ТГПУ собрал родителей и педагогов Томской области для обсуждения актуальных практик работы с детьми с ОВЗ
На кафедре дефектологии ФПСО ТГПУ состоялась серия мероприятий «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, направленное на коррекцию дефицитов развития у детей с особыми образовательными потребностями». В программу вошли три площадки для разных целевых аудиторий – родителей, в том числе детей с ОВЗ, действующих и будущих педагогов.
Спикерами семинара «Родительский коллоквиум по проблемам развития детей» выступили руководитель Центра поддержки семьи ТГПУ Евгения Дергачёва и старший преподаватель кафедры дефектологии ФПСО Елена Филимонова. Участниками – родители и будущие родители.
Основной целью стало определение «слепых» зон в процессе воспитания детей. Для этого было использовано мелодико-метафорическое изложение проблем между родителем и ребенком, проведена рефлексивная деловая игра «Поле проблем», что позволило участникам понять эффективность выбранных ими методов воспитания и взаимодействия с детьми.
Семинар «Методы профилактики и коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста: междисциплинарная проблематика исследований в области логопедии и дефектологии» провела доцент ФПСО Наталия Мёдова:
«Необходимость проведения семинара обусловлена многообразием задач, которые решают учителя-логопеды в процессе сопровождения школьников с ограниченными возможностями здоровья. В условиях инклюзивного образования важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его эмоциональное состояние и особенности восприятия информации, – говорит педагог. – Современные подходы к логопедической работе требуют интеграции знаний из различных областей: психологии, педагогики и дефектологии. Это позволяет выработать более эффективные методы оценки и коррекции речевых нарушений».
В ходе работы специалисты из образовательных учреждений региона делились методами диагностики, опытом внедрения инновационных технологий и индивидуальных программ работы с каждым ребенком. Они акцентировали внимание на важности комплексного подхода, который включает мониторинг прогресса.
Так, Татьяна Агафонова, учитель-логопед МАОУ Заозерная СОШ № 16, предложила коллегам мастер-класс «Комплексный подход в коррекции нарушений письма у обучающихся среднего звена». Коллектив МАОУ СОШ «Интеграция» провел МК «Комплексный подход в работе над формированием пространственных представлений у детей-инофонов». Учитель-логопед Зоя Юрашкеева из МАОУ СОШ № 43 выступила с практикой «Изучение корня слова на логопедических занятиях с учетом нейрофизиологических особенностей мышления младших школьников с ОВЗ». А педагоги ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» – с мастер-классом «Работа с закрытой картинкой как методический прием для развития разговорной речи детей с нарушениями слуха».
Площадка «Студенческая ЛОГОмастерская» была реализована с целью повышения мотивации обучающихся к проведению логопедических тренингов в ходе изучения профильных дисциплин. Студенты старших курсов направления «Специальное (дефектологическое) образование» провели мастер-классы для младших коллег.
В выступлениях они рассмотрели различные логопедические технологии – гидрогимнастика, нейроигры, сенсорная интеграция и другие, поделились опытом друг с другом и расширили профессиональные знания студентов первого и второго курсов.