Эксперты из России и зарубежья выступили на пленаре Международного форума «Педагогика XXI века: вызовы и решения» ТГПУ
17 марта работой конференции «Миссия педагога в современной реальности» в Томском Педагогическом стартовал III Международный научно-образовательный форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения». В Год педагога и наставника к участию в нем присоединились эксперты образовательных организаций России, Беларуси, Казахстана и Китая.
Открыл пленарное заседание и приветствовал участников ректор ТГПУ Андрей Николаевич Макаренко:
«Сегодня мы в третий раз открываем форум «Педагогика XXI века: вызовы и решения», уже ставший традиционным. В Год педагога и наставника наш университет должен занять активную позицию, и сегодня на научно-практической конференции «Миссия педагога в новой реальности» мы обсудим, как не просто догнать время, но и опередить его. Наши преподаватели обучают профессии будущих учителей, и мы должны использовать не только современные технологии и подходы, но и понимать, что после выпуска студенты пойдут в школы и столкнутся с новой нормальностью, к которой мы должны их подготовить. Это поистине ответственная миссия, и я уверен, что участники форума смогут не просто обсудить имеющиеся научные исследования, но и обменяться опытом с коллегами из зарубежья для дальнейшей эффективной работы».
К диалогу в онлайн-формате подключилась проректор по социальной и воспитательной работе Университета Мирас (Казахстан) Валида Илашбаевна Султанова, которая сообщила, что за последние несколько лет в Казахстане среди молодого поколения возрос интерес к педагогической деятельности.
Отметить значимость форума для российской науки прибыли советник ректора МПГУ Иван Иванович Козлов и начальник Управления непрерывного педагогического образования МПГУ Ольга Ивановна Байдарова.
Иван Иванович представил приветственное слово от лица ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова:
«2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Подготовка современного педагога должна осуществляться в процессе непрерывного образования и затрагивать все этапы, начиная от подготовки старшеклассников психолого-педагогических классов до системы повышения квалификации. Особая роль выпадет нам, сотрудникам педагогических университетов. И особо приятно, что за последние годы в развитии всей системы педагогического образования произведены очень важные изменения, которые в значительной степени прошли благодаря совместным усилиям. Я очень рад, что сегодня в одном из ведущих педагогических университетов страны проходит форум, на котором будут обсуждены нравственные, моральные и культурологически-ценностные установки, являющиеся одним из ключевых принципов подготовки педагога».
Ольга Ивановна Байдарова акцентировала на том, что ТГПУ является участником всех инициатив, реализуемых в рамках деятельности Ассоциации развития педагогического образования России, и вручила Андрею Николаевичу Макаренко благодарственное письмо за активную гражданскую позицию и участие в развитии современной педагогики.
Важность проведения форума отметила проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева, уточнив, что в мероприятии принимают участие не только педагоги, но и ученые-практики, которые при обмене опытом друг с другом могут повысить качество своей работы и уровень всей педагогической деятельности страны.
В рамках пленарного заседания был заслушан ряд докладов о миссии педагога в современной реальности. Так, о миссии современного педагога в контексте решения задач гражданско-патриотического воспитания молодежи рассказала профессор кафедры педагогики Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского Наталья Анатольевна Савотина, отметив, что задача педагога состоит не в передаче знаний, а в закладывании морально-нравственных ценностей.
О важности участия педагогов в разработке грантовых проектов для развития современной науки в своем выступлении «Исследование генерации профессионально-педагогических инициатив в вузовских практиках» говорил профессор кафедры физики и методики обучения физике ФМФ ТГПУ Михаил Александрович Червонный.
Роль наставничества в воспитательной деятельности педагогов раскрыла директор Института педагогики и психологии Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина Татьяна Витальевна Гаврутенко.
С заключительным докладом пленарного заседания «Становление субъектной и авторской позиции педагога как его основная миссия в современном российском образовании» выступил научный сотрудник Парка инновационных образовательных практик ИРПО ТГПУ Сергей Николаевич Колпаков.
Далее участников ждала плодотворная работа в рамках секций, на которых обсуждались новые способы профессиональной самореализации современного педагога, использование практик генерации, поддержки и развития образовательных инноваций, миссия современного педагога в обеспечении безопасного и благополучного детства.