Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

О работе ТГПУ на III томском международном форуме «Преобразование образования»

В Томске состоялся III международный форум «Преобразование образования», организованный Институтом образования ТГУ. В нем приняли участие более 800 человек из России, стран ближнего и дальнего зарубежья: представители вузов, научно-исследовательских институтов, работодатели, исследователи и практики в сфере образования. Педагоги ТГПУ выступили с докладами, а также открыли для диалога с коллегами круглые столы.

Главной темой форума стало обновление модели профессионализации и карьерных стратегий молодежи в практиках университетского образования. На открытии участников приветствовала заместитель губернатора Томской области по научно-технологическому развитию Людмила Огородова:

«Томская область в числе 20 регионов-пилотов участвует в формировании государственной стратегии научно-технологического развития. Мы сформировали госпрограмму научно-технологического развития региона, понимая важность изменений требований к кадрам в системе высшего образования. Данные мониторинга рынка труда Томской области стали частью модели научно-технологического развития. Большую помощь в этом нам оказали специалисты томского аналитического сервиса «РосНавык». По анализу 75 миллионов вакансий самым топовым является запрос работодателей на высококвалифицированные кадры».

Работа форума шла три дня, программа включила секционные заседания, экспертные сессии, круглые столы и другие мероприятия в четырех тематических направлениях. Так, на экспертной площадке «Ускоренная профессионализация студентов: требования к педагогической деятельности и педагогическим позициям в университете» представлялся и обсуждался опыт вузов-пилотов, осуществляющих разработку и реализацию новых подходов к построению модели высшего образования, а также существующие практики и взгляды на ускоренную профессионализацию студентов. Директор Института развития педагогического образования ТГПУ Наталия Семёнова говорила о готовности преподавателей вузов к изменениям в высшем образовании, в том числе к ускоренной профессионализации студентов: в академической среде вузов существуют практики сохранения традиций, при этом преподаватели всегда открыты к обсуждению и воплощению инноваций. Спикер уверена, что ускоренная профессионализация потребует пересмотра как содержания программ и курсов высшего образования, так и педагогического инструментария, что актуализирует потребность в формировании педагогических компетенций каждого преподавателя в любом вузе.

В рамках симпозиума «Развитие педагогического образования в контексте обновления модели высшего образования» доклады участников были представлены на двух круглых столах, модераторами которых выступили сотрудники Томского государственного педагогического университета.

Работу первого «Карьерные траектории в сфере образования: современные реалии и контексты» курировала Н. Семёнова. Представители МПГУ, ЮФУ и томских вузов обсуждали проекты и практики построения различных карьерных траекторий в сфере образования как для студентов педагогических вузов и профилей, так и для студентов непедагогических специальностей.

Н. Семёнова представила результат проекта по апробации программ для первичной подготовки студентов отраслевых вузов ТГУ и ТУСУР, коллеги из ТГУ и ЮФУ – подобные практики, реализуемые в классических вузах. Доцент ФПСО Светлана Шаляпина рассказала об опыте ТГПУ, связанном с построением карьерных траекторий выпускников от учеников психолого-педагогических классов до молодых специалистов. Проректор по образовательной деятельности ТГПУ Марина Садиева обозначила широкую управленческую проблематику, рассмотрев согласование четырех реперных точек: прогнозные потребности отрасли в кадрах, система подготовки кадров, межведомственное взаимодействие, секторальные рамки квалификации. Результатом работы стала договоренность о совместных действиях по обмену опытом и практиками карьеропостроения студентов в системе образования.

Второй круглый стол «Профессиональная подготовка педагогов: эффективный опыт и обновление научно-исследовательской повестки» модерировала профессор ТГПУ Светлана Поздеева. В своем докладе она обозначила новые возможности научных изысканий в педагогической науке с позиции проявления субъектности, новизны и практико-ориентированности. Профессор ФМФ ТГПУ Михаил Червонный представил опыт вуза по развитию инициативности будущих педагогов в контексте обновления модели высшего образования. Тему круглого стола поддержали коллеги из МПГУ, который является пилотом для апробации новой модели высшего образования.

В партнерской программе форума круглый стол «Генерация и реализация цифровых инициатив в вузе: от идеи к практике» прошел под руководством заведующего Научно-исследовательской лабораторией киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды Парка инновационных образовательных практик ИРПО Андрея Глухова. Участники обсудили ключевые тенденции и вызовы цифровизации в педагогических вузах.

Сначала были представлены предварительные результаты исследовательского проекта, выполняемого в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ, «Изучение процессов генерации и реализации цифровых инициатив образовательной направленности студентов педагогических вузов», который изучает влияние цифровых проектов на профессиональное развитие студентов.

Первые три доклада круглого стола были посвящены результатам исследования, выполняемого в ходе реализации проекта «Зеркальные лаборатории: АI в образовании (АIЕD): диффузия инновации, условия реализации и потенциал трансформации» (НИУ ВШЭ, ТГПУ).

Далее сотрудники партнерской Лаборатории инноваций в образовании Института образования НИУ ВШЭ Диана Королева и Елизавета Бабасян представили инсайты лидеров EdTech-компаний для директоров школ и университетов, подчеркивая важность внедрения искусственного интеллекта и эффективного управления изменениями в образовательных учреждениях. Они акцентировали внимание на стратегическом значении ИИ для трансформации учебного процесса и создания гибких образовательных моделей. Другие специалисты лаборатории – Антон Заграничный и Анастасия Андреева – провели обзор отношения к ИИ со стороны педагогического сообщества и отметили необходимость формирования положительного отношения к ИИ как к инструменту обучения и анализа.

Доцент ТЭФ, специалист лаборатории киберсоциализации и формирования цифровой образовательной среды ТГПУ Елена Синогина и зав. лабораторией Андрей Глухов представили доклад о потенциале ИИ в создании и реализации образовательных цифровых проектов, подчеркнув, что его применение в вузах может дать студентам практический опыт в решении реальных задач и повысить их конкурентоспособность на рынке труда.

Заместитель проректора по цифровизации НИ ТПУ Тимур Газизов рассказал о возможностях использования электронного журнала «Образование как проект» для развития личностных навыков студентов, отметив роль публикационной активности и академического взаимодействия в формировании критического мышления и исследовательских способностей обучающихся.

Директор Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ТГПУ Михаил Червонный акцентировал внимание на специфике разработки и внедрения цифровых образовательных проектов, подчеркнув важность адаптации этих инициатив к образовательным потребностям студентов и профессиональному контексту педагогических вузов.

Профессор ИИЯМС Ольга Игна говорила о важности визуализации в преподавании педагогических дисциплин: визуальные инструменты способствуют развитию инициативности у будущих учителей, стимулируя их к исследовательской активности и углубленному восприятию учебного материала.

Студентка БХФ ТГПУ Софья Абросимова осветила методы применения цифровых кейсовых ситуаций для формирования естественно-научной грамотности школьников. Будущий педагог убеждена, что использование цифровых технологий помогает вовлечь обучающихся в процесс изучения предметов естественно-научного цикла.

В последний день форума на стратегической сессии «Экосистема профессионализации для развития человеческого капитала региона» с участием заместителя губернатора Томской области по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталией Киселёвой от ТГПУ работали Н. Семёнова, С. Шаляпина и доцент ФПСО Наталья Буравлёва. Были проработаны механизмы построения региональной образовательной экосистемы с учетом возможностей профессионализации на разных уровнях (школа, СПО, вуз).

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER