В ТГПУ прошла стратсессия «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в образовательных организациях: опыт, перспективы развития, взаимодействие»
17 марта в Томском государственном педагогическом университете состоялась стратегическая сессия «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в образовательных организациях: опыт, перспективы развития, взаимодействие». Участие в ней приняли зам. губернатора Томской области по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Наталия Киселёва, настоятель Воскресенской церкви Томска иерей Дионисий Мелентьев и представители Томской епархии, ректор ТГПУ Андрей Макаренко и сотрудники вуза, руководители, педагоги и работники образовательных организаций Томской области. Модератором выступила директор ИРПО Наталия Семёнова.
Целью мероприятия стало определение проблемного поля и комплекса решений, направленных на создание единого пространства духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в регионе, в частности через усиление взаимодействия школ с Русской православной церковью.
Открыл диалог ректор ТГПУ А.Н. Макаренко, отметив важность взаимодействия внутри двух систем – образования и религии и выстраивания эффективных коммуникаций в отношениях «человек – человек»:
«Сегодняшняя встреча должна положить начало взаимодействию двух систем: образования и религии. Обе нацелены на человека, на его формирование, что становится точкой пересечения и выработки современных подходов к человеку. Несколько дней назад мы приняли Комплексную программу развития университета, где одним из ключевых смыслов стала педагогизация социокультурных сред и человека, именно это определяет социальную миссию университета на ближайшие пять лет».
Ключевые составляющие сегодняшнего духовно-нравственного воспитания озвучила Н.А. Киселёва:
«Современная система образования и воспитания детей значительно отличается от той, которая была 20–30 лет назад. Наши дети с юного возраста знают, что такое Интернет и соцсети, где можно найти любую информацию – даже ту, которая не соответствует их возрасту. Поэтому в программе духовно-нравственного воспитания есть две составляющие: фактическое вовлечение детей в мероприятия различной направленности и грамотное, уместное и безопасное использование цифровых ресурсов».
Иерей Дионисий Мелентьев в своём приветственном выступлении обратил внимание присутствующих на важность родительского участия в выборе ребёнком дела жизни, эмоциональной поддержки школьника на всех этапах становления его личности и включенности родителей в диалог с детьми на разные темы.
В практической части участники стратегической сессии, разделившись на группы, работали в нескольких тематических направлениях:
- Нормативно-правовые аспекты создания и реализации единых подходов к духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи.
- Организация взаимодействия партнёров, реализующих образовательную деятельность, направленную на духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи.
- Выстраивание единых подходов к реализации духовно-нравственного воспитания внутри образовательной организации.
- Вопросы содержания, методики и выстраивания взаимодействия с обучающимися разного возраста в процессе формирования духовно-нравственных ценностей.
- Работа родительского сообщества и семей по реализации духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в регионе.
- Потребности и возможности формирования педагогических компетенций субъектов процесса духовно-нравственного воспитания, не являющихся работниками.
В результате работы в каждом треке состоялась защита разработанных предложений. Были выявлены барьеры, препятствующие созданию единых подходов к духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи, и предложен к созданию список регламентирующих документов; обозначены общие задачи по духовно-нравственному воспитанию и варианты взаимодействия организаций; обобщены имеющиеся воспитательные практики; вынесена идея создания регионального сборника методических рекомендаций с описанием форм, методов, приёмов реализации духовно-нравственного воспитания детей разного возраста и молодёжи на уроках и во внеурочном пространстве, а также сборника рекомендаций для родителей; обсуждены запросы РЦП на формирование педагогических компетенций и рассмотрены варианты образовательного взаимодействия с ТГПУ в этом направлении.
Как резюмировала Н.А. Семёнова, на основе проведённой работы будет подготовлена и передана в Администрацию Томской области резолюция для определения дальнейших действий.