Министерство просвещения Российской федерации

Министерство просвещения Российской Федерации
Томский государственный педагогический университет

  • Главная
  • Текущие события
  • Сотрудники ИИЯМС представили опыт взаимодействия ТГПУ с организациями КНР и обучения китайских студентов на международном форуме

Сотрудники ИИЯМС представили опыт взаимодействия ТГПУ с организациями КНР и обучения китайских студентов на международном форуме

16–17 октября в Томском государственном архитектурно-строительном университете в рамках реализации программы «Приоритет 2030» состоялся Международный форум «Россия – Китай: образование в современных геополитических условиях». К участию присоединились преподаватели и сотрудники вузов Большого университета Томска, эксперты из городов России, а также партнеры из КНР: Синьцзянский аграрный университет, Чунцинский университет искусств и науки, Beijing Tommy International Technology Co., Beijing Bridge Cultural Exchange Co. От ТГПУ доклады представили специалисты Института иностранных языков и международного сотрудничества.

Старт работе дал ректор ТГАСУ Виктор Власов, который рассказал об опыте сотрудничества своего университета с китайскими вузами, изучении студентами из России китайского языка и перспективах работы в этих направлениях.

На пленарном заседании форума выступили сотрудники разных вузов БУТ и участники из Китая. Тему «Китай как рынок для экспорта российского образования» осветила директор Института иностранных языков и международного сотрудничества ТГПУ Анна Богданова:

«В настоящее время основным партнером ТГПУ в сфере международного научно-образовательного сотрудничества является Китай. Сегодня практически половину всех иностранных обучающихся ТГПУ составляют студенты из Китая. За последние четыре года количество китайских студентов в университете увеличилось в восемь раз – с 30 обучающихся в 2021–2022 учебном году до 236 обучающихся сегодня, – отметила она. – Ключевую роль в этом процессе играет запуск совместной образовательной программы двойных дипломов по модели «3+1» с Цзилиньским университетом иностранных языков, по которой сейчас обучаются 150 человек, а также интенсификация программ академической мобильности обучающихся и реализация курсов РКИ на постоянной основе».

Анна Геннадьевна рассказала об инструментах поддержки экспорта российского образования, которые использует ТГПУ до и после приезда китайских обучающихся в Россию, сделав акцент на роли социальных сетей на китайском языке и комплексе мероприятий, направленных на социокультурную адаптацию иностранных обучающихся к условиям жизни и обучения в России.

«Важным шагом на пути к развитию российско-китайского сотрудничества является открытие нового профиля подготовки. До 2024 года в ИИЯМС ТГПУ велась подготовка будущих учителей английского, немецкого и французского языков. В этом году, отвечая на вызовы времени, мы открыли новый профиль подготовки для обучения будущих учителей китайского языка. Профиль сразу же подтвердил свою востребованность: мы набрали две группы обучающихся. Так мы сделали первый шаг на пути к тому, чтобы китайский язык появился в томских школах, а наши университеты в долгосрочной перспективе получали абитуриентов с уровнем владения китайским языком не ниже А2», – говорит директор ИИЯМС.

На заседании одной из секций форума с докладом о комплексной программе социокультурной адаптации иностранных студентов в ТГПУ выступила зам. директора по воспитательной работе ИИЯМС Вера Голубева. Она рассказала об основных трудностях, с которыми иностранные обучающиеся сталкиваются во время обучения в России, отметив важность реализуемого в ТГПУ кураторства иностранных обучающихся по модели программы «buddy».

«В системе высшего образования программы «buddy» – эффективный способ содействия социально-культурной адаптации иностранных обучающихся. Такая форма кураторства помогает иностранным обучающимся лучше адаптироваться к образовательной среде в ТГПУ и повысить коммуникативную компетенцию на русском языке до уровня, необходимого для обучения в вузе. В рамках программы студенты старших курсов выступают в роли наставников и курируют первокурсников. Они помогают иностранным обучающимся в решении социально-бытовых проблем советами и рекомендациями, в результате чего иностранные студенты начинают легче ориентироваться в новых социальных, культурных и образовательных условиях».

На студенческой дискуссионной площадке доклад «Мой опыт обучения в России» представила студентка ТГПУ из Китая Ши Лу (научный руководитель – зам. директора по учебной работе ИИЯМС, к.пед.н. Ирина Забродина).

«Во время обучения в Цзилиньском университете иностранных языков в Китае я выбрала для изучения русский язык. Чтобы улучшить свои разговорные навыки, расширить кругозор, глубже понять русскую культуру и лучше овладеть русским языком, я решила поехать учиться в университет в России. Томский государственный педагогический университет – партнер моего вуза в Китае, поэтому мне повезло обучаться здесь. В начале у меня были небольшие сложности в адаптации в таких аспектах, как питание, изменение языковой среды, разница в климате и т.д. Но руководство Института, преподаватели и наши кураторы – русские студенты окружили нас заботой. Каждые две недели мы посещали клуб русского языка, часто ходили на экскурсии, мастер-классы, даже сами пекли пирожки в традиционной русской печи, пробовали блины и сжигали чучело на Масленицу», – поделилась в докладе Ши Лу.

Кроме опыта и перспектив развития сотрудничества РФ и КНР в сфере образования, науки и культуры, участники форума за два дня также обсудили повышение эффективности подготовки студентов в рамках программ высшего образования.

Путеводитель по сайту

Чтобы сообщить о найденной на сайте ошибке - выделите текст ошибки и нажмите CTRL + ENTER