Современные направления в педагогике и вклад М.Н. Скаткина в развитие педагогики обсудили в ТГПУ
Организатором выступил Институт развития педагогического образования, который провел два круглых стола.
Первое мероприятие «Почему педагогика такая разная, или Прогрессирующая педагогизация» от научно-исследовательской лаборатории качества научно-педагогических исследований было посвящено осмыслению развития направлений в педагогике.
Как отмечает модератор доктор педагогических наук, главный научный сотрудник НИ лаборатории качества научно-педагогических исследований Ольга Игна, сегодня можно констатировать много разных направлений в педагогике, важным является быть корректным в обозначении их как педагогические.
«Участники круглого стола, опираясь на труды известных ученых, таких как Володар Викторович Краевский и Валентин Михайлович Полонский, пришли к мнению, авторы приписывают термин «педагогика» направлениям, течениям, идеям, концепциям, что категориально логическим видом педагогики не является», – говорит модератор.
Также О. Игна отметила, что в Интернете можно увидеть разные направления педагогики, с одной стороны, это является проявлением интереса к педагогике, ее развитию. С другой стороны, главное – не допускать проявлений дилетантизма в терминологическом творчестве в изобретении авторских педагогик.
Второй круглый стол, организованный кафедрой педагогики и управления образованием ИРПО, был связан с обсуждением педагогического наследия Михаила Николаевича Скаткина: «Педагогическое наследие. Беседы о М.Н. Скаткине». Модераторами выступили доктор педагогических наук Валентина Ревякина, кандидат исторических наук Надежда Ефремова-Шершукова, кандидат педагогических наук Виктор Лобанов.
«Михаил Николаевич Скаткин – великий педагог, научный деятель, академик. Он прошел большую научную педагогическую школу под руководством не менее известного педагогического деятеля Стефана Тимофеевича Шацкого. Что нам оставил в наследие Скаткин, работавший с такими важными людьми, как Крупская, Луначарский, Шацкий? Он фактически разработал для нас то, что мы сегодня именуем Институтом повышения квалификации работников образования. А эта структура, задуманная Скаткиным вместе с Шацким в его лаборатории, предполагает охват и дошкольного образования, и начальной школы, и музейной педагогики, и библиотечного дела, самое главное – непрерывные курсы повышения квалификации», – прокомментировала Валентина Ревякина вклад ученого.
Как говорит Надежда Ефремова-Шершукова, круглый стол является частью проекта «Современная педагогика без границ». Ежегодно сотрудники кафедры проводится 2–4 круглых стола, объединенных общей темой «Педагогическое наследие».
«В ходе работы круглых столов обсуждаются идеи великих педагогов-исследователей, их актуальность в современное время. Обычно эти мероприятия приурочиваются к юбилеям авторов. В этом году отмечается 125-летие со дня рождения М.Н. Скаткина. За 2023–2024 гг. проведены круглые столы, посвященные педагогическому наследию В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского», – рассказывает Н. Ефремова-Шершукова.
Организаторы отметили важность мероприятий такого формата для привлечения внимания начинающих исследователей, особенно тех, у кого нет педагогического образования, но готовых заниматься педагогической наукой. Круглый стол позволит им войти в равноценный и серьезный диалог с докторами педагогических наук, опытными экспертами в области педагогики. Кроме того, как пояснил Виктор Лобанов, круглые столы выполняют компенсирующую функцию в связи с сокращением часов по дисциплинам, связанным с изучением педагогики, и позволяют получать актуальное и современное представление о педагогической науке, об ученых, которые вносят существенный вклад в ее развитие.