Научные диалоги и мастер-классы: в ТГПУ завершилась масштабная конференция по вопросам организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся
В Томском педуниверситете для педагогов общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного, профессионального образования, магистрантов и аспирантов прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся: возможности образовательной среды». Ее организаторами выступили сотрудники Института развития педагогического образования, Института детства и артпедагогики и Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников ТГПУ.
Начало конференции положило пленарное заседание, открыла которое проректор по научной работе ТГПУ Елена Александровна Полева:
«Тема проектной деятельности обучающихся является актуальной и важной, и я рада, что в ТГПУ проходит конференция, на которой эксперты представляют свой опыт. Проектное мышление не только играет значительную роль в образовании, но и помогает понять нам, чего мы хотим добиться от повседневной жизни, какие для этого нужны ресурсы. И прежде чем учить детей проектной деятельности, мы сами должны уметь применять ее в разных аспектах жизни».
По мнению директора ИРПО ТГПУ Наталии Альбертовны Семеновой, проектная и исследовательская деятельность переживает новый этап в своей реализации. Это связано с созданием в образовательных учреждениях новых образовательных сред, в том числе и цифровых. Такие проекты, как «Точка роста», «Цифровая школа» позволяют установить как в садах, так и в школах новейшее оборудование, открывающее возможность подрастающему поколению самостоятельно получать и изучать информацию. Однако для организации эффективной совместной проектной деятельности с учеником педагогу необходимо уметь выстраивать правильную коммуникацию и применять инновационные подходы.
Для этого в Парке инновационных образовательных практик ТГПУ функционирует Лаборатория проектной и исследовательской деятельности в образовании, где идет исследовательская работа на двух областных экспериментальных площадках в городах Северск и Томск. Кроме того, на базе университета педагогами Центра дополнительного физико-математического и естественно-научного образования ведется деятельность по развитию проектной и исследовательской деятельности среди студентов и школьников. Кроме того, 14 декабря прошло торжественное открытие Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина ТГПУ, который станет площадкой для совместной работы педагогов, студентов и школьников. Педагогического технопарка «Кванториум» им. Б.И. Вершинина
В ходе пленара первый доклад «Вовлеченность детей в совместную исследовательскую деятельность как проблема образовательной практики» представила профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ФДиНО ИДиА, зав. Лабораторией метаметодики ИРПО ТГПУ Светлана Ивановна Поздеева.
Спикер изложила преимущества исследовательской деятельности учащихся, в которые входят ресурсность в плане достижения всех видов образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных; развитие навыков критического мышления; расширение знаний в предметной сфере; накопление и обогащение образовательным опытом.
К барьерам в реализации исследовательской деятельности детей профессор отнесла формализацию работы, обусловленную оторванностью от личного опыта детей и усложнением способов; потерю субъектности ученика; вытеснение исследования из урочной деятельности; увлечение интеллектуальными действиями в ущерб другим видам активности.
«Исследования – это естественная потребность ребенка, который через действия познает окружающий мир. Для маленьких детей это способ не только получить новые знания, но и возможность испытать новые позитивные впечатления, зародить стремление к пробно-поисковым действиям, – говорит Светлана Ивановна. – Базовым условием организации совместной исследовательской деятельности с ребенком является особая двойственная позиция, где педагог выступает как в роли организатора, подбирая материал и инициируя заинтересованность ребенка в реализации проекта, так и в роли участника, где исследует, формулирует гипотезы и открывает новое вместе с ребенком».
Слушатели узнали об условиях успешного вовлечения детей в совместную исследовательскую деятельность, среди которых интегративный характер, когда образовательный процесс требует множественности и разнообразия источников, опора на познавательные инициативы детей, организация пробно-поисковых действий и рефлексия совместной и индивидуальной работы.
О развитии универсальных умений будущих и работающих педагогов в процессе проектной и исследовательской деятельности говорила с коллегами доцент, зав. кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета Юлия Борисовна Дроботенко.
«Современную образовательную реальность сегодня все чаще характеризуют как сложную и постоянно дифференцирующуюся под влиянием таких процессов, как цифровизация и коммерциализация образования, – начала выступление Юлия Борисовна. – Эти очень интенсивные процессы приводят к тому, что современный учитель должен уметь работать в ситуации с избытком информации. В этих условиях проектная и исследовательская деятельность учителя становится все более востребованной».
В выступлении эксперт обозначила, что универсальные умения учителя, способствующие реализации исследовательской и проектной деятельности, – это умения, направленные на изучение окружающего социума и мира, субъекта образования и продуктов его работы, образовательной и педагогической деятельности, а также навык обобщения и оформления собственного опыта.
По мнению выступающей, для развития универсальных умений будущие и действующие педагоги должны практиковаться в выстраивании аналогий и гипотез, учиться обосновывать собственную позицию, владеть умениями организации обратной связи, использовать различные нарративные техники, изучать цифровой след обучающегося и проводить самоисследования. Все эти техники и приемы помогут педагогу подойти к процессу проектной и исследовательской деятельности с более экспертной точки зрения.
Последним докладом пленарного заседания стало сообщение «Цифровая образовательная среда: новые возможности для организации проектной и исследовательской деятельности» директора Института развития педагогического образования ТГПУ, зав. Лабораторией проектной и исследовательской деятельности в образовании ИРПО Наталии Альбертовны Семеноваой. Сначала спикер дала термин «Новая нормальность», обозначающий события, которые пришли в ситуации неоднозначности. В педагогической деятельности двумя частями новой нормальности стали исследовательская и проектная деятельность в образовании и цифровая образовательная среда.
Главными составляющими современной исследовательской и проектной деятельности в образовании являются сами исследования и проект на всех образовательных уровнях; педагог, выступающий проектировщиком, исследователем и организатором; базовые компетенции ФГОС и проект «Школа Минпросвещения России: проектная и исследовательская деятельность». В цифровую образовательную среду входят вынужденное освоение цифрового образования в период пандемии, работа с ресурсами и образовательными платформами, развитие дистанционных форматов коммуникации и киберсоциализация.
Наталия Альбертовна рассмотрела аспекты, влияющие на обучение в эпоху цифровой образовательной среды, с позиции «да, но». Она отметила, что сейчас внедряются цифровые инструменты, которые можно использовать в исследовательской и проектной деятельности, однако в реальности их используется недостаточное количество. Например, в педагогических вузах РФ открылись педагогические Технопарки с новейшим оснащением, но их открытие требует трансформации в педагогическом образовании. Имеется большое количество Интернет-ресурсов, но не достает практико-ориентированных разработок. Доступно большое количество курсов повышения квалификации по разным направлениям, но есть момент цифрового неравенства. Открыта возможность осуществления онлайн-коммуникации, но цифровое исследование не идентично реальному.
Чтобы разобраться в вопросе «Цифровая среда – хорошая возможность проводить проектную и исследовательскую работу или тормоз для продуктивной деятельности?» участники конференции распределились для взаимодействия в рамках секций. Темами заседаний стали «Инновационные подходы и практики организации проектной и исследовательской деятельности школьников», «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся: ресурсы деятельностного и компетентностного подходов», «Эффективные практики вовлечения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность», «Потенциал проектной и исследовательской деятельности для развития дошкольников», «Опыт организации в проектной и исследовательской деятельности дошкольников», «Организация и сопровождение исследовательской и проектной деятельности студентов».
Второй день масштабной научной работы состоялся на базе МАДОУ №82, педагоги стажировочных площадок Федерального центра ТГПУ провели для участников мастер-классы по организации проектной и исследовательской деятельности.