У педуниверситета – особая миссия: интервью ректора ТГПУ Андрея Макаренко об уникальности педагогического вуза, кибергигиене и инструментах воспитания
В должности ректора Томского государственного педагогического университета до 2029 года утвержден доктор физико-математических наук Андрей Макаренко. С журналистом газеты «Красное знамя» глава ТГПУ поделился видением, как вуз под его руководством будет развиваться ближайшие пять лет.
Как отметил А.Н. Макаренко, общий вектор, который заложен в сформированной четыре года назад программе развития вуза, не изменится. Возможно, ряд направлений будет скорректирован в соответствии с федеральной Стратегией развития образования до 2036 года, кстати, мы в качестве экспертов вовлечены в ее подготовку. Стратегический документ будет представлен в марте будущего года.
Уникальность ситуации еще и в том, что сейчас выстраивается региональная система образования, и наш университет в этой системе занимает особую позицию – мы являемся точкой коммуникации для всех ее участников. Мы выпускаем специалистов для школы и СПО, которые в свою очередь будут готовить абитуриентов для поступления, в том числе в томские вузы, будущих специалистов для кадрового обеспечения региональной экономики. При этом мы работаем в рамках Большого университета Томска, тесно сотрудничаем с областными и муниципальными органами управления образованием, с областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Сейчас идет тонкая настройка или, правильнее сказать, гармонизация всей системы, чтобы все ее звенья работали на единый результат – на развитие каждого ребенка, на то, чтобы помочь ему правильно выбрать свою траекторию развития и занять достойное место в том мире, который сейчас формируется в соответствии с национальными целями развития страны, объявленными Президентом.
Сегодня стоит задача технологического суверенитета, которая требует кадрового обеспечения. Насколько ТГПУ к этому готов?
О кадрах надо думать, начиная со школы или даже с детского сада. У нас развиваются научно-методические школы в направлении естественно-научного и инженерного образования. Мы рассматриваем школьную программу с точки зрения согласованности преподавания разных предметов – математики, физики, химии. Для нас важно понять, нужна ли сегодня корректировка в подготовке учителей-предметников.
Экономика меняется, например, в Новосибирске сейчас строится Сибирский кольцевой источник фотонов «СКИФ» – один из крупнейших в России проектов в области научно-исследовательской инфраструктуры. Мы хотим понять, нужны ли изменения в школьной программе, чтобы молодые люди шли в новую физику. Конечно, это гипотеза, но ее нужно прорабатывать.
Кадры для будущей экономики готовят вузы и СПО, но абитуриентов для них готовит школа. В этой части тоже должно что-то меняться?
Томская область уникальна – в небольшом регионе, где всего миллион человек населения, у нас шесть федеральных университетов. Чтобы каждый университет нашел своих абитуриентов, можно попробовать сложить в Томске модельную историю. У каждого вуза есть свой целевой абитуриент, в том числе и у нас.
Мы активно развиваем проект «Открытый педагогический класс», создан проект «ПРОцелевое», включены в популяризацию психолого-педагогических классов. У нас проходит межрегиональная олимпиада школьников по педагогике, она дает дополнительные баллы для поступления и в принципе привлекает таланливых и творческих детей.
Сегодня мы наблюдаем развитие инженерных классов, университеты все активнее заходят в школы – им нужно непрерывное образование. Но они в основном имеют дело с учащимися 9–11 классов, а чтобы привить интерес к физике, с ребенком надо с пятого класса начинать работать, развивая мотивацию и интерес к предмету. Готовы ли к этому школы и вузы?
Может быть, имеет смысл создать школу Большого университета, где будут отрабатываться подходы и методики по подготовке «своих целевых абитуриентов». Но если говорить о ранней профилизации, в ней тоже есть свои плюсы и минусы. Для кого-то она станет трамплином в будущую карьеру, но ведь есть множество неопределившихся молодых людей, и для них ранняя профилизация может создать сложности в последующей смене траектории. Словом, тут есть что пообсуждать и над чем подумать.
Сегодня воспитание вернулось в школы и вузы и стало одним из ваших главных направлений?
Процесс воспитания должен быть непрерывным и он должен быть привязан не столько к образовательной организации, сколько к возрастным особенностям детей.
Мы даем нашим студентам методику, как воспитывать. Любое взаимодействие имеет свои правила. Взаимодействие «человек – человек» имеет свои правила, оно контролируемо. Но также видим, что есть киберсреда, где ребенок или молодой человек может общаться с кем угодно, и это общение тоже носит воспитательный характер. И этим активно пользуются люди, стремящиеся и склонные к деструктивным действиям и поступкам. Таким образом, возникает потребность в киберпедагогике, чтобы осмыслить это явление, и цифровой гигиене. Когда мы моем руки перед едой – это нам не кажется чем-то необычным. Та же гигиена нужна и в киберпространстве, она должна быть привита. Это одно из направлений, над чем предстоит работать.
Второе направление – тема специальной военной операции. Сейчас мы активно сотрудничаем с региональным штабом Комитета семей воинов Отечества. Многие из участников СВО готовы работать с молодежью, готовы прийти в школы. Наша задача – научить, объяснить, как правильно общаться с детьми, дать основы возрастной психологии.
В школах вводится новый предмет – «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), и в его преподавании участники СВО могут оказать неоценимую помощь. Поэтому стараемся максимально привлекать их. Сейчас задача – создать на базе вуза точку общения и взаимодействия, возможно, в формате клуба, чтобы участники и ветераны СВО встречались с нашими студентами. Уверен, это будет обоюдополезное общение.
Сегодня много инструментов для воспитания. Это «Движение Первых», в которое вовлечены дети. В школах появились советники директоров по воспитанию, подготовкой которых мы продолжим заниматься. Задача педагогического университета – тонкая настройка всех этих инструментов, чтобы они правильно работали.
Если говорить о развитии науки в педуниверситете, что вы ставите во главу угла?
Мы понимаем, что нам не нужно соревноваться с классическим университетом – там больше концентрация ученых по каждому направлению, нежели у нас. Попытка из педагогического университета сделать классический не кажется мне правильной.
Несмотря на то, что у нас есть свои мощные научные школы – по лингвистике, по теоретической физике, по болотам и биосфере, основной наш фокус – педагогическая наука, исходя из этого, мы создали Институт развития педагогического образования (ИРПО). Мы решили сконцентрироваться на методике и психолого-педагогических аспектах, понимая, что в Томске никто, кроме нас, не может делать это так же хорошо – только у нас есть специалисты по психологии образования, по педагогике, по методике и другим направлениям.
Вы говорили, что для студентов и преподавателей важна мобильность, что планируется в этом направлении?
Мы активно взаимодействуем с другими вузами и научными институтами в рамках Большого университета. Кроме того, мы находимся в семье педагогических университетов страны. Сейчас мы активно обсуждаем тему мобильности, чтобы наши сотрудники могли на семестр поехать преподавать в другие педагогические вузы страны. У нас подписан договор с Чеченским педуниверситетом, был запрос на преподавателей физики, два наших специалиста поедут в Грозный. Рассматриваем и другие вузы, преимущественно в Сибири, что нам территориально ближе. Не согласен с тем, когда говорят, что преподаватель – не «челнок» и должен работать в одном университете. Когда работаешь в разных локациях, обогащаешься в каждой из них.
Есть идея массово отправлять наших студентов в качестве вожатых в международные детские центры «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан» – это хорошие площадки для обучения, возможности обмена опытом, методиками, расширения кругозора. Ребята должны понимать, что поступление в педагогический университет – это не только учеба в вузовских аудиториях, это движение, поездки, новый интересный опыт и личностное развитие.
Еще одно направление – молодежная наука, какой она должна быть? Возможно, надо больше работать с учителями, которые совмещают работу в школе и научную деятельность. Либо делать ставку на то, чтобы наши сотрудники выходили в школу. В любом случае необходимо усиливать связку между системой общего образования и университетом. Мы будем продолжать коллаборации с другими педагогическими вузами, с вузами внутри Большого университета, с ТОИПКРО и Департаментом общего образования. Мы должны быть максимально открыты, закрытость всегда ведет к деградации.
Вы не раз поднимали тему уникальности педагогического университета как явления.
Наша уникальность прежде всего в том, что мы находимся между разными системами одновременно. Мы работаем и с детсадами, и со школой, и с системой СПО, и с вузами, и с институтом повышения квалификации и переподготовки учителей. Мы готовим специалистов по широкому предметному профилю – у нас есть и спортсмены, и психологи, и учителя-предметники.
Мы даем коммуникационные навыки и методику – умение взаимодействовать с детьми и взрослыми и рассказывать простым языком сложные вещи. И при этом у нас двойная ответственность: нами руководят одновременно два министерства – мы подведомственны Министерству просвещения, а Минобрнауки дает нам контрольные цифры приема.
Как, в связи с вышесказанными, вы сами определяете свой статус?
С одной стороны, ТГПУ – региональный университет, 70% студентов у нас из Томской области. Но остальные 30% – представители других регионов, у нас и москвичи обучаются. Где наши рамки? Мы должны быть открыты для мира? Или все же мы должны решать региональные задачи? Мы же видим, что кадровая проблема в школах есть, и ее надо корректировать. Думаю, что важно держать баланс: и привлекать талантливых ребят, и обеспечивать свой регион кадрами. Одно без другого невозможно. Главное – мы открыты, мы понимаем ответственность, которая на нас лежит, и мы готовы к изменениям.
Сейчас в стране работают 37 педагогических вузов, четыре из них – ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области. Когда-то свой пединститут был в каждом регионе, но в 90-е все изменилось. Педагогические университеты действительно уникальное явление, далеко не во всех странах они есть.
Мы сегодня много говорим про традиции. В Томске учительский институт был открыт в 1902 году, и эта история продолжается сегодня. Что это, если не передача традиционных ценностей и сохранение культурного кода, о которых говорит Президент? В педагогический университет приходят молодые люди, которые хотят связать свою судьбу со школой, и на нас это накладывает большую ответственность за будущее региона и страны.
По материалам газеты «Красное знамя»