Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

ИТОГИ VII ВСЕРОССИЙСКОЙ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФОРМАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ МОДЕЛЕЙ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ», ПРИУРОЧЕННОЙ К 165-ЛЕТИЮ А.П. ЧЕХОВА И 125-ЛЕТИЮ Н. Р. ЭРДМАНА

07 февраля 2025 г. на базе Научной библиотеки ТГПУ состоялась VII Всероссийская с международным участием научная конференция «Проблемы трансформации и функционирования культурных моделей в русской литературе», приуроченная к 165-летию А.П. Чехова и 125-летию Н. Р. Эрдмана. Конференцию организовали и провели преподаватели кафедры русской литературы историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета. Это традиционная конференция, отражающая научное направление кафедры, которое возглавляет доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник В.Е. Головчинер.

Обычно конференция проходит в формате Круглого стола, что позволяет услышать как можно больше докладов. На этот раз несколько изменился формат, было две секции, но при этом два пленарных заседания, посвященных творчеству драматургов-юбиляров - А.П. Чехова и Н.Р. Эрдмана. Участниками конференции явились научные сотрудники и преподаватели вузов, магистранты, аспиранты научных школ из разных городов России и ближнего зарубежья. Географию мероприятия составили Томск, Новосибирск, Саранск, Санкт-Петербург, Реутов, Москва, Челябинск и др. Республику Беларусь представили докладчики из Минска и Витебска, также был докладчик из Алматы (Казахстан).

Материал исследований был очень разнообразный, много докладов посвящены современной литературе. Участники имели возможность обсудить результаты работ не только своих научных интересов, но и ознакомиться с исследованиями других направлений.

Первое пленарное заседание началось с установочного доклада В.Е. Головчинер, которая обозначила "точки схождения", позволяющие поставить в один ряд двух разных художников - А.П. Чехова и Н.Р. Эрдмана - как авторов мирового значения.

Впечатлениями о конференции поделились модераторы секций:

Сафонова Екатерина Анатольевна: «Слушая доклады, открыла для себя новых авторов: уральский поэт Янис Грантс, сербский писатель Ю.М. Лощиц, советский писатель Павел Улитин, белорусский писатель Сергей Антонов. Сфера научных интересов коллег многогранна! Запомнился доклад С.В. Гудковой об авторской стратегии создания образа политического деятеля в поэме Т. Кибирова «Жизнь К.У. Черненко». Докладчица показала, как идейно-эстетические установки автора нашли воплощение в модифицированной оде-пародии конца ХХ века».

Чернявская Юлия Олеговна: «Особый интерес вызвали доклады Е.А. Полевой «Трансформация детективной интриги и ее функций в романах Л. Элтанг «Каменные клены», С.П. Гудковой «Особенности авторских стратегий в создании образа политического деятеля (на материале поэмы Т. Кибирова «Жизнь К.У. Черненко»).  Если внимание в первом докладе уделялось трансформации жанра классического детектива в постмодернистском тексте, то второй доклад был посвящен выявлению приемов, обозначающих авторскую позицию в провокативном тексте современного поэта. Также хотелось бы отметить доклады д.фил.н. Института русской литературы С.А. Кибальника («Эрдман - Гоголь – Достоевский (Диалог с предшественниками в «Самоубийце»))», к.фил.н. МГПУ И.А. Канунниковой («Проблема жанрового своеобразия пьесы Н.Р. Эрдмана «Самоубийца» в свете современных сценических интерпретаций»), д.фил.н. БГУ С.Я. Гончаровой-Грабовской («Кризис сатирической комедии в русской драматургии конца XX – начала XXI века»)».

По мнению Юлии Олеговны, докладчики продемонстрировали не только высокий аналитический уровень осмысления, на первый взгляд, сопротивляющихся сопоставительному анализу текстов, но и выявили основные тенденции развития современной отечественной драматургии в контексте русской литературы XIX-XXI вв.

Юрченкова Оксана Николаевна: «Я.О. Глембоцкая, кандидат филологических наук, доцент (Новосибирский государственный театральный институт, г. Новосибирск) рассказала о театральной постановке «Чайки» (2024 год) режиссера Сергея Афанасьева, которая стала своеобразной квинэссенцией и рефлексией собственного театрального пути. Спектакль содержит аллюзии на все пьесы Чехова, которые шли на сцене новосибирского театра: персонажи из других спектаклей, выходят на сцену в качестве эпизодических «прохожих», или просто передают свои реплики и монологи героям пьесы «Чайка».  Автор инсценировки говорит обо всех актрисах и писателях, разбившихся о сцену и жестокую любовь.

Очень интересным был доклад доктора филологических наук, доцента Светланы Анатольевны Дубровской, (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск), посвященный "чеховскому" сюжету в научном наследии М.М. Бахтина. Она раскрыла малоизвестные факты научного наследия ученого, обозначив тематическую линию в его работах разных периодов, посвященную творчеству А.П. Чехова (Доклад был выполнен в рамках выполнения научного проекта по гранту Российского научного фонда 24-28-00061 https://rscf.ru/project/24-28-00061).

В докладе кандидата филологических наук Шелогуровой Галины Николаевны (Москва) "Функции мифологического персонажа в пьесе А. П. Чехова «Чайка» (по поводу имени Агамемнон)" автор отметила ранее не замеченную исследователями и режиссерами, но интересную и важную деталь - упоминание в диалоге между персонажами имени античного героя. Благодаря этому приему удалось выявить в подтексте «Чайки» не только мифологический код, но глубинные основания для ироничной параллели, озвученной Тригориным: я и Агамемнон».

Живой отклик у аудитории вызвал доклад доктора филологических наук, профессора Пономаревой Елены Владимировны (Московский центр качества образования) "Творчество В. Любарова: рецептивный аспект", в котором речь шла не только о живописном и литературном творчестве художника, но о модели жизнестроения, автомифа, воплощенного в образе "перемиловского мира". Уникальность перемиловского универсума обусловлена тем, что, одной стороны, он воплощает все прелести изолированной, сложившейся перемиловской жизни с её особенной атмосферой, только ей присущими красками, характерами, нормами, правилами и ритуалами, а с другой, – благодаря личности творца этого мира – художника Владимира Любарова – вырастает до масштаба Вселенной, границы которой очерчиваются лишь волей автора.

В заключительном пленарном заседании убедительно в своей аргументации прозвучал доклад доктора филологических наук Кибальника Сергея Акимовича (Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург) "Эрдман – Гоголь – Достоевский (Диалог с предшественниками в «Самоубийце»)". Ключевая мысль заключалась в том, что центральной коллизией пьесы Эрдмана обязан Достоевскому, что доказывалось автором доклада посредством многочисленных текстуальных сопоставлений».

Организаторы конференции выражают благодарность участникам за продуктивную работу, интересные доклады и тёплую дружественную атмосферу мероприятия.

Видеозапись конференции можно посмотреть по ссылке:

Пленарные заседания и первая секция:

https://bbb9.tspu.ru/playback/presentation/2.3/61cb401d56b8a01d83c07dfc5d33a9e467adbf7f-1738899250455

Программа конференции размещена в файле:

Программа конференции

100006379710000637981000063799100006380010000638111000063812

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER