Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

Профессиональные кадры по физике для школы: итоги годового проекта ТГПУ

В Центре дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ завершен очередной годовой цикл работ по физическому эксперименту для школьников.

Как отмечает директор Центра, доктор педагогических наук Михаил Червонный, более 10 лет проект параллельной подготовки студентов физико-математического факультета и школьников успешно реализуется, давая студентам практические навыки работы с детьми и проработки содержания предмета, а школьникам – твердую уверенность в сдаче ОГЭ.

Червонный

 

«Ежегодно студенты проводят для девятиклассников курсы подготовки к практической части ОГЭ по физике: повторяют теорию, отрабатывают важнейшие навыки для успешного выполнения экспериментальной части экзамена. Студенты подключаются к проекту независимо от года обучения – требуется только иметь желание учиться работать с детьми», рассказывает М. Червонный.  

Участие в проекте позволяет будущим учителям физики уже на студенческой скамье глубоко освоить методику проведения школьных лабораторных работ. По мнению руководителя проекта, кандидата педагогических наук, доцента кафедры физики и методики обучения физике Анны Власовой, совместная деятельность наставника, студента и школьника создает ситуацию командной работы, в которой опытный преподаватель может быстро скорректировать неточные действия студента, а сами студенты помогают друг другу. Результат такой работы – повышение навыков и закрепленность в педагогической профессии у будущих учителей физики.

Власова Круг«Работа со студентами в проекте индивидуальная. Каждый получает ответы преподавателя на свои вопросы. Кроме того, находясь в студенческом мини-коллективе, студенты обмениваются опытом: опытные учат новичков, дают советы, что позволяет закрыть множество проблемных вопросов, возникающих у членов коллектива, повышая уровень подготовленности студентов к занятиям с детьми. Студенты имеют возможность сразу же применять свои знания, получать педагогический опыт работы со школьниками в учебной обстановке, учатся видеть пробелы в их подготовке и устранять их. Неточные действия студентов тут же корректируются преподавателем-наставником», – говорит Анна Власова.

Куратор проекта считает, что важным фактором интереса к занятиям со стороны школьников является индивидуальный подход и возраст учителей.

«Благодаря присутствию нескольких учителей на занятии вся детская группа охвачена, есть место индивидуальному подходу – в любой момент один уз учителей проконсультирует ребенка. Не менее важен возраст учителя: молодые, энергичные, близкие по менталитету учителя располагают детей к себе, что позволяет быстро наладить контакт и работать свободно и более продуктивно».

В 2024/25 учебном году в проекте участвовали почти 50 школьников, от вуза – студенты физико-математического факультета: Арина Габидуллина, Екатерина Калистратенкова, Варвара Носкова, Анастасия Куцанова, Дмитрий Липовка. Как отмечают будущие учителя, решение участвовать в проекте возникло не сразу: кто-то считал себя неопытным, кто-то пробовал в других студенческих структурах, но сегодня их всех объединяет мысль: «научились уверенно чувствовать себя перед школьниками и объяснять материал так, чтобы его понимали».

Организаторы уверены, проект работает и решает главную задачу педагогического университета – обеспечивает качественную подготовку будущих учителей, помогает укрепить связь между теорией и практикой, развивает профессиональные компетенции, а школьникам позволяет получать качественную подготовку от тех, кто сам недавно прошел через выпускные экзамены и знает что посоветовать будущим выпускникам школ.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER