Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • «Поддержка и развитие музеев является показателем зрелости и осознанности университета»: об итогах экспедиции УСКИП ТГПУ по сбору архивных материалов

«Поддержка и развитие музеев является показателем зрелости и осознанности университета»: об итогах экспедиции УСКИП ТГПУ по сбору архивных материалов

В ноябре сотрудники Управления стратегических коммуникаций и информационной политики ТГПУ отправились в экспедицию по сбору архивных материалов выпускника Томского учительского института, автора сказки «Волшебник Изумрудного города» Александра Мелентьевича Волкова и директора Томского учительского института Ивана Александровича Успенского. В состав группы вошли начальник УСКИП, научный сотрудник Центра музейной педагогики Назира Камарова, директор Проектного офиса и научный сотрудник Центра музейной педагогики Светлана Кухарук, специалист по связям с общественностью, фотограф и видеограф Денис Пичужкин. Экспедиционный маршрут включил посещение Москвы (встреча с внучкой знаменитого сказочника); Ярославля (И.А. Успенский учился в духовной семинарии с 1885 по 1888 гг., А.М. Волков был директором школы три года – с 1926 по 1929 гг. Здание, в котором располагались семинария и школа, сегодня принадлежит Ярославскому педагогическому университету); Мышкина – города, в котором жила семья Успенских и где хранится их семейный архив. Экспедиция проходила с 12 по 19 ноября.

Спросили у руководителя экспедиции Н. Камаровой, как она прошла, какие результаты и перспективы.

Почему поездку назвали экспедицией?

Название вышло случайным – с легкой руки начальника пресс-службы УСКИП Ольги Вараксиной. Хотя, как оказалось, точно отразило суть. Во-первых, была серьезная подготовка. Чтобы решиться на эту поездку, мы основательно изучили архивы, особенно фонд А.М. Волкова: стало понятно, что и в каком состоянии. Во-вторых, из переписки, созвонов с внучкой писателя и хранителем мышкинского архива выяснилось, что есть материалы, вещи, которые могли бы развивать музейное дело в вузе. И, в-третьих, мы не знали, как пройдет экспедиция, несмотря на договоренности: как нас встретят люди, которых мы знаем заочно, готовы ли они нам что-то показать из своих архивов, отдать в дар, получится ли взять интервью. План у нас был, но как он пойдет – зависело не только от нас. Например, мы не ожидали, что в Мышкин можно попасть через переправу. Доехали до берега Волги на автобусе, вышли – вот она Волга. И пешим ходом двинулись на паром: темнота, луна через свинцовые тучи слабо освещает путь, и мы, нагруженные всевозможной аппаратурой, бумагами, мечтаем быстрее добраться до гостиницы.

Какие цели Вы ставили перед экспедицией?

Обязательно, что нужно было сделать, – это подписать договор с внучкой Александра Волкова, Калерией Вивиановной, о переданных с 2003 года в дар ТГПУ вещах писателя. Это придало бы мемориальной коллекции официальный статус, а архив можно использовать как источниковую базу в исследованиях.

Представление о том, что есть еще, связанное с творчеством и жизнью писателя, у нас не было. Когда в ходе разговора Калерия Вивиановна сказала, что собирается передавать вещи, бумаги, рукописи другим людям, я вначале обомлела и сразу же твердо произнесла: я буду вам рассказывать, что мы сделали, чтобы «оживить» Волкова. Говорила о совместном с ТЮЗом спектакле «Волков», о мурале писателя во внутреннем дворике Научной библиотеки ТГПУ, о мемориальном кабинете, о серии летних экскурсий «Вечерний променад с А.М. Волковым по Учительскому институту», о реэкспозиции мемориального кабинета, посвященной двум юбилеям первых изданий – «85/65» и презентации этой экспозиции с участием скрипичной студии, где один из номеров исполнялся на скрипке писателя.

И после этих слов Калерия Вивиановна открывает нижний шкаф, где разместился бумажный фонд Волкова, достает две рукописи «Волшебника Изумрудного города» (одна – черновой вариант издания 1939 года, вторая – 1959 года), две книги-тетради с собранными самим писателем публикациями, фотографиями, письмами, связанными с определенными годами. Нужно отметить, что А.М. Волков подходил к этому очень скрупулёзно, был у себя самого биографом. И протягивает нам. Я набралась дерзости и сказала: «Калерия Вивиановна, лично я приехала за дневниками Александра Мелентьевича». В итоге – ТГПУ получил 10 тетрадей дневников писателя.  

В Мышкине работать было сложнее. Фонд семьи Успенских хранится в коробках, потому что основатель «Музея семейных коллекций» Сергей Васильевич Куров лишился своего музея в 2019 году. Сейчас, по словам Курова, в двух отапливаемых домах расположилось все, что раньше было музеем. Мы договорились о встрече, на которую была принесена одна из коробок, и стали изучать, если это можно так назвать в сжатые сроки – полдня, нужно было еще отправиться на экскурсию по городу – по местам Успенских. Нас интересовал томский период из жизни Ивана Александровича, но все время попадались письма, связанные с обучением Успенского в духовной семинарии в Москве и Ярославле. Тем не менее, даже это позволило сформировать представление о семье, взаимоотношениях между родителями и детьми. Сергей Васильевич передал несколько писем, мы смогли сделать электронные копии других документов.

Из экспедиции привезли много фотографий, видео. Сейчас занимаемся разбором.

Что стало важным открытием в экспедиции?

Люди! Поразили открытость и простота Калерии Вивиановны. Готовность всячески помогать тем, кто стремится сохранить память о писателе и человеке А.М. Волкове. В московской квартире кабинет знаменитого сказочника практически такой же, как при его жизни: обои, мебель, книги. Кстати, очень богатая библиотека. Одно прижизненное полное собрание сочинений Жюля Верна на французском языке чего стоит!

Сергей Васильевич Куров – самоотверженность до подвижничества. Создать музей «Семейных коллекций» – это его собственная инициатива, без денег, благодарности. Главное – сохранять память о людях, которые внесли вклад в историю Мышкина и, я бы сказала, страны в целом. Он рассказывал о семье Успенских-Порецких как член их семьи, уверена, о династиях он знает больше, чем потомки. Мы даже заразились его включенностью, особенно это ощутилось, когда искали могилу отца Ивана Александровича, затем – посещение фамильного дома Успенских, местами развалившегося. Вечером я уже самостоятельно пошла в Никольский собор, в котором служил отец Успенского. Собор после революции разгромили, перекрасили стены. Сейчас часть стен очистили, на них выступает роспись, которую видели и отец Успенского, и сам Иван Александрович.  

Отдельно – знакомство с музейщиками Ярославского педагогического. Все они люди, воодушевленные своим делом: директор музея К.Д. Ушинского Татьяна Николаевна Гаврилова, которая с увлечением рассказала не только о связи русского педагога с Ярославлем, но и о сохранении памяти Константина Дмитриевича через связь с потомками; руководитель музея «Природа» Ольга Игоревна Жихарева. Мы узнали, что музей был создан по инициативе студентов. Чем-то близок с нашим Музеем торфа: есть образцы почв из разных регионов. В перспективе – план создать музей истории вклада ученых и преподавателей естественно-географического факультета в развитие почвоведение, биологии. Факультет курирует четыре университетских музея, чем совершенно справедливо гордится декан Анжелика Борисовна Разумова. Она и проводила экскурсию.

Главный вывод, который я сделала после этих встреч, – поддержка и развитие музеев является показателем зрелости и осознанности университета. Возможность понять, в чем идентичность вуза, безусловно, через судьбы и дела людей, которые создавали этот университет, для которых он стал их жизнью! И в этом мощный воспитательный момент. Ты не можешь быть другим, потому что университет тебе дан на «подержание», и ты должен сохранять его. Это как с человеком: когда ты молод, тебя не интересуют твои корни. Но с возрастом, конечно не у всех, возникает безусловная необходимость узнать историю своего рода. И это тоже свидетельство духовной зрелости человека и его бережного отношения к корням.

Какие дальнейшие планы после экспедиции?

Однозначно – развивать музей! Университет на сегодняшний день – обладатель уникальной коллекции А.М. Волкова, которая, по договоренности с Калерией Вивиановной, будет пополняться. Мы планируем разобрать весь архив, который хранится в московской квартире. В ближайшее время оцифруем полученные документы. Будем готовить к публикации дневники писателя и рукописи «Волшебника Изумрудного города».

И, конечно, создавать корпоративный музей ТГПУ! Музей истории нашего университета с учетом современных подходов в музейной педагогике.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER