Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Российское образование ждут новые реформы

46c438733214ad600688ed559e603d06

С апреля 2022 года российские вузы исключены из Болонского процесса. Неожиданностью это не стало, а призывы выйти из Болонской системы уже не раз звучали с высоких трибун. Как эти процессы отразятся на российском образовании и рынке труда? Что ждет педагогов и студентов? Снизится ли качество образования?

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Причиной объявленного еще 11 апреля решения Болонской группы формально стала поддержка ректорами части российских вузов военной спецоперации на Украине. И, как сообщил заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев, “Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса”. После чего во многих СМИ появились заголовки, что российские вузы исключены из Болонской системы.

На самом деле это не совсем так - Россия исключена именно из Болонского процесса. Применять же Болонскую систему образования никто с Запада запретить не может. Но чтобы понять, вокруг чего ломаются копья, и оценить, насколько глубоко стоит опять перестраивать многострадальное российское образование, надо разобраться в терминах.

То, что называется Болонской системой образования, является, по сути, комплексом стандартов и методик, которым должен соответствовать вуз, чтобы его диплом признавался в рамках той самой Болонской системы вне зависимости от того, в какой стране-участнице находится учебное заведение. Бакалавр или магистр, получивший соответствующий диплом, считается специалистом определенного уровня в любой стране, признающей такие дипломы. В этих странах ему не надо дополнительно подтверждать свою квалификацию, проходить переподготовку и прочие процедуры. Болонская система предусматривает трехуровневую систему образования: четырехлетний бакалавриат, двухлетнюю магистратуру и аспирантуру. Понятно, что в первую очередь эти меры нацелены на создание единого рынка труда для стран, присоединившихся к Болонскому процессу.

- Болонский процесс нес в себе идею гармонизации и некоторой унификации системы образования европейских стран в ответ на вызовы глобализации и возрастающей конкуренции со стороны образовательной системы США, - поясняет проректор Тульского государственного университета Эдуард Темнов.

Начинался Болонский процесс серией встреч на уровне министерств и заключением соглашений между европейскими странами. Соглашения были направлены на то, чтобы обеспечить сопоставимость стандартов высшего образования и соответствующих квалификаций. Одной из основных целей процесса декларируется снятие барьеров для свободного передвижения как студентов, выпускников, так и преподавателей в рамках общего европейского образовательного пространства.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. По оценке ряда экспертов, многие цели, для достижения которых был произведен переход высшего образования на стандарты Болонской системы, так и не достигнуты.

НЕ В БАКАЛАВРАХ ДЕЛО

Среди противников Болонской системы - министр образования Валерий Фальков, который заявлял, что “к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной, уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента”.

- Было бы от чего отказываться - по факту мы в Болонскую систему полностью так и не вошли. Так же как и большой ряд национальных систем высшего образования государств, подписавших декларацию. Каждый для себя выбирал что-то понравившееся из предлагаемых преобразований, не применяя их комплексно, - считает Темнов. - Кстати, у нас официально разрешен переход студентов со специалитета на бакалавриат и наоборот, позволяя выбирать тот путь подготовки, который они считают эффективнее при построении своей будущей карьеры.

Эксперт подчеркивает, что и ранее вузам была предоставлена по ряду направлений возможность самостоятельно выбирать систему обучения, использовать специалитет или бакалавриат плюс магистратуру. Не испытывали существенных проблем и студенты. “По ряду направлений студенты хотят быстрее выйти на рынок труда, ярким примером является IT”, - отмечает проректор.

С тем, что “переход к бакалавриату” был решением политическим, согласны многие. А с тем, что исключение из Болонского процесса и даже отказ от Болонской системы не принесут вреда российскому образованию, согласен председатель Студенческого координационного совета Общероссийского профсоюза образования Виктор Шабельник: “Мы видим давление Запада, давление на студентов, которые обучаются за рубежом. Это все накладывает большой отпечаток, в том числе на дальнейшее взаимодействие с мировыми институтами”, - говорит молодежный профсоюзный активист.

Однако ряд специалистов напоминает: во введении элементов Болонской системы в российскую систему образования были и серьезные достоинства, о которых необходимо помнить, приступая к очередной реформе. И надо четко понимать, перевесят ли результаты реформ эти достоинства. -

Упразднялись экзамены в вузах, и дети сдавали объективно оцениваемый экзамен - ЕГЭ. Он многими нелюбим, тем не менее отрицать, что он более объективен, чем вариант, когда тебя оценивает педагог, который тебя 10 лет учил, нельзя, - напоминает председатель Московской городской организации профсоюза работников образования Марина Иванова. И добавляет: - ЕГЭ позволял хотя бы психологически разгрузить детей. Да, это тяжело, это национальный экзамен, дети наши очень волнуются, готовятся. Но это не две волны экзаменов, когда сначала вы их сдаете в школе, а потом - уже по другой системе - в вуз.

Правда, на ЕГЭ есть и другой взгляд. По мнению одного из педагогов, опрошенных “Солидарностью”, “у школьников сложился ложный нарратив: мы учимся для того, чтобы заработать высокие баллы ЕГЭ и уехать из моего городка в Москву. Навсегда. А затем по какой-то программе, например, в Германию. Навсегда”. Такой подход, считает педагог, способствует вымыванию наиболее творческой и активной молодежи из России.

Вопрос унификации экзаменационного процесса, его оптимизации действительно важен, и при намечающейся реформе накопленный опыт использовать, конечно, необходимо. Гораздо больше вопросов у школьников, абитуриентов, их родителей, да и у многих специалистов сферы образования вызывает деление образовательного процесса на бакалавриат и магистратуру и такую форму образования, как специалитет. (Специалитет - уровень высшего образования, по окончании которого присваивается квалификация или степень специалиста. Этот уровень и соответствующий ему диплом не отвечают нормам Болонской системы, и у специалистов с таким дипломом меньше шансов трудоустроиться за границей, чем у выпускников вузов, дипломы которых соответствуют “болонским” нормам.) Но именно здесь особых проблем не ожидается:

- Переход с одной системы на другую не будет одномоментным, все получат возможность завершить обучение по тому учебному плану, на который поступали, - говорит ректор Академии труда и социальных отношений, заместитель председателя ФНПР Нина Кузьмина.

Одним из ярких недостатков действующей системы, вызывающей вопросы, является возможность радикальной смены направления подготовки при переходе из бакалавриата в магистратуру: шансы на подготовку квалифицированного специалиста с нуля за два года очень невелики. С другой стороны, практика показала, что обеспечить достаточную эффективность образовательного процесса в рамках четырехлетних программ можно далеко не во всех областях.

Но если возможность свободного перехода с бакалавриата одной специальности на магистратуру другой одни специалисты считают недостатком, то другие видят в этом как раз достоинство. О чем и говорит председатель Московского горкома профсоюза работников образования Марина Иванова: -

Министр Фальков как-то говорил, что теперь в магистратуру можно пойти только по тому профилю, по которому ты отучился в бакалавриате. Я считаю, что это плохо. Если студент окончил вуз по специализации, скажем, “химия”, а после этого захотел пойти в менеджмент или экономику, то почему его надо в этом ограничивать?

Иванова уточняет: это означает, что учащийся снова должен будет поступать на обучение того уровня, которое он уже получил, но по новой специальности, и лишь потом переходить в магистратуру. По законодательству, это считается получением второго высшего образования, что однозначно платно.

Такое ограничение, считает ряд специалистов, может породить в перспективе серьезную проблему для отечественной экономики, которой как никогда нужны специалисты-инноваторы. И как раз их количество серьезно уменьшится из-за возможности поступить в магистратуру только по специальности бакалавриата. Станет меньше междисциплинарных специалистов, способных рассмотреть проблему или задачу под новым углом. Уменьшится и количество потенциальных “научных администраторов”, владеющих как навыками управления, знанием экономики, так и специальными познаниями, позволяющими понять специфику того или иного предприятия. ДО

ОСНОВАНЬЯ? А ЗАЧЕМ?

