ИИЯМС привез новый опыт со Всероссийского форума лидеров и активистов клубов межнациональной дружбы «Русский как иноСТРАННЫЙ»
Масштабный слет, собравший вместе 35 университетских команд из 17 регионов России, проходил в Барнауле на базе Алтайского государственного педагогического университета. В нем участвовала команда Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ.
За три дня участники обменялись лучшими практиками межкультурного взаимодействия и внесли вклад в создание эффективной модели международных клубов дружбы. ТГПУ на форуме представляли студенты из разных стран: председатель Объединенного совета обучающихся ТГПУ Николай Войтенко и председатель профбюро ИИЯМС Мелания Комарова из России, председатель Студенческого совета ИИЯМС Рима Чолахян из Грузии и резидент Отдела патриотического воспитания молодежи от ИИЯМС Данила Пробст из Казахстана. Курировала команду зам. директора Института по воспитательной работе Вера Валериевна Голубева.
Форум стартовал разделением участников на группы. Наши ребята проходили его совместно со студентами из Новосибирского государственного технического университета, Сибирского федерального университета, Алтайского государственного медицинского университета и Шадринского государственного педагогического университета. Участники определились с общими ценностями – толерантность, дружба между представителями разных стран и сотрудничество, подразумевающее совместную деятельность в различных областях. И сыграли в «Этноквиз»: отгадали загадки народов мира, определили язык по звучанию и страну на основе представленной новогодней традиции. Сборная при участии ТГПУ одержала победу, продемонстрировав высокий уровень лингвострановедческих знаний.
«Победа в квизе, безусловно, – командное достижение: в процессе игры каждый проявил широту своих знаний, – говорит Николай. – Определенным преимуществом стало то, что наша группа состояла из представителей разных национальностей, владеющих разными иностранными языками, знаниями разных культур».
Образовательные площадки форума познакомили присутствующих с опытом работы клубов межнациональной дружбы и международных клубов дружбы. Представители ТГПУ смогли поделиться своим. Так, на базе ИИЯМС регулярно проходят очные и онлайн-клубы русского языка, в которых участвуют студенты из Китая, Монголии, Перу и др. Это возможность для каждого из них повысить уровень владения русским языком, подружиться с представителями разных культур, познакомиться с традициями разных стран через участие в праздничных мероприятиях (День народного единства, Новый год, Масленица и других). Для этой цели также организуются различные мастер-классы (по росписи матрешки, по мезенской росписи, кулинарные мероприятия).
На форуме также были проведены мастер-классы по русской и китайской каллиграфии, созданию декоративных свечей из вощины, игре на народных музыкальных инструментах, по изготовлению тряпичной алтайской куклы-оберега «Маруся».
Одной из ключевых задач стала разработка командами проекта в области межкультурной коммуникации и его защита перед экспертами. Сборная ТГПУ, НГТУ, СФУ, АГМУ и ШГПУ предложила запустить канал «Рецепт дружбы» в социальных сетях, основной контент – рецепты и инструкции в формате видео для приготовления национальных блюд, а его авторы – российские и иностранные обучающиеся вузов. Инициатива нацелена на знакомство с национальными кулинарными традициями различных стран, а также помощь в сближении представителей разных культур.
Своя программа была и у руководителей делегаций. Например, они приняли участие в круглом столе по вопросам социокультурной и языковой адаптации иностранных обучающихся в российских вузах.
Зам. директора ИИЯМС Вера Валериевна Голубева рассказала о реализации в ТГПУ комплексной программы адаптации иностранных обучающихся. Ее уникальность – в совмещении адаптационных мероприятий для иностранцев и с дополнительными профессиональными пробами для российских студентов.
«Комплексная программа социокультурной адаптации ТГПУ состоит из блоков: клубы русского языка, культурно-образовательные мероприятия (экскурсии и мастер-классы), кураторство иностранных обучающихся, наставничество иностранных обучающихся (подготовка к профессиональным конкурсам и олимпиадам), – говорит В.В. Голубева. – Работа прошлого года в рамках первых трех блоков позволила повысить у иностранных обучающихся уровень владения русским языком и адаптировать их к русским историко-культурным и образовательным реалиям. Студенты также проработали компетенции (в частности организаторские способности), которые необходимы для внедрения четвертого блока – включения иностранных обучающихся в общественную деятельность вуза, их привлечения к организации общеинститутских и общеуниверситетских мероприятий, что приведет к их полной интеграции в студенческое сообщество ТГПУ».
По результатам работы форума была создана и представлена интерактивная карта «Ассоциация студенческих клубов межнациональной дружбы», которая станет важным инструментом для координации деятельности клубов и позволит находить партнеров для совместных проектов.