Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Профессиональная олимпиада для будущих и опытных социальных педагогов «Берег детства» завершилась в ТГПУ

Профессиональная олимпиада для будущих и опытных социальных педагогов «Берег детства» завершилась в ТГПУ

В Томском государственном педагогическом университете завершилась профессиональная олимпиада «Берег детства», реализованная при поддержке «Росмолодежь. Гранты» для будущих и действующих социальных педагогов Томской области.

Профессиональное состязание прошло в два этапа. К отборочному присоединились 58 участников – 35 старшекурсников ТГПУ профиля «Педагогика и психология девиантного поведения» ФПСО и 23 действующих социальных педагога из государственных учреждений общего и профессионального образования г. Томска и Томской области. Они решили социально-педагогические кейсы и написали эссе о профессии.

20 участников отборочного этапа, показавшие лучшие результаты, прошли в финал, для которого объединились в 10 пар – социальный педагог + студент. На открытии заключительного тура финалистов встречал ректор ТГПУ Андрей Макаренко. Глава вуза поблагодарил участников региональной олимпиады и выразил слова признательности ее организаторам. Он отметил важность подхода к участию в проекте, когда опытный педагог выступает наставником для студента, молодого педагога.

«Формат взаимодействия наставника и молодого специалиста является достаточно продуктивным. Именно опытный педагог может рассказать о том, что вас, студентов, ждет в профессии, о той профессиональной среде, в которую вы будете погружаться через год или через несколько лет».

Также А. Макаренко отметил, что в цифровую эпоху, где гибридные коммуникации – реальные и виртуальные, деятельность социального педагога усложняется и требуют от него новых знаний.

В качестве первого задания финала каждая команда дала мастер-класс по решению социально-педагогических проблем, возникающих между разными участниками образовательного процесса. Участвующим в них коллегам удалось узнать, как говорить, чтобы дети учились; как использовать метод симуляции в профилактике правонарушений несовершеннолетних; как прививать детям семейные ценности; как привлекать и удерживать внимание детей; как научить родителей поддерживать своих детей и др.

«Наш мастер-класс показал приемы и стратегии, которые помогают учителю выстраивать диалог с учеником так, чтобы он хотел учиться, – поделилась Анастасия Бузимова, социальный педагог МАОУ Гимназия № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной. – Один из главных принципов такого общения – это принятие чувств ребенка, что создает доверительную атмосферу и позволяет сохранять положительный тон беседы».

Студентка ФПСО Александра Казакова показала коллегам, как можно использовать метафорические ассоциативные карты (МАК), отметив, что они помогают мягко говорить о сложных темах, ненавязчиво обсуждать важное и находить решения в непростых ситуациях. Александра Лазарева, также обучающаяся на ФПСО, рассказала о сочетании арт-терапии и кейс-метода, предложив разобрать семейную ситуацию, сначала изобразив ее решение в рисунке, а затем проиграв сценку.

На следующем этапе были представлены презентации страниц социальных педагогов на сайтах образовательных организаций. Основные акценты были сделаны на доступности информации для родителей, обучающихся и педагогов, удобстве навигации и размещении актуальных контактов. Работа в паре предполагала, что студенты могли участвовать в разработке архитектуры страницы, дизайна, а педагоги – в выборе актуальных материалов, связанных с психологической, правовой, социальной помощью.

Большая часть выступающих презентовала традиционные идеи личных страниц социальных педагогов, но были предложены и интересные. Так, некоторые страницы, помимо информационных разделов, включали информацию о деятельности волонтеров из числа обучающихся, которые сами участвуют в разных программах социальной помощи. Также жюри было отмечено наличие на страницах кликабельных логотипов социальных сетей, где системно ведется работа с подростковой аудиторией, и формы обратной связи, которая позволяет обучающимся, находящимся в трудной жизненной ситуации, анонимно описать свою проблему и получить профессиональную консультацию социального педагога.

В оценке проектов важным моментом стал формат презентации сайта социального педагога. Некоторые команды выступили в формате питчинга – максимально убедительной презентации с привлечением внимания зрительской аудитории.

Заключительной задачей стала защита социально-педагогических проектов. Среди разработок проект «Шаг навстречу», направленный на оказание комплексной социально-педагогической и психологической поддержки обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Домашка? Легко!» – образовательная платформа, которая помогает ученикам углубиться в изучаемую тему и легче справиться с домашним заданием. На ней размещены видеоуроки, лекции и онлайн-задания, которые помогут детям в закреплении изученного материала, что повлияет на успеваемость.

Идея «Мелодии дружбы» – бесплатный кружок для обучающихся 5–11 классов, где они под руководством старшеклассников могут познать азы игры на гитаре и синтезаторе. Проект «Следопыты», направленный на организацию экскурсий для обучающихся среднего звена, где старшеклассники выступают в роли гидов. Инициатива «Каникулы в академии наставников», решающая проблемы взаимодействия между разновозрастными детьми. Школьная акция «День добрых дел» – инновационная акция, направленная на развитие культуры взаимопомощи, социальной ответственности и креативного подхода к решению повседневных задач учеников, учителей и родителей.

Работу конкурсантов оценивали члены жюри, в состав вошли представители Департамента образования Администрации Томской области, педагоги и сотрудники ФПСО, ИДиА, Управления стратегических коммуникаций и информационной политики, Центра воспитательной работы и молодежной политики, Центра социально-психологической поддержки и профилактики обучающихся ТГПУ, ТОИПКРО, Информационно-методического центра, Психолого-медико-педагогической комиссии, Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Кожевниковской СОШ, МАОУ «Томский Хобби-центр», Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

По итогам оценки были определены победители и призеры олимпиады:

  • 1 место – социальный педагог МАОУ ООШ № 45 г. Томска Виктория Советова и студентка ФПСО Анастасия Мысливцева;
  • 2 место – социальный педагог ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий» Маргарита Глинская и студентка ФПСО Александра Лазарева;
  • 3 место – социальный педагог МАОУ Гимназия № 55 им. Е.Г. Вёрсткиной Анастасия Бузимова и студентка ФПСО Александра Альшевская.

Поздравляя команды, значимость прошедшего конкурса подчеркнула проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Садиева:

«Участие в конкурсе и погружение в процесс – это шанс встретить новых коллег, в диалоге с которыми углубляются знания, обретаются навыки, – отметила она. – Студенты, участвующие в конкурсе, нашли наставников, что дало им уверенность на пути в профессию. А наставники и эксперты, работающие с будущими педагогами, смогли помочь в решении сложных профессиональных вопросов и стать для молодых людей ориентиром на пути к успеху».

Почетным спикером на финальном этапе выступила Уполномоченный по правам ребенка в Томской области Лариса Лоскутова. Она отметила, Олимпиада ТГПУ станет репетицией регионального конкурса «Лучший социальный педагог» и выразила намерение поднять до отдельной номинации наряду с «Учитель года».

Как заключили победители, олимпиада стала для них возможностью приобрести новый и ценный опыт. Они рассказали, что еще на этапе подготовки обменивались друг с другом знаниями и идеями, которые точно будут полезны в профессиональной деятельности. Работа над созданием мастер-класса и проекта помогла углубленно изучить разные методы, которые команда планирует развивать и применять на практике.

Фотоальбом

#РосмолодёжьГранты #Росмолодёжь

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER