В ТГПУ начал работу IV Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения»
22 апреля форум открылся чередой мероприятий: Конкурс управленческих команд «КомандоОбразование», ежегодная
Ключевой темой форума этого года стала субъектность. Ей посвящена Международная научно-практическая конференция «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании». Ученые, эксперты, управленцы из российских вузов, присоединенных территорий, Казахстана и Китая собрались обсудить феномен субъектности и возможности ее развития в современном образовании.
Пленарное заседание конференции открыл ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко, обозначив важность поднятых вопросов в рамках мероприятия. С приветственными словами к участникам обратились директор Института языков Центральной и Восточной Европы Цзилиньского университета иностранных языков Чжоу Шуцзюань (Китай), проректор по учебной и учебно-методической работе Университета «Мирас» Алина Игоревна Ким (Казахстан). После приветствий начался научный диалог, модератором выступила директор ИРПО Наталия Альбертовна Семенова. Были представлены доклады, в которых обозначились основные подходы к субъектности в современной педагогике, психологии, дидактике.
Профессор, зав. кафедрой педагогики Педагогического института Владимирского государственного университета Елена Николаевна Селиверстова в докладе «Современное школьное обучение: от активизации познавательной деятельности – к формированию субъектного опыта обучающихся в познании» сделала акцент на роли ученика в развитии субъектности. Как отметила докладчик, субъектность является приоритетной установкой во ФГОС школьного образования. Исходя из этого, важно создавать условия в школе, которые дадут возможность ученику воспитывать в себе инициативность, самостоятельность и ответственность в принятии решений.
В докладе «Профессиональная субъектность педагога как фактор осуществления дидактической деятельности» проректора по учебно-методической работе Луганского государственного педагогического университета Елены Николаевны Дятловой субъектность была рассмотрена с позиции учителя. Исследователем предложена модель дидактической деятельности учителя, которая позволяет формировать в нем субъектность. Особый акцент Е.Н. Дятлова сделала на роли коллективной субъектности, которая предполагает, что ценность субъектности разделяется педагогическим сообществом организации или шире.
В следующем выступлении «Практики вовлеченности студентов в профессию» доктор педагогических наук Новосибирского государственного педагогического университета Татьяна Александровна Ромм затронула вопрос о развитии субъектности в системе высшего образования. По мнению выступающей, важными моментами формирования проактивного поведения студентов и педагогов являются принятие в вузе ценности субъектности, развитие практик вовлеченности студентов в жизнедеятельность вуза и создание проактивного профессионально насыщенного пространства. В последнем особенно актуальным становится привлечение к участию в таких площадках не только вузовское сообщество, но и представителей общеобразовательных организаций, а также выпускников, партнеров и др.
Завершилось пленарное заседание выступлением доктора педагогических наук ТГПУ Светланы Ивановны Поздеевой «Субъектность, вовлеченность и активность в образовательном процессе: теоретические и практические аспекты развития». Светлана Ивановна рассказала, что понятие субъектности достаточно сложное и имеет разные определения. Также выступающая отметила, что формирование субъектности возможно только в рамках совместной деятельности, в которой взаимосвязаны учитель и обучающийся и где каждый становится частью коллективного образовательного и воспитательного процесса.
Конференция «Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании» продлится по 27 апреля. Присоединиться к площадкам можно онлайн.