Школьники России представили исследовательские и проектные работы на Конкурсе «Твори! Исследуй! Пробуй!» ИДиА
Институт детства и артпедагогики совместно с Институтом развития педагогического образования ТГПУ в 15-й раз реализовал Конкурс детских исследовательских работ «Твори! Исследуй! Пробуй!». В нем приняли участие более 100 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста из Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Республики Тыва.
15 лет назад команда Томского педагогического университета была одной из первых, реализовавших областной конкурс исследовательских работ для учеников начальной школы. С каждым годом его актуальность растет.
«Исследовательская и проектная деятельность на протяжении многих лет является не только частью образования, но и неотъемлемой частью любой профессии. Эти два надпредметных направления объединяют содержания разных учебных дисциплин, разных сфер культурной и социальной жизни. Именно поэтому каждый год к ним привлекается большое внимания, а количество участников подобных мероприятий увеличивается», – говорит директор ИДиА Ирина Александровна Дроздецкая.
В этом году инициатива впервые вышла на межрегиональный уровень и привлекла участников из разных субъектов РФ. Нововведения коснулись также особенностей организации секций для дошкольников и формирования состава жюри конкурса. Четыре года назад по многочисленным просьбам родительской и педагогической общественности были открыты дошкольные секции – площадки для встречи дошколят, которые показывают свои исследовательские интересы и опыты, проводимые вместе с воспитателями и родителями. Работа проходит в формате игры и сказки. В прошлом году студенты ИДиА разработали новые подходы к организации исследовательских секций: были продуманы требования к интерактивному представлению проектов и форматы дистанционного участия – запись видеоролика или инфографика. Кроме того, к традиционному составу жюри из практикующих педагогов, магистрантов ИДиА, присоединились магистранты ИРПО, обучающиеся по направлению «Воспитательная, методическая и проектная деятельность в образовании.
В ходе участия школьники представляли работы на пяти тематических площадках: «Математика, техника, технология», «Естествознание (география, геология, минералогия, физика, химия)», «Естествознание (биология, здоровье)», «Гуманитарные знания (литература, история, языки и др.)», «Искусство и общество». А дошкольники – в общей секции «Я познаю мир».
«На протяжении 15 лет наиболее популярными были секции, связанные с техникой, технологиями и естественными науками. Это связано с тем, что дети могут проводить опыты и эксперименты с материальными объектами природы или приборами. Гуманитарные исследования были несколько сложнее, поэтому подобных тем было меньше, – отмечает Ирина Александровна. – Сейчас же наблюдается тенденция роста внимания именно к гуманитарным, социальным и культурологическим направлениям. Это обусловлено ростом проектно-исследовательской культуры как педагогов, которые помогают детям организовывать обучение, так и самих детей, а также более системной и организованной работой в школах».
Среди представленных материалов этого сезона члены жюри особенно отметили идею ученика четвертого класса СОШ № 14 Антона Нагорного «Малая Родина: микрорайон Каштак г. Томска», который рассказал историю Каштака, продемонстрировал достопримечательности, представил туристический маршрут по историческим местам микрорайона. В ходе экспертной дискуссии было предложено одну из стен восьмого корпуса ТГПУ, который находится на Каштаке, оформить как интерактивную карту с нанесением на нее достопримечательностей микрорайона, что даст исследовательской работе практическое воплощение.
Высокие оценки получили и другие инициативы. Например, особенности и различия в зрении кошек и собак изучала ученица МАОУ прогимназия «Кристина» Вероника Тельпухова. Выбранная тема увлекла аудиторию слушателей и вызвала множество вопросов. Школьники из Лучаново представили проект «Тюбетейка – национальный головной убор», а также акцентировали внимание на теме Года семьи и исследовали интересы своих мам. Проведенный опрос показал, что дети мало знают об увлечениях, образовании и профессиях своих мам, полагая, что основными хобби являются готовка и уборка – дела, за которыми они чаще всего наблюдают родительниц. Для решения проблемы каждый участник исследования провел беседу внутри семьи, после классом был создан альбом, в котором дети поделились информацией о своих мамах.
По итогам работы в каждой секции были определены победители, призеры и лучший автор по мнению зрителей. В следующем году организаторы планируют расширить географию конкурса, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей России проявить свой научный потенциал.