О том, как нужно развивать инженерное образование на базе педагогических вузов в России: экспертное мнение ректора ТГПУ на пресс-конференции МИА «Россия сегодня»
7 июня в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция на тему: «Развитие инженерного образования на базе педагогических университетов». В событии приняли участие заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева, ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко, директор Института физики, технологий и информационных систем Сергей Лозовенко, ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александр Коротков, заведующий кафедрой физики и дидактики физики Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко Валерий Майер.
В начале обсуждения заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Васильева сделала акцент на развитии инженерного образования. Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России разработало план по развитию инженерного образования:
«Тема развития инженерного образования сегодня касается всех образовательных организаций: говорим ли мы про школу, про систему дополнительного образования детей, говорим ли мы про среднее профессиональное образование, говорим про высшее профессиональное образование – инженерное образование, создание технологического суверенитета страны, мировоззренческого суверенитета страны стоят на повестке дня».
В своем выступлении Т. Васильева указала, что Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России разработало план по развитию инженерного образования – Концепция технологического развития РФ до 2030 г. Возникла необходимость подготовки новых педагогических кадров, в связи с чем открыты «Точки роста» в сельских школах, IT-кубы, Кванториумы. Созданы инженерные классы во всех регионах, эти классы «повернуты к той экономике, которая нужна региону». Возникают новые принципы взаимодействия между школой, вузом и предприятием, которые требуют перестройки учителя. Поэтому важным в развитии инженерного образования является внимание к качеству педагогического образования.
«Если мы говорим о технологическом суверенитете, экономической безопасности страны, то это начинается в школе, с учителя», – подытожила свое выступление заместитель Министра просвещения РФ.
Ректор ТГПУ А. Макаренко также отметил актуальность развития инженерного образования в России и в педагогических вузах:
«Тема чрезвычайно актуальна и важна. Здесь педагогические вузы включаются на разных уровнях взаимодействия. Конечно, основанная задача – это подготовка учителя. Важно выстроить систему мотивации молодежи к изучению естественно-научных дисциплин, ориентацию на карьеру инженера. Учитель формирует мировоззренческую позицию этой науки. Важно понимать то современное состояние, тот прогресс, который происходит, в частности появление новых рынков труда. Сейчас мы говорим о четвертой промышленной революции, о шестом технологическом укладе – все это создает определенную широту, когда в границах одного предмета сложно замотивировать молодого человека. Подход междисциплинарный очень важен и очень перспективен».
А. Макаренко выделил три основных направления в развитии инженерного образования, показав, как это решается в ТГПУ. Первое – это глубокая предметная подготовка в области физики, математики, биологии, химии и информатики на основе проектной деятельности. В университете активно ведет подготовку и студентов, и учителей-предметников Центр дополнительного физико-математического и естественно-научного образования. В вузе в 2022 году были запущены программы STEM-образования Технопарка универсальных педагогических компетенций и Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина: интегрированный курс «STEM – образование» для бакалавров и магистерская программа «Теория и практика STEAM – образования», куда включены ФМФ, БХФ, ТЭФ. Особо ректор выделил в предметной подготовке и интересе к физике роль научной школы физиков-теоретиков, которая позволяет университету быть наравне по высоким рейтинговым позициям с ведущими техническими вузами Томска, России и мира.
Вторым важным направлением становится вовлечение родителей в формирование интереса у детей к инженерным специальностям: экскурсии на предприятия, профориентационные события. И третьим направлением является партнерство как с промышленными, так и вузовским сообществом. Роль педагогического университета в реализации инженерного образования заключается в формировании педагогических компетенций у партнеров и будущих инженеров – «педагогизация среды», когда через педагогические технологии формируешь «мягкие навыки»: коммуникация, работа в команде, клиентоориентированность, обучаешь новым педагогическим подходам в профориентационной деятельности. В опыте университета есть совместный проект с СибГМУ – о развитии пациент-ориентированности в деятельности врачей через педагогические технологии.
Участникам пресс-конференции были заданы вопросы, связанные с развитием инженерного образования в России: о перспективах технического творчества в системе дополнительного образования детей, достаточно ли школьной программы в подготовке к предметам естественно-научного блока или их нужно усиливать за счет репетиторства, нужно ли ввести в школьную программу астрономию и др. Завершающим смыслом конференции стало утверждение, что именно педагогические вузы формируют через подготовку учителя осознанный интерес к инженерии и во многом определяют интенсивность развития инженерного образования в России.
Фото: РИА Новости