграли в настольные игры.
Деловая игра «Лаборатория предпринимательства «Стартап-70» от РЦРТ «Пульсар», на которой присутствовали Копытова А.И. и Богак Т.В. была посвящена новому инновационному проекту Томского педагогического колледжа, в основу которого ложится создание стартап-студий на базе образовательных организаций.
Студенты и магистранты (Кнор Карина, Митрошенко Дмитрий, Тузяк Елизавета, Путинцева Анастасия и другие) также приняли активное участие в треках форума, что дало отличную возможность встретиться и обменяться мнениями с коллегами-педагогами и методистами из различных учреждений основного школьного и дополнительного образования.
Так, магистрант Путинцева Анастасия посетила круглый стол «Изменение педагогической позиции в образовательном взаимодействии с ребёнком», которое было посвящено обсуждению вопросов, связанных с необходимостью трансформации традиционной педагогической позиции. Рассматривалась важная тема изменений в подходе к роли педагога, которому предстоит перейти от пассивного транслятора знаний к активному координатору образовательного взаимодействия с учениками. Акцент делался на преимуществах современных форм коммуникативного взаимодействия, таких как проектная деятельность, игровые технологии и коллективные исследовательские задания, благодаря которым дети становятся активными участниками учебного процесса и развивают ключевые компетенции XXI века: самостоятельное мышление, аналитику и творческие способности. Важной частью дискуссии стали темы эмоциональной культуры педагога и важности позитивного стиля общения с детьми. Была рассмотрена технология позитивного взаимодействия «Ты-сообщение — Я-сообщение», предполагающая уважительное общение и взаимопонимание, построенное на взаимном доверии и внимании друг к другу. Этот подход помогает выстраивать гармоничные отношения внутри класса и поддерживать атмосферу доброжелательности и поддержки.
А на проектной сессии «Роль этнокультурных традиций в воспитании духовно-нравственной культуры обучающихся: от теории к практике», посвящённой значимости этнических культурных традиций в формировании нравственности и мировоззрения молодёжи, акцент ставился на важности сохранения и трансляции исторического опыта старших поколений, на воспитании чувства гордости за своё наследие и укрепление патриотических чувств. Ключевая тема обсуждения - ценности православных и народных традиций в духовной жизни младшего школьного возраста.
Отдельное внимание привлекли современные средства популяризации культурной истории и традиций, такие как квиз-технология и интерактивные игры, помогающие привлекать молодых людей к познанию собственного культурного прошлого и настоящего. Было отмечено, что традиционные элементы культуры российских немцев и других малочисленных народов также играют важную роль в обогащении общей картины национальной идентичности.
Представленные презентации учебных проектов показали яркий пример тесного сотрудничества школьников, родителей и преподавателей, направленного на сохранение народного творчества и исторической памяти. Подчёркивалось, что внедрение изученных идей и материалов возможно не только в дополнительном обучении, но и непосредственно в основной школьной программе, повышая уровень межкультурного понимания и укрепляя единство российского общества.
26 августа 2025
ТЭФ приглашает на образовательные программы:
- Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль) Технология и Безопасность жизнедеятельности
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Педагог профессионального образования
- Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит
- Менеджмент, направленность (профиль) Государственное и муниципальное управление
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Предпринимательство и стартап-проектирование в социальной сфере
- Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Экологический менеджмент и экобезопасность
Подготовка вступительному испытанию «Рисунок»
2 июля 2025
ТЭФ в составе победителей Всероссийского конкурса «Школа мечты»
По результатам Всероссийского конкурса дизайн-проектов «Школа мечты», который проходил при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в номинации «Лучшая рекреация средней и старшей школы» разработка двух университетов (ТГПУ и ТГАСУ) стала победителем!
Поздравляем с победой преподавателя кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна Волкова Ивана Алексеевича и команду студентов технолого-экономического факультета, обучающихся по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям), направленность (профиль) Декоративно-прикладное искусство и дизайн.
23 июня 2025
Новости 1 - 5 из 707
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости биолого-химического факультета
2 ноября 2024 года БХФ с неофициальным визитом посетили Кандалинцева Наталья Валерьевна, д.х.н, профессор, директор Института естественных и социально-экономических наук Новосибирского государственного педагогического университета и Светлана Леонидовна Нитиема Ефанова, к.х.н., преподаватель химии Института науки и технологии Высшей школы педагогики Буркина Фасо. Иваницким А.Е., зав. кафедрой химии и географии гостям была проведена экскурсия по химическим лабораториям БХФ, директором Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования Червоным М.А. по лабораториям Технопарка универсальных педагогических компетенций им. Г.А. Псахье. Произошел обмен мнениями по обучению студентов предметам химического и естественно-научного профиля, а также по использованию оборудования Технопарка при реализации программ доп. образования.
7 ноября 2024
Выездная смена кружка "Юный агроном" на БХФ
1 ноября для школьников 4-8 классов Беляйской СОШ Первомайского района в рамках выездной смены кружка "Юный агроном" было проведено занятие по геологии. Школьники изучили внешнюю форму минералов, отличительные свойства (соленость, вскипание в соляной кислоте, магнитность и др), учились определять твердость. Занятие вызвало неподдельный интерес, особенно понравились минералы галит и сильвин с их соленостью.
В рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ в Музее торфа 1 ноября 2024 года была проведена интерактивная экскурсия "Таинственное болото, или между сушей и водой". Посетили данную экскурсию школьники Беляйской СОШ Первомайского района Томской области в ходе выездной каникулярной смены в рамках программы внеурочной деятельности "Юный агроном" под руководством Изгоревой Людмилы Петровны, (учитель истории и географии) и Изгорева Александра Ивановича (учитель физики, информатики и труда). Возраст участников - 10-15 лет. В ходе театрализованной интерактивной экскурсии гости выяснили, какие мифы о болотах правда, а какие - вымысел. Узнали особенности образования болот и торфа, ознакомились с необычными растениями и животными болот и многое другое. Экскурсию подготовили и провели для ребят студенты БХФ ТГПУ Гилева Диана и Прокофьева Полина - победители первого Всероссийского конкурса творческих проектов "Молодежь и музей" (2024 год) в номинации "Молодежная жизнь в музее".
"Организация выездной каникулярной смены школьников Беляйской СОШ на площадки ТГПУ, в том числе и в Музей торфа стала возможной благодаря активной деятельности доцента кафедры химии и географии Петровой Елены Юрьевны."
7 ноября 2024
В рамках Дня открытых дверей на факультете студенческий активом 1-3 курсов было проведено знакомство с факультетом, направлениями, условиями поступления, особенностями учебной и внеучебной деятельности. Также провели тематические занятия: "Мир минералов", где школьники познакомились с физическими свойствами минералов (цвет, блеск, цвет черты, магнитность, соленость) и научились определять твёрдость. Знакомство с химией проходило в ходе опытов по определению наличия крахмала в овощах и фруктах. Абитуриенты также узнали о многих цветковых растениях, посадили семена цветов в стаканчики, которые отправились к ним домой.
7 ноября 2024
Поздравляем команду первокурсников БХФ и ФМФ
Совместная команда первокурсников БХФ и ФМФ приняла участие в традиционной Спартакиаде первокурсников, посвященной Дню учителя, организованной Институтом физической культуры и спорта ТГПУ 4 октября. Участники прошли испытания в формате веселых стартов, команда заняла 2 место. Поздравляем!
9 октября 2024
Уважаемые первокурсники, приглашаем вас на встречу с кураторами, преподавателями и сотрудниками деканата Биолого-химического факультета, которая состоится 2 сентября в учебном корпусе № 1 (пр. Комсомольский 75) в аудитории № 260 (2 этаж, левое крыло) в 10:00.
Ждем вас!
28 августа 2024
Новости 11 - 15 из 52
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости Центра дополнительного образования и развития компетенций

Томский государственный педагогический университет успешно завершил очную программу повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях».
16 сентября 2025
С 8 августа в Томской области на базе многопрофильного центра «Солнечный» стартовала программ повышения квалификации «Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях». Одним из организаторов реализации программы выступил Центр дополнительного образования и развития компетенций Томского педагогического университета.
11 сентября 2025
ЦДОРК ТГПУ принял участие в мероприятиях регионального форума «Август.ПРО» 2025 года
Ежегодный региональный форум «Август.ПРО» - это традиционное событие для педагогической общественности Томской области, в рамках которого рассматриваются стратегические задачи, актуальные направления в системе образования региона.
4 сентября 2025
Студенты непедагогических вузов получают педагогическое образование

В ТГПУ 29.08.2025 года успешно завершилось обучение студентов непедагогических вузов по дополнительной профессиональной программе (программе переподготовки) по программе «Педагогические основы профобразования».
2 сентября 2025
Курсы педагогов-организаторов и учителей ОБЗР
Центр дополнительного образования и развития компетенций приглашает педагогов-организаторов и учителей ОБЗР пройти курс повышения квалификации по программе «Современные подходы к формированию у обучающихся готовности к военной службе и действиям в экстремальных ситуациях в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины».
29 августа 2025
Новости 1 - 5 из 338
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости историко-филологического факультета
ТГПУ – ПАРТНЕР ЦЕНТРА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНОФОНОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
22 августа в рамках масштабного педагогического форума «Август ПРО» работала площадка круглого стола, посвященная деятельности «Центра русского языка для детей-инофонов и их родителей». Мероприятие собрало школьных учителей, методистов и представителей высшей школы для решения одной из самых острых проблем современного образования – нехватки квалифицированных кадров для работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Томский государственный педагогический университет выступил одним из ключевых партнеров и экспертов в этом вопросе.
25 августа 2025
Уважаемые участники!
В формате онлайн прошла Всероссийская олимпиада школьников «Забыть нельзя, помнить», посвящённая 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.
26 мая 2025
Уважаемые участники!
С 17.03.2025 по 11.04.2025 в формате онлайн проходила Всероссийская олимпиада школьников по избирательному праву «Право голоса: сквозь годы истории» в два этапа:
I этап – с 17.03.2025 г. – 31.03.2025 г. (выполнение заданий Олимпиады)
II этап – с 01.04.2025 г. - 11.04.2025 г. (подведение итогов Олимпиады).
Дипломы и сертификаты вы можете скачать по ссылке.
29 апреля 2025
25.04.2025 г. состоялась II сетевая межрегиональная методическая конференция «Лучшие педагогические практики в контексте современного образования» (в рамках V Международного научно-образовательного Форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», ТГПУ). На конференции была организована работа секции «Музейное пространство: обучение и воспитание» (согласно Соглашения 18/1-50 от 01.12.2023 г. между ИФФ ТГПУ и МАОУ СОШ № 36 г. Томска).
29 апреля 2025
Открытая лекция к 80-летию Победы «Пьесы военных лет»
Приглашаем всех желающих на открытую лекцию, посвященную 80-летию Победы, которая состоится 6 мая в 14:00. Тема лекции — «Пьесы военных лет».
Лектором выступит Е.В. Головчинер, заслуженный работник культуры РФ, доктор филологических наук и профессор ТГПУ.
Место проведения: ул. Карла Маркса, 14, 2 этаж, каб. 53 (конференц-зал).
Вход свободный! Не упустите возможность узнать больше о важной странице нашей истории и обсудить её с экспертом. Ждём вас!
29 апреля 2025
Новости 1 - 5 из 1394
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости факультета психологии и специального образования
7 апреля завершилась игра "Безумно красивые", инициированная профсоюзами двух факультетов: Педагогического факультета и Факультета психологии, связи с общественностью и рекламы. 3 апреля на факультете прошёл 1-й тур, 7 апреля - межфакультетский 2-й тур. Девушки с нашего факультета демонстрировали свой кругозор, отгадывали фильмы и песни всех времен и народов, доказывали, что не только КВНщики могут шутить. Наши девчонки ни в чем не уступали соперницам с ФПСОР, но удача сопутствовала не нашим командам, получившим 3-е место - команда "Френзи" (Успун Т., Убель Ю., Дворникова Е., Лунина А.) и 4-е место команда "Будущие Васерманы" (Чичайкина А., Приходько Е., Бурова Е., Авдошкина В.). Самый главный результат - это радость, полученная от игры. А призами стали сертификаты в боулинг для наших участниц.
7 апреля 2012
Конференция школьников "Юные дарования"
23 марта в гимназии №6 г.Томска проходила Всероссийская научно-практическая конференция школьников "Юные дарования". На секции "Психология и Я" в качестве жюри приняли участие представители ФПСОР ТГПУ: зам.декана по ВР Зверева Н.А. и студенты 5 курса Дружкова А., Мелкозёрова Е. и Филиппи А. Среди участнков присуствовало много потенциальных абитуриентов и пользуясь случаем они были приглашены на день открытых дверей ТГПУ. В качестве руководителей творческих проектов выступали педагоги-психологи школ г.Томска: Золоторёва А.В. (МБОУ СОШ №51), Брынза Н.И. (гимназия №6), Кулешова Н.В. (МБОУ СОШ №58) ,Петрашкевич О.В. (МБОУ СОШ №42), Южанина Н.М.(МБОУ СОШ№28), Евстигнеева Г.Д (МБОУ СОШ №4). Отдельную признательность выражаем реализатору конференции: Тимофеевой А.И. (методист по детской и подрастковой психологии ИМЦ) и жюри Денисовой Н.Б. (руководитель службы ПМПК), Владимировой Л.В. (гимназия №18), Шмыга Е.Н. (МБОУ СОШ №54).
22 марта 2012
ФПСО гордится: Светлана Васильевна Шаляпина на доске почёта Советского района г.Томска!

Многогранная деятельность Светланы Васильевны заслуживает особого внимания. Она не только организовала и возглавила площадку по плетению маскировочных сетей, объединив жителей района в важном деле, но и активно занимается трудоустройством выпускников в образовательные организации района.
Новости 871 - 873 из 873
Начало | Пред. | 171 172 173 174 175 | След. | Конец
Новости института детства и артпедагогики
Доцент ИДиА на форуме воспитателей Сибирского федерального округа
26 августа в Новосибирске состоялся Форум воспитателей дошкольных образовательных организаций, объединивший педагогов, руководителей детских садов и региональных координаторов Программы просвещения родителей из 10 регионов Сибирского федерального округа: Алтайского и Красноярского края, Республик Алтай, Тыва и Хакасия, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей.
Делегация от Томской области включала педагогов из г. Стрежевого, Северска, Томска, Колпашевского, Кожевниковского, Томского районов, представителей ТОИПКРО и ТГПУ (Яркина Т.Н., зав. кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА ТГПУ).
Организаторами Форума в Новосибирске выступили Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство образования Новосибирской области, Российское общество «Знание», Институт развития, здоровья и адаптации ребенка, Институт изучения семьи, детства и воспитания, Новосибирский государственный педагогический университет и Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Цель форума – обмен опытом между педагогами ДОО, формирование устойчивой системы поддержки семьи, где детский сад становится центром просвещения, а воспитатель – проводником знаний, доверия и партнерства.
Открылся форум пленарным заседанием, в ходе которого федеральные и региональные эксперты обозначили ключевую задачу современного дошкольного образования – выстраивание эффективного партнерства между детским садом и семьей. В рамках пленарного заседания экспертами были затронуты вопросы государственной политики в сфере взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, применения научно обоснованных подходов и передовых методик организации просветительской работы с родителями. С приветственным словом обратилась заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова.
Заместитель директора Департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Министерства просвещения Российской Федерации Н.Ю. Костюк подробно рассмотрела просвещение родителей воспитанников как меру государственной поддержки и инструмент формирования единого образовательного пространства. Директор филиала Российского общества «Знание» в Новосибирской области Д.О. Баранов рассказал о просветительских проектах Российского общества «Знание». В выступлении Е.Н. Приступа, директора Института развития, здоровья и адаптации ребенка г. Москва, была раскрыта роль родителей в формировании фундамента личностного развития ребенка и воспитания у них семейных ценностей.
Практическая часть прошла в формате семи тематических секций – «Цветик-семицветик»: «Каждый родитель хочет знать, как гражданина страны воспитать», «Каждый родитель хочет знать, как безопасно в компьютер играть», «Каждый родитель хочет знать, как без слез детский сад посещать», «Каждый родитель хочет знать, как здоровым ребенку стать», «Каждый родитель хочет знать, как книголюбом ребенку стать», «Каждый родитель хочет знать, как ребенку друзей отыскать», «Каждый родитель хочет знать, как дошколенку школьником стать». В рамках данных тематических секций участники форума работали над созданием просветительских материалов для родителей: сценариев мероприятий, ролевых игр, памяток, кейсов, контента для цифровых платформ и тематических изданий.
«Принимая во внимание ту роль, которую родители играют в воспитании и развитии дошкольников, педагогу очень важно выстроить с ними конструктивное взаимодействие, сделать своими союзниками. В этом отношении Форум дает педагогам возможность обменяться лучшими практиками в области взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, вооружает актуальными инструментами реализации Программы просвещения и эффективными способами оказания родителям качественной профессиональной поддержки", – отмечает Яркина Т.Н.
2 сентября 2025
Уважаемые преподватели и студенты, от всей души поздравляем вас с Днём знаний и началом нового учебного года! Этот осенний день, наполненный особым волнением и свежим ветром перемен. Пусть этот учебный год станет для вас источником новых профессиональных свершений и творческого удовлетворения.
Студенты, желаем, чтобы ваши годы в стенах университета были наполнены яркими событиями, вдохновением и упорством в достижении целей. Верьте в свои силы, мечтайте смело и помните: весь наш дружный университет, институт и каждый факультет верит в вас и готов поддержать на этом увлекательном пути!
Педагоги, пусть лекции будут вдохновенными, а студенты — любознательными и целеустремлёнными. Желаем вам, чтобы ваша мудрость и терпение всегда находили благодарный отклик, а энергия и энтузиазм никогда не иссякали, крепкого здоровья, душевного спокойствия и гармонии не только в стенах университета, но и за его пределами. Пусть ваша жизнь будет наполнена уважением, признанием и самыми тёплыми словами благодарности.
Дирекция ИДиА
1 сентября 2025
Списки первокурсников по группам (бакалавриат)
Списки первокурсников, обучающихся по программе среднего профессионального образования
28 августа 2025
Проведение мастер-класса по мультипликации на форуме Август.PRO-2025
23 августа 2025 года преподавателем ИДиА - Гумберг Анаастасией Сергеевной совместно с социальным парнером ООО "Интерактивная идея" Плетневой Еленой Владимировной на площадке форума Август.PRO был проведен мастер-класс «Мультипликация как развивающий, образовательный и воспитательный элемент в детском саду и начальной школе".
Проведение мастер-класса по мультипликации обусловлено тем, что технология мультипликации является педагогическим средством организации досуговой деятельности, открытой средой и пространством возможностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на Территории, открытой Детству! в рамках проекта ТГПУ Детский университет "STEAM-лаборатория". А также создает условия сопровождения педагогов в сфере обеспечения безопасности и благополучия детства.
Мастер-класс раскрыл многогранный потенциал мультипликации в образовательном процессе, ее развивающий, образовательный и воспитательный аспекты. Наиболее ценным для участников стала доступность технологии, пошаговость процесса создания мультфильма, интерактивность взаимодействия с участниками мастер-класса. Также продемонстрировал не просто развлекательную, а глубокую дидактическую ценность технологии, где каждый педагог получил готовый инструмент для реализации проектной деятельности с детьми, конкретные методические приемы интеграции мультипликации в основные образовательные программы, мотивацию к применению новых цифровых инструментов в педагогической практике, понимание, как эффективно сочетать традиционные виды детской деятельности с современными технологиями.
25 августа 2025
Выставка "80 лет Великой Победе" на Август.ПРО-2025
С 21 по 23 августа 2025 года на педагогическом форуме "Август.ПРО: матрица педагогических изменений" работала тематическая выставка «80 лет Великой Победе». На ней были представлены художественно-творческие работы студентов кафедры музыкального и художественного образования факультета культуры и искусств Института детства и артпедагогики ТГПУ. Выставка посвящена Году Защитника Отечества и отражает вечную в изобразительном искусстве тему защиты Родины. Первые художественные произведения о Великой Отечественной войне появились уже в 1941 году, а потом - и в период войны, и после Победы - ее события стали одной из ведущих тем в отечественной художественной культуре. Большинство произведений поражают образностью и художественной выразительностью, благодаря чему их эмоциональный посыл понятен даже тем, кто знает о войне очень мало. Волнует она и нынешнее молодое поколение художников, что заметно в представленных на выставке студенческих работах. Их отличает глубокое содержание, волнующее душу, в них чувствуется связь поколений, проникновенно показана тема памяти. На картинах изображены воевавшие на фронтах и трудившиеся в тылу прадеды и прабабушки молодых авторов работ, а также те, кто сегодня проявляет самопожертвование, невероятную стойкость и волю к жизни, выполняет долг перед Родиной, защищая наши границы, участвуя в специальной военной операции.
"Участие в форуме с выставкой художественных работ позволяет студентам - будущим педагогам по изобразительному искусству быть сопричастными к истории, культурному наследию, нравственным идеалам, визуальному закреплению чувств и эмоций в деле воспитания российских традиционных духовных ценностей у детей, подростков и молодежи", - отмечает Ирина Александровна Дроздецкая, директор ИДиА.
25 августа 2025
Новости 1 - 5 из 578
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Новости института развития педагогического образования
11 апреля 2025 года в Томске состоялся финальный этап XII Всероссийского Фестиваля-конкурса образовательных практик «Инновационные педагогические практики в образовании». Мероприятие прошло под эгидой МАОУ Томский Хобби-центр и Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ. Уже пять лет ИРПО активно участвует в развитии конкурсного и инновационного движения в системе образования в регионе и за ее пределами.
Проект, который был основан 12 лет назад, обрел всероссийский статус еще в прошлом году. «Расширилась география, число организаций-участников и разнообразие типов образовательных практик», – отметила Людмила Викторовна Дубровина, директор МАОУ «Томский Хобби-центр». В этом году в финал вышли 59 участников, представляющих различные уголки России, включая Череповец, Севастополь, Дзержинск и города томского региона.
Участники конкурса представили свои инновационные образовательные практики в пяти направлениях:
1. Родительское сообщество: вовлечение в образовательный процесс.
2. Освоение обновленной образовательной среды
3. Арт-практики в образовании
4. Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в разных возрастных группах.
5. Управление человеческими ресурсами: эффективные решения (секция для руководителей образовательных организаций).
Каждый год ТГПУ и Хобби-центр определяют наиболее актуальные и востребованные темы для конкурсных разработок. Это важно, так Конкурс является не просто фестивалем, а масштабной площадкой для обмена профессиональными практиками между молодыми и опытными педагогами, между авторами инновационных разработок и будущими учителями, между всеми участниками и экспертами.
Людмила Викторовна Дубровина подчеркивает: «Студенты-старшекурсники ТГПУ и Томского государственного педагогического колледжа активно участвовали в фестивале, видя выступления спикеров и получая новые идеи для своей профессиональной деятельности. Они узнали о том, как «упаковываются» и презентуются инновационные наработки, что позволит им лучше ориентироваться в будущей педагогической практике».
Важно отметить, что все представленные проекты уже реализованы и активно применяются не только в своих образовательных организациях, но и в других учреждениях. То есть это идеи, апробированные и имеющие результаты, что подчеркивает значимость обмена опытом и внедрения инновационных идей в образовательную практику.
В завершении фестиваля Лариса Валерьевна Куровская, руководитель Парка ИОП ИРПО, провела мастер-класс для участников по применению коучинговых моделей для решения педагогических задач: «Коучинговые технологии предполагают недирективность, безоценочность, опору на позитивное мышление и фокус на будущее, что очень важно для гармонизации межличностных отношений участников образовательного процесса».
Экспертизу очного этапа осуществляли 15 представителей из разных образовательных организаций профессионального, общего и дополнительного образования. От ТГПУ экспертами были преподаватели кафедры педагогики и управления образованием ИРПО и кафедры педагогики и методики начального образования ИДиА: Ольга Владимировна Лингевич, Елена Николаевна Дудина, Ирина Геннадьевна Купершлаг и Людмила Михайловна Долгова. Ежегодно на площадках конкурса увеличивается количество экспертов от ТГПУ. Это важно двум сторонам: преподаватели педагогического видят возможности обогатить теорию и практику, которую они прорабатывают со студентами, а участники могут получить экспертную оценку.
Отзывы экспертов
Долгова Людмила Михайловна, преподаватель кафедры педагогики и управления образованием ИРПО: «Я работала в секции, которая посвящена гражданско-патриотическому воспитанию. Я хочу сказать, что эти проекты мягко формируют любовь к своему городу, к своей территории и очень много закладывают в опыт детей.
«Инновационная практика мини-музеев в чемодане («Личные вещи солдата ВОВ», «Народная тряпичная кукла», «Русская изба» и др.)» – проект Ювансай Ирины Ильиничны и Стальных Ольги Геннадьевны, воспитателей МАДОУ №79 г. Томска. В этом проекте дети и педагоги всё делают своими руками. Один чемодан посвящен жителям Сибири как они выглядели, какие у них были костюмы. Другой чемодан о Великой отечественной войне (они собрали вещи фронтовиков – своих прадедушек и прабабушек). Дети очень любят играть, складывая всё в коробки. Это очень близко к детской сюжетной игре. И эта идея лежит в основе Музея в чемодане. Опора на детскую игру, которая как раз должна формироваться перед школой – это значимый фактор детского развития.
Еще один замечательный проект был от начальной школы для слабослышащих детей (Дутова Татьяна Николевна, учитель ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», г. Томск). Педагоги делают ставку на визуальный опыт, делают карты путешествий, выезжают на разные природные объекты, путешествуют по Томской области. При этом применяют цифровые технологии – Яндекс карты. Есть новизна в этих проектах – они деятельностные, в центре внимания взрослых стоит детское действие. Здесь можно выделить два инновационных момента: учитель опирается на то что является сильной стороной детей с ОВЗ и мягко развивает то, что детям дается сложно – они не боятся мира, не боятся вступать в коммуникации – они ездят, встречаются с людьми.
Можно по-разному вовлекать детей в деятельность, часто дети в роли исполнителей. А в этих проектах дети могут проявить свою инициативу, сделать многое своими руками по своему выбору. Выбор, инициатива в деятельности – это хорошие моменты в инновационной образовательной жизни детей».
Медведев Иван Иванович, директор АНО ДО "Детский технопарк "Кванториум":
«Эксперты нашей секции отметили создание образовательной среды в детском саду №79 г. Томска (Ситдикова Ирина Анатольевна, Бузилова Елена Аргадиевна). Начиная с входной группы, каждый сантиметр пространства детского сада обустроен таким образом, что он выполняет и образовательные и воспитательные задачи. Очень важно, что в создании такой среды принимают участие как сами воспитанники, так и члены их семей и воспитатели. Были показаны лучшие практики – взаимодействие образовательной организации с родителями, взаимодействие самих воспитанников – как они презентуют свои работы. Всё это сделано своими руками. Была представлена живая среда, которая постоянно меняется. И детям нравится вовлекаться в эту историю.
Второй проект, который мы отметили Смирновой Екатерины Михайловны (МАОУ Томский Хобби-центр). Проект посвящен созданию картин, которые написали дети. Педагог их оживила и через QR-код можно посмотреть как картина создавалась. При этом остается цифровой след, формируется виртуальная дополненная среда в реальном мире. Нужно отметить, что в наше время большое внимание в системе образования уделяется среде и это очень важно».
Конкурс позволяет вузу осуществлять трансфер успешного опыта. Победители и конкурсанты с наиболее интересными практиками представляют свой опыт на занятиях для магистрантов и бакалавров ТГПУ, что стало уже традицией. В прошлом году в рамках дисциплины «Сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся» магистранты могли познакомиться с инновационным опытом участников, которые представляли свои разработки в соответствующий секции. В этом году запланированы встречи с участниками направления, посвященного работе с человеческим ресурсом, которые представят свой опыт магистрантам в рамках программы «Управление в сфере образования».
«Вне зависимости от сферы деятельности инновации – это именно то, что развивает науку и практику, а значит и в целом цивилизацию. Подобный профессиональные конкурсы, признание со стороны экспертного сообщества, способствуют не только формированию «насмотренности» и развитию профессиональных компетенций, но и вдохновляют педагогов на продолжение инновационной деятельности», – резюмировала Л.В. Куровская.
Фестиваль стал не только платформой для демонстрации успешных практик, но и источником вдохновения для будущих педагогов. Чем больше мы делимся опытом, тем больше обогащаемся и создаем лучшее будущее для всех участников образовательного процесса.
17 апреля 2025
Турнир по арт-фехтованию в ТГПУ
19 апреля 2025 года в корпусе №8 ТГПУ по адресу ул. Карла Ильмера, 15/1 состоится Кубок Томской области по фехтованию (дисциплины «арт-фехтование»).
Организаторы соревнований: Томский государственный педагогический университет, Федерация фехтования Томской области, Национальная академия фехтования.
Главный судья – доцент ТГПУ, вице-президент Федерации фехтования Томской области Виктор Викторович Лобанов.
В турнире примут участие томские и красноярские спортсмены: студия фехтования “Saberia” (ТГПУ), Дворец творчества детей и молодежи г. Томска, Томский гуманитарный лицей, студия фехтования “Эллекен” (ТГАСУ), студия арт-фехтования «Грифон» (г. Красноярск), Школа боевой хореографии «Пульсар» (г. Красноярск).
Соревновательная часть программы начнется в 12 часов 30 минут.
20 апреля 2025 года участники соревнований посетят тематические мастер-классы, ведущими которых будут Сергей Дрянных, чемпион мира по арт-фехтованию 2012 г. руководитель студии «Грифон» (г. Красноярск); Тарас Чикин, руководитель студии арт-фехтования «Путь Кабальеро» (г. Пермь), Виктор Лобанов, руководитель студии “Saberia” (г. Томск)
14 апреля 2025
24 апреля в 14.00 (по московскому времени), в рамках работы проекта ФУМО ВО «Образование и педагогические науки» Межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика», выступит с сообщением на тему «Метаметодика как способ усиления деятельностной составляющей в профессиональной подготовке учителя» Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования Томского государственного педагогического университета.
Проект предполагает создание открытой площадки для взаимодействия образовательных организаций и отдельных специалистов, ведущих исследования в области методологии и дидактики высшего педагогического образования.
Для тех, кто впервые планирует принять участие в вебинарах Новой дидактики, необходимо пройти регистрацию на сайте проекта didactica.yspu.org до 22 апреля 2025 года включительно.
Более подробная информация доступна по ссылке.
11 апреля 2025
Развитие инженерного образования в регионе и стране: взаимодействие и перспективы

3 апреля 2005 года в Томском политехническом университете состоялся семинар в формате круглого стола «Просветительская активность студентов и ВУЗов в общеобразовательных организациях регионов в области физики». Круглый стол объединил представителей университетов Томска (ТПУ, ТГУ, ТГПУ), директоров школ, студентов и магистрантов. На мероприятии присутствовали гости - Каманин Дмитрий Владимирович (директор) и Широков Пётр Дмитриевич (ведущий методист) Объединённого института ядерных исследований, Дубна. Томский государственный педагогический университет представляли Червонный Михаил Александрович, директор Центра дополнительного физико-математического образования ТГПУ, Аржаник Алексей Ремович, зав.кафедрой физики и методики обучения физики ТГПУ, Семёнова Наталия Альбертовна, директор Института развития педагогического образования ТГПУ и 10 студентов второго курса физико-математического факультета, на встрече были и выпускники ТГПУ, в том числе пилотного проекта переподготовки выпускников непедагогических вузов.
Открыла семинар Киселёва Наталия Александровна, заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политики цифровому развитию, которая подчеркнула значимость вопросов развития школьного инженерно-технологического образования в контексте стремления страны к технологическому лидерству. Далее на круглом столе обсуждались вопросы вовлечения педагогов в образовательные организации, возможности и трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги, потенциал взаимодействия университетов и школ для развития инженерного образования. Аржаник Алексей Ремович отметил, что педагогический ВУЗ выполняет важнейшую для государства миссию: подготовка педагогов по физике. Важно чтобы эта миссия была максимально поддержана, и создавались благоприятные условия для того, чтобы выпускники школ стремились в педагогический ВУЗ. Большую роль здесь может играть целевая подготовка будущих педагогов.
4 апреля представители ТПУ и Объединённого института ядерных исследований (Дубна) посетили площадки Томского государственного педагогического университета – Технопарк и физико-математический факультет. М.А. Червонный и А.Р. Аржаник представили коллегам оборудование и наборы, рекомендуемые для инженерных классов и для других вузов. Так, цифровое оборудование и датчики для смартфонов задают новые возможности для инженерного образования, рентген-аппарат ТГПУ не только может помочь раскрыть некоторые темы физики школьникам, но хорошо сопрягается с исследованиями ТПУ по направлениям медицинской физики, а Дубна проводит аналогичные исследования на своем реакторе. Кроме того, обсуждались учебники по физике: коллеги из Дубны патронируют учебник, разработанный для подготовки школьников-будущих инженеров по физике, а ТГПУ имеет опыт экспертирования этого учебника. Третья значимая тема встречи – сотрудничество ТГПУ с проектом СКИФ, где оборудование и установки подготовлены томскими учеными. Взаимодействие ТГПУ и центра СКИФ создает синхронную работу ученых и педагогов, что позволяет совместно разрабатывать современные подходы к физике, химии и биологии.
В ходе встречи участники пришли к идее создания общего проекта по внедрению новых идей в школу, что станет предметом обсуждения 14 апреля 2025 в Дубне в рамках Международной стажировки “Опыт ОИЯИ для стран-участниц и государств-партнеров”. ТГПУ подтверждает свою роль в развитии инженерного образования и укрепляет сотрудничество с ведущими научно-образовательными центрами.
8 апреля 2025
НОЦ ЦДИИО ИРПО ТГПУ разработал веб-приложение с ИИ-ассистентом для поддержки студенческих инициатив
Сотрудники Научно-образовательного центра цифровой дидактики и искусственного интеллекта в образовании Томского государственного педагогического университета завершили разработку прототипа инновационной платформы, направленной на сопровождение студенческих проектов. Прототип веб-приложения использует искусственный интеллект для автоматизации рутинных задач и помогает студентам трансформировать идеи в готовые к реализации инициативы.
Рис.1 Общий интерфейс приложения по сопровождению проектов студентов DigitalProjects TSPU
Ключевые функции платформы:
Генерация проектных заявок — ИИ-помощник создаёт структурированные описания проектов, включая цели, задачи и анализ рисков.
Управление дедлайнами — интерактивный календарь с автоматическими напоминаниями и визуализацией этапов.
Подбор команд — инструмент для формирования групп на основе навыков и опыта участников.
Аналитическая поддержка преподавателей — мониторинг прогресса, оценка рисков и рекомендации для менторов (в разработке).
Рис. 2. Интерфейс функции ИИ-поддержки разработки проектов студентами в веб-приложении
Руководитель проекта Андрей Глухов курирует интеграцию ИИ-решений в образовательные процессы, а инженер-программист Кирилл Никифоров обеспечивает техническую реализацию платформы. Их совместная работа позволила создать инструмент, который не только упрощает подготовку проектов, но и повышает их конкурентоспособность.
Платформа заполняет пробел на рынке EdTech, предлагая специализированную поддержку студенческих инициатив. Уникальность решения — в сочетании генеративного ИИ (аналоги ChatGPT) и образовательной аналитики, что делает процесс создания проектов интуитивным и доступным. В будущем планируется интеграция с LMS-системами и масштабирование на другие вузы.
3 апреля 2025
Новости 61 - 65 из 392
Начало | Пред. | 11 12 13 14 15 | След. | Конец