Школьники и студенты России представили медиапроекты на конференции ИФФ
На историко-филологическом факультете ТГПУ состоялась VI Всероссийская открытая сетевая конференция медиапроектов школьников и студентов «Медиасреда. Личность. Творчество», организованная кафедрой русского языка в партнёрстве со школой № 36 г. Томска. В ней приняли участие школьники, студенты, магистранты и педагоги из Томска, Новосибирска, Красноярского края, Новокузнецка.
Приветствуя участников, проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева отметила, что особенно ценным в регулярном проведении конференции является сотворчество выпускников педагогического вуза со школьниками и преемственность в организации медиапроектной деятельности.
Зав. кафедрой русского языка ИФФ, профессор Нина Сергеевна Болотнова подчеркнула связь тематики медиапроектов участников с научным направлением кафедры русского языка, в русле которого в шестой раз, с 2019 года, проводится конференция.
В 2024 году проекты были представлены в трёх направлениях: «Наука», «Исследование», «Просвещение». Авторы связали их с актуальными вопросами русской речевой культуры и диалогом между разными поколениями в условиях использования новых информационных технологий и современной языковой ситуации; с проблемой взаимопонимания учителей и школьников. Несколько проектов было посвящено современной методике преподавания русского языка с учётом новых тенденций; вопросам аксиологии; освещению глобальной проблемы интерпретации художественных произведений и кинофильмов.
Один из организаторов конференции Н.С. Болотнова отметила, что каждый проект был уникален, и выделила наиболее интересные разработки в направлении «Исследование». Так, в номинации «Школьники» особое внимание привлекла работа «оСмысли Активизм» ученицы МАОУ СОШ № 220 им. К.Д. Ушинского г. Новосибирска Ксении Петуховой – подкаст, посвященный осмыслению ценности и сущности феномена активности личности в современном мире.
Оригинальностью удивил медиапроект команды МАОУ СОШ № 40 «Вторая половина Мела» – лайфхаки от школьников для учителей». Авторы подняли вопрос важности диалога школьников и учителей и дали последним (особенно молодым) несколько советов, которые помогут достичь взаимопонимания с воспитанниками.
Из студенческих проектов в треке «Исследование» организаторы выделили идею студентов ИФФ Екатерины Дегтярёвой и Анжелики Коровченко «Влияние экранизаций на восприятие произведений художественной литературы» с демонстрацией фрагментов кинофильмов. Проект отражает самостоятельное творческое осмысление авторами проблемы восприятия экранизаций известных литературных произведений в кинематографе, включая анализ факторов, влияющих на их интерпретацию, определение положительных и отрицательных сторон, связанных с новым прочтением и представлением известных произведений на экране.
В направлении «Просвещение» было представлено наибольшее количество работ. Среди них организаторы особенно отметили краеведческий медиапроект «Виртуальный путеводитель по Томской области: топ-10» старшеклассников школы № 36, в котором авторы демонстрируют мастерство использования различных мультимедийных средств. Также высоко оценены инициативы магистрантов ИФФ – «Образовательный канал «НЕМЕЛ» для учителей русского языка и литературы» с ценными методическими материалами; ТГ-канал «Рождественские рассказы» – интерактивный календарь, раскрывающий рождественскую историю.
В треке «Наука» также отличились студенты и магистранты ИФФ. Александра Худобина презентовала медиапроект «Работа с фольклорным текстом как способ формирования читательской культуры», посвященный русскому и китайскому фольклору, нацеленный на знакомство с национальными культурами и формирование лингвокультурологической компетенции пользователей. Анастасия Морозова выступила с идеей в формате подкаста «Киносюжеты в обучении русскому языку» о проблеме речевого развития школьников.
«Нельзя не отметить усиление внимания авторов к новым информационным технологиям, включая использование потенциала нейросети. Её роль в современном медиаобразовании растёт, а значит необходимо этой деятельности учить студентов, – считает один из организаторов конференции, профессор ИФФ Алексей Владимирович Болотнов. – Открытые сетевые конференции медиапроектов школьников и студентов важны, так как дают возможность развивать творческий потенциал личности, способствуют обмену опытом участников и новыми творческими идеями».
По итогам конференции были определены победители и призёры в трёх направлениях и в разных номинациях. Результаты размещены на странице организаторов по ссылке.
Резюмируя, Нина Сергеевна Болотнова отметила, что общий уровень медиапроектов растет, усиливается внимание к проблеме визуализации в сфере образования. Участники демонстрируют растущий интерес к киноискусству и использованию видеоконтента в сфере образования. Возникает преемственность среди руководителей и авторов медиапроектов: многие выпускники ИФФ, ранее участвовавшие в конференции, сейчас выступают в роли руководителей команд школьников. Высокий интерес к конференции со стороны участников подтверждает необходимость ежегодного её проведения.