Полуфинал Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал»: об участии студентов и экспертов ТГПУ

Завершился полуфинал VIII Всероссийской студенческой олимпиады «Я – профессионал» по направлению «Педагогическое образование (дошкольное)», одной из площадок проведения которого стал Институт детства и артпедагогики ТГПУ. В качестве экспертов к организации присоединились сотрудники ИДиА, в конкурсной части сезона себя показали обучающиеся ИДиА и ФПСО.
Испытания полуфинала проходили дистанционно в течение двух дней. 49 участников, распределённых в ТГПУ, представляли Приморский, Красноярский и Алтайский края, Тюменскую и Новосибирскую области. Три часа они разрабатывали проекты занятий с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», решающие различные задачи (приобщение детей к театральному искусству через знакомство с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями и т.д.).
В заключительной части – 15-минутная защита разработки перед экспертами, которыми на площадке ТГПУ выступили педагоги Института детства и артпедагогики:
- Ольга Васильевна Шварева, заместитель директора ИДиА, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА;
- Наталья Викторовна Чидигезова, старший преподаватель кафедры дошкольного образования ФДиНО ИДиА, старший воспитатель МАДОУ № 73 г. Томска;
- Татьяна Николаевна Яркина, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования, заведующий кафедрой дошкольного образования ФДиНО ИДиА.
По словам директора ИДиА Ирины Александровны Дроздецкой, выбор экспертов не был случайным: педагоги являются выпускниками ТГПУ, работают со студентами, будущими воспитателями, руководят их практической подготовкой, а также с детьми в дошкольных учреждениях, принимают участие в организации специальных мероприятий для воспитанников и коллег и т.д.
Олимпиадное направление «Педагогическое образование (дошкольное)» открывает возможность проверить себя не только студентам, обучающимся по профилю, а всем желающим. В этом, по мнению экспертов ТГПУ, одна из основных сложностей прохождения испытаний – многие конкурсанты не ориентируются в возвратных особенностях дошкольников, перегружая разрабатываемые занятия, используя неподходящую терминологию, виды деятельности и т.д. Как отметила Т.Н. Яркина, именно этот факт позволил выделить сильных участников: в проектах они демонстрировали глубину и систематичность знаний, умение пользоваться специальной литературой при подготовке ответов, опыт работы с детьми, который успели накопить за время обучения в вузе. А также, по замечанию Н.В. Чидигезовой, – владение знаниями ФГОС ДО, ФОП ДО, СанПиН по ведению образовательной деятельности, методик по дошкольному образованию.
Уровень знаний на олимпиаде 2024–2025 продемонстрировали студенты очной и заочной форм обучения факультета дошкольного и начального образования ИДиА и факультета психологии и специального образования ТГПУ. Пятеро из них представили свой профессионализм в полуфинале, результаты которого будут озвучены в марте 2025 года.