Субъектность в цифровую эпоху обсудили в ТГПУ на всероссийской научно-практической конференции
13–14 декабря в ТГПУ прошла V Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности: субъектность в условиях цифрового мира». Спикерами выступили представители вузов из различных регионов: Томск (ТГПУ, ТГУ, ТУСУР), Москва (Высшая школа экономики, Московский педагогический государственный университет), Новосибирск (Новосибирский государственный педагогический университет), Красноярский край (Красноярский государственный медицинский университет), ХМАО-Югра (Сургутский государственный педагогический университет), Омск (Омский государственный педагогический университет), Республика Башкортостан (Башкирский государственный медицинский университет), ДНР (Приазовский государственный технический университет). Также доклады представили Российское общество «Знание», организации дошкольного, общего, дополнительного образования Томской и Ярославской областей, Кузбасса, Республика Хакасия и Республика Карелия.
Как сказала директор Института развития педагогического образования Наталия Семёнова, декабрьская конференция – продолжение IV Международного научно-образовательного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения», где центральной темой стала субъектность.
«Мы поддержали и продолжили направленность, обозначенную в рамках апрельского форума, – субъектная позиция участников образовательного процесса. Основное внимание планировалось уделить тому, как сохранять и развивать субъектность обучающихся и самих педагогов в проектной и исследовательской деятельности, в цифровом пространстве, в ситуации интенсивного развития искусственного интеллекта».
Ключевым событием конференции стало пленарное заседание, на котором были обозначены основные векторы обсуждений в течение двух дней.
Открыла заседание проректор по научной работе Елена Полева. Она подчеркнула, что проектная и исследовательская деятельность интегрируются в разные сферы деятельности, включая и образование. Отдельным фокусом внимания становится изучение искусственного интеллекта. Е. Полева отметила, что можно занять ожидательную позицию, либо активно включиться в изучение ИИ с возможностью управлять им.
«Развитие сегодняшнего мира связано с цифровой реальностью, которую игнорировать мы не можем. Исследовательская проектная позиция позволит успевать понимать, что происходит, а может быть даже управлять процессом».
Дистанционно поприветствовала участников пленарного заседания проректор по образовательной деятельности Марина Садиева, сделав акцент на значимости проектной деятельности в междисциплинарных исследованиях.
Далее были представлены доклады ключевых спикеров.
Выступление доктора педагогических наук ТГПУ Светланы Поздеевой было посвящено влиянию субъектной позиции на формирование исследовательской компетенции педагога. Докладчик акцентировала внимание на необходимости формирования интереса к научно-исследовательской деятельности у учителя. Впоследствии педагог воспитывает этот интерес у обучающихся.
В докладе «Парадигмальные основы становления устойчивой субъектной позиции как условия карьеропостроения исследователя» доктора педагогических наук Сургутского государственного педагогического университета Галины Егоровой были обозначены основные подходы к изучению субъектности и выделены основные проблемы ее формирования у студентов вуза. Среди них низкая мотивация к профессионально-исследовательской деятельности, неготовность самостоятельно принимать решения по поставленной задаче в эпоху активного внедрения цифровых технологий.
Преподаватель Института детства Новосибирского государственного педагогического университета Любовь Немчинова рассказала об особенностях подготовки педагогических кадров для дошкольного образования с учетом формирования у педагогов навыков по организации познавательно-исследовательской деятельности детей. Докладчик отметила, что результатом должно стать освоение компетенций как умение расширять самостоятельность, поощрять творчество детей в познавательно-исследовательской деятельности.
Директор Сибирского центра изучения ИИ и цифровых технологий ТГУ, член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ Дарья Мацепуро в своем докладе обратила внимание на необходимость разработки этических принципов применения ИИ в системе высшего образования.
В первый день работы конференции были обсуждены особенности вовлечения студентов, педагогов и детей в проектную и исследовательскую деятельность в цифровую эпоху, предложены варианты регламентов применения ИИ в исследовательских работах студентов (курсовые, ВКР). Второй день был посвящён обмену лучшими педагогическими практиками: на базе МБДОУ "Детский сад "Северный парк" проведены тринадцать мастер-классов педагогов стажировочных площадок Научно-методического центра сопровождения педагогических работников ТГПУ.
Одним из практических результатов конференции стала разработка пилотного варианта Кодекса этики в сфере ИИ для ТГПУ. Как сообщают организаторы конференции, данный вариант послужит основой для принятия соответствующих документов в ближайшее время.