Ученые ТГПУ выяснили, как эффективно вести профориентационную работу со школьниками – интервью декана ФПСО федеральному порталу

Сотрудники Томского государственного педагогического университета составили Карту ландшафта профориентационных практик региона для школьников, которая помогает сопровождать учеников от выбора профиля обучения в школе до трудоустройства на предприятия региона. В 2024 году они реализовали одну из четырех научно-исследовательских работ (НИР) по государственному заданию по исследованию результатов практик профориентационной работы с обучающимися и их семьями.
О том, к каким выводам пришли сотрудники в ходе выполнения НИР, федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель проекта Ольга Каракулова, декан факультета психологии и специального образования ТГПУ.
«Сегодня в связи с задачами научно-технологического развития и лидерства страны все отчетливее звучит тема развития школьного инженерно-технологического образования, возникает вопрос о том, какие профессии предпочтут современные старшеклассники и как правильно их сориентировать с выбором специальности. Именно это обусловило актуальность нашего исследования. Результаты НИР показывают, что у большинства обучающихся сформирован интерес не только к творческим профессиям и специальностям, связанным с коммуникациями, а также к профессиям, которые находятся на стыке разных областей – творчества и программирования», – отметила Ольга Каракулова.
Она подчеркнула, что уровень субъектности (осознанности) в выборе профессии выражен в большей степени именно у старшеклассников технологического профиля обучения.
«С нашей точки зрения, именно в работе с этой категорией школьников надо демонстрировать достижения науки, связь науки и экономики в производственном секторе, способствуя тем самым укоренению интереса к техническим и наукоемким профессиям», – пояснила декан ФПСО.
Руководитель НИР добавила, что в процессе исследования были выявлены дефициты и педагогических работников, и системы профориентационной работы в целом. Среди них слабая вовлеченность родителей, определенное отставание содержания предметной подготовки от последних достижений технической науки, оторванность от рынка труда. По мнению Ольги Каракуловой, особенности подрастающего поколения и запрос родителей подразумевают новое содержание и формы профориентационных практик на основе реальных профессиональных проб под руководством специалистов конкретных профессий.
«Важное условие эффективности профориентационной работы – взаимодействие образовательной организации с внешними партнерами: колледжами, вузами и, главное, действующими предприятиями региона, которые демонстрируют специфику работы, мотивируя на обучение и трудоустройство. Таким образом совершается бесшовный выход на рынок труда», – сказала Ольга Каракулова.
Она сообщила, что результатом исследования стала Карта ландшафта профориентационных практик региона, которая позволяет моделировать завершенный цикл профессионального развития старшеклассника – от выбора профиля обучения в школе до трудоустройства на предприятие региона.
Руководитель НИР обратила внимание, что благодаря алгоритму создания карты и ее модели с детализацией составляющих элементов и взаимосвязей между ними результат исследования может быть тиражирован в разных регионах России. В сравнении с имеющимися ресурсами по профориентации разработанная карта обладает преимуществом конструирования долгосрочного планирования от образовательной к профессиональной деятельности с учетом колледжей и вузов, а также регионального рынка труда. Она может стать основой для выстраивания сетевого взаимодействия между образовательными организациями, ресурсными учреждениями и предприятиями региона.
Помимо НИР по исследованию результатов практик профориентационной работы, в ТГПУ в 2024 году выполнены научные работы по таким темам, как реализация цифровых инициатив образовательной направленности студентов педвузов, формирование интегративной и предметной функциональной грамотности в области филологии, истории и права, а также образование на русском языке и изучение русского языка и русской культуры в Республике Кения.
По материалам федерального портала «Российское образование»