Наиболее серьезные опасения у специалистов вызывают не тактические вопросы, вроде перехода студентов с бакалавриата на специалитет, и даже не изменение всех учебных планов и подходов, а стратегия реформы. В чем должен быть смысл новой реформы образования? Зачем она нужна? Какова ее цель?

Понятно, что новые условия существования российской экономики и общества в целом требуют изменения и образовательной системы. Но необходимо провести их так, чтобы обновленная система могла эффективно действовать долгие годы и действительно работать на благо всех участников образовательного процесса и страны в целом. Об этом очень взвешенно говорит Нина Кузьмина: -

Болонская система была политическим жестом части нашей элиты в направлении интеграции в образовательное и экономическое пространство коллективного Запада. При этом было очевидно, что нас в этом пространстве никто не ждал и не видел не только одним из равноправных партнеров, но даже и на вторых ролях. Нас обрекали на роль страны третьего сорта, которая поставляет на Запад зерно, газ, нефть и мозги - в качестве сырья на переработку для блага западной экономики. В итоге российскую систему образования поломали, а полноценную болонскую не построили, но создали возможность активного оттока талантливой и квалифицированной молодежи на Запад.

Так, дипломы далеко не всех российских вузов принимаются на условиях Болонской системы, в российских вузах так и остался специалитет, а некоторые вузы пытаются внедрять и такую форму обучения, как “профессионалитет”. Были сложности и с участием в программах студенческого обмена и стажировками преподавателей. Проблемы возникали и при взаимодействии самых разных участников Болонского процесса.

С Кузьминой согласны и другие специалисты, указывающие, что сейчас как минимум странно придерживаться стандартов, облегчающих встраивание выпускников в экономику других стран. В этом и заключается одна из основных проблем, которые, по идее, должна решить реформа образования. Но в таком случае и цели реформы, и методики, которые необходимо задействовать, должны далеко выходить за рамки сферы образования в чистом виде. Именно о том и говорит ректор АТиСО: это возможность начать формировать или переформатировать нашу систему образования, в центре которой будут интересы России и ее народа и которая будет работать на наше общее благополучие.

Очень важным Кузьмина считает использование советского опыта. “Принципиальное отличие советской системы образования от болонской в том, что продуктом советской системы образования был человек мыслящий, а болонской - продвинутый потребитель”, - полагает она.

О необходимости стратегического планирования говорит и то, что образование должно отвечать потребностям реальной экономики.

- Нам необходимо опереться на индустриальных партнеров (компании, по профилю работы которых вуз готовит специалистов. - М.М.). Надо понять, кто им нужен будет в будущем, не сегодня, а именно специалисты завтрашнего дня. Разумеется, не нужно одним махом отказываться от всех наработок, созданных за эти годы. Это наверняка внесет путаницу и только усугубит непонимание у всех участников и интересантов образовательного процесса. Необходимо выполнить детальный аудит достоинств и недостатков существующей системы. Нужно взять все лучшее, что было в советской образовательной системе, и те положительные моменты, которые имеются в сегодняшнем высшем образовании.

Есть и еще два принципиально важных момента, и без решения этих проблем любая реформа образования будет чисто косметическим мероприятием.

Во-первых, это крайняя забюрократизированность процесса образования. Так считают комитет Госдумы по просвещению, Министерство просвещения и Федеральная служба по надзору в сфере образования, изучившие опыт работы педагогов в 36 странах. Как раз нового витка бюрократизации и опасаются работники образования, о чем упоминает Эдуард Темнов: люди боятся, что поднимется новый вал бумажной работы, из-за которой на собственно преподавание времени и не останется.

Второй момент связан с той особенностью Болонской системы, на которую указала ректор АТиСО, - с нацеленностью на рынок труда западных стран. Хорошо или плохо, но действующая система образования позволяет учащимся выстраивать перспективу карьеры, строить какие-то планы. Как это будет реализовано в результате реформы? Как будут увязаны образование и экономика?

В настоящее время этот вопрос представляется основным. Закрывая “конвертируемость” дипломов и перспективы трудоустройства в других странах, отечественный рынок труда и российская экономика должны создавать максимально благоприятные условия для молодых специалистов. Причем условия как финансовые, так и социальные, на что не раз указывали специалисты профсоюзов. В любом случае реформа должна быть глубоко продуманной. И этот момент подчеркивает Марина Иванова: “Временных подпорок не хотелось бы”.

“А”-СПРАВКА Болонский процесс - серия встреч на уровне министерств и соглашений между европейскими странами, направленных на обеспечение сопоставимости стандартов и качества квалификаций высшего образования. Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию. Датой начала Болонского процесса, к которому присоединились уже 46 европейских стран, считают 19 июня 1999 года. Россия присоединилась к нему в 2003 году.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/ne-nuzhen-nam-bereg-bolonskiy.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

Минута молчания будет объявлена по всей России 22 июня

В России пройдет минута молчания в День памяти и скорби 22 июня 2022 года

RIAN 2878937.HR .ru

22 июня 2022 года в России состоится минута молчания. Она будет объявлена по случаю Дня памяти и скорби.

Это общегосударственное мероприятие, которое начнется одновременно по всей стране в 12:15 по московскому времени. Именно тогда в 1941 году в эфир вышло обращение советского правительства о нападении нацистской Германии на СССР.

Акция «Минута молчания» стала традиционной. Закон о ее учреждении был подписан президентом Владимиром Путиным в 2020 году. Россияне участвуют с целью сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне. Ненадолго приостанавливается привычная деятельность, а также радио- и телевещание.

На протяжении 22 июня в городах страны будет организовано возложение цветов к памятникам, состоятся митинги. По инициативе активистов и местных жителей в столице и регионах зажгут лампадки, вспоминая о подвиге сограждан, ушедших из жизни во время войны.

Таким образом жители Российской Федерации чтят память 26,6 млн граждан, погибших в Великой Отечественной войне. Боевые действия были объявлены нацистской Германией ранним утром 81 год назад.

георг

РОССИЯНАМ ПРЕДЛОЖАТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ В РАМКАХ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Глава Минфина Антон Силуанов рассказал о готовящихся мерах для стимулирования россиян в рамках новой системы добровольных пенсионных накоплений, сообщает РБК.
adf09c9fb9def95c51f00c730649bdfb 1

– Мы разрабатываем инструмент пенсионных накоплений с определенными стимулами. Это могут быть в первую очередь налоговые [стимулы]. Вопрос [государственного] софинансирования имеет место, но он находится в стадии рассмотрения, — заявил Силуанов в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

Планировалось, что законопроект о реформе накопительных пенсий должен поступить в Госдуму уже в весеннюю сессию, то есть до 31 июля. Речь, с одной стороны, идет о решении проблемы с замороженными с 2014 года пенсионными накоплениями: с этого времени новые средства не поступают на индивидуальные счета граждан, а идут на выплаты страховых пенсий. С другой стороны, речь идет о создании добровольного механизма, который бы стимулировал россиян откладывать на пенсию. Его Минфин и ЦБ разрабатывают уже несколько лет.

Напомним, новую систему накопительной пенсии – гарантированный пенсионный продукт – в конце октября 2019 года презентовали первый зампред Центробанка Сергей Швецов и замминистра финансов Алексей Моисеев. ГПП был призван заменить предыдущий правительственный план – индивидуальный пенсионный капитал (ИПК).    

«Солидарность» ранее сообщала о профсоюзной инициативе по выведению накопительного компонента из системы государственного обязательного пенсионного страхования. Письмо с соответствующим предложением за подписью главы ФНПР Михаила Шмакова было направлено на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

Почему обязательный накопительный компонент оказался проблемным и неэффективным – можно узнать в карточках «Солидарности» «Почему вам не нужна накопительная пенсия». Профсоюзы неоднократно требовали окончательно разобраться с накопительной компонентой.

Источник: https://www.solidarnost.org/news/rossiyanam-predlozhat-nalogovye-lgoty-v-ramkah-novoy-sistemy-pensionnyh-nakopleniy.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

ЧЕТЫРЕХДНЕВНАЯ РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ, ЗАЯВИЛ ДЕПУТАТ

4дн

Четырехдневная рабочая неделя в России уже становится реальностью, так трудятся определенные категории  людей, сообщил в интервью радио Sputnik председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.  Этому поспособствовала пандемия коронавирусной инфекции. 

Пандемия коронавируса подтолкнула к тому, чтобы в Трудовом кодексе появились гибридные, гибкие формы занятости – удаленная, смешанная. И именно это стало определенным катализатором процесса перехода на четырехдневную рабочую неделю. Уже сегодня есть сотрудники, которые для себя организовали четырехдневную и даже трехдневную рабочую неделю, – сказал Ярослав Нилов.

Однако переход на укороченную неделю возможен не во всех сферах деятельности.–

Сколько бухгалтеров сегодня работают дистанционно, журналисты, IT-специалисты – а это самая востребованная профессия – работают дистанционно. При этом у нас есть правоохранительные органы, система здравоохранения, спасательные службы, есть предприятия, которые работают в непрерывном цикле, – они не перейдут на четырехдневку, это тоже надо учитывать, –  уточнил депутат.

Переход на четырехдневку, по мнению Нилова, должен осуществляться «эволюционным путем», а не с помощью внесения поправок в Трудовой кодекс.

Между тем, в Федерации независимых профсоюзов России считают, что главное условие перехода на четырехдневную рабочую неделю – это сохранение заработной платы на том же уровне. 

Главное условие, чтобы четырехдневная рабочая неделя была установлена с сохранением заработной платы. Но это тут же вызывает вопрос у работодателей, которые не хотят этого делать. При этом многие из них готовы ввести четырехдневку и даже трехдневку, — заявил председатель ФНПР Михаил Шмаков.

Глава профцентра отметил, что нужно говорить о сокращении рабочих часов в неделю.

Надо говорить не о рабочих днях, а о количестве рабочих часов в неделю. То есть наше законодательство так построено, что основным критерием труда является недельная загрузка. И в Конституции записано, что у нас 40-часовая рабочая неделя. Поэтому надо говорить о 35-, о 36-часовой рабочей неделе или по-другому строить производственные графики. Например, увеличить количество рабочих часов с восьми до десяти, но при этом объявить о трех выходных днях, — сказал профлидер.

Напомним, идея сокращенной рабочей недели, которую в СМИ условно окрестили «четырехдневной рабочей неделей», была высказана Медведевым в 2019 году. ФНПР направила в Министерство труда и социальной защиты отзыв на идею о сокращении рабочей недели – с уменьшением количества рабочих часов при сохранении размера зарплаты. 

Источник: https://www.solidarnost.org/news/chetyrehdnevnaya-rabochaya-nedelya-stanovitsya-realnostyu-zayavil-deputat.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

12 июня - день независимости России

12 june

Россия – многонациональная страна, с ее уникальной историей, богатейшим культурным и духовным наследием, крепкими традициями, нравственными, патриотическими и семейными ценностями.

Этот праздник, имеет огромное значение для каждого из нас. Он стал символом сплочения России, гражданского мира и согласия.

Россия – наша Родина, наш общий дом. И каким он будет завтра, зависит от каждого из нас от объединения усилий всего народа для достижения прорывных результатов, опережающего развития страны.

Пусть каждый ваш день будет наполнен положительными эмоциями и гордостью за российский народ и нашу святую землю, такую огромную и родную для всех нас! От всей души желаем мира, добра, здоровья и благополучия!

СОЦИАЛЬНОЙ ВАЖНОСТИ

06 10 2022 IMG 4227В администрации Томской области подписано дополнительное соглашение к ранее принятому региональному Соглашению о минимальной зарплате в Томской области на 2022 год.

Повод: увеличение с 1 июня МРОТ, прожиточного минимума и пенсий неработающих пенсионеров на 10 % по решению Президента РФ. В связи с этим глава региона Владимир Мазур принял решение увеличить окладную часть всем бюджетникам региона на 20 %.

Изменения в зарплатах коснутся 75 тысяч человек. Сюда входят: воспитатели детских садов, младший медицинский персонал, вахтёры, сторожа, специалисты центров занятости и многие др. На эти цели администрация области выделила более 2 млрд рублей. В среднем, после увеличения окладов, зарплата специалистов вырастет на 5-7 %. «Это не так много», – отметил В. Мазур, «потому работа в данном направлении будет продолжена».

Напомним, что проблему низких окладов бюджетников проф­союзы поднимают не первый год, в том числе у руководителей учреждений культуры, образования, госслужащих.
Свои подписи под документом поставили врио губернатора Томской области Владимир Мазур, профлидер региона Пётр Брекотнин и представители объединений работодателей.

По словам врио губернатора, это лишь начало большого пути, где рука об руку будут идти власть, работодатели и профсоюзы. В доказательство этого Владимир Мазур принял предложение профлидера Томской области Петра Брекотнина о совместной встрече с профактивом в ближайшем будущем.

МИХАИЛ ШМАКОВ ПРЕДЛОЖИЛ ИНДЕКСИРОВАТЬ ЗАРПЛАТУ ЧАЩЕ РАЗА В ГОД

Председатель Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков считает, что индексацию зарплаты в России по уровню инфляции необходимо проводить чаще, чем раз в год. Об этом лидер профцентра сказал в ходе круглого столп «Суверенитет как важная основа социально-экономического развития России» в Совете Федерации РФ.


шмаков09

Как передают РИА «Новости», Шмаков, говоря о неотложных мерах по обеспечению занятости граждан, напомнил, что закон об индексации зарплаты в зависимости от уровня инфляции был принят в докризисный период, не учитывающий реалии, связанные со спецоперацией. Сегодня и анализ уровня инфляции, и расчет индексации должны проводиться чаще. Причем пересматривать нужно не только уровень зарплаты, но и минимальный размер оплаты труда как социальную гарантию. Профлидер подчеркнул, что хотя инфляция сейчас снижается, нет гарантий, что так будет продолжаться и дальше. Напомним, что ранее Генсовет ФНПР обратился к президенту с предложением пересматривать основные социальные выплаты, минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум ежеквартально.

        Источник: https://www.solidarnost.org/news/mihail-shmakov-predlozhil-indexirovat-zarplatu-chasche-raza-v-god.html                                                       

 

 

В РОССИИ УВЕЛИЧИЛОСЬ ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫх

adf09c9fb9def95c51f00c730649bdfb

Количество зарегистрированных безработных выросло в России за неделю с 23 по 30 мая на 11,5 тысяч человек, сообщили вице-премьер РФ Татьяна Голикова. Она также отметила, что увеличилось число сотрудников, находящихся в режиме простоя или неполного рабочего дня.

Так, число официально безработных составляет 686,4 тыс. граждан, работающих неполный рабочий день или неделю -  130,2 тысяч человек, в простое находятся 131,9 тыс. человек.

Татьяна Голикова отметила, что «продолжается рост числа вакансий на портале «Работа в России».  Доступно более 2,250 млн предложений о работе, пишет «Интерфакс».

Ранее о том, что безработица в России может вырасти, однако не достигнет значительных масштабов, сказал заместитель руководителя фракции «Единая Россия», заместитель председателя ФНПР Андрей Исаев.  Депутат рассказал, что готова концепция нового законопроекта о занятости, его обсудили с представителями Минтруда, профсоюзами и работодателями на заседаниях рабочей группы Госдумы по совершенствованию трудового законодательства.

                                                       Источник: https://www.solidarnost.org/news/v-rossii-uvelichilos-chislo-bezrabotnyh.html
                                                                                                        Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

поздравляем с наградой

IMG 20220530 WA0004

Поздравляем Ирину Геннадьевну Бурцеву, председателя Совета ветеранов нашего вуза и желаем ей дальнейших успехов в этой благородной деятельности!  

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER